Сельский взгляд на побег из страны
10.07.2021 11:12:00
Не читайте до обеда экстремистские и близкие к ним телеграм-каналы. Так и хочется перефразировать классика, когда просматриваешь «это» по долгу профессии. Не потоп, так автокатастрофа или авария, хоть караул кричи (а ведь по факту зачастую это обычные происшествия, которых в любой стране немало происходит в будничной жизни). Причем с таким пафосом заявленные инфоповоды просто крадут с профильных сайтов госструктур, не утруждая себя ссылками на источник, однако находя время и силы для ерничанья и «хлестких», как им представляется, комментариев. Но особенно впечатляют вбросы, касающиеся нашего с вами села. Иногда даже не сами слова — интонация выдает, что они про аграриев думают и какое будущее им прочат в «новой Беларуси».
Измельчали фейки из серии: посмотрите, в хозяйстве N на каждом шагу валяются дохлые телята и коровы. Где снято видео, кто там изображен — ничего не понятно. Слеплено на ходу. Но это мы уже проходили, а «гвоздь номера» последних дней, к примеру, такая новость одного горе-портала: «В хозяйстве… в таком-то районе пала корова, сообщает МЧС. По результатам экспертизы выяснилось, что причиной смерти стало бешенство. В ведомстве не уточнили, о каком бешенстве идет речь — об инфекционном заболевании, вызываемом вирусом бешенства (Rabies virus), или о «коровьем бешенстве» (губчатой энцефалопатии, вызываемой прионом — белковой молекулой, свернувшейся необычным образом. — Прим. ред.). Одна строчка из сводки, одно несчастное животное — а как раздута новость. Читатель напуган, ничего не понял, тут «специалистам» по бешенству Википедия пригодилась. Да еще и на МЧС походя наехали: почему-де не объяснили народу, что с животиной делается? А ведь явно не в компетенции спасателей ставить диагнозы крупному рогатому скоту, но писакам и в голову это не приходит. Как и обратиться к ветеринарам. Впрочем, лечение там не помешает и людям, как мне кажется.
Давайте представим ситуацию. Приходит корреспондент всем известного псевдо-СМИ к польскому или немецкому крестьянину и спрашивает: «А чегой-то вы, господин селянин, остаетесь в своей деревне, где родились, у вас какая-то причина есть? Или повод особый?» Не будем даже представлять, что бы они услышали, а то и получили бы в ответ от немца или поляка. Тогда почему можно писать так про белорусов: «Журналисты N часто готовили душевные репортажи из белорусских деревень про людей, которые родились и остаются там по какой-то причине или вопреки всему». Сколько неприкрытого снобизма и презрения к сельчанам в одной простенькой скудоумной фразе! Так вот, душевность-то как раз в этих «репортажах» была от сельчан, от людей земли. Они вас встречали-привечали, они согревали, делились и шкваркой, и чаркой, а вы приезжали доискиваться, где же тут корова сдохла и собака зарыта. Выбирали села с «необычными названиями»: Лужи, Навозы… Не улавливаете тенденцию? Такой экзотический аттракцион для городских. Но вот журналист попадает в ситуацию: застряла машина в поле. «А я опаздываю на интервью. Побежал быстро туда, а там, оказывается, колхоз. Говорю: «Мужики, помогите!» Сели мы на «пассатик» механизаторский, доехали до машины — вытянули!» Очень символично: как мимо проезжать, так можно и «колхозом» обозвать. (И представления нет у «регионального корреспондента», что таких названий у сельхозпредприятий почти не осталось, за исключением тех, кто званием «колхоз» гордится.) А как из ямы вытаскивать, так и «пассатик» сойдет городскому барину.
Народ в деревне у нас миролюбивый и многое прощает. Потому что только на первый взгляд горожанину кажется «простецким». Он не рубит сук, на котором сидит, не выжигает землю, с которой надо собирать урожай. Это коренное отличие сытых уличных «протестунов» прошлого года и тех, кто им продовольствие отправляет, покажу на еще одном примере.
Накручивать просмотры историями из села бывшему сми уже никак: столичные — за границей. А региональные штаты оппоресурса, как делятся информацией коллеги, распускают без выходного пособия, положенного по закону. На днях те, кто за бугром, закинули новую наживку, чтобы собрать «жалостные и теплые» истории. Бают: «Многие белорусы были вынуждены покинуть свой дом и уехать в чужую страну. Кто-то не имел возможности взять с собой любимую книгу, фото близких и даже телефон. Если вам тоже пришлось покинуть Беларусь с одним рюкзаком на плечах (или даже без него) и уехать в Киев или Варшаву, и вы готовы показать, с чем приехали в новую страну, напишите нам». Так вот, уехало в процентном соотношении к общему числу жителей в стране не так много (в Литве скоро выходцев из арабских стран, видимо, наберется больше). И сельчан среди беглых практически не встречалось. Те самые «наивные колхозники» не повелись и вовремя прочитали между строк призывов экстремистов: «Мы тут посмеемся с того, как вы, дурачки, поверили забугорным «дисам» и нарушали закон, а затем драпали за кордон. Потом разжалобим читателей и стрясем лишнюю копейку. Нам на хлеб с варшавским маслом хватит». Как видно из последних кадров обыска в офисе (не) «Нашей нивы», доллары и евро там считают пачками. Но мало! Дохлые коровы уже не работают, человеческую трагедию подателям грантов надо продавать. Но и эта фабрика фейков дышит на ладан. Впору у них, в свою очередь, спросить: вы своей стране продолжаете гадить по какой-то причине или вопреки всему?
