Ляхнович — об оптимизации логистики, работе авиации и реализации инфраструктурных проектов
11.10.2023 21:37:00
Владислав СЫЧЕВИЧ
Назначая в июле этого года Алексея Ляхновича на должность министра транспорта и коммуникаций, Президент поручил активизировать работу по снижению стоимости тарифов при логистике белорусских товаров за рубеж. Задача Минтранса — обеспечить внешние грузоперевозки. Одно из требований Александра Лукашенко к транспортной отрасли — улучшить дорожную сеть. Государство вкладывает немалые ресурсы в развитие больших магистралей первой категории, а также в местную сеть. Важной задачей для отрасли остается клиентоориентированность. Как выполняются поставленные задачи — об этом в интервью «Р» рассказал руководитель Минтранса Алексей Ляхнович.
— Одной из важных задач, которые стоят в настоящий момент, является формирование оптимальных логистических схем с задействованием всех видов транспорта для осуществления бесперебойного вывоза экспортной продукции.
Минтрансом совместно с Белорусской железной дорогой, организациями-экспортерами, транспортными, транспортно-экспедиционными организациями и ассоциациями на постоянной основе проводится работа по решению проблемных вопросов, связанных с выстраиванием новых логистических маршрутов поставки продукции на экспорт. Следует отметить, что выбор географии перевозок, маршрутов следования грузов осуществляется грузоотправителями исходя из комплексной оценки затрат на транспортировку и технических характеристик инфраструктуры.
Так, в настоящее время между Беларусью и Россией создана правовая база, позволяющая перевозить главные отечественные экспортные грузы через транспортную инфраструктуру Российской Федерации как по сухопутным маршрутам, так и через портовую инфраструктуру.
— Какие российские порты сегодня используются для перевалки наших грузов?
— Доставка продукции осуществляется с задействованием портов Северо-Западного региона России, портов южных морей, по сухопутным маршрутам в направлении Китая, стран Азии, а также по маршрутам с использованием международного транспортного коридора «Север — Юг» в направлении Ирана и Индии, портов Каспийского моря и ряда других направлений.
— Несомненно, международный транспортный коридор «Север — Юг» представляет интерес для Республики Беларусь. В настоящее время проработаны следующие варианты транспортно-логистических схем доставки грузов в контейнерах назначением в Иран с задействованием инфраструктуры международного транспортного коридора «Север — Юг»: следование грузов железнодорожным транспортом до станции Астара (граница Азербайджана и Ирана) с дальнейшим перегрузом на автомобильный транспорт и следованием по территории Ирана до конечного получателя (западный маршрут); следование грузов железнодорожным транспортом до портов Астраханского региона Российской Федерации с дальнейшим перегрузом на морской транспорт и доставкой до порта Бендер-Энзели (Иран) (центральный маршрут); следование грузов железнодорожным транспортом со станций БЖД через территории России, Казахстана, Туркменистана до пограничных станций Акяйла (Туркменистан) / Инче-Борун (Иран) или Сарахс (эксп.) (Туркменистан) с перегрузом в вагоны шириной колеи 1435 миллиметров и дальнейшим следованием по территории Ирана до конечного получателя (восточный маршрут). По указанным направлениям ведется постоянная работа по выстраиванию логистики перевозки белорусского экспортного груза с задействованием инфраструктуры МТК «Север — Юг».
— С апреля 2022-го отечественные автомобильные перевозчики грузов работают в условиях введенных Евросоюзом санкций: им запрещено перевозить товары автотранспортными средствами по территории ЕС.
Минтрансом совместно с ГТК были подготовлены предложения в Правительство, и им оперативно было принято постановление от 22 апреля 2022 года № 247 «О перемещении транспортных средств».
После того как было ограничено движение перевозчиков Европейского союза на территории Республики Беларусь до специально установленных мест, наши транспортные компании получили возможность с учетом перегрузки либо перецепки дальше доставлять груз в иные страны, в том числе в Россию и Азиатский регион. Таким образом, государство обеспечило работой белорусских перевозчиков на линии доставки грузов от границы с ЕС, при этом более активно начали работу со странами Востока.
