Главный архитектор Минска – о перспективных районах застройки, развитии транспортной сети, общественных пространствах и борьбе с пробками
14.07.2020 08:34:16
Илья КРАСОВСКИЙ
На прошлой неделе на встрече с активом Минска Президент отметил, что наша столица — это город особый, визитная карточка страны, политический, экономический, научный, культурный центр государства.
— Ядро Минска, его центр, задает ритм архитектурному стилю, который подхватывают серединные и периферийные зоны. Уникальные объекты создают аутентичный облик Минска: главная артерия города — проспект Независимости, историческая застройка — Верхний город, Троицкое предместье и современная архитектура проспектов Победителей и Дзержинского со спортивными сооружениями и новыми высотками. У каждого района города свой дух: где-то высокий уровень озеленения и содержания фасадов жилых и общественных зданий, а где-то отличительная черта в оригинальности малых архитектурных форм и качестве освещения. Однако неизменная составляющая развития районов — создание комфортных условий для жизни горожан.
За период 2006—2016 годов в Минске построено около 100 значимых объектов. Вспомним самые крупные из них. Так, в 2006—2007 годах проведена реконструкция проспекта Независимости и парка Челюскинцев. В 2008—2009-м построен многофункциональный культурно-спортивный комплекс «Минск-Арена», проведена реконструкция Минского зоопарка, Национального Большого академического театра и прилегающего сквера. В 2010—2011-м реконструированы Белгосцирк, парк Победы, Лошицкий усадебно-парковый комплекс, парк имени Я. Купалы, на проспекте Дзержинского построена Студенческая деревня. В 2012—2013-м появились площадь Государственного флага и станции метро «Грушевка», «Михалово», «Петровщина», активно застраивался проспект Дзержинского, реконструирован театр имени Я. Купалы, построены здание Национального олимпийского комитета на проспекте Победителей и «Чижовка-Арена». В 2014—2015-м закончено строительство музея истории Великой Отечественной войны на проспекте Победителей, появилась станция метро «Малиновка», реконструирован парк 900-летия Минска на улице Ташкентской. В 2016 году открылась площадка для экстремальных видов спорта на улице Столетова.
Архитектурный облик города постоянно украшают новые объекты культуры, здравоохранения и спорта, жилые кварталы, производственные высокотехнологичные предприятия. Успешно реализованы проекты, которые по праву можно назвать визитной карточкой города.
На встрече с активом Минска Александр Лукашенко отметил: значительные усилия были приложены и для строительства современных спортивных объектов, что в том числе позволило на высоком уровне провести II Европейские игры:
Центр олимпийской подготовки по художественной гимнастике — один из самых свежих спортивных объектов, построенных в Минске. В центре могут тренироваться национальная сборная и юниорская, а также дети, которые делают свои первые шаги в гимнастике. Компактный комплекс расположен диагонально проспекту Победителей. Основной объем здания имитирует переплетение гимнастических лент, выполненных из перфорированных светорассеивающих панелей. В составе комплекса два зала на 4 ковра 14х14 метров, два зала для занятий младшей группы, помещения для разминки — хореографический и тренажерный залы, кардиозона, зал для аэробики, бассейн для разминочно-восстановительного плавания.
В этом году за счет безвозмездной технико-экономической помощи Китая началось строительство Национального футбольного стадиона и бассейна международного стандарта. Национальный футбольный стадион будет простроен возле арены «Трактор» на улице Ванеева, а бассейн — в районе улицы Кальварийской, оба объекта планируется построить к 2023 году.
Новый стадион рассчитан на 33 тысячи зрителей. Высота навеса в наивысшей точке около 35 метров, а высота трибун — 27. В архитектурной концепции стадиона, так же как и у здания бассейна международного стандарта, прослеживается тема дружбы Беларуси и Китая. Красно-белая цветовая гамма на фоне зеленой территории отражает национальный стиль и природные особенности Беларуси. А плавающие линии изогнутого фасада стадиона символизируют дружбу двух народов и инициативу «Один пояс, один путь».
