Судьбы людей зависят от найденных, правильно собранных и зафиксированных доказательств.
Как тайное стало явным
Следы пальцев рук, отпечатки подошв обуви и автомобильных шин на местах происшествий, очаги возгорания, причины аварий, особенности холодного и огнестрельного оружия, наличие наркотических веществ — кажется, нет такой сферы в деятельности человека, в которой можно было бы что-то утаить от экспертов. Не удалось остаться неизвестным и хулигану, глубокой ночью метнувшему камень в окно чужой квартиры.
— Некоторое время назад наш тихий город начал буквально «терроризировать», судя по почерку и «ареалу обитания», один человек. Едва ли не каждую ночь сотрудники МВД, следствия и судебные эксперты выезжали на осмотр мест происшествий, связанных с поджогами дверей, детских колясок, оставленных в подъездах, разбитыми окнами квартир на первых этажах. Действовал злоумышленник в три-четыре часа ночи и до нашего приезда успевал скрыться. Некоторые подозрения в отношении его личности у оперативных сотрудников имелись, однако без доказательств они ничего не значили, — рассказывает Юрий Будо, начальник Молодечненского МРО ГКСЭ. — Но той ночью, когда камень пролетел над спящим ребенком, удача от хулигана отвернулась. Оценив траекторию полета, мы нашли «позицию стрелка» и… четкие отпечатки следов обуви на снегу. Их, разумеется, зафиксировали, описали, изъяли и, имея на руках весомые доказательства, отправились домой к подозреваемому. А он как раз вернулся с прогулки — ботинки стояли в луже растаявшего снега. Индивидуальные особенности рисунка подошвы совпали с изъятыми на месте преступления.
Позже нашлись и другие доказательства, подтверждавшие его хулиганское прошлое. После психолого-психиатрической экспертизы, которую тоже провели местные специалисты, мужчину отправили на принудительное лечение в психиатрическую клинику.
Три шага вперед
На территории Молодечненского, Вилейского и Воложинского районов трудятся без малого 30 экспертов, которые специализируются в разного рода исследованиях. Судебно-медицинский сектор объединяет непосредственно судебных медиков, гистологов и химиков. Сектор криминалистов проводит все виды традиционных экспертиз: судебная дактилоскопия, трасология, экспертиза холодного оружия, баллистика, почерковедческая, технико-криминалистическая экспертиза документов и габитоскопия, или портретная экспертиза. Проводят здесь и специальные исследования наркотических средств, экспертизы спиртосодержащих жидкостей, а также автотехнические. Летом планируется начать проведение товароведческих экспертиз — очень востребованный вид исследований, без которого невозможно оценить, например, стоимость похищенного или уничтоженного имущества.
Между тем еще несколько лет назад эксперты были разобщены и подчинялись разным ведомствам. Указом Президента № 202 от 22 апреля 2013 года с целью создания условий обеспечения независимости экспертной деятельности и повышения ее эффективности был учрежден Государственный комитет судебных экспертиз, который собрал под крыло экспертов всех специальностей.
— Я работаю с 2000 года и могу сравнивать «до» и «после», — говорит Юрий Георгиевич. — Считаю, с созданием комитета мы не шаг вперед сделали в плане скорости и качества работы — целых три шага! А это очень важно, ведь от скорости проведения, качества экспертиз зависят судьбы людей. Вся судебно-экспертная деятельность стала абсолютно прозрачной. Тройной уровень контроля за качеством проведения экспертиз сводит к нулю возможность ошибки. Создается электронный архив заключений, который тоже может отслеживаться на разных уровнях. Значительно повысилась техническая оснащенность. Многие виды учетов автоматизированы. Все знают о существовании базы данных со следами пальцев рук, а сейчас создаются и наполняются базы следов обуви, шин транспортных средств, характерных следов взломов. Не все преступления раскрываются по горячим следам, и задача криминалиста — собрать как можно больше информации о них, чтобы обобщить, систематизировать и при необходимости предоставить оперативникам или следователям нужные сведения. Это особенно важно в случае серийных преступлений. Накапливается информация в программе АСПИ «Портрет 2005», которая способна быстро идентифицировать человека, используя признаки внешности.
Андрей Хаткевич, старший эксперт сектора криминалистических экспертиз, осматривает одежду на наличие повреждений при ДТП.
Эксперт Артем Шитыко проводит трасологическую экспертизу следа обуви.
Винтаж и высокие технологии
Даже в век высоких технологий востребованными остаются старые добрые способы наблюдения и сравнения. Именно они помогли раскрыть кражу из домика в одной из деревень Молодечненского района, использовавшегося в качестве дачи.
— Среди жителей деревни распространяли безвозмездно одну из газет, — интригует Юрий Георгиевич. — Была она в каждом доме! Кто-то из нее кулечки для семян крутил, кто-то — самокрутки. Именно такие окурки нашли мы на месте происшествия. Они имели неровный край: видимо, от газеты наскоро оторвали полоску. При осмотре дома одного из подозреваемых в краже на шкафу были обнаружены газеты. И вот развернутые остатки этой самокрутки, как пазл, сошлись с линией отрыва одной из страниц. Мужчина понял, что отпираться бессмысленно, и во всем признался.
