Николай Колядко
18.09.2009 13:19:32
По мановению руки
Взмах руки — и огромный оркестр играет как единое целое. Это не фокус, а работа профессионала. Знакомьтесь: дирижер Национального академического Большого театра оперы и балета Беларуси Николай Колядко.
«Мастер-класс» от маэстро
С Николаем Сергеевичем мы встретились в музыкальном классе, где он обычно занимается со студентами.
– Чтобы состояться профессионально, человек должен сам изучать материал, думать, развиваться, – уверен маэстро. – А азы дирижирования преподаются в течение получаса. Хотите, я вас прямо сейчас научу, – загорается идеей Николай Сергеевич и начинает показывать: — Так мы дирижируем на два. А вот теперь вальс – на три…
Затем у нот становится студент. Взмах дирижерской палочкой — и, похоже, преподаватель и ученик забывают обо всем, кроме музыки. Их темперамент, мимика, жесты завораживают.
– Мой любимый ученик, – прерывает процесс Николай Колядко. – Знаете, что он слушает по дороге? Представляете, Игорек идет по улице, а в наушниках у него звучат квартеты Танеева. Сколько людей у нас в стране по дороге слушают Сергея Танеева?!
– А какую музыку любите слушать вы?
– Сейчас я целиком поглощен «Дон Жуаном» Моцарта, над которым работаю. Но при этом слушаю концерты кларнета с оркестром. Еще люблю группу «Несчастный случай». Или, например, джазовый вокал очень нравится. Вот последнее мое приобретение – диск Нины Симон. Шикарная певица.
Путь к оркестровой яме
– Как получилось, что вы стали дирижером?
– Родители отдали в музыкальную школу – это и стало первой ступенькой. Детей ведь учиться на дирижеров не направляют, потому что, как говорил великий Соллертинский, только в двух профессиях не бывает вундеркиндов: в гинекологии и дирижерстве, – смеется Николай Сергеевич. – Обычно обучение начинается с игры на каком-нибудь инструменте – в школе, в училище. А уж потом, если человек вдруг
осознанно решает стать дирижером и у него есть для этого способности, он начинает учиться, расти как профессионал. Меня в жизни постоянно что-то подталкивало к дирижерству. Не скажу, что некая сила свыше, но все же что-то было. И я считаю, что мой творческий и жизненный путь был достаточно удачным, хотя и не скажу, что все было ровно и гладко. Ведь простых путей не бывает. Если человек серьезно относится к своей профессии, легкой жизни у него не будет.
«Баян я не люблю»
– В музыкальной школе учился по классу баяна, но сейчас на нем не играю. Более того, я его недолюбливаю. Вы только представьте: сидишь, бывало, в детстве, занимаешься, терзаешь инструмент — а за окном в это время друзья в футбол гоняют. Можно ли после такого любить баян?..
В идеале дирижер должен играть на рояле, знать струнные инструменты. Конечно, нужно представлять себе, как играют духовые. Иначе профессионально работать с оркестром не получится. По той же причине дирижер должен знать как минимум четыре иностранных языка – английский, итальянский, французский, немецкий. Например, «Дон Жуан» написан на итальянском. Если бы я не знал языка и не понимал, о чем произведение, то сейчас просто не смог бы ничего объяснить певцу.
Репетиция non stop
– Я много путешествовал, работал с разными оркестрами – и в Европе, и в Азии. Например, интересный опыт работы был в Токио, Шанхае, Пекине. От этих поездок остались очень хорошие, яркие впечатления. И если первое время с китайцами, японцами приходилось работать с переводчиком, то к концу гастролей его помощь была не нужна: музыканты больше общаются при помощи итальянских терминов и отчасти на английском языке.
Конечно, в каждой стране своя специфика, свой менталитет. Так, в Европе время репетиций постоянно ограничено сроком аренды.
Я помню, приехали мы с Волгоградским оркестром в Испанию. И за один день нужно было отрепетировать две программы, концерт – на следующий день. Вот мы как в десять утра сели, так и играли – правда, с перерывом на чай — до десяти вечера.
