Как пить дать: какая вода течет из крана минчан
17.08.2017 07:32:29
По статистике, сегодня у нас в стране восемь человек из десяти имеют возможность пить воду из-под крана, не беспокоясь о последствиях. Через три года такая возможность должна появиться у каждого жителя. Возможно ли это? Сколько стоит чистая питьевая вода и почему ее хлорирование — это норма? Ответы на вопросы искала корреспондент «Р».
Без вкуса, цвета и запаха
Итак, начнем с качества воды. В нашей стране оно достаточно высокое, что признают даже международные эксперты. В Минске питьевая вода соответствует санитарным правилам и нормам, говорят специалисты, и свои слова готовы подтверждать семь дней в неделю.
Химико-бактериологическая лаборатория производства предприятия «Минскводопровод» УП «Минскводоканал». Она аккредитована и контролирует качество воды более 340 артезианских скважин и всю питьевую воду в городе. С работой предприятия меня знакомит начальник лаборатории Наталья Грушник. В кабинете с табличкой «Аналитическая 1» рабочий стол ломится от баночек, бутылок и бутылочек разного цвета и калибра. Все это пробы воды, отобранные по всему городу в течение одного дня. Часть из них специалисты отбирают из контрольных точек ежедневно. Еще одна часть — после повреждений на водопроводных сетях. Две пробы взяли по жалобам населения. Кстати, в этом случае отбор производится только на вводе в здание, на границе балансовой принадлежности водопроводной сети.
На каждой емкости — надпись о месте отбора пробы и порядковый номер. Еще немного, и вся тара разойдется по отделам (химическому, микробиологическому и радиологическому), где все содержимое баночек подвергнется тщательному анализу. К слову, лаборатория аккредитована на проверку 59 показателей контроля качества природной и питьевой воды. А я узнаю, есть ли в сегодняшних пробах вредные вещества.
Самые быстрые результаты, которые могу узнать, — органолептические, то есть на запах, вкус и цвет. Во всех пробах вода прозрачная, без запаха и вкуса, хотя из емкости с надписью «Запад» предсказуемо пахнуло хлоркой. Эту пробу разлили по нескольким колбочкам. В одну добавляют специальные реактивы и выпаривают на плитке. Если вода окрасится в желтый цвет, значит, в воде есть нитраты. Их количество определяется по интенсивности окраски. Чем она ярче, тем их больше. Во всех сегодняшних пробах нитраты в норме.
Часть воды поместили в прибор, который определяет катионы, в том числе показатели физиологической полноценности. Через пять минут на экране монитора вижу пики с надписями: кальций, магний, калий. Все в установленных нормативах, вода питьевая — не дистиллят.
Самый длительный анализ – микробиологический, он занимает до трех суток. Пробу сначала фильтруют через мембранные фильтры, которые помещают на специальный питательный агар, и на сутки ставят в термостат при температуре человеческого тела. И только спустя время становится понятно, как ведет себя проба. Если на фильтре ничего не выросло, она считается стерильной. Если есть рост — микробиолог окрашивает пробу и продолжает с ней работу.
В работе лаборатории нет мелочей. Здесь абсолютно все имеет значение — от способа отбора пробы до ее хранения. Например, пробы для микробиологических исследований отбирают в стерильную посуду. Перед этим кран обжигают открытым пламенем и таким образом дезинфицируют. Затем очень аккуратно набирают воду, а закрытую емкость ставят в сумку-холодильник. Потому что пробы нужно доставить в течение двух часов, что не всегда возможно в большом городе. Сумка-холодильник позволяет сохранить воду до 6 часов. А еще, говорят специалисты, нужно знать, в какой посуде для химического анализа воду можно перевозить: пластиковой, из темного стекла или прозрачного. Проба воды на наличие в ней железа должна попасть в бутылочку, в которой уже есть соляная кислота. Кислота не дает железу выпасть в осадок. Наличие марганца не определится без азотной кислоты. Но это все тонкости, без которых точная картина не видна. А она такова — качество питьевой воды в Минске довольно высокое.
Хлор здоровью не помеха
Хорошо. А откуда тогда накипь в чайнике или стиральной машине? Специалисты поясняют: накипь — это соли жесткости, которые выпадают при кипячении. И необязательно, что в воде превышен уровень железа. Эта вода безопасна для употребления, уверяет Наталья Грушник. Так же, как и хлорированная. Да, многим не нравится запах хлора. Но нужно понимать, что без использования хлора нет возможности очистить воду до питьевого качества. Добавление этого реагента — обязательная мера в технологическом процессе получения питьевой воды из поверхностного источника. А из поверхностных источников пьют жители Фрунзенского и частично Московского районов Минска.