В настоящее время выполнение международных автомобильных перевозок грузов с использованием полученных разрешений возможно без ограничений по территории 15 иностранных государств (Азербайджан, Армения, Грузия, Иордания, Иран, Казахстан, Китай, Кыргызстан, Ливан, Россия, Таджикистан, Туркменистан, Турция, Узбекистан, Монголия).
С Ираном и Кыргызстаном протоколы о внесении соответствующих изменений в двусторонние соглашения подписаны в текущем году.
18 августа 2023-го подписано соглашение с Российской Федерацией, предусматривающее поэтапный переход (пять этапов) к 1 января 2030 года на либерализацию выполнения перевозок грузов в/из третьих стран.
Важно подчеркнуть, что двусторонние транзитные перевозки грузов между государствами — участниками ЕАЭС уже либерализованы в соответствии с Договором о ЕАЭС.
Кроме того, с Ираком и Пакистаном ведется работа по заключению соглашений, предусматривающих выполнение международных автомобильных перевозок грузов на безразрешительной основе.
В целом по результатам работы в первом полугодии 2023-го международные автомобильные перевозчики как грузов, так и пассажиров сработали с прибылью.
— Как в условиях внешнего давления работает авиационная отрасль страны?
— Несмотря на введение санкций, сокращение полетов западных авиакомпаний в Республику Беларусь, а отечественных перевозчиков — в Европу, снижение авиатрафика, авиационная отрасль страны сохранила опытный персонал. Это главное. Санкции никак не повлияли на безопасность полетов, и авиационные организации работают стабильно.
Продолжаются полеты наших перевозчиков в Россию, страны Кавказского региона, Средней Азии, Ближнего Востока. Приняты меры по переориентации полетов по новым маршрутам и увеличению количества рейсов по действующим направлениям.
Помимо этого, маркетинговая политика авиационной отрасли направлена на дальнейшее развитие маршрутной сети из стран ЕАЭС и ШОС, а также регионов Азии, Африки, Ближнего и Среднего Востока.
Продолжается работа по дальнейшему обновлению авиапарка гражданской авиации Республики Беларусь.
Таким образом, авиационная отрасль страны в полной мере компенсирует любые негативные последствия санкционной политики в отношении Республики Беларусь и обеспечивает наиболее благоприятные условия авиаперевозок и высококачественный сервис для белорусских граждан и гостей нашей страны.
— Основными объектами реконструкции, реализуемыми в текущем году на республиканских автодорогах, являются участки автомобильных дорог Р-53 от Смолевичей до Жодино (ввод в 2024-м), Р-46 от Лепеля до Полоцка (ввод запланирован на 2025 год), М-3 от Логойска до Плещениц (ввод предусмотрен на 2024-й).
Кроме того, продолжается реконструкция мостовых сооружений, начатых в рамках проекта «Республиканские мосты и реконструкция автодороги М-3». В прошлом году введены в эксплуатацию четыре сооружения. Оставшиеся запланированы к вводу в 2023 (пять сооружений) и 2024 годах (четыре сооружения).
Что касается цементобетонных дорог, то в этом году введен в эксплуатацию Юго-западный обход Могилева протяженностью 11,5 км. Продолжается реконструкция автомобильной дороги Р-53 Слобода — Новосады на участке от Смолевичей до Жодино протяженностью 14,6 км (ввод в 2024-м).
Также в текущем году начата реконструкция участка автомобильной дороги М-3 Минск — Витебск от Логойска до Плещениц протяженностью 15 км.
В 2024-м предусматривается начать реконструкцию участка М-3, км 64,0 — км 66,7 протяженностью 2,7 км, а также участка Р-53 от Жодино до Борисова протяженностью 9,9 км.
Следует акцентировать, что при проектировании объектов возведения и реконструкции республиканских автодорог в первую очередь отдается предпочтение дорожному покрытию из цементобетона.
— После прекращения западного финансирования инфраструктурных проектов в Беларуси за счет чего сегодня осуществляется реконструкция автомобильных дорог?
— В рамках Кредитного соглашения («Республиканские мосты и реконструкция автодороги М-3») между Республикой Беларусь и Европейским банком реконструкции и развития (ЕБРР), заключенного в 2019 году, планировалось выполнить реконструкцию автодороги М-3 Минск — Витебск на участке км 8,6 — км 56,0 и 13 дорожных сооружений на республиканских автомобильных дорогах.