Под крышей нового бассейна будут проходить международные соревнования по всем видам водного спорта. Также бассейн станет местом тренировок спортсменов и оздоровления белорусов. Комплекс бассейна включает в себя пять чаш: три большие — для прыжков, для других соревнований и разминок, а также две малые — специальный тренировочный бассейн и детский тренировочный, в том числе для дошкольников. Трибуны рассчитаны на 6000 зрителей.
Среди значимых будущих строек — многофункциональные комплексы на пересечении улиц Маяковского и Аранской, на пересечении проспекта Независимости и улицы Филимонова, гостиничный комплекс в границах улиц М. Богдановича — Я. Купалы — реки Свислочь, а также крытые теннисные корты на улице Жудро.
— Облик города — не только фасады, но и благоустройство. В каких районах Минска появятся новые общественные пространства?
— В Минске обустроены привлекательные и комфортные площади, парки, скверы, лофты и террасы. Наиболее заметные центры притяжения горожан — пешеходная улица Комсомольская, вымощенная брусчаткой, улица Зыбицкая с интегрированной средой, индустриальная молодежная — моя любимая, улица открытых пространств Октябрьская. В городе формируются новые парки, например имени Уго Чавеса в жилом районе Каменная Горка. Также запланирована реконструкция парка Дружбы народов.
Интенсивно развивается и велосипедная инфраструктура. Велодорожки Минска: магистральная — 27 километров, две прогулочные в парке 900-летия Минска и в Лошицком парке — 4,5 километра, а также совмещенные — 196 километров и обособленные — еще 60 километров.
— Развитие Минска ограничено пределами МКАД и небольшими частями, выходящими за ее пределы. А численность населения города в его существующих границах должна стабилизироваться, чтобы к 2030 году не превышать 2 миллионов человек. Сегодня город расширяется в направлении к Заславскому водохранилищу и в сторону Национального аэропорта Минск. Активно развивается восточный сектор Минска в сторону индустриального парка «Великий камень». Район Зеленый Бор — резерв развития города.
На встрече с активом Минска Глава государства четко обозначил — Минск перенаселять нельзя:
«Особое внимание нам надо обратить в целом на город. Он должен быть образцом для жизни во всех отношениях. Пока общегородская очередь нуждающихся в улучшении жилищных условий насчитывает почти 200 000 семей. Поставлена задача не допустить, чтобы население города превысило 2 млн человек, не повторить негативный опыт крупных городов, где большая концентрация населения».
Поэтому параметры градостроительного развития заключаются в ограничении хаотичного, бесконтрольного расширения территории города (сейчас она около 35 тысяч гектаров), планомерном снижении объемов строительства жилья и оптимизации численности населения Минска за счет развития городов-спутников — Руденска, Смолевичей, Дзержинска, Фаниполя, Заславля и Логойска.
— Застройка городов-спутников реализуется в соответствии с Указом Президента от 7 мая 2014 года «О развитии городов-спутников». Утверждены генеральные планы этих городов. На совещании с активом столицы в декабре 2018 года Александр Лукашенко напомнил, что опорные точки минской агломерации должны смещаться в сторону городов-спутников. Президент обратил внимание на то, что недостаточно развито быстрое и недорогое транспортное сообщение с городами-спутниками: «Вы никогда не уговорите человека туда переехать, если он будет тратить на дорогу от дома до работы больше одного часа».
Обеспечить быстрое транспортное сообщение с Минском и в то же время создать условия для приложения труда населения в производственной и социальной сферах в самих городах-спутниках — основные задачи генеральных планов городов-спутников. Для этого там подготовят кластеры под промышленную и деловую застройку.
