Единственную в Беларуси церковь в честь иконы «Млекопитательница» возводят в Раубичах
07.08.2022 08:49:00
Большое озеро с заливами и островами окружают лес, холмы, старые деревеньки и новые поселки. Эти места в Раубичах принято называть белорусской Швейцарией. Раньше местность величали Крестогорском: два ряда взаимно перекрещивающихся холмов образуют подобие креста. Здесь впервые на Руси явилась чудотворная икона «Млекопитательница». Сегодня в Раубичах возрождают духовный центр. Про историю и современность Крестогорска рассказал протоиерей Андрей Кузьма.
Отец Андрей возрождает приход.
— Я в прошлом архитектор, Юлия тоже возглавляла архитектурное бюро при строительной фирме. Семья готова была взять на себя финансовые расходы. Нужна была идея, — рассказывает Андрей Кузьма.
В своей задумке отец Андрей решил воплотить мечту о древнем православном храме.
В 2013 году в Раубичах возникла православная община. По благословению митрополита Минского и Слуцкого Филарета настоятелем назначили протоиерея Андрея Кузьму.
Участок под строительство святыни в честь иконы Божией Матери «Млекопитательница» неожиданно выделили на историческом месте явления образа. Когда отец Андрей увидел архивные фотографии, удивился чудесному совпадению. Ему предстояло возродить деятельность существовавшего здесь прихода.
Чудотворный образ «Млекопитательница» увидели на сосне. Дерево находилось в алтаре и служило куполом деревянной каплицы. Считается, что это было вообще первое явление «Млекопитательницы» в Российской империи. Позже верующие встречались с таким священным изображением Богоматери в Одессе, Москве, на Урале и в Сибири. Еще раньше «Млекопитательницу» можно было обнаружить на фресках в римских катакомбах. В монастыре возле Иерусалима образу молился преподобный Савва Освященный.
— Икону очень почитал народ независимо от вероисповедания, — отмечает протоиерей Андрей Кузьма. — Она была размером 22 на 17 см, писана на медной доске. По преданию, избавила окрестных жителей от бедствий во время шведского нашествия. Есть сведения, что, будучи тайно унесена из первого храма, построенного в ее честь, она, наказав виновного, чудесно явилась на прежнем месте.
В XVII веке случился пожар. Церковь сгорела, но чудотворный образ сохранился. Построили новый деревянный храм, а позже — каменный костел. Со временем здание вернули православным. Третьего настоятеля крестогорской церкви в честь Успения Богородицы Дмитрия Павского расстреляли в 1937 году. Общину разогнали, храм обветшал. Икона исчезла. Есть вероятность, что ее сохранил кто-то из прихожан. В 2000 году последний настоятель отец Дмитрий был прославлен в числе новомучеников и исповедников российских. О судьбе «Млекопитательницы» пока ничего не известно, но, сдается, икона продолжает чудотворить в Крестогорске незримо. Богородица не оставляет растущий храм без жертвователей, а благодетелей — без поддержки.
Вслед за Юлией и Игорем появились благотворители Андрей и Ирина, Владимир и Елена, Анатолий, Сергей и Диана. Отец Андрей рассказывает:
— У Сергея и Дианы не было детей. Они приезжали к нам на службы, помогали. Через год у них родился мальчик, а потом еще двое ребят. «Млекопитательница» помогает в рождении детей. Но не только. Мы и место это не выбрали бы, и разрешения я сразу не получил бы. Считаю события благословением свыше.
Маленький пример. Однажды на стройку нужно было много песка. Я думаю: и где мне столько взять? Вдруг приезжает самосвал, водитель спрашивает: «Вам земля нужна? Я рядом работаю». Привезли 20 самосвалов грунта бесплатно. Икона «Млекопитательница» — духовная ось Крестогорска. Вокруг нее мы и продолжаем хронологию духовной жизни.
— Этот деревенский храм как скульптура. Мы ввели пластику, рельефы, — говорит Андрей Кузьма.
