Председатель Коллегии ЕЭК рассказал об очередных экономических мерах для обеспечения стабильности в ЕАЭС, формировании общих энергетических рынков и снятии барьеров и ограничений
13.10.2021 22:30:00
Над чем еще работают страны — участницы Евразийского экономического союза, в интервью «Р» рассказал председатель Коллегии Евразийской экономической комиссии Михаил Мясникович.
Пандемии вопреки
— Михаил Владимирович, не секрет, что в условиях пандемии мировая экономика значительно просела. Как адаптировались страны ЕАЭС к новым реалиям и рассматриваются ли ЕЭК новые экономические меры для обеспечения стабильности в странах союза?— Сегодня с уверенностью можно сказать, что комиссия и союз испытание пандемией выдержали. Несмотря на объективные сложности, мы постарались изменить формат работы, перейти к принятию конкретных нормативно-правовых актов и проектному сотрудничеству, если хотите — сделать своеобразную перезагрузку интеграционных процессов, чтобы принимать важные и нужные нормативно-правовые акты прямого действия в рамках комиссии и ЕАЭС.
Негативное влияние пандемии COVID-19 на экономики стран союза минимизировалось за счет более активного сотрудничества наших стран. Как результат — в 2021 году в Евразийском экономическом союзе ожидается рост ВВП на 4 процента после сокращения на 2,9 процента в 2020-м.
Высокими темпами идет восстановление внешних рынков союза и взаимной торговли. В январе — августе 2021-го объем взаимной торговли увеличился по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 31,3 процента. Причем рост зафиксирован во всех государствах — членах ЕАЭС. Позитивным является тот факт, что наиболее интенсивно развивался экспорт товаров на рынки стран вне ЕАЭС — прирост составил 38,5 процента.
Касательно принимаемых мер, которые в том числе помогут минимизировать последствия пандемии и придать новый импульс развитию экономик союза, хотел бы акцентировать внимание на утвержденной в декабре 2020-го Стратегии развития евразийской экономической интеграции до 2025 года, которая позволит сделать следующий шаг и перейти на новый уровень экономического сотрудничества.
Убежден, что задействование внутреннего и интеграционного потенциала государств ЕАЭС может обеспечить, согласно экспертным оценкам, ежегодные темпы прироста ВВП ЕАЭС выше среднемировых — 4,5 процента против 3,8—4 процентов. Это позволит укрепить позиции союза в мире: доля ЕАЭС в мировом ВВП может вырасти до 3,8 процента, в мировой торговле — до 2,7 процента. Эффект для некоторых государств-членов оценивается в среднем до 13 процентов дополнительного прироста ВВП. Реализация стратегии-2025 зависит, конечно же, от воли и желания наших государств-членов.
В целом можно констатировать, что во время пандемии союз продемонстрировал свою состоятельность и в случае необходимости готов противостоять новым вызовам.
— В Стратегических направлениях развития евразийской интеграции до 2025 года большое внимание уделяется вопросам цифровизации. Какие мероприятия будут реализованы в ближайшее время в данном направлении и какого эффекта ожидать от них гражданам интеграционного объединения?
— Отмечу, что на евразийском пространстве цифровая трансформация происходит во всех отраслях экономики и в повседневной жизнедеятельности граждан. Что касается стратегии-2025, то она в первую очередь направлена на развитие интеграции. И в этой связи вопросам цифровизации уделено большое внимание.
В частности, комиссия совместно с государствами-членами создает благоприятные условия для развития промкооперации и реализации совместных проектов в реальном секторе. Инструментом для создания комфортных условий для развития бизнеса является проект «Евразийская сеть промышленной кооперации, субконтрактации и трансфера технологий». В этом году подписан договор о начале реализации проекта. Он нацелен на вовлечение малых и средних предприятий в производственные цепочки крупных производителей, а также стимулирование инновационных процессов путем трансфера технологий.
Среди других цифровых проектов можно отметить унифицированную поисковую систему «Работа без границ» — это первый цифровой проект в ЕАЭС, который был запущен в промышленную эксплуатацию в июле 2021 года.