Градостроительный потенциал Смолевичей связан прежде всего с активным развитием расположенного рядом Китайско-Белорусского индустриального парка «Великий камень» и Национального аэропорта Минск. С 2014 по 2019 год население районного центра увеличилось на 1300 человек — до 16 900. В 2020—2023 годах планируется завершение застройки северо-восточного жилого района площадью 119 гектаров. С учетом застройки других районов численность города должна увеличиться к 2025 году до 38 тысяч человек.
В Руденске на базе существующего энергоисточника — Минской ТЭЦ-5 — и строящегося кластера заводов Белорусской национальной биотехнологической корпорации планируется создание промышленного парка площадью около 1400 гектаров. Население агломерации г.п. Руденск — п. Дружный с 2014 по 2019 год увеличилось на 1300 человек — до 12 800. В 2020—2025 годах завершится застройка ранее выделенного для жилья участка в 73 гектара в поселке Дружный. С учетом нового района численность населения только одного этого поселка составит 16 500 человек.
Развитие же Фаниполя связано с эффективным использованием потенциала промышленной зоны СЭЗ «Минск». В новом генеральном плане численность населения города планируется увеличить до 29 тысяч человек. Сегодня в Фаниполе 16 600 жителей.
— Градостроительными проектами закрепляются места пересечения станций метрополитена, городской электрички и улиц для организации полноценных транспортно-пересадочных узлов (ТПУ).
Также прорабатываются вопросы для будущего строительства новых линий трамвая Сухарево — Центр, Серебрянка — Центр, Зеленый Луг — Лесной для связи крупных периферийных жилых образований с центром города.
Решением Мингорисполкома начато строительство первого пускового участка третьей линии метро, состоящего из 4 станций: «Ковальская Слобода», «Вокзальная», «Площадь Франтишка Богушевича» и «Юбилейная площадь». Сейчас заканчиваются строительные работы. Уменьшится нагрузка на общественный наземный транспорт.
На третьей линии внедрен новый уровень автоматизации системы движения метрополитена на базе цифровой микропроцессорной техники. Уделено внимание безопасности: на всех станциях будут установлены автоматические двери, работа которых синхронизирована с прибывающим поездом. На станциях, помимо эскалаторов, установлены и траволаторы — горизонтально движущиеся ленты, а входные группы оборудованы лифтами для инвалидов.
В основу интерьеров новых станций положены единые приемы зонирования пространства, освещения, обустройства малых архитектурных форм, информационного дизайна. Интерьеры уникальны, соответствуют названию каждой станции. Дизайн станций отличается от того, что принят в американских и европейских городах. Вместо индустриальной эстетики и жесткой функциональности — визуальная насыщенность, внимание к деталям, использование произведений искусства: скульптур, панно, графики. Например, на станции «Ковальская Слобода» раскрытие пространства подчеркнуто серией графических панно в вестибюле и на платформе. Вся серия объединена общей идеей пластики форм кузнечных изделий. А на станции «Вокзальная» потолок выполнен в виде образа дороги: двухполосное движение автомобилей по трассе, запечатленное одним мгновением. Завершается пространство скульптурной композицией «Дерево дорог». Из-за прохождения третьей линии над существующей первой станция расположена максимально близко к поверхности земли с надземным вестибюлем, ориентированным на Южную привокзальную площадь. Поэтому на платформе «Вокзальной» можно будет увидеть естественное солнечное освещение.
Дизайн станций разработан с применением долговечных материалов — гранита на полах, керамогранита и металлокерамики на стенах и колоннах. Использованы экономичные инженерные системы и оборудование. Так, для обогрева метрополитена вместо внешнего источника используется тепло, выделяемое электрооборудованием и поездами.
Остальные станции третьей линии откроются позже. Второй пусковой участок длиной 4,1 километра — станции «Аэродромная», «Неморшанский сад» и «Слуцкі гасцінец» — метростроители планируют сдать к январю 2023 года.
— Как город ведет борьбу с пробками?
