381 рацпредложение от 557 новаторов: на БЖД активно внедряют инновационные идеи
03.03.2023 07:30:00
Оксана НЕВМЕРЖИЦКАЯ
Креативу и творчеству всегда есть место даже в таких, казалось бы, малолиричных сферах деятельности, как инженерное дело, конструирование, проектирование, производство, разработка технологий. Специалисты стремятся повысить производительность труда, сделать более комфортными условия, в которых работают люди. Все это в конечном итоге идет на пользу предприятиям, позволяя им постоянно совершенствовать работу. Среди организаций, неизменно поощряющих молодежную инициативу и рационализаторские предложения, — Белорусская железная дорога. Здесь постоянно рассматриваются предложенные решения, направленные на обеспечение безопасности движения, экономию и рациональное использование трудовых, топливно-энергетических и материальных ресурсов, совершенствование процессов ремонта и эксплуатации тягового подвижного состава, улучшение условий труда и многое другое. Об инженерно-техническом творчестве, которое занимает достойное место в жизни белорусской стальной магистрали, узнали корреспонденты «Р».
Каждый тепловоз — это мобильная электростанция.
— Конкурс организован в целях реализации государственной молодежной политики, выявления интеллектуальных и творческих способностей молодежи, постоянного повышения ее профессионального уровня, а также внедрения на БЖД инновационных идей и проектов, представляющих практический интерес, — уточнила Тамара Шевеленко, ведущий инженер по рационализаторской и изобретательской работе службы технической политики и инвестиций Управления Белорусской железной дороги.
— Основная цель этой инициативы — улучшение условий труда работников цеха, где производится ремонт тяговых электродвигателей тепловоза, — отмечает Антон Якобсон, первый заместитель начальника локомотивного депо — главный инженер. — По сути, тепловоз — это мобильная электростанция. Большой генератор вырабатывает электроэнергию, которую передает на тяговый электродвигатель, а он преобразует электрическую энергию в механическую и приводит в движение колесные пары локомотива. Тяговый электродвигатель работает в непростых условиях, его необходимо периодически чистить. Ведь что такое пыль, которая на нем собирается? Это распространенная причина пробоя изоляции, который может повлечь короткое замыкание. Чтобы произвести качественный ремонт, всю ее следует удалить.
До сих пор обдув тяговых электродвигателей производили прямо в цеху. Ведущий инженер-технолог Иван Байда решил, что так негоже, и предложил вариант, который заметно улучшил условия труда.
Иван БАЙДА.
Обдувочная камера работает в локомотивном депо уже около четырех месяцев. Примерно год понадобился на разработку проекта, закупку необходимых материалов и его реализацию.
По специально проложенным рельсам тележка, которая выдерживает вес тягового электродвигателя в 3,5 тонны, завозит его в камеру, и дверцы за ней закрываются. С помощью повышающего редуктора обдувочный шланг выбрасывает воздух под большим давлением, не оставляя пыли никаких шансов. Мощная вытяжка выводит ее за пределы цеха.
Примечательно, что конструкция каркасного типа является сборно-разборной, то есть при необходимости ее можно переместить на другой участок. При кажущейся простоте свои функции она выполняет на отлично: и работники, и приборный контроль говорят о том, что воздух в помещении стал чище.
— Все сделано собственными силами, — подчеркивает Иван Байда. — Потратились мы исключительно на материалы, ну и трудозатраты. Определили оптимальный размер камеры и материал, из которого ее лучше сделать, разработали электрическую схему, просчитали необходимую мощность вытяжки. Сами выполнили чертежи, смонтировали камеру. Для изготовления некоторых элементов конструкции привлекали на помощь другие структурные подразделения БЖД.
Камера испытана, доказана ее эффективность. К слову, эту конструкцию можно использовать и для покрасочных работ. И хотя основной целью создания обдувочной камеры было улучшение условий труда работников цеха, присутствует в ее работе и экономический эффект, пусть и менее явный — например, за счет более качественного ремонта тягового электродвигателя.
