Игорь Петришенко — об итогах председательства Беларуси в органах ЕАЭС, общих рынках Союза и устранении барьеров и ограничений
04.01.2021 22:12:00
Владислав СЫЧЕВИЧ
Год новых вызовов
— Игорь Викторович, в прошлом году Беларусь была страной — председателем в органах ЕАЭС. Как вы оцениваете председательство Беларуси? Что удалось сделать, а что нет?— Прежде чем подводить итоги, отмечу, что усилия белорусской стороны были сфокусированы на реализации инициатив, обозначенных в Обращении председателя Высшего Евразийского экономического совета, Президента Республики Беларусь Александра Лукашенко к главам государств — членов ЕАЭС. В основном они носят долгосрочный характер.
Пожалуй, одним из самых важных достижений белорусского председательства является сохранение работоспособности всех органов ЕАЭС в период пандемии.
Беларусь стремится к тому, чтобы не позднее 2025 года была выполнена основная задача ЕАЭС — сформирован полноценный экономический союз с общим рынком и четырьмя свободами: передвижения товаров, услуг, капиталов и рабочей силы.
Нам всем нужны равные условия хозяйствования и конкуренции на трансграничных рынках, устранение препятствий во взаимной торговле, перекосов в системах технического регулирования, санитарных, ветеринарных и фитосанитарных мер, ускорение формирования общих отраслевых рынков, в том числе энергоресурсов и транспортных услуг. Мы постарались приземлить цифровую повестку, продвинуть более тесную кооперацию в реальных секторах экономики, предпринять совместные меры по выходу на рынки третьих стран и наращиванию экспорта, многое другое. Настаивали на формировании общих отраслевых политик как основы не только для единого рынка, но и в более широком смысле — единого экономического, производственно-хозяйственного комплекса.
Все эта проблематика легла в основу Стратегических направлений развития евразийской экономической интеграции до 2025 года, принятых главами государств на заседании Высшего Евразийского экономического совета 11 декабря 2020 года.
— Согласно обновленным прогнозам ЕЭК, ВВП государств союза в 2020 году сократится примерно на 3,9 процента. В 2021-м ожидается рост на 3,2 процента. За счет чего произойдет рост и как будут развиваться экономики в постковидном периоде?
— Без преувеличения скажу, что пандемия COVID-19 привела к сильнейшей рецессии мировой экономики. Однако благодаря повсеместной активной государственной поддержке экономик в ЕАЭС уже в 2021 году ожидается начало хоть и длительного, но все же восстановления экономической активности к докризисным уровням.
Стоит отметить, что замедление мировой торговли происходило еще до распространения коронавирусной инфекции на фоне международных торговых споров и роста протекционизма, а ухудшение эпидемиологической ситуации еще больше усугубило положение.
В первую очередь пандемия COVID-19 создает риски для долгосрочного экономического роста. Но она вместе с тем открывает возможности для формирования опережающего роста в государствах союза путем ускоренной относительно других стран адаптации к новым бизнес-моделям, бизнес-процессам и изменениям в потребительском поведении.
Однако, по нашим оценкам, процесс восстановления деловой активности в рамках ЕАЭС будет носить разноскоростной характер вследствие различий в структурах экономик, а также разной скорости восстановления в регионах и отраслях. Так, по последним прогнозам ЕЭК, в Беларуси падение ВВП в 2020 году составило 2,1 процентов, а в 2021-м — 0,8 процента. Рост ожидается в 2022 году на процент и в 2023-м на 1,8 процента.
Стоит отметить, что параллельно с принятием мер по восстановлению экономики от негативных последствий пандемии в рамках союза ведется активная работа по сокращению нетарифных барьеров во взаимной торговле товарами и услугами, а также в части взаимного инвестирования. Полное устранение таких барьеров может увеличить экономический рост Беларуси еще на 3 процента ежегодно.
— Какой эффект дали принятые совместные меры по борьбе с распространением коронавирусной инфекции и какая сейчас проводится работа в данном направлении?