— Генпланом Минска принят расчетный уровень автомобилизации населения на 2030 год — 370 машин на 1000 жителей. По информации Национального статистического комитета, на конец прошлого года на 1000 жителей приходилось 320 автомобилей. Большинство крупных магистралей города работает на достаточно хорошем уровне по организации дорожного движения. В пиковое время, конечно, сохраняются проблемные места. Особенно это касается центра города: улиц Немига, Ленина, Романовская Слобода, Городской Вал, Орловская, проспекта Независимости и площади Богушевича.
Без паркингов не обойтись, особенно в условиях высокоплотной застройки. Поэтому с 2016 года в Минске действует норматив на проектирование жилой застройки с расчетом «одно машино-место на квартиру». При этом до 40 процентов машино-мест должно размещаться непосредственно около дома, а оставшаяся часть — на многоуровневых паркингах. Уменьшить количество заторов на городских автомагистралях и высвободить парковочные места в центре помогут перехватывающие парковки. Сейчас в Минске их три. Одна из парковок находится недалеко от метро «Борисовский тракт».
Таким образом, отметила Ольга Радченко, в соответствии с генеральным планом Минска до 2030 года предстоит улучшить состояние жилищного фонда, организовать новые общественные пространства и в целом создать яркий, неповторимый образ города с уникальным силуэтом. Все усилия специалистов направлены на то, чтобы наша любимая столица хорошела.
ikras@sb.by
Свой неповторимый облик Минск формировал десятилетиями. Только за последние годы один за одним на его карте появлялись знаковые объекты — Национальная библиотека, железнодорожный вокзал, «Чижовка-Арена» и «Минск-Арена», новый музей Великой Отечественной войны, современная Студенческая деревня и концептуальные административные здания. Впереди город ждет еще множество преображений. Как сегодня развивается и отвечает ли современным урбанистическим вызовам Минск? Корреспондент «Р» прошелся по городу вместе с главным архитектором Минска Ольгой Радченко и побеседовал о современном дизайн-коде столицы, развитии ее транспортной сети, общественных пространствах и борьбе с пробками.
О дивный новый Минск
— Современный дизайн-код города: как он формируется?— Ядро Минска, его центр, задает ритм архитектурному стилю, который подхватывают серединные и периферийные зоны. Уникальные объекты создают аутентичный облик Минска: главная артерия города — проспект Независимости, историческая застройка — Верхний город, Троицкое предместье и современная архитектура проспектов Победителей и Дзержинского со спортивными сооружениями и новыми высотками. У каждого района города свой дух: где-то высокий уровень озеленения и содержания фасадов жилых и общественных зданий, а где-то отличительная черта в оригинальности малых архитектурных форм и качестве освещения. Однако неизменная составляющая развития районов — создание комфортных условий для жизни горожан.
Сложившиеся за десятилетия архитектурные ансамбли сложно кардинально изменить. Новые объекты мы стремимся максимально эффективно и гармонично интегрировать в уже существующую среду. Во время всего эксплуатационного периода зданий и сооружений комитет архитектуры и градостроительства и другие городские службы ведут контроль за состоянием фасадов, их окраской, таких деталей, как отмостки, приямки, бордюры, за качество благоустройства и озеленения прилегающих территорий.
Стадион «Динамо».
Архитектурный облик города постоянно украшают новые объекты культуры, здравоохранения и спорта, жилые кварталы, производственные высокотехнологичные предприятия. Успешно реализованы проекты, которые по праву можно назвать визитной карточкой города.
На встрече с активом Минска Александр Лукашенко отметил: значительные усилия были приложены и для строительства современных спортивных объектов, что в том числе позволило на высоком уровне провести II Европейские игры:
«Это был прорыв. Если хотите, дипломатический прорыв. Сегодня Минск является образцовым городом для проведения разного рода спортивных и культурных мероприятий. Все построенное останется будущим поколениям минчан».