В Молодечненском МРО ГКСЭ имеется даже свой музей, точнее, комната истории судебно-экспертной деятельности. Есть здесь старинный микроскоп, который при желании еще вполне в состоянии поработать, разного вида холодное оружие, книги и фотографии. Старинный немецкий сундук мало того, что сам по себе является раритетом, так еще и стал свидетелем и почти соучастником жуткого преступления. Эта история произошла в Молодечно несколько лет назад. В одной квартире проживали мужчина, его дочь и сын. Сын весьма не одобрял асоциальный образ жизни, который вели родственники, между ними постоянно вспыхивали конфликты. Последней каплей в чаше терпения молодого человека стало исчезновение его личных вещей. Парень взялся за нож и расправился с отцом, сестрой и двумя гостями.
Юлия Синявская, начальник сектора специальных и технических экспертиз, исследует спиртосодержащую жидкость.
Александр Харитоник, заместитель начальника управления специальных экспертиз управления ГКСЭ по Минской области, занимается исследованием наркотических средств.
— Окровавленную одежду и обувь убийцы четырех человек мы и нашли вот в этом сундуке, хранившемся на чердаке дома, — рассказывает Юрий Будо.
Судьбы людей зависят от найденных, правильно собранных и зафиксированных доказательств, в том числе от внимательности, квалификации экспертов. Это не просто сложная кропотливая работа, но и огромная ответственность. Впрочем, даже в ней не обходится без курьезов. Так, однажды экспертам удалось разоблачить весьма необычного злоумышленника…
Всего лишь на несколько минут отлучился в сельский магазин водитель новенького Renault Duster. А вернувшись, обнаружил на обоих зеркалах заднего вида безобразные царапины. Разгневанный мужчина тут же позвонил в милицию. Опытный эксперт может с первого взгляда различить следы шила, гвоздика, ключа. Но на зеркалах не отметился ни один из этих предметов. По характерным признакам выходило, что это следы зубов лошади! А вскоре выяснилась и личность «преступницы». Оказалось, хозяин гужевой повозки «припарковался» так, что животное сумело дотянуться до машины. Чем ее так заинтересовали зеркала, осталось неизвестным…
Что «расскажет» специалисту орудие взлома?
МНЕНИЕ В ТЕМУ
Николай ПЛОТНИЦКИЙ, начальник управления ГКСЭ по Минской области:
— С самого образования Государственного комитета судебных экспертиз совершенствуются организация экспертной деятельности, приборное обеспечение, подборка кадрового состава, унифицируются методики, позволяя однозначно делать выводы по исследованиям. Существовавшая до этого разрозненность экспертных подразделений и их вхождение в состав различных ведомств не способствовали формированию единой методологической базы, отличались подходы к проведению экспертиз, они требовали значительных временных затрат. Например, фоноскопическую экспертизу приходилось ждать примерно полгода. На момент образования ГКСЭ по отдельным видам экспертных исследований еще сохранялась очередь, а сегодня таких вопросов вообще нет! В единичных случаях, в пределах 0,1 процента от общего количества, мы вынуждены продлевать сроки экспертиз. Как правило, это сложные многообъектные исследования: фоноскопические, когда необходимо изучить большой объем звукозаписи, компьютерно-технические, когда нужно исследовать всю информацию с жестких дисков ряда компьютеров.
В результате единого и целенаправленного финансирования постоянно улучшается приборная база. Необходимыми инструментами и приборами в Минской области снабжены все судебные эксперты. Обеспеченность приборной базы с недавних пор позволяет проводить в Борисове экспертизы радиоэлектронных устройств и бытовой техники, компьютерно-технические экспертизы.
Существенно изменился кадровый состав, пришло много молодежи. Профильное экспертное образование получают только криминалисты на следственно-экспертном факультете Академии МВД. Остальные же специалисты приходят из гражданских вузов. Профессиональные знания и навыки экономистов, инженеров, химиков, биологов «затачиваются» именно на экспертный формат работы в Институте повышения квалификации и переподготовки кадров ГКСЭ.
За счет концентрации интеллектуальных и технических ресурсов все новые виды экспертизы разрабатываются и проходят апробацию в центральном аппарате ГКСЭ, а потом по мере необходимости распространяются по областям. Так, недавно у нас появилась лингвистическая экспертиза, наши специалисты стали делать товароведческие, строительно-технические исследования — последние позволяют выявить приписки в строительстве, определить качество материалов, несущие способности конструкций. В перспективе — управление лабораторных исследований, где будут выполнять биологические и генетические исследования, в том числе ДНК животных: такие экспертизы востребованы в делах о браконьерстве. Бороться с незаконными вырубками поможет дендрологическая экспертиза.
ЦИФРА
За прошедший год специалисты ГКСЭ по Минской области провели без малого 36 000 экспертных исследований, а за первый квартал текущего года — более 8000 экспертиз.
nevmer@sb.by