Стратегия-2025 предполагает и другие цифровые инициативы. Среди них — система маркировки и прослеживаемости товаров, развитие трансграничного пространства доверия, разработка и утверждение концепции территориально распределенной цифровой платформы союза, включающей национальные сегменты и интегрированные компоненты, вопросы цифровой трансформации в сфере интеллектуальной собственности и многие другие актуальные проекты.
Развернута системная работа по развитию кооперационных связей в приоритетных отраслях: машиностроении, производстве электрооборудования, автомобилестроении, металлургическом производстве, легкой промышленности.
Общие рынки
— Как продвигается процесс создания общих рынков газа, нефти и нефтепродуктов Евразийского экономического союза и по каким вопросам стороны еще не пришли к общему знаменателю?— Создание единых энергетических рынков ЕАЭС является одной из приоритетных задач нашей работы, на решение которой сегодня направлены основные усилия государств евразийской «пятерки». Планируется, что общие рынки заработают с 1 января 2025 года.
Что касается непосредственно вашего вопроса, то уже утверждены концепции и программы формирования общих рынков газа, нефти и нефтепродуктов, и в настоящее время интенсивно реализуются мероприятия, направленные на их выполнение.
Принципиальные вопросы функционирования общих рынков газа, нефти и нефтепродуктов будут регламентированы в международных договорах, работа над которыми также уже ведется. Программами предусмотрено, что международный договор о формировании общего рынка газа будет подписан в 2022 году, а договор по нефтяному рынку — в 2023-м.
В отношении газового рынка мы исходим из того, что крайне важно выстроить недискриминационные механизмы его работы, поэтому особое внимание в ходе формирования общего рынка газа будет уделено ценообразованию, развитию биржевой торговли и обеспечению равного доступа к газотранспортным системам. В частности, порядок биржевых торгов газом разрабатывается уже сегодня совместно с правительствами стран-участниц.
Что касается формирования общих рынков нефти и нефтепродуктов союза, то в качестве механизма определения рыночных цен будут использоваться ценовые индикаторы, определяемые на основе биржевых торгов.
Помимо этого, будет обеспечен недискриминационный доступ к инфраструктуре транспортировки нефти. Организация биржевой торговли, переход к рыночному ценообразованию на нефтепродукты позволит повысить доступность энергоресурсов для хозяйствующих субъектов стран союза и населения, а также расширить рынки сбыта для независимых производителей нефти и нефтепродуктов.
Все эти важные вопросы будет предлагаться отразить в разрабатываемом в настоящее время международном договоре и других документах, но решение остается за странами-участницами.
Безусловно, от полномасштабного запуска общих рынков выиграют все: они внесут весомый вклад в развитие экономики государств — членов союза, упрочат интеграционный фундамент ЕАЭС, станут мощным фактором развития евразийского региона в целом, что, несомненно, благоприятно скажется и на достижении общей конечной цели — повышении благосостояния населения наших стран.
— В августе утверждена дорожная карта по формированию общего рынка органической сельскохозяйственной продукции в Евразийском экономическом союзе. Как будет развиваться данное направление?
— Да, действительно, 20 августа на заседании Евразийского межправительственного совета главы правительств стран ЕАЭС утвердили упомянутую дорожную карту. Согласно этому документу проект соглашения о едином рынке органики в ЕАЭС должен быть разработан до конца 2022 года.
Создание общего рынка сделает органическую продукцию более доступной для граждан ЕАЭС. Согласно исследованиям, если мировой рынок органики продолжит свой текущий рост со скоростью 10—12 процентов в год, то достигнет к 2030 году примерно 300 миллиардов долларов. В этой связи нам следует стать самостоятельными игроками на международном рынке, вместо того чтобы служить территориями сбыта зарубежной продукции, не всегда качественной.