Будущий многофункциональный бизнес-центр с IT-парком, встроенными автостанцией «Западная» и гаражом-стоянкой.
Центр олимпийской подготовки по художественной гимнастике — один из самых свежих спортивных объектов, построенных в Минске. В центре могут тренироваться национальная сборная и юниорская, а также дети, которые делают свои первые шаги в гимнастике. Компактный комплекс расположен диагонально проспекту Победителей. Основной объем здания имитирует переплетение гимнастических лент, выполненных из перфорированных светорассеивающих панелей. В составе комплекса два зала на 4 ковра 14х14 метров, два зала для занятий младшей группы, помещения для разминки — хореографический и тренажерный залы, кардиозона, зал для аэробики, бассейн для разминочно-восстановительного плавания.
В этом году за счет безвозмездной технико-экономической помощи Китая началось строительство Национального футбольного стадиона и бассейна международного стандарта. Национальный футбольный стадион будет простроен возле арены «Трактор» на улице Ванеева, а бассейн — в районе улицы Кальварийской, оба объекта планируется построить к 2023 году.
Новый стадион рассчитан на 33 тысячи зрителей. Высота навеса в наивысшей точке около 35 метров, а высота трибун — 27. В архитектурной концепции стадиона, так же как и у здания бассейна международного стандарта, прослеживается тема дружбы Беларуси и Китая. Красно-белая цветовая гамма на фоне зеленой территории отражает национальный стиль и природные особенности Беларуси. А плавающие линии изогнутого фасада стадиона символизируют дружбу двух народов и инициативу «Один пояс, один путь».
Под крышей нового бассейна будут проходить международные соревнования по всем видам водного спорта. Также бассейн станет местом тренировок спортсменов и оздоровления белорусов. Комплекс бассейна включает в себя пять чаш: три большие — для прыжков, для других соревнований и разминок, а также две малые — специальный тренировочный бассейн и детский тренировочный, в том числе для дошкольников. Трибуны рассчитаны на 6000 зрителей.
Среди значимых будущих строек — многофункциональные комплексы на пересечении улиц Маяковского и Аранской, на пересечении проспекта Независимости и улицы Филимонова, гостиничный комплекс в границах улиц М. Богдановича — Я. Купалы — реки Свислочь, а также крытые теннисные корты на улице Жудро.
— Облик города — не только фасады, но и благоустройство. В каких районах Минска появятся новые общественные пространства?
— В Минске обустроены привлекательные и комфортные площади, парки, скверы, лофты и террасы. Наиболее заметные центры притяжения горожан — пешеходная улица Комсомольская, вымощенная брусчаткой, улица Зыбицкая с интегрированной средой, индустриальная молодежная — моя любимая, улица открытых пространств Октябрьская. В городе формируются новые парки, например имени Уго Чавеса в жилом районе Каменная Горка. Также запланирована реконструкция парка Дружбы народов.
Будущие теннисные корты на улице ЖУДРО.
Районы, кварталы, жилые массивы
— План строительства жилья в Минске на 2020-й — 630 тысяч квадратных метров. Расскажите о перспективных районах застройки города.— Развитие Минска ограничено пределами МКАД и небольшими частями, выходящими за ее пределы. А численность населения города в его существующих границах должна стабилизироваться, чтобы к 2030 году не превышать 2 миллионов человек. Сегодня город расширяется в направлении к Заславскому водохранилищу и в сторону Национального аэропорта Минск. Активно развивается восточный сектор Минска в сторону индустриального парка «Великий камень». Район Зеленый Бор — резерв развития города.
На встрече с активом Минска Глава государства четко обозначил — Минск перенаселять нельзя:
«Особое внимание нам надо обратить в целом на город. Он должен быть образцом для жизни во всех отношениях. Пока общегородская очередь нуждающихся в улучшении жилищных условий насчитывает почти 200 000 семей. Поставлена задача не допустить, чтобы население города превысило 2 млн человек, не повторить негативный опыт крупных городов, где большая концентрация населения».