В богоборческие времена иконы рубили, и тогда святые образы стали изображать в виде знаков. Например, могущество Христа — в образе льва. Такие рельефы из белого камня украшают строящуюся церковь в Раубичах. В рельефной форме представлены святые Валентина Минская, София Слуцкая, Евфросиния Полоцкая, Кирилл Туровский и другие.
Настоятелю хотелось подчеркнуть простоту, минимализм и аскетичность церкви в деревне:
— Задумал изобразить на стенах что-то такое, что замечали бы все, проходя рядом. Гуляя как-то по Москве, я набрел на один храм и остолбенел возле его рельефов. Сказочность художника Ивана Билибина, образность архитектора Алексея Щусева, древность, русский дух, православие — все вместе в них было, словно целый мир открылся. Автор этих рельефов создал образ, который мог бы родиться в Х—ХI веках, в домонгольский период. Рельефы для нашей церкви делал московский скульптор Анатолий Комелин.
В композициях, где плоский фон сочетается с объемными элементами, угадываются и евангельские сюжеты: снятие Господа с Креста, положение Христа во гроб, Богородица, приникшая к лежащему Иисусу. Такое художественное исполнение особенно передает непереносимое материнское горе.
В строящемся храме два придела: главный посвящен «Млекопитательнице», а другой — в честь преподобномученицы великой княгини Елисаветы и инокини Варвары. Алтарные части церкви отделаны старинным кирпичом, который собирали верующие. Такой декор создает атмосферу первозданности, как пещера Рождества Христова.
Иерархию небесных сил, восходящую к Божией Матери, символизируют арки на потолке.
Пока храм не освящен, можно войти в алтарь. Здесь все из камня.
— Камни — библейский символ, — поясняет отец Андрей. — Храм собирается из камушков, главный из которых знаменует Христа.
Для внутренней отделки протоиерей планирует использовать мозаику в кирпичном стиле:
— Люди составляют мозаику жизни, и получается прекрасный узор по Божиему промыслу.
Голосники в кладке, как в гродненской Коложской церкви, создают наилучшую акустику.
Цилиндрические башни венчают три свинцовых купола.
— Свинец — дешевый материал, — отмечает Андрей Кузьма. — Мы хотели, чтобы смотрелось небогато. С кровлей помогли жители Раубичей, работающие в Москве. Другие люди пожертвовали окна. Строительство движется милостью и щедротами Божиими, энтузиазмом людей. Одна прихожанка согласилась сделать полноценную колокольню, чтобы звучала до Минска. Благотворители оплатили девять колоколов. Теперь у нас школа звонарей. Проходят фестивали колокольного звона.
Специалисты из гильдии храмоздателей, что в Москве, подкорректировали проект. Возводили храм строители из-под Нижнего Новгорода.
В начале строительства рассчитывали, что удастся завершить проект за два года, но грянул кризис. Богослужения не могли ждать долго. Приход нуждался во временном помещении для молитвы. Настоятель вспоминает, как Бог привел женщину, которая вызвалась помочь со строительством временной деревянной церкви, где на Рождество Христово в 2016 году отслужили первую литургию.
По заказу отца Андрея в Годеново для будущего храма изготовили копию чудотворного явленного Годеновского креста и освятили на оригинале:
— Святыню очень почитают на Руси. Происходит много чудес.
Есть в храме и список Божией Матери «Млекопитательница», выполненный по старинным образцам отцом Игорем Латушко. Прихожане постоянно молятся, и Господь созидает жизнь молящихся и сам храм.
Судя по архивным данным, в древнем Успенском храме Крестогорска собиралось до пяти тысяч человек. Верующие надеются, что по милости Божией чудотворная икона вернется в Раубичи и новая церковь объединит не меньше людей.
— Попечительство, как и любовь, дружба, семейная жизнь, требует постоянства и верности, — считает отец Андрей. — И строящийся в Раубичах храм очень нуждается в попечителях. Наш девиз: «Построим вместе красивый храм в красивом месте». Молим Бога, чтобы Он послал нам людей, не равнодушных к этому делу и этому месту.
Информация для желающих пожертвовать на строительство храма — на сайте .
kosiykova@sb.by
Отец Андрей возрождает приход.