Для завершения проекта Правительством принято решение о продолжении реконструкции за счет бюджетных средств, что позволило в 2022-м ввести в эксплуатацию четыре дорожных сооружения. Оставшиеся предусмотрены к вводу в 2023 и 2024 годах.
sichevich@sb.by
Логистика на завтра
— Алексей Алексеевич, предлагаю начать наш разговор с, пожалуй, наиболее актуальной для отрасли темы. Какая работа проводится по оптимизации логистических схем поставок экспортной продукции?— Одной из важных задач, которые стоят в настоящий момент, является формирование оптимальных логистических схем с задействованием всех видов транспорта для осуществления бесперебойного вывоза экспортной продукции.
Минтрансом совместно с Белорусской железной дорогой, организациями-экспортерами, транспортными, транспортно-экспедиционными организациями и ассоциациями на постоянной основе проводится работа по решению проблемных вопросов, связанных с выстраиванием новых логистических маршрутов поставки продукции на экспорт. Следует отметить, что выбор географии перевозок, маршрутов следования грузов осуществляется грузоотправителями исходя из комплексной оценки затрат на транспортировку и технических характеристик инфраструктуры.
Так, в настоящее время между Беларусью и Россией создана правовая база, позволяющая перевозить главные отечественные экспортные грузы через транспортную инфраструктуру Российской Федерации как по сухопутным маршрутам, так и через портовую инфраструктуру.
— Какие российские порты сегодня используются для перевалки наших грузов?
— Доставка продукции осуществляется с задействованием портов Северо-Западного региона России, портов южных морей, по сухопутным маршрутам в направлении Китая, стран Азии, а также по маршрутам с использованием международного транспортного коридора «Север — Юг» в направлении Ирана и Индии, портов Каспийского моря и ряда других направлений.
Сейчас задействовано 20 портов Российской Федерации под погрузку белорусского экспортного груза.
— Расскажите подробнее про организацию доставки грузов через международный транспортный коридор «Север — Юг»?
Доставить вовремя
— Как обстоят дела в сфере международных автомобильных перевозок?— С апреля 2022-го отечественные автомобильные перевозчики грузов работают в условиях введенных Евросоюзом санкций: им запрещено перевозить товары автотранспортными средствами по территории ЕС.
Минтрансом совместно с ГТК были подготовлены предложения в Правительство, и им оперативно было принято постановление от 22 апреля 2022 года № 247 «О перемещении транспортных средств».
После того как было ограничено движение перевозчиков Европейского союза на территории Республики Беларусь до специально установленных мест, наши транспортные компании получили возможность с учетом перегрузки либо перецепки дальше доставлять груз в иные страны, в том числе в Россию и Азиатский регион. Таким образом, государство обеспечило работой белорусских перевозчиков на линии доставки грузов от границы с ЕС, при этом более активно начали работу со странами Востока.
В настоящее время выполнение международных автомобильных перевозок грузов с использованием полученных разрешений возможно без ограничений по территории 15 иностранных государств (Азербайджан, Армения, Грузия, Иордания, Иран, Казахстан, Китай, Кыргызстан, Ливан, Россия, Таджикистан, Туркменистан, Турция, Узбекистан, Монголия).
В части увеличения количества разрешений иностранных государств на осуществление международных автомобильных перевозок грузов по результатам проделанной работы в 2023-м получено 27,1 тысячи дополнительных разрешений на проезд по территории Азербайджана, Армении, Грузии, Казахстана, Китая, Монголии, Турции и Узбекистана. Это в 1,7 раза больше по отношению к первоначальной квоте разрешений по указанным странам.В целях создания условий для увеличения объема выполняемых международных перевозок грузов отечественными перевозчиками Минтрансом проводится работа по внесению изменений в действующие двусторонние соглашения с иностранными государствами о международных автомобильных перевозках в части установления безразрешительного принципа.
С Ираном и Кыргызстаном протоколы о внесении соответствующих изменений в двусторонние соглашения подписаны в текущем году.
18 августа 2023-го подписано соглашение с Российской Федерацией, предусматривающее поэтапный переход (пять этапов) к 1 января 2030 года на либерализацию выполнения перевозок грузов в/из третьих стран.
Важно подчеркнуть, что двусторонние транзитные перевозки грузов между государствами — участниками ЕАЭС уже либерализованы в соответствии с Договором о ЕАЭС.