— Государствами — членами Евразийского экономического союза совместно с Евразийской экономической комиссией на постоянной основе принимается ряд мер, направленных на оперативное реагирование на распространение коронавирусной инфекции. Они нацелены на стабилизацию эпидемиологической ситуации в ЕАЭС и имеют важное значение как для населения, так и для бизнеса стран союза.
В рамках предотвращения негативных последствий пандемии стороны обмениваются информацией и проводят оперативные консультации в отношении национальных действий и нормативных правовых актов, которые призваны предотвратить распространение коронавирусной инфекции.
Кроме того, разработан перечень мер, позволяющих обеспечить экономическую стабильность государств — членов союза в условиях развития пандемии. Утвержден перечень товаров критического импорта, которые освобождаются от уплаты ввозных таможенных пошлин при поступлении в государства — члены союза. В него вошли отдельные готовые лекарственные средства и товары медицинского назначения: эндоскопы, термометры бесконтактные, одноразовые пипетки, передвижные дезинфекционные установки, а также отдельные сельскохозяйственные и продовольственные товары.
Предусмотрено освобождение от ввозной таможенной пошлины товаров, импортируемых для предупреждения и предотвращения распространения COVID-19 на территории ЕАЭС: средства индивидуальной защиты, дезинфицирующие средства, диагностические реагенты, медицинское оборудование и материалы, необходимые для борьбы с пандемией.
Не так давно, в ноябре прошлого года, продлен беспошлинный режим ввоза по 31 марта 2021 года на территорию союза отдельных компонентов и материалов для производства лекарственных и дезинфицирующих средств, медицинских препаратов, респираторов, защитных очков, резиновых перчаток, некоторых медицинских изделий и аппаратуры, а также боксов и носилок для транспортировки пациентов.
Процесс восстановления деловой активности в рамках ЕАЭС будет носить разноскоростной характер.
Движение вперед
— Сейчас активно обсуждается вопрос возобновления транспортного сообщения в ЕАЭС, в том числе железнодорожного. Какая позиция Беларуси в этом вопросе?— Беларусь как транзитная страна в сложившейся обстановке особенно заинтересована в обеспечении беспрепятственного перемещения грузов и сохранении пассажиропотока. Весной прошлого года главами государств союза одобрена идея создания на всем евразийском пространстве так называемых зеленых коридоров. Были упрощены таможенные процедуры, включая возможность автоматической регистрации деклараций, а также первоочередной порядок операций на таможне в отношении товаров, необходимых для предупреждения и ликвидации последствий распространения COVID-19. Это позволило в значительной мере обеспечить транзит грузов.
Однако ограничения на перемещение пассажиров пока сохраняются, и мы принимаем все необходимые меры для скорейшего возобновления полноценного транспортного сообщения со странами Евразийского экономического союза, в том числе и пассажирского железнодорожного сообщения.
В частности, Белорусской железной дорогой совместно с ОАО «РЖД» разработана и утверждена дорожная карта относительно поэтапного возобновления международного железнодорожного пассажирского сообщения в графике движения поездов на 2020—2021 годы.
Чисто технически перевозчики стран готовы к возобновлению международного сообщения. Вместе с тем этот вопрос лежит в плоскости эпидемиологической защиты населения и обсуждается между Минздравом Беларуси и Федеральной службой по надзору в сфере защиты потребителей и благополучия человека Российской Федерации.
— В последнее время активно обсуждается вопрос формирования единых рынков союза. Если говорить о единой политике в сфере энергетики, что препятствует данному процессу и какие дополнительные шаги надо принимать для решения этой задачи?
— Напомню, договором о ЕАЭС ставится задача по формированию общих энергетических рынков по трем направлениям — электроэнергия, природный газ, нефть и нефтепродукты — при проведении скоординированной энергетической политики с учетом обеспечения энергетической безопасности. Это предполагает сотрудничество на основе общих подходов, одобренных в рамках союза, необходимых для достижения целей, предусмотренных договором.