— Предельно допустимая концентрация для показателя «остаточный хлор» в воде тоже нормируется, и мы не можем переходить ни за нижние, ни за верхние ее пределы, — уточняет Наталья Грушник. — Этот показатель мы контролируем ежедневно. Вода должна соответствовать требованиям СанПиНа. И первое требование — это эпидемиологическая безопасность. Сегодня обеспечить эту безопасность мы можем только обеззараживанием воды — хлорированием.
Специалисты лаборатории проводят анализ на токсические вещества, как, например, цианиды и фенолы. До сих пор в воде ищут радионуклиды цезия-137 и стронция-90. К счастью, не находят. Всего за год работники лаборатории отбирают почти 16 тысяч проб — это 160—170 тысяч анализов. Современное оборудование и профессионализм специалистов не оставляют ни малейшего шанса на неточность.
Кстати, минчане могут узнать, что они пьют, не выходя из дома – посмотреть на сайте «Минскводоканала». Достаточно ввести свой точный адрес и подождать, пока появится таблица с основными характеристиками воды, выставленными на основе лабораторных исследований проб: запах, привкус, мутность, цветность, жесткость, содержание железа, марганца, аммиака, нефтепродуктов, оставшегося после очистки воды хлора. Приведенные данные можно сравнить с предельно допустимыми концентрациями.
А чем вода из-под крана отличается от бутилированной? Нужно ли покупать воду, закованную в пластик?
— Покупать бутилированную воду или нет, человек решает сам, — тактично объясняет Наталья Грушник. — Питьевая вода, полученная из наших артезианских водозаборов, достаточно высокого качества и ничем не отличается от той, что разливают в пластиковые бутылки. Что касается питьевой воды, полученной из поверхностного источника, основное нарекание к ней – запах хлора. По всем показателям ее качество соответствует установленным требованиям.
Если предпочитаете бутилированную воду, помните, что открытая бутыль должна храниться не более двух-трех дней. В такой воде содержатся соли и минералы, которые могут быть благоприятной средой для размножения микроорганизмов.
А автоматы по продаже артезианской воды, установленные в Московском районе столицы? Они работают просто: нужно подставить емкость под кран, выбрать нужное количество воды, оплатить и забрать воду. Вода в них из артезианской скважины. Такие автоматы популярны в городах России и Украины. Минчанами они, судя по всему, не очень востребованы. Опять же из-за высокого качества водопроводной воды.
— Главное, чтобы отслеживалось санитарное состояние этих автоматов, — предупреждает Наталья Грушник. — Вода — организм живой, и за ее состоянием нужно следить постоянно.
С железом воды не пить
С Минском понятно. А как в регионах? В них кипят совсем другие страсти. Люди часто жалуются на низкое качество Н2O, особенно в сельской местности. Все чаще на то, что из кранов течет жидкость рыжего цвета. И это как раз неудивительно. Рыжий цвет дает повышенное содержание железа, которое присутствует в подземных источниках. А мы почти все пьем воду из этих источников. Невкусная жидкость может оставлять следы на белье при стирке. Однако, как уверяют гигиенисты, существующая концентрация железа безопасна для здоровья и организма человека.
Главная проблема воды решается строительством станций обезжелезивания. Например, госпрограмма «Чистая вода» на 2011—2015 годы предполагала, что к 2016 году все наши агрогородки должны были быть обеспечены централизованным водоснабжением и качественной питьевой водой. Проведено почти две тысячи мероприятий по строительству, реконструкции водозаборов, станций обезжелезивания, очистных сооружений, сетей водоснабжения и водоотведения, артезианских скважин. И что мы имеем? Если говорить языком цифр, то за пять лет действия программы введено 286 объектов водопроводно-канализационного хозяйства, в том числе 47 водозаборов и 54 станции обезжелезивания воды. Сегодня централизованным водоснабжением, вода в котором соответствует питьевому качеству, пользуются 83,7 процента потребителей.
Приоритетное направление государственной политики — улучшение качества питьевой воды централизованных систем водоснабжения, для чего и была разработана новая подпрограмма «Чистая вода» на 2016—2020 годы. И первые итоги прошлого года подвели в министерстве жилищно-коммунального хозяйства. Так, в целом в стране выполнили доведенный показатель обеспеченности водой питьевого качества. Активнее всего программа исполнялась в Брестской, Минской и Витебской областях. В Витебском районе, например, в конце прошлого года открыли две новые станции обезжелезивания – в агрогородках Бабиничи и Копти. Это из того, что первое пришло на ум. И таких станций к концу 2020 года должно стать еще на полтысячи больше. Начальник управления коммунального хозяйства Министерства жилищно-коммунального хозяйства Марина Толстик уточняет: цель подпрограммы — к концу 2020 года все население страны, имеющее доступ к централизованному водоснабжению, должно быть обеспечено качественной питьевой водой. Реализовать задачу можно с помощью строительства 500 станций обезжелезивания воды, за счет подключения небольших населенных пунктов к централизованным сетям городов.
misnik@sb.by
Снимки предоставлены УП «Минскводоканал»
Без вкуса, цвета и запаха
Итак, начнем с качества воды. В нашей стране оно достаточно высокое, что признают даже международные эксперты. В Минске питьевая вода соответствует санитарным правилам и нормам, говорят специалисты, и свои слова готовы подтверждать семь дней в неделю.
