У профессионального банщика особый рацион питания
23.12.2016 20:51:59
Деревянная банька в коттеджной застройке на окраине Минска встретила приветливым дымком из трубы. Топится — значит, ждет гостей. С радушной улыбкой на лице и в льняной рубашке с национальным орнаментом банщик Михаил Василевич как–то сразу сумел к себе расположить. А с ним и коллеги, опытный пар–мастер Андрей Тимкин и юная Евгения Савостеева, которая в этом ремесле делает только первые шаги. «Легкого пара!» именно так, с пожеланий друг другу, начался ритуал первого пара. Плеснув на горячие камни немного воды, банщики достали веники из канадского дуба...
По словам Андрея, для создания комфортных условий в русской бане очень важно правильное соотношение температуры и влажности. Наличие термометров и гигрометров необязательно. Открывая дверь в парную, хороший мастер и так почувствует, если чего–то не хватает...
— В парной встречаются 4 стихии — огня, воды, воздуха и земли. И банщик должен уметь ими управлять, направляя созидательную энергию в нужное русло, — объясняет мастер. — Это настоящая магия.
Андрей, который работает банщиком–массажистом более 7 лет, пришел в профессию не сразу. Окончил мореходку, служил во флоте. Потом работал на стройке в России, пока не случился экономический кризис. Тут сын мануального терапевта и врача–косметолога и вспомнил, к чему же еще у него есть склонности... А в детстве, говорит, мечтал быть, как дед, — сталеваром в литейном цехе. На банном жаргоне «сталеварами» называют тех гостей, которые любят баньку погорячее. Вот такая ирония судьбы.
— Что бить гостей веником не надо, понял сразу, — вспоминает Андрей. — И вообще, ударное парение — не единственный прием. Потому что парят не веники. Парит пар. Поэтому люди и желают друг другу легкого пара.
Между тем пар в банях не всегда бывает легким. Особенно в общественных. Парную надо постоянно проветривать. А как, если идет поток людей? Не успеешь открыть в парную дверь, как из помещения кричат: закрывайте, не выпускайте пар. Хотя там температура уже приближается к 100 градусам Цельсия и влажность такая, что каждый взмах веника обжигает тело. «Это уже нездорово, — комментирует Михаил. — И находиться в таких парилках очень тяжело...» А идеальная кондиция в русской бане — это примерно температура 60 градусов и влажность 60%. Золотая середина, которая легко переносится организмом — можно 15 — 20 минут спокойно лежать на полке, пока расслабятся мышцы и тело нормально пропотеет. Вообще, пар–мастер даже незнакомую баню со многими неизвестными может настроить под клиента. Если, конечно, речь не идет про бани, где стоит маленькая печка и малое количество камней: там, говорит Михаил, сразу понятно — хорошего пара априори не будет. Если много воды нальешь на камни — зальешь, мало — будет сухой и горячий воздух. Все эти факторы нужно держать в голове.
В Минске, кстати, не так много бань с услугами банщика. В регионах и того меньше. Михаил показывает «Банное меню». Тут не только классическое парение. Но и круговое, парение «по–царски» (на сене), парение простыней, веером, точечный массаж вениками, комплексные программы парения и массажа, спа–процедуры... Перед Новым годом, кстати, спрос на услуги банщиков и бань традиционно увеличивается. А вот Геннадия Мороза, руководителя белорусской банной школы «Пар Мороза», студенты как–то попросили встретить с ними Новый год... в лесу. Они там организовали палатку, елку нарядили. Пар–мастер взял с собой мобильную баню. Получился очень нестандартный праздник.
При новом заходе в парную мастера демонстрируют парение в четыре руки. Обмахивание вениками, поглаживание, похлестывание, припарки... Только основных приемов — около 12. Время от времени банщики подливают воду на камни, но дышится при этом удивительно легко. Секрет во влажных пихтовых лапках — ими укрывают лицо.
— Несмотря на то, что многие в баню ходят с детства и считают эту процедуру привычной, банная культура в нашей стране только начала формироваться, — отмечает Михаил. — Поэтому и спрос на профессиональных банщиков, которых сейчас можно пересчитать по пальцам, растет. Вместе с тем желающим освоить это ремесло нужно реально оценить свои возможности. В первую очередь, речь о здоровье.
При посещении парной с тремя заходами гости с потом теряют 1 — 1,5 литра жидкости. А пар–мастера — и того больше. При этом для банщиков это регулярная нагрузка. Андрей, например, работал 2 дня через 2 по 12 часов. По 3 — 4 сеанса проводил. Каждый — по 2,5 — 3 часа для двух — трех человек. Чтобы улучшить усвоение кислорода в организме, восполнить потери калия, магния, марганца, профессиональные банщики даже питаются по–особому, рацион схож со спортивным питанием. Иначе организм может взбунтоваться. И если первая волна банщиков учила своих коллег технике парения, то сейчас акценты смещаются на то, как, оздоравливая других, самому остаться здоровым.
Кстати, для некоторых учеников пар–мастеров видеть рядом обнаженную натуру — настоящий стресс. Освоив азы, они так и уходят из этого ремесла — не могут работать. «Банщик должен уметь отключаться, — считает Андрей. — Обращаться к сути человека. Пол, возраст, социальный статус, финансовое положение — все это не должно играть никакой роли. Важно нести пользу, позитивный настрой».
Кстати
Видов веников для бани, наверное, столько же, сколько и видов деревьев. Но есть свои отличия. Например, ивовый хорош свежесрезанным. А когда веточки подсыхают, становятся хрупкими и непригодными для парения. С березой и дубом, пожалуй, самыми популярными у мастеров банного дела, все наоборот. Липовые веники нужно заготавливать, когда липа в цвету: тогда в бане будет стоять удивительный аромат. К слову, если дубовый веник можно использовать несколько раз, то веник из осины — одноразовый, считается, что он энергетически вытягивает негатив из человека. Всего же профессиональные банщики за год расходуют 1.500 — 2.000 веников.
Вопрос ребром
Где обучают банщиков?
— В Украине есть Международная академия банного искусства. По окончании двухнедельных курсов там выдают сертификат гособразца с присвоением квалификации «банщик–парильщик 2–го разряда». Там же и навыки первой помощи осваивают — в бане всякое бывает. В Беларуси пока, как и в России, официально профессии банщик–парильщик нет. А знания можно перенять, например, в банных школах именитых мастеров, — Михаил показывает сертификаты об окончании школы «Пар Мороза» и российской — Ивана Бояринцева. Срок обучения — по 18 часов.
Есть еще различные фестивали и соревнования профессиональных банщиков. В этом году на одном из таких в знаменитых Сандуновских банях в Москве, где снимался эпизод «Иронии судьбы», представитель белорусской школы «Пар Мороза» Виталий Дорошенко занял 2–е место. А буквально через месяц на престижном международном турнире «ТОП СПА ФЕСТ» в Сочи серебро досталось нашей соотечественнице Татьяне Коктыш.
Советская Белоруссия № 248 (25130). Суббота, 23 декабря 2016