Поэтому параметры градостроительного развития заключаются в ограничении хаотичного, бесконтрольного расширения территории города (сейчас она около 35 тысяч гектаров), планомерном снижении объемов строительства жилья и оптимизации численности населения Минска за счет развития городов-спутников — Руденска, Смолевичей, Дзержинска, Фаниполя, Заславля и Логойска.
Новые места притяжения
— Как идет программа развития городов — спутников Минска?— Застройка городов-спутников реализуется в соответствии с Указом Президента от 7 мая 2014 года «О развитии городов-спутников». Утверждены генеральные планы этих городов. На совещании с активом столицы в декабре 2018 года Александр Лукашенко напомнил, что опорные точки минской агломерации должны смещаться в сторону городов-спутников. Президент обратил внимание на то, что недостаточно развито быстрое и недорогое транспортное сообщение с городами-спутниками: «Вы никогда не уговорите человека туда переехать, если он будет тратить на дорогу от дома до работы больше одного часа».
Обеспечить быстрое транспортное сообщение с Минском и в то же время создать условия для приложения труда населения в производственной и социальной сферах в самих городах-спутниках — основные задачи генеральных планов городов-спутников. Для этого там подготовят кластеры под промышленную и деловую застройку.
Градостроительный потенциал Смолевичей связан прежде всего с активным развитием расположенного рядом Китайско-Белорусского индустриального парка «Великий камень» и Национального аэропорта Минск. С 2014 по 2019 год население районного центра увеличилось на 1300 человек — до 16 900. В 2020—2023 годах планируется завершение застройки северо-восточного жилого района площадью 119 гектаров. С учетом застройки других районов численность города должна увеличиться к 2025 году до 38 тысяч человек.
В Руденске на базе существующего энергоисточника — Минской ТЭЦ-5 — и строящегося кластера заводов Белорусской национальной биотехнологической корпорации планируется создание промышленного парка площадью около 1400 гектаров. Население агломерации г.п. Руденск — п. Дружный с 2014 по 2019 год увеличилось на 1300 человек — до 12 800. В 2020—2025 годах завершится застройка ранее выделенного для жилья участка в 73 гектара в поселке Дружный. С учетом нового района численность населения только одного этого поселка составит 16 500 человек.
Развитие же Фаниполя связано с эффективным использованием потенциала промышленной зоны СЭЗ «Минск». В новом генеральном плане численность населения города планируется увеличить до 29 тысяч человек. Сегодня в Фаниполе 16 600 жителей.
В движении
— В каком направлении развивается сеть общественного транспорта города?— Градостроительными проектами закрепляются места пересечения станций метрополитена, городской электрички и улиц для организации полноценных транспортно-пересадочных узлов (ТПУ).
Разработанной Мингорисполкомом схемой размещения ТПУ даны предложения по реконструкции и развитию уже существующих: станций Минск-Пассажирский, Минск-Восточный, остановочных пунктов «Институт культуры», станций метрополитена «Малиновка», «Каменная Горка», «Уручье» и «Могилевская». Также детально проработано концептуальное формирование ТПУ в районе железнодорожной станции Минск-Северный. В будущем здесь предполагается оживление трафика, в этом месте появится бассейн международного класса. В связи с этим планируется постройка многофункционального бизнес-центра с IТ-парком, автостанцией и наземно-подземным гаражом-стоянкой. Предполагается, что остановки общественного транспорта «Кальварийская» и станция метро «Молодежная» будут связаны по принципу «сухие ноги», с переходами между железнодорожной станцией, автостанцией и паркингом.
Белорусский государственный музей истории Великой Отечественной войны — визитная карточка Минска.
Также прорабатываются вопросы для будущего строительства новых линий трамвая Сухарево — Центр, Серебрянка — Центр, Зеленый Луг — Лесной для связи крупных периферийных жилых образований с центром города.