Химико-бактериологическая лаборатория производства предприятия «Минскводопровод» УП «Минскводоканал». Она аккредитована и контролирует качество воды более 340 артезианских скважин и всю питьевую воду в городе. С работой предприятия меня знакомит начальник лаборатории Наталья Грушник. В кабинете с табличкой «Аналитическая 1» рабочий стол ломится от баночек, бутылок и бутылочек разного цвета и калибра. Все это пробы воды, отобранные по всему городу в течение одного дня. Часть из них специалисты отбирают из контрольных точек ежедневно. Еще одна часть — после повреждений на водопроводных сетях. Две пробы взяли по жалобам населения. Кстати, в этом случае отбор производится только на вводе в здание, на границе балансовой принадлежности водопроводной сети.
На каждой емкости — надпись о месте отбора пробы и порядковый номер. Еще немного, и вся тара разойдется по отделам (химическому, микробиологическому и радиологическому), где все содержимое баночек подвергнется тщательному анализу. К слову, лаборатория аккредитована на проверку 59 показателей контроля качества природной и питьевой воды. А я узнаю, есть ли в сегодняшних пробах вредные вещества.
Самые быстрые результаты, которые могу узнать, — органолептические, то есть на запах, вкус и цвет. Во всех пробах вода прозрачная, без запаха и вкуса, хотя из емкости с надписью «Запад» предсказуемо пахнуло хлоркой. Эту пробу разлили по нескольким колбочкам. В одну добавляют специальные реактивы и выпаривают на плитке. Если вода окрасится в желтый цвет, значит, в воде есть нитраты. Их количество определяется по интенсивности окраски. Чем она ярче, тем их больше. Во всех сегодняшних пробах нитраты в норме.
Часть воды поместили в прибор, который определяет катионы, в том числе показатели физиологической полноценности. Через пять минут на экране монитора вижу пики с надписями: кальций, магний, калий. Все в установленных нормативах, вода питьевая — не дистиллят.
Самый длительный анализ – микробиологический, он занимает до трех суток. Пробу сначала фильтруют через мембранные фильтры, которые помещают на специальный питательный агар, и на сутки ставят в термостат при температуре человеческого тела. И только спустя время становится понятно, как ведет себя проба. Если на фильтре ничего не выросло, она считается стерильной. Если есть рост — микробиолог окрашивает пробу и продолжает с ней работу.
В работе лаборатории нет мелочей. Здесь абсолютно все имеет значение — от способа отбора пробы до ее хранения. Например, пробы для микробиологических исследований отбирают в стерильную посуду. Перед этим кран обжигают открытым пламенем и таким образом дезинфицируют. Затем очень аккуратно набирают воду, а закрытую емкость ставят в сумку-холодильник. Потому что пробы нужно доставить в течение двух часов, что не всегда возможно в большом городе. Сумка-холодильник позволяет сохранить воду до 6 часов. А еще, говорят специалисты, нужно знать, в какой посуде для химического анализа воду можно перевозить: пластиковой, из темного стекла или прозрачного. Проба воды на наличие в ней железа должна попасть в бутылочку, в которой уже есть соляная кислота. Кислота не дает железу выпасть в осадок. Наличие марганца не определится без азотной кислоты. Но это все тонкости, без которых точная картина не видна. А она такова — качество питьевой воды в Минске довольно высокое.
Каждая проба пройдет тщательную проверку.
Хлор здоровью не помеха
Хорошо. А откуда тогда накипь в чайнике или стиральной машине? Специалисты поясняют: накипь — это соли жесткости, которые выпадают при кипячении. И необязательно, что в воде превышен уровень железа. Эта вода безопасна для употребления, уверяет Наталья Грушник. Так же, как и хлорированная. Да, многим не нравится запах хлора. Но нужно понимать, что без использования хлора нет возможности очистить воду до питьевого качества. Добавление этого реагента — обязательная мера в технологическом процессе получения питьевой воды из поверхностного источника. А из поверхностных источников пьют жители Фрунзенского и частично Московского районов Минска.
— Предельно допустимая концентрация для показателя «остаточный хлор» в воде тоже нормируется, и мы не можем переходить ни за нижние, ни за верхние ее пределы, — уточняет Наталья Грушник. — Этот показатель мы контролируем ежедневно. Вода должна соответствовать требованиям СанПиНа. И первое требование — это эпидемиологическая безопасность. Сегодня обеспечить эту безопасность мы можем только обеззараживанием воды — хлорированием.