Святое место
Священник Андрей Кузьма служил в минском храме иконы Божией Матери «Взыскание погибших», когда к нему обратилась с предложением семейная пара из Раубичей. «Население конгломерата с каждым годом растет. Круглогодичная спортивная база. Давайте строить церковь у нас», — смело заявили Юлия и Игорь.— Я в прошлом архитектор, Юлия тоже возглавляла архитектурное бюро при строительной фирме. Семья готова была взять на себя финансовые расходы. Нужна была идея, — рассказывает Андрей Кузьма.
В своей задумке отец Андрей решил воплотить мечту о древнем православном храме.
В 2013 году в Раубичах возникла православная община. По благословению митрополита Минского и Слуцкого Филарета настоятелем назначили протоиерея Андрея Кузьму.
Участок под строительство святыни в честь иконы Божией Матери «Млекопитательница» неожиданно выделили на историческом месте явления образа. Когда отец Андрей увидел архивные фотографии, удивился чудесному совпадению. Ему предстояло возродить деятельность существовавшего здесь прихода.
Чудотворная «Млекопитательница»
Два ряда взаимно перекрещивающихся холмов образуют подобие креста. В живописном урочище Крестогорск в первой половине XVI века построили первый православный храм, когда явилась местночтимая икона Божией Матери.Чудотворный образ «Млекопитательница» увидели на сосне. Дерево находилось в алтаре и служило куполом деревянной каплицы. Считается, что это было вообще первое явление «Млекопитательницы» в Российской империи. Позже верующие встречались с таким священным изображением Богоматери в Одессе, Москве, на Урале и в Сибири. Еще раньше «Млекопитательницу» можно было обнаружить на фресках в римских катакомбах. В монастыре возле Иерусалима образу молился преподобный Савва Освященный.
— Икону очень почитал народ независимо от вероисповедания, — отмечает протоиерей Андрей Кузьма. — Она была размером 22 на 17 см, писана на медной доске. По преданию, избавила окрестных жителей от бедствий во время шведского нашествия. Есть сведения, что, будучи тайно унесена из первого храма, построенного в ее честь, она, наказав виновного, чудесно явилась на прежнем месте.
В XVII веке случился пожар. Церковь сгорела, но чудотворный образ сохранился. Построили новый деревянный храм, а позже — каменный костел. Со временем здание вернули православным. Третьего настоятеля крестогорской церкви в честь Успения Богородицы Дмитрия Павского расстреляли в 1937 году. Общину разогнали, храм обветшал. Икона исчезла. Есть вероятность, что ее сохранил кто-то из прихожан. В 2000 году последний настоятель отец Дмитрий был прославлен в числе новомучеников и исповедников российских. О судьбе «Млекопитательницы» пока ничего не известно, но, сдается, икона продолжает чудотворить в Крестогорске незримо. Богородица не оставляет растущий храм без жертвователей, а благодетелей — без поддержки.
Вслед за Юлией и Игорем появились благотворители Андрей и Ирина, Владимир и Елена, Анатолий, Сергей и Диана. Отец Андрей рассказывает:
— У Сергея и Дианы не было детей. Они приезжали к нам на службы, помогали. Через год у них родился мальчик, а потом еще двое ребят. «Млекопитательница» помогает в рождении детей. Но не только. Мы и место это не выбрали бы, и разрешения я сразу не получил бы. Считаю события благословением свыше.
Маленький пример. Однажды на стройку нужно было много песка. Я думаю: и где мне столько взять? Вдруг приезжает самосвал, водитель спрашивает: «Вам земля нужна? Я рядом работаю». Привезли 20 самосвалов грунта бесплатно. Икона «Млекопитательница» — духовная ось Крестогорска. Вокруг нее мы и продолжаем хронологию духовной жизни.
Мечта о древней церкви
Раубичская церковь вобрала в себя художественные детали из древности, которые только можно было применить.— Этот деревенский храм как скульптура. Мы ввели пластику, рельефы, — говорит Андрей Кузьма.