Решением Мингорисполкома начато строительство первого пускового участка третьей линии метро, состоящего из 4 станций: «Ковальская Слобода», «Вокзальная», «Площадь Франтишка Богушевича» и «Юбилейная площадь». Сейчас заканчиваются строительные работы. Уменьшится нагрузка на общественный наземный транспорт.
На третьей линии внедрен новый уровень автоматизации системы движения метрополитена на базе цифровой микропроцессорной техники. Уделено внимание безопасности: на всех станциях будут установлены автоматические двери, работа которых синхронизирована с прибывающим поездом. На станциях, помимо эскалаторов, установлены и траволаторы — горизонтально движущиеся ленты, а входные группы оборудованы лифтами для инвалидов.
В основу интерьеров новых станций положены единые приемы зонирования пространства, освещения, обустройства малых архитектурных форм, информационного дизайна. Интерьеры уникальны, соответствуют названию каждой станции. Дизайн станций отличается от того, что принят в американских и европейских городах. Вместо индустриальной эстетики и жесткой функциональности — визуальная насыщенность, внимание к деталям, использование произведений искусства: скульптур, панно, графики. Например, на станции «Ковальская Слобода» раскрытие пространства подчеркнуто серией графических панно в вестибюле и на платформе. Вся серия объединена общей идеей пластики форм кузнечных изделий. А на станции «Вокзальная» потолок выполнен в виде образа дороги: двухполосное движение автомобилей по трассе, запечатленное одним мгновением. Завершается пространство скульптурной композицией «Дерево дорог». Из-за прохождения третьей линии над существующей первой станция расположена максимально близко к поверхности земли с надземным вестибюлем, ориентированным на Южную привокзальную площадь. Поэтому на платформе «Вокзальной» можно будет увидеть естественное солнечное освещение.
Дизайн станций разработан с применением долговечных материалов — гранита на полах, керамогранита и металлокерамики на стенах и колоннах. Использованы экономичные инженерные системы и оборудование. Так, для обогрева метрополитена вместо внешнего источника используется тепло, выделяемое электрооборудованием и поездами.
Остальные станции третьей линии откроются позже. Второй пусковой участок длиной 4,1 километра — станции «Аэродромная», «Неморшанский сад» и «Слуцкі гасцінец» — метростроители планируют сдать к январю 2023 года.
— Как город ведет борьбу с пробками?
— Генпланом Минска принят расчетный уровень автомобилизации населения на 2030 год — 370 машин на 1000 жителей. По информации Национального статистического комитета, на конец прошлого года на 1000 жителей приходилось 320 автомобилей. Большинство крупных магистралей города работает на достаточно хорошем уровне по организации дорожного движения. В пиковое время, конечно, сохраняются проблемные места. Особенно это касается центра города: улиц Немига, Ленина, Романовская Слобода, Городской Вал, Орловская, проспекта Независимости и площади Богушевича.
Без паркингов не обойтись, особенно в условиях высокоплотной застройки. Поэтому с 2016 года в Минске действует норматив на проектирование жилой застройки с расчетом «одно машино-место на квартиру». При этом до 40 процентов машино-мест должно размещаться непосредственно около дома, а оставшаяся часть — на многоуровневых паркингах. Уменьшить количество заторов на городских автомагистралях и высвободить парковочные места в центре помогут перехватывающие парковки. Сейчас в Минске их три. Одна из парковок находится недалеко от метро «Борисовский тракт».
Таким образом, отметила Ольга Радченко, в соответствии с генеральным планом Минска до 2030 года предстоит улучшить состояние жилищного фонда, организовать новые общественные пространства и в целом создать яркий, неповторимый образ города с уникальным силуэтом. Все усилия специалистов направлены на то, чтобы наша любимая столица хорошела.
ikras@sb.by