yasko@sb.by
Рисунок Олега КАРПОВИЧА
Измельчали фейки из серии: посмотрите, в хозяйстве N на каждом шагу валяются дохлые телята и коровы. Где снято видео, кто там изображен — ничего не понятно. Слеплено на ходу. Но это мы уже проходили, а «гвоздь номера» последних дней, к примеру, такая новость одного горе-портала: «В хозяйстве… в таком-то районе пала корова, сообщает МЧС. По результатам экспертизы выяснилось, что причиной смерти стало бешенство. В ведомстве не уточнили, о каком бешенстве идет речь — об инфекционном заболевании, вызываемом вирусом бешенства (Rabies virus), или о «коровьем бешенстве» (губчатой энцефалопатии, вызываемой прионом — белковой молекулой, свернувшейся необычным образом. — Прим. ред.). Одна строчка из сводки, одно несчастное животное — а как раздута новость. Читатель напуган, ничего не понял, тут «специалистам» по бешенству Википедия пригодилась. Да еще и на МЧС походя наехали: почему-де не объяснили народу, что с животиной делается? А ведь явно не в компетенции спасателей ставить диагнозы крупному рогатому скоту, но писакам и в голову это не приходит. Как и обратиться к ветеринарам. Впрочем, лечение там не помешает и людям, как мне кажется.
Давайте представим ситуацию. Приходит корреспондент всем известного псевдо-СМИ к польскому или немецкому крестьянину и спрашивает: «А чегой-то вы, господин селянин, остаетесь в своей деревне, где родились, у вас какая-то причина есть? Или повод особый?» Не будем даже представлять, что бы они услышали, а то и получили бы в ответ от немца или поляка. Тогда почему можно писать так про белорусов: «Журналисты N часто готовили душевные репортажи из белорусских деревень про людей, которые родились и остаются там по какой-то причине или вопреки всему». Сколько неприкрытого снобизма и презрения к сельчанам в одной простенькой скудоумной фразе! Так вот, душевность-то как раз в этих «репортажах» была от сельчан, от людей земли. Они вас встречали-привечали, они согревали, делились и шкваркой, и чаркой, а вы приезжали доискиваться, где же тут корова сдохла и собака зарыта. Выбирали села с «необычными названиями»: Лужи, Навозы… Не улавливаете тенденцию? Такой экзотический аттракцион для городских. Но вот журналист попадает в ситуацию: застряла машина в поле. «А я опаздываю на интервью. Побежал быстро туда, а там, оказывается, колхоз. Говорю: «Мужики, помогите!» Сели мы на «пассатик» механизаторский, доехали до машины — вытянули!» Очень символично: как мимо проезжать, так можно и «колхозом» обозвать. (И представления нет у «регионального корреспондента», что таких названий у сельхозпредприятий почти не осталось, за исключением тех, кто званием «колхоз» гордится.) А как из ямы вытаскивать, так и «пассатик» сойдет городскому барину.
Народ в деревне у нас миролюбивый и многое прощает. Потому что только на первый взгляд горожанину кажется «простецким». Он не рубит сук, на котором сидит, не выжигает землю, с которой надо собирать урожай. Это коренное отличие сытых уличных «протестунов» прошлого года и тех, кто им продовольствие отправляет, покажу на еще одном примере.
Накручивать просмотры историями из села бывшему сми уже никак: столичные — за границей. А региональные штаты оппоресурса, как делятся информацией коллеги, распускают без выходного пособия, положенного по закону. На днях те, кто за бугром, закинули новую наживку, чтобы собрать «жалостные и теплые» истории. Бают: «Многие белорусы были вынуждены покинуть свой дом и уехать в чужую страну. Кто-то не имел возможности взять с собой любимую книгу, фото близких и даже телефон. Если вам тоже пришлось покинуть Беларусь с одним рюкзаком на плечах (или даже без него) и уехать в Киев или Варшаву, и вы готовы показать, с чем приехали в новую страну, напишите нам». Так вот, уехало в процентном соотношении к общему числу жителей в стране не так много (в Литве скоро выходцев из арабских стран, видимо, наберется больше). И сельчан среди беглых практически не встречалось. Те самые «наивные колхозники» не повелись и вовремя прочитали между строк призывов экстремистов: «Мы тут посмеемся с того, как вы, дурачки, поверили забугорным «дисам» и нарушали закон, а затем драпали за кордон. Потом разжалобим читателей и стрясем лишнюю копейку. Нам на хлеб с варшавским маслом хватит». Как видно из последних кадров обыска в офисе (не) «Нашей нивы», доллары и евро там считают пачками. Но мало! Дохлые коровы уже не работают, человеческую трагедию подателям грантов надо продавать. Но и эта фабрика фейков дышит на ладан. Впору у них, в свою очередь, спросить: вы своей стране продолжаете гадить по какой-то причине или вопреки всему?
yasko@sb.by
Рисунок Олега КАРПОВИЧА