Наша задача — обеспечить безбарьерное обращение органической продукции между странами ЕАЭС. Запланированная дорожной картой разработка проекта международного договора как раз и направлена на решение этих вопросов. Ключевым положением соглашения станет унификация требований к производству и маркировке такой продукции, что послужит основой для взаимного признания в союзе систем сертификации ее производства.
Предусмотрена также проработка вопросов формирования и унификации статистического учета производства, импорта и обращения органической сельскохозяйственной продукции.
Завершающим этапом реализации дорожной карты станет подготовка рекомендаций комиссии странам союза по вопросам обеспечения доступа органической сельхозпродукции, произведенной в государствах-членах, на рынки третьих стран. В частности, мы планируем сотрудничать с Международной федерацией движений за органическое сельское хозяйство.
Уверен, что организации и фермеры стран союза будут активно включаться в процесс органического сельхозпроизводства и смогут эффективно реализовать имеющийся потенциал для развития этого сектора, что позволит нам занять в перспективе до 10 процентов мирового рынка — на такой объем мы ориентируемся.
Преодолевая барьеры
— В ЕАЭС успешно снимаются ограничения на рынках госзакупок союза, открываются новые возможности роста для промышленных предприятий. Тем не менее бизнес регулярно заявляет о барьерах на внутреннем рынке. Какая работа ведется в данном направлении и когда будет поставлена точка на барьерах и ограничениях?— Для начала напомню, что в части госзакупок вступили в силу единые Правила определения страны происхождения отдельных видов товаров, которые позволяют предоставить беспрепятственный доступ поставщикам определенных видов промышленных товаров к участию в госзакупках стран ЕАЭС. Это снимает существующие административные барьеры и, соответственно, сокращает расходы бизнеса.
Кроме того, в апреле этого года запущен и успешно работает Евразийский реестр промышленных товаров государств ЕАЭС, в который на сегодняшний день уже вошло более 3800 товаров 35 предприятий из Беларуси и Казахстана. Мы призываем предпринимателей активно включать сведения о своих товарах в евразийский реестр, что позволит им участвовать в госзакупках стран союза.
Что касается ограничений, то их сохранение на внутреннем рынке союза можно объяснить естественным процессом развития государств-членов. Это связано с особенностями моделей развития национальных экономик, существующими различиями институциональных преобразований наших государств. Поэтому для системного устранения таких препятствий и недопущения их появления в будущем ведется целенаправленная работа по сближению национальных законодательств, усилению степени проведения согласованных политик в разных сферах экономики.
Кстати, 5 октября Совет Евразийской экономической комиссии на очередном заседании утвердил план (дорожную карту) по устранению наиболее значимых изъятий и ограничений на внутреннем рынке ЕАЭС, обозначенных главами правительств стран-участниц. Документ, рассчитанный до декабря 2022 года включительно, содержит 35 мероприятий и призван обеспечить развитие и расширение интеграционных процессов, сделав функционирование внутреннего рынка союза еще более устойчивым.
За время реализации мероприятий дорожной карты планируется, в частности, устранить 14 препятствий: 13 ограничений и 1 изъятие. Например, в списке — препятствия, связанные с признанием документов об ученых степенях и званиях, водительских удостоверений, обращением сильнодействующих веществ и культурных ценностей, а также другие значимые препятствия на внутреннем рынке союза.
Комиссия ЕАЭС выступила с инициативой по цифровизации грузовых железнодорожных перевозок.
Расширяя грани сотрудничества
— Недавно ЕЭК предложила проработать новые инструменты мотивации для создания совместных предприятий — евразийских транснациональных компаний. Расскажите, на каких принципах будут формироваться такие компании и какой прогнозируется эффект?— Да, действительно, по нашему мнению, большую роль в развитии экономики Евразийского экономического союза должны сыграть масштабные проекты, в основе которых лежит коммерческий интерес. Развернута системная работа по развитию кооперационных связей в приоритетных отраслях: машиностроении, производстве электрооборудования, автомобилестроении, металлургическом производстве, легкой промышленности.
Особенно хочу подчеркнуть необходимость развития кооперации в автомобилестроении и, в частности, производстве электротранспорта. Здесь у Беларуси имеются значительные наработки как в производственной сфере, так и в области научных разработок.