Обдувочная камера, сооруженная собственными силами, работает в локомотивном депо Гомель уже около 4 месяцев.
— Подшипники находятся в буксовом узле, они-то и воспринимают основную нагрузку. А телами качения подшипника являются ролики диаметром 32 миллиметра, которые удерживаются на определенном расстоянии друг от друга в сепараторе. Ролики вращаются по внутреннему кольцу. При наличии трещин любых размеров может случиться так, что часть поверхности ролика начнет разрушаться на небольшие фрагменты. Это, как правило, приводит к заклиниванию подшипника и дальнейшему нагреву буксового узла. А нагрев буксового узла может привести к серьезным последствиям, вплоть до схода вагона с рельсов, крушения поезда, — уточняет Александр Отока, инженер-технолог Гомельского вагонного депо.
Поэтому в вагонных депо ролики цилиндрического подшипника внимательнейшим образом проверяются на наличие трещин, других дефектов. Для этого используется вихретоковый дефектоскоп. Однако оборудование имеет некоторые недостатки. Во-первых, эта автоматизированная установка очень дорого стоит. Во-вторых, дефектоскоп выявляет не только трещины, сколы и другие дефекты, но и неоднородность материала. Если напряженность магнитного поля в разных местах отличается, он отнесет ролик к испорченным, хотя на самом деле это вовсе не так.
Для проведения дополнительного контроля в случае отбраковки ролика дефектоскопом был введен магнитопорошковый метод. При его использовании на ролики наносят специальную магнитную суспензию при одновременном намагничивании их шеечным дефектоскопом. Каждая трещина имеет раскрытие и глубину. Напряженность магнитного поля над ней увеличивается, а магнитные частицы, в свою очередь, притягиваются к дефекту и становятся видны невооруженным глазом. По скоплению магнитных частиц судят о наличии дефекта.
Метод неплох, совершенно не дорог, однако и здесь имеется одно но: для полного обследования ролик нужно прокручивать на строго определенное количество градусов. Для того чтобы выставить такой угол, требовалась специальная оснастка. Ее и придумали молодые изобретатели в Гомельском вагонном депо.
Ольга Лысенкова, инженер-технолог Гомельского вагонного депо РУП «Гомельское отделение Белорусской железной дороги», предложила молодежную инициативу, направленную на повышение безопасности движения поездов, разработав технологическую оснастку, которая позволяет правильно расположить ролики с возможностью их фиксации и удержания в цепочку, а также точно выставить нужный угол для магнитопорошкового контроля определенного участка ролика.
Инженеры-технологи Александр ОТОКА и Ольга ЛЫСЕНКОВА осматривают буксы.
— Магнитопорошковый метод является простым и одним из самых надежных и эффективных методов неразрушающего контроля, с помощью которого можно определить мельчайшие дефекты металлоконструкций даже на начальной стадии их появления, — отмечает Ольга Лысенкова, одновременно нанося на ролики, уложенные в специальный лоток, магнитную суспензию. — В локомотивных депо подшипники-миллионники нужно проверять исключительно магнитопорошковым методом. Согласно технологической документации, следует провернуть ролик четыре раза на 90 градусов. Вопрос: как определить, что тело качения повернуто именно на 90 градусов, а не на 105 или 85? Мы придумали, как это можно реализовать.
Все гениальное потом кажется простым. Вычислив длину окружности ролика, инженеры разделили ее на четыре — то есть на четыре поворота по 90 градусов. Полученное значение и задало размер специальных перемычек или упоров. Как только один из них снимается, ролики перекатываются, совершив поворот на нужный угол. Таким образом их можно проверить со всех сторон, в чем мы и убеждаемся с помощью контрольного образца в виде ролика, который имеет искусственные дефекты. Продольные трещины хорошо видны, когда ролик размещен поперек лотка, а чтобы увидеть поперечные, его нужно уложить вдоль.