Первый блин… «Евгений Онегин»
– Постановка каждой новой оперы или балета — это как рождение ребенка. А дитя рождается пусть и в счастливых, но в муках. Эти «дети», которые появляются на свет труднее всего, – самые любимые. Допустим, я хорошо помню первую постановку «Евгения Онегина». Собралась тогда еще молодая неопытная компания – я, режиссер и художник, который впервые работал в театре, – и решили поставить «Онегина». Скоро премьера, а по театру проходит слух: да у них ничего не получается, надо собирать худсовет. Собрались «зубры» – опытные дирижеры, композиторы. И давай нас разбирать по косточкам: «До каких пор вы будете издеваться над классикой?» Конечно, для меня это была трагедия, ночь не спал. А потом прошла премьера, и оказалось, что вроде все получилось. Историю эту не очень приятно вспоминать, но такие ситуации закаляют характер. Ведь только новая работа развивает дирижера. Если ничего не делать, никогда не станешь профессионалом.
А вообще помню все свои постановки – и хорошие, и плохие. Что-то другое забывается, но не мои балеты и оперы. Все потому, что я очень люблю свою работу и считаю себя счастливым человеком: надо же, занимаюсь любимым делом, а мне еще за это деньги платят!
Несостоявшееся знакомство
– С кем из великих дирижеров, композиторов – не обязательно ныне живущих – вы хотели бы познакомиться?
– Есть такой человек – Карлос Кляйбер. Он умер несколько лет назад. Это знаменитый немецкий дирижер и очень интересная личность. Я думаю, он входил в тройку-пятерку лучших дирижеров мира. В Кляйбере, помимо его мастерства, меня привлекает то, что он никогда не занимал высоких постов, хотя его приглашали во все лучшие оркестры и театры мира. Он мог позволить себе игнорировать контракты, пока были средства на жизнь, и начинал рассматривать предложения, когда деньги заканчивались.
Орнитолог-любитель
– Как проводите свободное время?
– В одиночестве. На даче, в поездках на велосипеде. Каждый должен иметь возможность хотя бы раз в год пройти лечение одиночеством. Едешь на дачу на велосипеде – природа, солнце, свежий воздух! Птиц очень люблю – это моя слабость. Наблюдаю за ними в подзорную трубу. Можно сказать, я орнитолог-любитель.
Еще много читаю. Нравятся поэты-обэриуты – мои любимые Олейников, Введенский, Хармс. Очень люблю читать дневники, письма – документальную литературу. Детективы нравятся. А сейчас в основном читаю о Моцарте, его «Дон Жуане».
Люди себя обкрадывают
– Что может дать молодежи увлечение классической музыкой?
– Совсем другое восприятие мира. Когда человек проникнется классической музыкой, когда она войдет к нему в душу, он по-другому станет смотреть на мир. У него глаза будут другими. Ведь люди сами себя обкрадывают, не слушая классику. Потому что у них мир одноцветный. А вот если эту краску добавить, то человек становится гораздо тоньше во всем – в общении, мыслях, поступках.
Но заставить молодежь слушать классику нельзя. Должна быть система, когда с малых лет постепенно прививаются вкус и желание слушать такую музыку. Самому понять и полюбить ее трудно. Такое редко бывает. Должен быть хороший учитель, наставник, который посоветует, направит, объяснит. А чтобы сам человек вдруг пошел в филармонию… Вряд ли.
Справка «Зн»
Николай Колядко окончил Минское музыкальное училище, затем – Музыкально-педагогический институт им. Гнесиных в Москве, Литовскую государственную консерваторию в Вильнюсе.
С 1979 года – дирижер Национального академического Большого театра оперы и балета Республики Беларусь.
Заслуженный деятель искусств Республики Беларусь.
Гастролировал в Испании, Германии, Китае, Японии, Греции, Нидерландах, Турции, Швейцарии, Португалии, Таиланде.
Сотрудничает с оркестрами России, Литвы, Китая, Чехии, Японии.
Дирижер-постановщик опер и балетов «Бал-маскарад» Верди, «Кармен» Бизе, «Евгений Онегин» Чайковского, «Дон Кихот» Минкуса, «Эсмеральда» Пуни и других.