Перспективным направлением для кооперационного сотрудничества в рамках ЕАЭС являются беспилотные технологии. БЕЛАЗ стал первопроходцем в этой области. В настоящее время прорабатывается совместный белорусско-российский проект по созданию новых образцов карьерных самосвалов на полностью электрической тяге.
Подчеркну — объединение потенциала позволит создать крупные конкурентоспособные евразийские транснациональные корпорации, которые будут способны обеспечить как нужды внутреннего рынка, так и выходить на рынки третьих стран.
Для этого ЕЭК прорабатывает новые инструменты мотивации — разрабатывает совместно с государствами-членами и Евразийским банком развития приемлемые льготные условия для финансирования промышленных кооперационных проектов, прорабатывается возможность использования ресурсов Евразийского фонда стабилизации и развития, а также механизма межгосударственных программ и проектов.
— Что касается международного сотрудничества. В июле вступило в действие соглашение о свободной торговле с Сербией, сейчас ведутся переговоры с Египтом и Ираном. Какие преимущества союзу дают такие соглашения? И какие есть перспективы развития отношений с Китаем?
Отмечу, что в стратегии-2025 сделан акцент на формировании Большого Евразийского партнерства путем сопряжения ЕАЭС с инициативой «Один пояс — один путь», укрепления сотрудничества с АСЕАН, ШОС, СНГ, Европейским союзом и другими партнерами в регионе Большой Евразии.
Евразийский экономический союз становится ядром формирования Большого Евразийского партнерства. У нас налажены связи со многими странами и международными организациями континента. Заключены меморандумы о сотрудничестве с АСЕАН и рядом государств континента. Подписаны соглашения о зоне свободной торговли с Вьетнамом, Сербией, Сингапуром, Временное соглашение с Ираном.
Безусловно, важнейшим треком международного сотрудничества выступает СНГ. На сегодняшний день комиссия уделяет пристальное внимание вопросам единообразного применения права, в ЕЭК функционирует рабочая группа для выработки подходов по сопряжению права ЕАЭС и нормативной базы СНГ, в том числе в части устранения противоречий между проектами нормативных правовых актов, разрабатываемыми в ЕАЭС и СНГ.
Что касается дальней дуги, то необходимо активизировать переговоры по ЗСТ с Египтом, это расширит возможности союза в Африканском регионе. Существенная переговорная работа проделана с Израилем, также неплохие перспективы по Индонезии и Монголии.
Временным соглашением, ведущим к образованию зоны свободной торговли с Ираном, предусмотрено, что оно является первым этапом формирования полноценной зоны свободной торговли. В настоящий момент идет работа по подготовке переговорных позиций, рассчитываем перейти к переговорам в самое ближайшее время с целью обеспечения «бесшовности» перехода от временного торгового режима к постоянному.
Одним из наиболее перспективных векторов взаимодействия между ЕАЭС и Индией, на наш взгляд, является использование потенциала транспортного коридора «Север — Юг», что позволит повысить транспортную связанность региона, сформировать новые цепочки поставок на Евразийском континенте, значительно сократить логистические издержки, увеличить объемы грузоперевозок и таким образом обеспечить расширенный доступ к рынкам сбыта.
Что касается Китая, то это очень важный партнер, на него приходится более 20 процентов во внешней торговле ЕАЭС. Товарооборот между ЕАЭС и КНР за первое полугодие 2021-го составил 73,5 миллиарда долларов, показав рост за год на 24,8 процента. Мы видим, что нужны новые проекты, чтобы закрепить успех и двигаться дальше. Так, например, комиссия выступила с инициативой по цифровизации грузовых железнодорожных перевозок.
Мы считаем, что важно не только торговать, но и создавать условия для кооперационных проектов с взаимодополняющей специализацией с нашими партнерами дальней дуги. Поэтому будем продолжать активно работать в этом направлении.
— Михаил Владимирович, благодарю вас за интервью!
sichevich@sb.by