Кольцо или монетка, камешек или уголек: как гадали на суженых наши прабабушки
13.01.2024 20:58:00
Оксана НЕВМЕРЖИЦКАЯ
В культуре белорусов плотно переплелись традиции христианские и языческие. Особенно ярко это видно в Колядки. С одной стороны, они посвящены Рождеству, но в то же время неотъемлемыми атрибутами остаются ряжения с использованием масок, а также гадания. Как отмечали старый Новый год наши предки, мы узнали в Белорусском государственном музее народной архитектуры и быта.
— Праздник, который мы сейчас отмечаем как старый Новый год, у наших предков назывался «Шчодрык» или Щедрец, — рассказывает Амалия Рощина, младший научный сотрудник Белорусского государственного музея народной архитектуры и быта.
— На наших землях сохранился наиболее архаичный тип празднования Коляд, — уверена Полина Чепа, младший научный сотрудник музея. — Обычно молодежь, подростки переодевались в разных персонажей и несли по деревне весть о рождении Христа. С собой обязательно брали колядную звезду как символ той, что зажглась в небе над Вифлеемом. Персонажи могли быть разными: Солдат, Медведь, Цыган и многие другие. Но Колядки не могли обойтись без Деда и Козы.
В христианской традиции персонаж Деда символизировал Бога. Но в Беларуси он отсылает также к духам предков, или дедов. Коза же ассоциировалась с достатком и плодородностью.
— Не пустить колядовщиков в дом считалось немыслимым, — продолжает специалист. — Это означало, что хозяева не будут счастливы, не перейдут на следующий этап жизни.
С криками и хохотом, шутками да прибаутками толпа ряженых заваливалась в дом, где пела и танцевала. Но в какой‑то момент Коза падала на пол и «умирала», а приходить в чувство без щедрых подношений отказывалась. «Паглядзiце каля печкi — можа, знойдзеце яечкi», — советовали хозяевам компаньоны хитрого животного. Весьма живительным образом на Козу действовали также сало, колбасы и прочие вкусности, а также, весьма вероятно, горячительные напитки. Хозяева обычно не жадничали, ведь считалось, что чем лучше они угостят Козу, тем лучше проживут грядущий год. «Умирание» Козы символизировало и отмирание прошлого, перерождение на новый лад.
— Вечером 13 января девушки брали каравай хлеба, отламывали краюху и клали под подушку, — приводит один из вариантов гадания Амалия Рощина. — Вместе с тем полагалось трижды повторить: «З кiм да шлюбу iсцi, таму хлеб даядаць». Затем следовало укладываться в постель, ни с кем не разговаривая. В эту ночь должен был присниться суженый.
— О характере будущего супруга пытались узнать с помощью самотканых поясов, — продолжает младший научный сотрудник. — Их привязывали к какой‑нибудь перекладине и отпускали. Если пояс качался ровненько, по одной линии, муж будет добрым и покладистым. А вот если болтался по сторонам, попадется гуляка, выпивака и ходок по соседкам.
Существовало и гадание для всей семьи. Домочадцы вытаскивали сено или солому из‑под скатерти колядного стола. Чем длиннее стебель, тем удачнее сложится будущий год. А уж соломинка, заканчивающаяся колоском, сулила всяческое благоденствие и процветание.
Богатая кутья
«Раз в крещенский вечерок девушки гадали…» — писал русский поэт Жуковский (между прочим, наставник Пушкина). Белорусы тоже полагали, что самое лучшее время для ворожбы — это Святки, начиная от рождественского сочельника и заканчивая Крещением. Такие вечера называли кривыми. А наиболее подходящей для предсказания судьбы считалась ночь с 13 на 14 января. Так что ловите рецепты — вдруг пригодятся?— Праздник, который мы сейчас отмечаем как старый Новый год, у наших предков назывался «Шчодрык» или Щедрец, — рассказывает Амалия Рощина, младший научный сотрудник Белорусского государственного музея народной архитектуры и быта.
— Вообще, на Коляды было три вечера, когда люди ели кутью, и в Щедрый вечер подавалась самая богатая кутья. На стол ставилось 12 вкусных блюд, в том числе колбасы, а у зажиточных — даже жареный поросенок, ведь пост уже закончился. Но основным и важнейшим блюдом оставалась кутья: для наших предков зернышки в каше, слипшиеся между собой при варке, символизировали единство семьи, населения деревни, народа. Современные белорусы готовят кутью из риса, а раньше ее варили из ячменя, пшеницы, добавляли изюм, маковое молоко, а в Щедрый вечер даже шкварки.
