Поясницу ломит, руки отваливаются: наш корреспондент на день стал дорожным рабочим
06.04.2024 10:55:00
Никита САФИУЛЛИН
Масштабные работы по ремонту дорожного покрытия проводятся по всей стране. Это очень важно, ведь хорошие дороги — залог безопасности людей, сохранности машин и грузов, которые они перевозят. Времени не так уж много: Глава государства поручил максимально восстановить все дороги в республике к 9 мая. Наш корреспондент решил присоединиться к людям в оранжевых комбинезонах, которые чинят асфальт, чтобы на своем опыте узнать, что это за профессия и какие в ней бывают нюансы и сложности.
![](https://storage01.sb.by/iblock/672/67257217aacf2e5f8f1877ce7835fad5/e495422233fdb7a599529006cb06f422.jpg)
Ранние пташки
Свежеиспеченный «дорожник» подкатил к административному зданию ГПО «Горремавтодор Мингорисполкома» на такси. Все потому, что рабочий день здесь начинается в семь утра. Это значит, выбираться из уютной постели надо было самое позднее в шесть, и вот с этим возникла проблема.
Зевая и протирая сонные глаза, попадаю внезапно в эпицентр бурной деятельности. Бригады рабочих, получив задание, бодро рассаживаются по служебным машинам, руководители обсуждают задачи по телефону. Даже охранник на КПП не остается в стороне и внимательно изучает документы незнакомых посетителей.
![](https://storage01.sb.by/iblock/3e7/3e773f911880de9acc26f283fe939dc3/2664b8d584b8bfb9eeddd3e908722f04.jpg)
Первая должность корреспондента на дорожном поприще — асфальтобетонщик второго разряда. На этом этапе моим основным и единственным рабочим инструментом может быть только лопата. Прослушали инструктаж о правилах безопасности, получили служебную форму и вместе с бригадой рабочих, состоящей из четырех человек, отправились чинить дороги.
Мастер ремонтных работ Сергей Одиноченко подробнее рассказал о начале рабочего дня:
— У ремонтной бригады он начинается в семь утра. Сейчас мы работаем во дворах и на улицах Минска и «убираем» ямы на дорогах, которые могут доставлять неудобства жителям столицы. Поэтому, если увидели на дороге яму или трещину, не стесняйтесь сообщать в соответствующие службы. Эту неприятность обязательно исправят.
![](https://storage01.sb.by/iblock/cdb/cdb4a977c544d234a17f311cb1f44cdd/68afd8af565d7f6cfe08d34446899e76.jpg)
Игра в карты
Приехали на улицу Харьковскую, где возле местного гастронома на дороге образовались выбоины, которые не остались незамеченными.Весь процесс работы нам по полочкам разложил асфальтобетонщик Сергей Лубневский:
— Сначала на месте повреждения асфальта мы швонарезчиком вырезаем отверстие, которое на профессиональном языке называется «карта». Чем больше повреждение, тем, соответственно, больше и площадь «карты». Обычно вырезание занимает 3 — 4 минуты. Потом отбойными молотками выбиваем весь асфальт на «карте». Это уже тяжелее: иногда асфальт настолько прочный, что его приходится долбить долго, чтобы весь убрать. Но, как правило, на это уходит минут 5 — 7. Уже после очистки всех поврежденных участков вызываем машину с асфальтобетоном и заливаем им «карты».
![](https://storage01.sb.by/iblock/7d1/7d1cf79f83b3efec7868fc48c8fabb3b/63de8c41d85d72f60a7355891c18d106.jpg)
В результате несложных расчетов выясняем, что на заделку только одной ямы уходит от 30 минут до часа. А таких повреждений на одном участке асфальта может быть много.
— На этой неделе мы с ребятами 30 тонн асфальта использовали для ремонта выбоин, — продолжает Сергей. — И это еще немного. Бывало, все 100 тонн приходилось осваивать. Когда в таком темпе работаешь 5 — 6 дней подряд, то даже после ночного сна остаешься уставшим. Пока не расходишься — все болит.
Настоящий дорожный рабочий должен уметь пользоваться и швонарезчиком, и отбойным молотком. Интересное, но тяжелое занятие! Буквально пять минут работы — и на руках, привыкших разве что к смартфону да клавиатуре, выскакивают мозоли-водянки.
![](https://storage01.sb.by/iblock/fe2/fe26f7d78772be12ee9843f5b7823a7f/430ee2cea8c5075bbebb1df0508fbe59.jpg)
— Это еще вам повезло с погодой! — заметил мой усталый вид бригадир Сергей Ларионов. — Самая тяжелая рабочая пора — лето. Вот когда весь день находишься на палящем солнце, да еще возле горячего асфальта, тогда и чувствуешь всю тяжесть этого дела.
Тяжелый опыт
А действительно! Бывало, бежишь по своим делам в 30‑градусную жару, изнывая от духоты и солнца, а потом видишь на дороге рабочих в полном обмундировании — и оказывается, тебе не так уж и жарко.
— На дороге я работаю с 2004 года, уже 20 лет, — улыбается бригадир. — Привык и к зною, и к холоду. Работа уже не в тягость, даже в самые насыщенные дни. У нас очень хороший коллектив, со всеми парнями прекрасно общаемся, несмотря на разницу в возрасте.
![](https://storage01.sb.by/iblock/13b/13b2dfe1cc5169541093f609226d11e5/4fc07a89283d86d06b51b4bcd2a90e26.jpg)
Интересно, а какое самое необычное повреждение асфальта доводилось видеть опытному специалисту?
— Каких-то невероятных трещин или ям не было. Случалось, асфальт проваливался прямо на улицах, но это все исправлялось за полдня-день. А сейчас уже нет такого, что могло бы удивить, — Сергей остужает пыл охочего до необычных ситуаций журналиста.
Швонарезчик, отбойный молоток, выбирание из «карты» обломков асфальта… В такой последовательности работа повторяется возле каждой выбоины. Пот заливает глаза, в такт отбойному молотку начинают трястись намозоленные руки, поясница выражает свое недовольство постоянными поклонами дороге. Клянусь, никогда больше я не стану жаловаться на людей в оранжевых жилетах, которые перекрыли участок проезжей части или разбудили меня грохотом отбойного молотка!
![](https://storage01.sb.by/iblock/edb/edb80c8a66dc652af0c41bdb0d2ee776/01fe2c18dbb2e34d13d307d6a3cee1dc.jpg)
Небольшая передышка наступает, пока мы ожидаем машину с асфальтобетоном. Зато потом приходится очень шустро махать лопатой, разравнивая его. Стыдно признаться, но я с нетерпением жду окончания дня. А ведь дорожные рабочие так трудятся изо дня в день, иногда и шесть раз в неделю. И все это — для наших с вами комфортных и безопасных поездок.
Минтранс сообщает:— С начала этого года на республиканских автомобильных дорогах в Брестской области устранено более 37 170 квадратных метров ямочности, в Витебской – 48 970, в Гомельской – 69 630, в Гродненской – 6320, в Могилевской – 27 520 и в Минской области устранено 42 540 квадратных метров ямочности.
![](https://storage01.sb.by/iblock/fe5/fe58518c608fe746822eeb088835065e/5aed4ba4e53433215a885fa6aa6de87f.jpg)
![](https://storage01.sb.by/iblock/57e/57e7105998f2fc4215ae01340f9422ef/2914d86492635448abbf0614cbba4d98.jpg)