В поисках утраченного: Национальный состав и вероисповедания Северо-Западного края конца XIX - начала XX века
20.01.2018 08:25:00
Всякая страна обязана своим неповторимым обликом народу, ее населяющему. Каков он был сто лет назад, вам помогут представить старые почтовые открытки и фотографии. Ну а что же сегодня? Здесь еще проще: достаточно оглянуться вокруг. А статистика такая: в соответствии с последней переписью 2009 года, среди этносов страны, кроме титульной нации — белорусов (более 83% населения), есть этнические русские (8,7%), поляки (3,1%), украинцы (1,7%), евреи, армяне, татары, азербайджанцы (по 0,1%), литовцы, латыши, молдаване, туркмены, немцы, грузины, китайцы, узбеки, казахи, арабы... Представители более 130 наций и народностей. Все они граждане Беларуси. И каждой национальной группе предоставлена возможность сохранять свою этническую идентичность, культуру и язык.
Что касается религий, Беларусь сегодня также по–настоящему многоконфессиональное государство, где официально действуют 26 религиозных конфессий и направлений, которые включают 3.488 религиозных организаций и общин, в том числе Белорусской православной церкви, Римско–католической, протестантской, старообрядческой, объединений мусульман и иудеев. Страна располагает уникальным в современном мире опытом сотрудничества как государства и религий, так и внутри религиозного сообщества, когда все группы верующих равны в правах и перед законом. Независимо от национальной принадлежности гражданам гарантировано конституционное право на свободу совести и вероисповеданий. При этом никто не обязан ни перед кем отчитываться, в какого Бога он верит или не верит ни в какого. Личное дело каждого.
И все, конечно, не на пустом месте появилось. Уже исторически в Беларуси люди разговаривали на нескольких языках и при этом прекрасно понимали друг друга — причем в самом широком значении этих слов. Здесь в семьях могли спокойно и с удовольствием праздновать два Рождества и две Пасхи — православные и католические, а в дополнение дружно и с благодарностью угоститься соседской мацой во время Песаха.
Так картина выглядела на уровне образов. Что касается цифири, заглянем в «Виленский временник», изданный в 1907 году Виленским генерал–губернаторским управлением. В его вводном разделе приводится общая статистика, и она гласит:
«Северо–Западный край, обнимающий шесть губерний: Виленскую, Ковенскую, Гродненскую, Минскую, Могилевскую и Витебскую — занимает пространство в 266.978 кв. верст или 27.810.208 1/3 дес. и представляет равнину, местами и по настоящее время богатую лесом. Равнина эта... представляет в этническом отношении значительное разнообразие. Разнообразие заключается не только в том, что в пределах края живут разныя народности, но и в том, что отдельныя части его разноствуют друг от друга в отношении состава населения».
По данным переписи 1897 года, «общее число душ обоего пола, заселяющих Северо–Западный край, составляет 10.062.811». Из этого числа 54% приходится на белорусов, 5,6% на великорусов и 3,8% на малорусов. Евреи — 14,1%. «Литовско–жмудское племя» — 13%. Поляки — 5,6% и латыши — 3,1%. Немцы — 0,5%, «литовские татары» — 0,1%.
Вот такие данные. Думается, небезынтересно сравнить их с вышеприведенными современными.
Что касается языков, евреи и татары «не все пользуются родной речью и у них... речь не всегда определяет народность». Что же тогда определяет? Во многом — религия. И разделение по главным вероисповеданиям выглядело в то время следующим образом:
«...Первое место принадлежит православию... 51,3%, второе — католичеству, к которому себя причисляет... 31,1%. Кроме того, в крае имеется немалое число: старообрядцев — 1,8% и протестантов — 1,4%».
Между тем отмечается, «жизнь края исторически сложилась таким порядком, что горожане в значительной степени иного этнического состава, чем сельчане». Однако сельчан, безусловно, тогда было значительно больше. Поэтому, «если остановиться на этническом составе сельскаго населения каждой губернии, то их можно характеризовать в следующих чертах».
Белорусские евреи (нач. ХХ в.).
Облик Гродненской губернии
«...Свыше 50% белоруссов и свыше 26% малоруссов, обитающих на юге губернии; евреев 9,8%, поляков 9,6%».
Польские девушки Гродненской губернии (нач. ХХ в.).
Облик Витебской губернии
«...Малорусский элемент почти совершенно отсутствует; великоруссы составляют 12%, ...белоруссов (60%). ...Немало латышей, которых в общем количестве свыше 260.000, составляющих 20,5%. Евреев в этой губернии лишь 5%, а поляков 3%».
Жители города Дисны Витебской губернии (нач ХХ в.).
Облик Минской губернии
«...Вся эта масса почти всецело принадлежит к белорусской народности, тогда как великоруссов только 2%, а малоруссов менее 0,5%. Поляков в Минской губернии приблизительно столько же, сколько и в Витебской (2,5%). Евреи по количеству своему (11%) значительно выделяют Минскую губернию из всех остальных губерний Северо–Западного края».
Девушки из Минской губернии (нач. ХХ в.).
Облик Могилевской губернии
«...Здесь, как и в других губерниях, главная масса (87%) состоит из белоруссов при незначительном количестве великоруссов (2,5%) и ничтожном числе малоруссов (0,2%). Из остальных народностей более всего выделяются евреи (8%); поляки не составляют и одного процента (0,9%)».
Крестьяне Брест-Литовского уезда (нач. ХХ в.).
Любопытно, как в данном контексте выглядела Виленская губерния, также административно входившая в Северо–Западный край. Итак, по версии «Виленского временника», «великоруссов здесь не более 3%, а малоруссы почти совершенно отсутствуют. Затем в губернии значительное количество (20%) литовцев, 8,5% евреев, 5,5% поляков. Центр губернии, а равно восток и юго–запад можно считать белорусскими, запад же, северо–запад и юго–восток — литовскими».
«Ума больше там, где больше народу» — гласит мудрая черкесская поговорка. Не менее мудрая туркменская — дополняет: «Опирающиеся не упадут». Надо только протянуть руку друг другу, потому что в единении — сила: «Объединишься — победишь, разъединишься — побежишь».
likchodedov@mail.ru
ulitenok@sb.by
Открытки из коллекции В.ЛИХОДЕДОВА.