Кроме того, с Ираком и Пакистаном ведется работа по заключению соглашений, предусматривающих выполнение международных автомобильных перевозок грузов на безразрешительной основе.
В целом по результатам работы в первом полугодии 2023-го международные автомобильные перевозчики как грузов, так и пассажиров сработали с прибылью.
— Как в условиях внешнего давления работает авиационная отрасль страны?
— Несмотря на введение санкций, сокращение полетов западных авиакомпаний в Республику Беларусь, а отечественных перевозчиков — в Европу, снижение авиатрафика, авиационная отрасль страны сохранила опытный персонал. Это главное. Санкции никак не повлияли на безопасность полетов, и авиационные организации работают стабильно.
Продолжаются полеты наших перевозчиков в Россию, страны Кавказского региона, Средней Азии, Ближнего Востока. Приняты меры по переориентации полетов по новым маршрутам и увеличению количества рейсов по действующим направлениям.
Помимо этого, маркетинговая политика авиационной отрасли направлена на дальнейшее развитие маршрутной сети из стран ЕАЭС и ШОС, а также регионов Азии, Африки, Ближнего и Среднего Востока.
Продолжается работа по дальнейшему обновлению авиапарка гражданской авиации Республики Беларусь.
Независимо от условий, в которые поставили авиационные организации зарубежные партнеры, ее услугами обеспечиваются все иностранные пользователи воздушного пространства. Делается это, как и раньше, на высоком профессиональном уровне с соблюдением всех международных норм и стандартов ИКАО.
Фото из архива «СБ»
Таким образом, авиационная отрасль страны в полной мере компенсирует любые негативные последствия санкционной политики в отношении Республики Беларусь и обеспечивает наиболее благоприятные условия авиаперевозок и высококачественный сервис для белорусских граждан и гостей нашей страны.
Поехали
— Как идет строительство и реконструкция дорог и мостов в стране? И озвучьте планы по строительству и реконструкции цементобетонных дорог.— Основными объектами реконструкции, реализуемыми в текущем году на республиканских автодорогах, являются участки автомобильных дорог Р-53 от Смолевичей до Жодино (ввод в 2024-м), Р-46 от Лепеля до Полоцка (ввод запланирован на 2025 год), М-3 от Логойска до Плещениц (ввод предусмотрен на 2024-й).
Кроме того, продолжается реконструкция мостовых сооружений, начатых в рамках проекта «Республиканские мосты и реконструкция автодороги М-3». В прошлом году введены в эксплуатацию четыре сооружения. Оставшиеся запланированы к вводу в 2023 (пять сооружений) и 2024 годах (четыре сооружения).
Что касается цементобетонных дорог, то в этом году введен в эксплуатацию Юго-западный обход Могилева протяженностью 11,5 км. Продолжается реконструкция автомобильной дороги Р-53 Слобода — Новосады на участке от Смолевичей до Жодино протяженностью 14,6 км (ввод в 2024-м).
Также в текущем году начата реконструкция участка автомобильной дороги М-3 Минск — Витебск от Логойска до Плещениц протяженностью 15 км.
В 2024-м предусматривается начать реконструкцию участка М-3, км 64,0 — км 66,7 протяженностью 2,7 км, а также участка Р-53 от Жодино до Борисова протяженностью 9,9 км.
Следует акцентировать, что при проектировании объектов возведения и реконструкции республиканских автодорог в первую очередь отдается предпочтение дорожному покрытию из цементобетона.
— После прекращения западного финансирования инфраструктурных проектов в Беларуси за счет чего сегодня осуществляется реконструкция автомобильных дорог?
— В рамках Кредитного соглашения («Республиканские мосты и реконструкция автодороги М-3») между Республикой Беларусь и Европейским банком реконструкции и развития (ЕБРР), заключенного в 2019 году, планировалось выполнить реконструкцию автодороги М-3 Минск — Витебск на участке км 8,6 — км 56,0 и 13 дорожных сооружений на республиканских автомобильных дорогах.
Для завершения проекта Правительством принято решение о продолжении реконструкции за счет бюджетных средств, что позволило в 2022-м ввести в эксплуатацию четыре дорожных сооружения. Оставшиеся предусмотрены к вводу в 2023 и 2024 годах.
sichevich@sb.by