Сейчас идет активная работа по созданию названных рынков, и уже можно констатировать, что на данном этапе стороны могут договариваться по интересующим их вопросам. Например, в 2020 году Беларусь, Армения и Кыргызстан ратифицировали международный договор о формировании общего электроэнергетического рынка союза, Россия и Казахстан завершают внутригосударственные процедуры.
В рамках реализации Концепции формирования общих рынков нефти и нефтепродуктов в ноябре 2020 года Высшим Евразийским экономическим советом утвержден План мероприятий по гармонизации законодательства государств-членов в нефтяной сфере.
Продолжается обсуждение проектов соглашения о формировании общих рынков нефти и нефтепродуктов Евразийского экономического союза и единых правил доступа к услугам систем транспортировки нефти и нефтепродуктов. Работа по подготовке обоих документов будет завершена в 2021 году.
Конечно, существуют рабочие моменты, когда по отдельным вопросам эксперты расходятся во мнениях. Но это естественно, поскольку в рамках других интеграционных объединений мы еще ничего столь детального не создавали и национальные законодательства у всех имеют свои особенности.
Если обратить внимание, то во многих разделах договора речь идет о гармонизации законодательства. И это одна из задач, которую нужно своевременно реализовать при формировании общих энергетических рынков союза.
Ценообразование на услуги по транспортировке газа на общем рынке ЕАЭС — единственный вопрос в сфере естественных монополий, по которому у сторон нет полного понимания.
— Что касается общего рынка газа. Насколько известно, вопрос цено- и тарифообразования на услуги по транспортировке газа — один из самых дискуссионных в последнее время. Какая позиция Беларуси в данном вопросе?
— Да, действительно вопросы равных условий хозяйствования в ЕАЭС являются краеугольным камнем создания данного интеграционного объединения. И ценообразование на услуги по транспортировке газа на общем рынке газа ЕАЭС — важнейший из них и единственный в сфере естественных монополий, по которому у сторон нет полного понимания.
Газодобывающие страны предусматривают, что регулирование цен (тарифов) для внутренних рынков осуществляется антимонопольными органами стран-участниц, а формирование цен (тарифов) для поставок на экспорт, в том числе для участников общего газового рынка ЕАЭС, отдано на откуп собственникам газотранспортной системы.
И здесь возникает самый главный вопрос, оказывающий прямое влияние на возможность построения эффективно действующего общего рынка газа союза с равными условиями для всех его участников: будут ли отличаться цены (тарифы) на услуги по транспортировке газа для его поставок на общий рынок ЕАЭС и для внутренних потребителей?
Как мы уже не раз говорили, формирование собственником газотранспортной системы тарифа на транспортировку газа приводит к тому, что цена на нее для потребителей Республики Беларусь в три раза отличается от цены аналогичной услуги для потребителей Смоленской области Российской Федерации.
При таком подходе ни о каких равных условиях хозяйствования говорить не приходится. Мы должны иметь одинаковую конкурентную среду для всех субъектов хозяйствования, будь то в России, Беларуси, Казахстане, Армении или Кыргызстане.
Белорусская сторона не настаивает на введении единого для всех государств-членов тарифа на транспортировку газа, не пытается обязать эти государства ввести государственное регулирование тарифов на транспортировку газа там, где оно национальным законодательством не предусмотрено.
Наше предложение заключается в необходимости соблюдения регулирующими органами и монополистами государств-членов главного принципа, обеспечивающего честную конкуренцию в газовой сфере союза, — установление тарифа при транспортировке газа на общем рынке ЕАЭС на уровне, не превышающем аналогичные тарифы для субъектов внутреннего рынка газа.
На состоявшемся 11 декабря 2020 года Высшем Евразийском экономическом совете главы государств поручили выработать согласованные подходы в этом вопросе для рассмотрения на очередном заседании.
Принимаются все меры для скорейшего возобновления полноценного транспортного сообщения со странами Евразийского экономического союза, в том числе и пассажирского железнодорожного сообщения.