Хитрая Коза
В музее народной архитектуры и быта (по сути, единственный в стране скансен, то есть музей под открытым небом) реконструируют обряд «Шчодрык», который проводили в Западном Полесье. В доме, принадлежавшем когда‑то семье Гуценович, перевезенном в музей из деревни Садовичи Копыльского района Минской области, представлена экспозиция, посвященная Колядам.— На наших землях сохранился наиболее архаичный тип празднования Коляд, — уверена Полина Чепа, младший научный сотрудник музея. — Обычно молодежь, подростки переодевались в разных персонажей и несли по деревне весть о рождении Христа. С собой обязательно брали колядную звезду как символ той, что зажглась в небе над Вифлеемом. Персонажи могли быть разными: Солдат, Медведь, Цыган и многие другие. Но Колядки не могли обойтись без Деда и Козы.
В христианской традиции персонаж Деда символизировал Бога. Но в Беларуси он отсылает также к духам предков, или дедов. Коза же ассоциировалась с достатком и плодородностью.
— Не пустить колядовщиков в дом считалось немыслимым, — продолжает специалист. — Это означало, что хозяева не будут счастливы, не перейдут на следующий этап жизни.
С криками и хохотом, шутками да прибаутками толпа ряженых заваливалась в дом, где пела и танцевала. Но в какой‑то момент Коза падала на пол и «умирала», а приходить в чувство без щедрых подношений отказывалась. «Паглядзiце каля печкi — можа, знойдзеце яечкi», — советовали хозяевам компаньоны хитрого животного. Весьма живительным образом на Козу действовали также сало, колбасы и прочие вкусности, а также, весьма вероятно, горячительные напитки. Хозяева обычно не жадничали, ведь считалось, что чем лучше они угостят Козу, тем лучше проживут грядущий год. «Умирание» Козы символизировало и отмирание прошлого, перерождение на новый лад.
Популярным у колядовщиков был образ Медведя, который считался товарищем с отменным здоровьем. Персонаж Зайца не столь однозначен. Вообще‑то косой был для белорусов своеобразной черной кошкой: встреча с ним сулила беду или несчастье. Но наши предки верили, что после «встречи» на Коляды в реальной жизни он уже целый год на глаза не попадется.
Суженый‑ряженый
Святки — это время, когда приоткрывались двери из мира реального в потусторонний. Поэтому на колядные кривые вечера можно было узнать свою будущую судьбу. Ворожбой в основном занимались молодые девушки, их очень волновал вопрос замужества, характер будущего супруга.— Вечером 13 января девушки брали каравай хлеба, отламывали краюху и клали под подушку, — приводит один из вариантов гадания Амалия Рощина. — Вместе с тем полагалось трижды повторить: «З кiм да шлюбу iсцi, таму хлеб даядаць». Затем следовало укладываться в постель, ни с кем не разговаривая. В эту ночь должен был присниться суженый.
На будущего мужа гадали с помощью горшочков с зерном, в котором прятали разные предметы. С закрытыми глазами девушки шарили в нем и вытаскивали первую попавшуюся вещицу. Колечко, понятное дело, возвещало любовь и скорую свадьбу, монетка — богатство, уголек — брак с вдовцом.Впрочем, по умолчанию предполагалось, что он будет хорошим хозяином, в чьем доме тепло в прямом и переносном смысле. Как видим, значение предметов в горшочке с зерном толковалось положительно. Пожалуй, самое большое разочарование нес гладкий камешек, который пророчил лысого мужа.
— О характере будущего супруга пытались узнать с помощью самотканых поясов, — продолжает младший научный сотрудник. — Их привязывали к какой‑нибудь перекладине и отпускали. Если пояс качался ровненько, по одной линии, муж будет добрым и покладистым. А вот если болтался по сторонам, попадется гуляка, выпивака и ходок по соседкам.
Существовало и гадание для всей семьи. Домочадцы вытаскивали сено или солому из‑под скатерти колядного стола. Чем длиннее стебель, тем удачнее сложится будущий год. А уж соломинка, заканчивающаяся колоском, сулила всяческое благоденствие и процветание.