Нить родословной в наших руках
28.06.2012
Написанное — остается
Вряд ли несколько столетий назад полоцкий крепостной крестьянин Стефан Яцкевич думал о том, что о нем доведается его потомок в восьмом (!) поколении. Но, как известно, нет ничего невозможного для человека по–настоящему увлеченного. Работал над созданием семейного генеалогического древа Владимир Владимирович несколько лет и теперь, уже приобретя немалый опыт, может давать советы со знанием дела:
— Необходимо знать несколько базовых вещей. И первое здесь — вероисповедание предков. Если они христиане, хорошо бы иметь сведения, в каком конкретно храме крестились, и тогда можно поднять соответствующие метрические книги в архиве. Еще один источник информации — инвентари помещичьих имений. С дворянами легче — там всегда велся довольно строгий персональный учет. Мне попадались списки дворянских родов из 14 — 15 поколений! Но мои корни — крестьянские. Поэтому для меня открывались только два источника: церковные записи и инвентари. Можно сделать запрос в исторический архив, но очередь там внушительная. Лучше работать самому. Тогда появляется возможность учитывать множество косвенных признаков, которые постороннему человеку просто неизвестны, но которые помогают быстрее разобраться в хитросплетениях давних времен.
— Некоторые теперь ищут предков с намерением узнать о себе нечто особенное: вдруг, например, откроется, что прадедушка, пусть и не граф, но, возможно, внебрачный графский сын...
— Признаюсь, и я не без некоей подобной тайной надежды приступил к сбору информации, — со смехом кается Владимир Владимирович. — В каком–то смысле подвигла меня на поиск семейная легенда.
Рядом с нашей деревней находилось бывшее панское поместье Быковщина. И якобы у моей бабки Маланки в юности приключилась некая романтическая история с одним из обитателей той усадьбы. Так что я даже решил проверить свою фамилию по дворянским реестрам. Да где там... Поименный список своих предков–крепостных отыскал в инвентаре помещика Ивана Фаддеевича Буйницкого. Тогда же изучил их образ жизни в подробностях. Потом даже опубликовал большую статью под названием «Як працавалi на зямлi нашы продкi».
«Тайна гробницы»
— Почему именно Поклевские–Козеллы?
— Начну издалека. Места наши довольно глухие. Достаточно сказать, что электрический свет в моей родной деревне Плиски появился только в 1964 году. И вот представьте: рядом Быковщина — с большим красивым каменным домом, где по вечерам сияет свет. Для нас — целое чудо! В той усадьбе организовали детский дом еще в 1924 году. А тут еще загадка полуразрушенного склепа, о котором ходили легенды. Старожилы рассказывали, что раньше там возвышался красивый костел.
Непосредственно же на Поклевских–Козеллов я вышел, когда работал с материалами о помещике Буйницком. Выяснилось, что его назначили опекуном над имением Быковщина, принадлежавшем Поклевским–Козеллам. Тогда–то я и обратился к местным старожилам. И вот что услышал от Феклы Ильиничны Яцкевич: «Склеп Козеллов разбивали в 1926 году, из него вытаскивали гробы. Помню, лежит покойник в черном шарфике и выглядит так, будто умер вчера. Но после одного удара кувалдой местного кузнеца все тут же рассыпалось в прах... Люди собрали останки в ящик и отвезли на деревенское кладбище. Драгоценности, что были на покойниках, забирали под опись. На все это водили смотреть детей...»
В наших краях много ледниковых валунов. Виктор Карасев решил, что можно ставить эти валуны с мемориальными табличками в память о знаменитых земляках. Теперь уже десятка два наберется...
— Ну а что же красивый костел над склепом? Действительно существовал?
— Конечно! Вот посмотрите, как выглядел. Согласитесь: впечатляет! — мой собеседник достает из внушительной стопки лист с ксерокопированным изображением храма. — Местное население было переведено из униатов в православные только в 1837 году. Первоначально генерал–губернатор не разрешил Поклевским–Козеллам строить костел. Сами Поклевские исповедовали католицизм и относили себя к полякам. Потом они добились разрешения, но с условием не проводить в храме богослужений для местных жителей, а использовать его только для потребностей семьи и семейной усыпальницы: Альфонс Фомич Поклевский пожелал быть похороненным на родине, а не в Сибири, где прожил жизнь и стал очень авторитетным человеком... Костел разгромили, как и гробы, в 1926 году. Кирпич разобрали на свои нужды местные жители.
Две ветви одного рода
Вообще, род Козеллов–Поклевских — древний. Происходит с Приднепровья. И поначалу звался просто — Козел. Одна ветвь тех Козелов осела в Быковщине, вторая — в Сервечи на Вилейщине. А вот представители второй ветви стали активными участниками восстания 1830 — 1831, 1863 — 1864 годов. И хоть, получается, стояли родичи по разные стороны баррикад, первые Поклевские не отреклись от вторых и помогали им, когда тех сослали за участие в восстании.
Надо сказать, Владимир Яцкевич так увлекся историческими поисками, что даже отыскал современных потомков Поклевских. По совету одного из них Владимир Владимирович установил контакт с Татьяной Масуновой, ученым секретарем музея в Екатеринбурге, которая там ведает архивом Поклевских–Козеллов. Есть еще историческое общество, занимающееся наследием Поклевских, в Тюмени, где работает Сергей Филь. Поклевские–Козеллы из белорусской Быковщины теснейшим образом причастны к масштабному освоению Урала и Сибири, строительству там железных дорог, речных пароходов, организации речных перевозок во второй половине XIX века...
День сегодняшний
Восстановил Владимир Владимирович и всю историю 260–й стрелковой дивизии, в которой воевал его отец: он погиб в октябре 1942 года. А до войны работал директором школы в Улле на Витебщине.
Рассказывая о своих поисках, Владимир Владимирович достает из папок все новые и новые материалы. А ведь в Быковщине много историко–культурных ценностей. Усадьба Поклевских–Козеллов XIX века включена в туристические и экскурсионные маршруты Полоцкого района. Ее органично дополняют окрестные деревни с валунами, установленными в память известных земляков. Места красивые, с богатыми традициями. Где еще воспитывать патриотизм молодежи, как не здесь? Ведь надо же кому–то передавать эстафету предков, которую чуть не выпустили из рук. Теперь–то дело уже за новым поколением...