Для установки технологической оснастки, которая фактически представляет собой лоток со специальными перемычками, приспособили стол для проверки стопорных планок. Финансовые затраты на ее обустройство являются минимальными. По мнению специалистов, использование магнитопорошкового контроля при неразрушающем контроле роликов позволит повысить качество ремонта подшипников.
Специальную технологическую оснастку разработали молодые изобретатели в Гомельском вагонном депо.
В ТЕМУ
Лучшие результаты рационализаторской и изобретательской деятельности в 2022 году показали работники УП «Барановичское отделение Белорусской железной дороги», где подано и внедрено более 38 рационализаторских предложений и от их использования получен экономический эффект 1,8 миллиона рублей, УП «Минское отделение Белорусской железной дороги», где подано и внедрено 24 рацпредложения и получен экономический эффект от их использования почти 1,3 миллиона рублей, РУП «Гомельское отделение Белорусской железной дороги», где подано и внедрено 96 рацпредложений и получен экономический эффект более 690 тысяч рублей.
Среди структурных подразделений организаций лучшие результаты продемонстрировали в локомотивном депо Лида УП «Барановичское отделение Белорусской железной дороги», локомотивных депо Молодечно и Орша, моторвагонном депо Минск УП «Минское отделение Белорусской железной дороги», локомотивном депо Гомель РУП «Гомельское отделение Белорусской железной дороги», на станции Новополоцк УП «Витебское отделение Белорусской железной дороги».
nevmer@sb.by
Фото Таты КАВЕРИНОЙ.
Каждый тепловоз — это мобильная электростанция.
Стимулы моральные и материальные
В организациях и обособленных структурных подразделениях Белорусской железной дороги только в 2022 году внедрено 381 рационализаторское предложение, от использования которых получен экономический эффект в размере более 4,6 миллиона рублей. В разработках и внедрении рацпредложений приняли участие 557 новаторов. Кроме того, уже в шестой раз среди работников магистрали в возрасте до 31 года, а также научно-производственных молодежных коллективов магистрали проведен конкурс молодежных инициатив.— Конкурс организован в целях реализации государственной молодежной политики, выявления интеллектуальных и творческих способностей молодежи, постоянного повышения ее профессионального уровня, а также внедрения на БЖД инновационных идей и проектов, представляющих практический интерес, — уточнила Тамара Шевеленко, ведущий инженер по рационализаторской и изобретательской работе службы технической политики и инвестиций Управления Белорусской железной дороги.
— Творческое состязание проводится в восьми номинациях, в которых мы постарались охватить все сферы жизнедеятельности железной дороги. Среди них — инициативы, направленные на повышение безопасности движения поездов, улучшение условий перевозки грузов и пассажиров, улучшение условий и охраны труда на производстве, а также на цифровую трансформацию производственных процессов.Ведущий инженер отмечает, что молодежь проявляет высокий интерес к конкурсу: на каждую номинацию ежегодно поступает не менее десяти работ, причем большинство предложений заслуживает внимания и потом внедряется в производство. Это отличный моральный стимул, а ведь присутствует еще и материальный: за первое место предусмотрена премия в десять базовых величин, за второе — восемь базовых, за третье — пять. Не говоря уж о том, что молодые талантливые инженеры и другие специалисты посредством конкурса громко заявляют о себе и вполне могут рассчитывать на преимущество при формировании кадрового резерва.
Без шума и пыли
Многие молодежные инициативы уже используются на практике. Среди них — обдувочная камера на участке по ремонту электрических машин, предложенная Иваном Байдой, ведущим инженером-технологом локомотивного депо Гомель РУП «Гомельское отделение Белорусской железной дороги».— Основная цель этой инициативы — улучшение условий труда работников цеха, где производится ремонт тяговых электродвигателей тепловоза, — отмечает Антон Якобсон, первый заместитель начальника локомотивного депо — главный инженер. — По сути, тепловоз — это мобильная электростанция. Большой генератор вырабатывает электроэнергию, которую передает на тяговый электродвигатель, а он преобразует электрическую энергию в механическую и приводит в движение колесные пары локомотива. Тяговый электродвигатель работает в непростых условиях, его необходимо периодически чистить. Ведь что такое пыль, которая на нем собирается? Это распространенная причина пробоя изоляции, который может повлечь короткое замыкание. Чтобы произвести качественный ремонт, всю ее следует удалить.