В богоборческие времена иконы рубили, и тогда святые образы стали изображать в виде знаков. Например, могущество Христа — в образе льва. Такие рельефы из белого камня украшают строящуюся церковь в Раубичах. В рельефной форме представлены святые Валентина Минская, София Слуцкая, Евфросиния Полоцкая, Кирилл Туровский и другие.
Настоятелю хотелось подчеркнуть простоту, минимализм и аскетичность церкви в деревне:
— Задумал изобразить на стенах что-то такое, что замечали бы все, проходя рядом. Гуляя как-то по Москве, я набрел на один храм и остолбенел возле его рельефов. Сказочность художника Ивана Билибина, образность архитектора Алексея Щусева, древность, русский дух, православие — все вместе в них было, словно целый мир открылся. Автор этих рельефов создал образ, который мог бы родиться в Х—ХI веках, в домонгольский период. Рельефы для нашей церкви делал московский скульптор Анатолий Комелин.
В композициях, где плоский фон сочетается с объемными элементами, угадываются и евангельские сюжеты: снятие Господа с Креста, положение Христа во гроб, Богородица, приникшая к лежащему Иисусу. Такое художественное исполнение особенно передает непереносимое материнское горе.
В строящемся храме два придела: главный посвящен «Млекопитательнице», а другой — в честь преподобномученицы великой княгини Елисаветы и инокини Варвары. Алтарные части церкви отделаны старинным кирпичом, который собирали верующие. Такой декор создает атмосферу первозданности, как пещера Рождества Христова.
Иерархию небесных сил, восходящую к Божией Матери, символизируют арки на потолке.
Пока храм не освящен, можно войти в алтарь. Здесь все из камня.
— Камни — библейский символ, — поясняет отец Андрей. — Храм собирается из камушков, главный из которых знаменует Христа.
Для внутренней отделки протоиерей планирует использовать мозаику в кирпичном стиле:
— Люди составляют мозаику жизни, и получается прекрасный узор по Божиему промыслу.
Голосники в кладке, как в гродненской Коложской церкви, создают наилучшую акустику.
Цилиндрические башни венчают три свинцовых купола.
— Свинец — дешевый материал, — отмечает Андрей Кузьма. — Мы хотели, чтобы смотрелось небогато. С кровлей помогли жители Раубичей, работающие в Москве. Другие люди пожертвовали окна. Строительство движется милостью и щедротами Божиими, энтузиазмом людей. Одна прихожанка согласилась сделать полноценную колокольню, чтобы звучала до Минска. Благотворители оплатили девять колоколов. Теперь у нас школа звонарей. Проходят фестивали колокольного звона.
Специалисты из гильдии храмоздателей, что в Москве, подкорректировали проект. Возводили храм строители из-под Нижнего Новгорода.
В начале строительства рассчитывали, что удастся завершить проект за два года, но грянул кризис. Богослужения не могли ждать долго. Приход нуждался во временном помещении для молитвы. Настоятель вспоминает, как Бог привел женщину, которая вызвалась помочь со строительством временной деревянной церкви, где на Рождество Христово в 2016 году отслужили первую литургию.
По заказу отца Андрея в Годеново для будущего храма изготовили копию чудотворного явленного Годеновского креста и освятили на оригинале:
— Святыню очень почитают на Руси. Происходит много чудес.
Есть в храме и список Божией Матери «Млекопитательница», выполненный по старинным образцам отцом Игорем Латушко. Прихожане постоянно молятся, и Господь созидает жизнь молящихся и сам храм.
Судя по архивным данным, в древнем Успенском храме Крестогорска собиралось до пяти тысяч человек. Верующие надеются, что по милости Божией чудотворная икона вернется в Раубичи и новая церковь объединит не меньше людей.
— Попечительство, как и любовь, дружба, семейная жизнь, требует постоянства и верности, — считает отец Андрей. — И строящийся в Раубичах храм очень нуждается в попечителях. Наш девиз: «Построим вместе красивый храм в красивом месте». Молим Бога, чтобы Он послал нам людей, не равнодушных к этому делу и этому месту.
Информация для желающих пожертвовать на строительство храма — на сайте .
kosiykova@sb.by