Без барьеров
— Еще одна актуальная тема — барьеры, изъятия и ограничения. Существует предложение строить работу по их устранению на внутренних рынках на неконсенсусных механизмах. Также обсуждается вариант рассмотрения этих вопросов на уровне Коллегии ЕЭК. Какая работа ведется в данном направлении?— В год председательства в ЕАЭС Беларусь ставила перед собой амбициозные задачи. В обращении к главам государств — членов Евразийского экономического союза Президент Республики Беларусь отметил необходимость сосредоточить все совместные усилия на полном устранении барьеров, максимальном сокращении изъятий и ограничений на рынках ЕАЭС.
К сожалению, несмотря на все предпринимаемые усилия, устранение барьеров, изъятий и ограничений является одной из самых животрепещущих проблем союза. Это обусловлено как их общим количеством, так и сложностью устранения. На конец декабря 2020 года в реестре значится 59 препятствий: 11 барьеров, 35 ограничений и 13 изъятий.
Для примера: в дорожную карту по устранению в 2018—2019 годах было включено 17 препятствий. В декабре 2020-го стороны признали устраненными только шесть, и то с оговорками по одному из них. Остальные 11 переходят в перечень препятствий, подлежащих устранению в 2021—2022 годах.
Передать устранение препятствий Коллегии ЕЭК пока не представляется возможным. Нередки случаи, когда органами ЕАЭС, в том числе Советом ЕЭК и Межправсоветом, по предложению сторон рассматриваются препятствия, которые не удалось устранить в ходе консультаций заинтересованных сторон.
Хотелось бы отметить, что основной преградой на пути к успешной экономической интеграции в ЕАЭС являются национальные интересы. Как правило, ни одна страна на сегодняшний день не готова ставить общие интересы выше собственных. Активно ведутся споры по тарифам, пошлинам, техническим регламентам, и каждое государство жестко настаивает на своем.
Сейчас важно определить эффективные меры для устранения противоречий и грамотно ими воспользоваться.
В ближайшие пять лет страны ЕАЭС будут сосредоточены на реализации потенциала ключевых сфер евразийской экономической интеграции.
Новые грани сотрудничества
— На заседании Высшего Евразийского экономического совета, которое прошло 11 декабря, президенты утвердили Стратегию развития Евразийского экономического союза до 2025 года. На чем сосредоточится в ближайшие пять лет интеграционное объединение и какая роль отводится Беларуси в этих процессах?— Стратегия развития Евразийского экономического союза до 2025 года — это согласованный всеми странами-партнерами документ, который определяет ближайшие перспективы развития союза и нацелен на реализацию Декларации о дальнейшем развитии интеграционных процессов в рамках союза от 6 декабря 2018 года. Посредством реализации мероприятий стратегии будет продолжена реализация положений программы председательства Республики Беларусь в органах ЕАЭС.
В стратегии закреплены ключевые меры и механизмы, которые необходимы для достижения целей и задач создания интеграционного объединения.
Таким образом, в ближайшие пять лет мы будем сосредоточены на реализации потенциала ключевых сфер евразийской экономической интеграции. Это и переход к единой или общей политике в сферах промышленности, сельского хозяйства, энергетики, транспорта и других, и завершение работы по формированию общих энергетического и транспортного рынков, и построение общего финансового рынка, и совершенствование таможенного и технического регулирования, применения санитарных, ветеринарно-санитарных и карантинных фитосанитарных мер, и развитие условий для эффективного функционирования общих рынков лекарственных средств и медицинских изделий, и многое другое.
Также будут приняты меры по формированию цифрового пространства союза и расширению экономического сотрудничества в области образования, здравоохранения, туризма и спорта.
Продолжим работу по полному устранению барьеров и максимальному сокращению изъятий и ограничений на рынках ЕАЭС.
Беларусь будет стремиться к выполнению имеющихся договоренностей в этой сфере, что, в свою очередь, позволит обеспечить соблюдение общих принципов и правил конкуренции для свободного передвижения товаров, услуг, капитала и рабочей силы на внутреннем рынке союза, а также предотвратить возможность возникновения новых видов препятствий для создания свободной конкурентной среды.
— Благодарю вас за интервью.
sichevich@sb.by