До сих пор обдув тяговых электродвигателей производили прямо в цеху. Ведущий инженер-технолог Иван Байда решил, что так негоже, и предложил вариант, который заметно улучшил условия труда.
Иван БАЙДА.
Обдувочная камера работает в локомотивном депо уже около четырех месяцев. Примерно год понадобился на разработку проекта, закупку необходимых материалов и его реализацию.
По специально проложенным рельсам тележка, которая выдерживает вес тягового электродвигателя в 3,5 тонны, завозит его в камеру, и дверцы за ней закрываются. С помощью повышающего редуктора обдувочный шланг выбрасывает воздух под большим давлением, не оставляя пыли никаких шансов. Мощная вытяжка выводит ее за пределы цеха.
Примечательно, что конструкция каркасного типа является сборно-разборной, то есть при необходимости ее можно переместить на другой участок. При кажущейся простоте свои функции она выполняет на отлично: и работники, и приборный контроль говорят о том, что воздух в помещении стал чище.
— Все сделано собственными силами, — подчеркивает Иван Байда. — Потратились мы исключительно на материалы, ну и трудозатраты. Определили оптимальный размер камеры и материал, из которого ее лучше сделать, разработали электрическую схему, просчитали необходимую мощность вытяжки. Сами выполнили чертежи, смонтировали камеру. Для изготовления некоторых элементов конструкции привлекали на помощь другие структурные подразделения БЖД.
Камера испытана, доказана ее эффективность. К слову, эту конструкцию можно использовать и для покрасочных работ. И хотя основной целью создания обдувочной камеры было улучшение условий труда работников цеха, присутствует в ее работе и экономический эффект, пусть и менее явный — например, за счет более качественного ремонта тягового электродвигателя.
Обдувочная камера, сооруженная собственными силами, работает в локомотивном депо Гомель уже около 4 месяцев.
В безопасности мелочей нет
На железной дороге очень многое зависит от равномерного вращения стальных колес — и скорость комфортабельных пассажирских экспрессов, и надежность тяжеловесных грузовых составов. А залогом безопасного движения поездов остаются буксы — специальные устройства, которые обеспечивают соединение колесных пар с рамой тележки, служащей основанием для вагона. Любой абразив, попавший в буксу, приводит к быстрому перегреву и разрушению подшипника, а там уж и до катастрофы недалеко.— Подшипники находятся в буксовом узле, они-то и воспринимают основную нагрузку. А телами качения подшипника являются ролики диаметром 32 миллиметра, которые удерживаются на определенном расстоянии друг от друга в сепараторе. Ролики вращаются по внутреннему кольцу. При наличии трещин любых размеров может случиться так, что часть поверхности ролика начнет разрушаться на небольшие фрагменты. Это, как правило, приводит к заклиниванию подшипника и дальнейшему нагреву буксового узла. А нагрев буксового узла может привести к серьезным последствиям, вплоть до схода вагона с рельсов, крушения поезда, — уточняет Александр Отока, инженер-технолог Гомельского вагонного депо.
Поэтому в вагонных депо ролики цилиндрического подшипника внимательнейшим образом проверяются на наличие трещин, других дефектов. Для этого используется вихретоковый дефектоскоп. Однако оборудование имеет некоторые недостатки. Во-первых, эта автоматизированная установка очень дорого стоит. Во-вторых, дефектоскоп выявляет не только трещины, сколы и другие дефекты, но и неоднородность материала. Если напряженность магнитного поля в разных местах отличается, он отнесет ролик к испорченным, хотя на самом деле это вовсе не так.