Специалисты лаборатории проводят анализ на токсические вещества, как, например, цианиды и фенолы. До сих пор в воде ищут радионуклиды цезия-137 и стронция-90. К счастью, не находят. Всего за год работники лаборатории отбирают почти 16 тысяч проб — это 160—170 тысяч анализов. Современное оборудование и профессионализм специалистов не оставляют ни малейшего шанса на неточность.
Кстати, минчане могут узнать, что они пьют, не выходя из дома – посмотреть на сайте «Минскводоканала». Достаточно ввести свой точный адрес и подождать, пока появится таблица с основными характеристиками воды, выставленными на основе лабораторных исследований проб: запах, привкус, мутность, цветность, жесткость, содержание железа, марганца, аммиака, нефтепродуктов, оставшегося после очистки воды хлора. Приведенные данные можно сравнить с предельно допустимыми концентрациями.
Качественная вода — это не только обслуживание водозаборов.
А чем вода из-под крана отличается от бутилированной? Нужно ли покупать воду, закованную в пластик?
— Покупать бутилированную воду или нет, человек решает сам, — тактично объясняет Наталья Грушник. — Питьевая вода, полученная из наших артезианских водозаборов, достаточно высокого качества и ничем не отличается от той, что разливают в пластиковые бутылки. Что касается питьевой воды, полученной из поверхностного источника, основное нарекание к ней – запах хлора. По всем показателям ее качество соответствует установленным требованиям.
Если предпочитаете бутилированную воду, помните, что открытая бутыль должна храниться не более двух-трех дней. В такой воде содержатся соли и минералы, которые могут быть благоприятной средой для размножения микроорганизмов.
А автоматы по продаже артезианской воды, установленные в Московском районе столицы? Они работают просто: нужно подставить емкость под кран, выбрать нужное количество воды, оплатить и забрать воду. Вода в них из артезианской скважины. Такие автоматы популярны в городах России и Украины. Минчанами они, судя по всему, не очень востребованы. Опять же из-за высокого качества водопроводной воды.
— Главное, чтобы отслеживалось санитарное состояние этих автоматов, — предупреждает Наталья Грушник. — Вода — организм живой, и за ее состоянием нужно следить постоянно.
Станции обезжелезивания «подтянут» качество воды.
С железом воды не пить
С Минском понятно. А как в регионах? В них кипят совсем другие страсти. Люди часто жалуются на низкое качество Н2O, особенно в сельской местности. Все чаще на то, что из кранов течет жидкость рыжего цвета. И это как раз неудивительно. Рыжий цвет дает повышенное содержание железа, которое присутствует в подземных источниках. А мы почти все пьем воду из этих источников. Невкусная жидкость может оставлять следы на белье при стирке. Однако, как уверяют гигиенисты, существующая концентрация железа безопасна для здоровья и организма человека.
Главная проблема воды решается строительством станций обезжелезивания. Например, госпрограмма «Чистая вода» на 2011—2015 годы предполагала, что к 2016 году все наши агрогородки должны были быть обеспечены централизованным водоснабжением и качественной питьевой водой. Проведено почти две тысячи мероприятий по строительству, реконструкции водозаборов, станций обезжелезивания, очистных сооружений, сетей водоснабжения и водоотведения, артезианских скважин. И что мы имеем? Если говорить языком цифр, то за пять лет действия программы введено 286 объектов водопроводно-канализационного хозяйства, в том числе 47 водозаборов и 54 станции обезжелезивания воды. Сегодня централизованным водоснабжением, вода в котором соответствует питьевому качеству, пользуются 83,7 процента потребителей.
Приоритетное направление государственной политики — улучшение качества питьевой воды централизованных систем водоснабжения, для чего и была разработана новая подпрограмма «Чистая вода» на 2016—2020 годы. И первые итоги прошлого года подвели в министерстве жилищно-коммунального хозяйства. Так, в целом в стране выполнили доведенный показатель обеспеченности водой питьевого качества. Активнее всего программа исполнялась в Брестской, Минской и Витебской областях. В Витебском районе, например, в конце прошлого года открыли две новые станции обезжелезивания – в агрогородках Бабиничи и Копти. Это из того, что первое пришло на ум. И таких станций к концу 2020 года должно стать еще на полтысячи больше. Начальник управления коммунального хозяйства Министерства жилищно-коммунального хозяйства Марина Толстик уточняет: цель подпрограммы — к концу 2020 года все население страны, имеющее доступ к централизованному водоснабжению, должно быть обеспечено качественной питьевой водой. Реализовать задачу можно с помощью строительства 500 станций обезжелезивания воды, за счет подключения небольших населенных пунктов к централизованным сетям городов.
misnik@sb.by
Снимки предоставлены УП «Минскводоканал»