Для проведения дополнительного контроля в случае отбраковки ролика дефектоскопом был введен магнитопорошковый метод. При его использовании на ролики наносят специальную магнитную суспензию при одновременном намагничивании их шеечным дефектоскопом. Каждая трещина имеет раскрытие и глубину. Напряженность магнитного поля над ней увеличивается, а магнитные частицы, в свою очередь, притягиваются к дефекту и становятся видны невооруженным глазом. По скоплению магнитных частиц судят о наличии дефекта.
Метод неплох, совершенно не дорог, однако и здесь имеется одно но: для полного обследования ролик нужно прокручивать на строго определенное количество градусов. Для того чтобы выставить такой угол, требовалась специальная оснастка. Ее и придумали молодые изобретатели в Гомельском вагонном депо.
Ольга Лысенкова, инженер-технолог Гомельского вагонного депо РУП «Гомельское отделение Белорусской железной дороги», предложила молодежную инициативу, направленную на повышение безопасности движения поездов, разработав технологическую оснастку, которая позволяет правильно расположить ролики с возможностью их фиксации и удержания в цепочку, а также точно выставить нужный угол для магнитопорошкового контроля определенного участка ролика.
Инженеры-технологи Александр ОТОКА и Ольга ЛЫСЕНКОВА осматривают буксы.
— Магнитопорошковый метод является простым и одним из самых надежных и эффективных методов неразрушающего контроля, с помощью которого можно определить мельчайшие дефекты металлоконструкций даже на начальной стадии их появления, — отмечает Ольга Лысенкова, одновременно нанося на ролики, уложенные в специальный лоток, магнитную суспензию. — В локомотивных депо подшипники-миллионники нужно проверять исключительно магнитопорошковым методом. Согласно технологической документации, следует провернуть ролик четыре раза на 90 градусов. Вопрос: как определить, что тело качения повернуто именно на 90 градусов, а не на 105 или 85? Мы придумали, как это можно реализовать.
Все гениальное потом кажется простым. Вычислив длину окружности ролика, инженеры разделили ее на четыре — то есть на четыре поворота по 90 градусов. Полученное значение и задало размер специальных перемычек или упоров. Как только один из них снимается, ролики перекатываются, совершив поворот на нужный угол. Таким образом их можно проверить со всех сторон, в чем мы и убеждаемся с помощью контрольного образца в виде ролика, который имеет искусственные дефекты. Продольные трещины хорошо видны, когда ролик размещен поперек лотка, а чтобы увидеть поперечные, его нужно уложить вдоль.
Для установки технологической оснастки, которая фактически представляет собой лоток со специальными перемычками, приспособили стол для проверки стопорных планок. Финансовые затраты на ее обустройство являются минимальными. По мнению специалистов, использование магнитопорошкового контроля при неразрушающем контроле роликов позволит повысить качество ремонта подшипников.
Специальную технологическую оснастку разработали молодые изобретатели в Гомельском вагонном депо.
В ТЕМУ
Лучшие результаты рационализаторской и изобретательской деятельности в 2022 году показали работники УП «Барановичское отделение Белорусской железной дороги», где подано и внедрено более 38 рационализаторских предложений и от их использования получен экономический эффект 1,8 миллиона рублей, УП «Минское отделение Белорусской железной дороги», где подано и внедрено 24 рацпредложения и получен экономический эффект от их использования почти 1,3 миллиона рублей, РУП «Гомельское отделение Белорусской железной дороги», где подано и внедрено 96 рацпредложений и получен экономический эффект более 690 тысяч рублей.
Среди структурных подразделений организаций лучшие результаты продемонстрировали в локомотивном депо Лида УП «Барановичское отделение Белорусской железной дороги», локомотивных депо Молодечно и Орша, моторвагонном депо Минск УП «Минское отделение Белорусской железной дороги», локомотивном депо Гомель РУП «Гомельское отделение Белорусской железной дороги», на станции Новополоцк УП «Витебское отделение Белорусской железной дороги».
nevmer@sb.by
Фото Таты КАВЕРИНОЙ.