Премьера комедии «Тетки» в Белорусском государственном молодежном театре напоминает о семейных ценностях
22.01.2021 13:59:36
Валентин ПЕПЕЛЯЕВ
Виктория Луговая уже работала с труппой Молодежного театра, в частности, поставила модерновый и довольно убедительный спектакль «Дети Ванюшина», который держался на психологической дуэли персонажа Александра Шарова и его отпрысков, одного из которых, самого мерзопакостного, исполнял актер, режиссер и драматург Дмитрий Богославский, покинувший труппу театра.
В нынешней премьере есть хороший заряд социальной сатиры. Главные героини — пенсионерки с экзотическими именами Грета и Роза — ко всему относятся по-философски. В том числе и к реалиям жизни в современной России. Когда один из героев чиновник Бабакин говорит им: «Наши пенсионеры должны жить в комфортабельных современных условиях…» — Грета риторически спрашивает: «Государство всю жизнь обирало и вдруг выделяет?..»
Александр Коровкин работает в жанре «бэдрум фарс» — одного из вариантов комедии положений. Впервые этот стиль был сформулирован французским драматургом Эженом Скрибом. Коровкин пишет не только пьесы, но и сценарии сериалов. Вот и «Тетки» просятся на киноэкран: так и вижу их в формате дневного комедийного «мыла» для домохозяек в духе «Виолы Таракановой».
В «Тетках» есть немало приятных и уморительно смешных моментов. Интересно наблюдать, как опытные мастера сцены Наталья Онищенко и Евгений Ивкович находят новые голосовые интонации и пластику для своих персонажей, как существуют в жанре концентрированного фарса, не предполагающего серьезного психологического проживания роли. И в целом, кроме вышеназванных, актеры Раиса Сидорчик, Алексей Шутов, Елена Зуй-Войтеховская, Сергей Шарангович, Анатолий Лагутенков составляют хороший ансамбль. Все здесь безудержно и стремительно, как в комедиях с Луи де Фюнесом. Драматург Коровкин успешно перенес на российскую почву лекала западной коммерческой драматургии, привив комедии положений чисто российскую безалаберность.
«Тетки» вряд ли обогатят интеллектуалов, но, собственно, самих теток в зале, составляющих основную зрительскую массу Молодежного театра на этом спектакле, безусловно, порадуют. В противовес «чердачно-подвальному искусству», такому как минималистичный спектакль «Саша, вынеси мусор», театр предложил искусство «комедийно-объединяющее».
КСТАТИ
Пьесы Александра Коровкина сегодня идут во многих популярных театрах. В частности, «Тетки», переименованные в «Семейку Краузе», — в театре имени Пушкина. В спектакле блистает народная артистка России Вера Алентова. Афиша Театра-студии Олега Табакова предлагает вниманию зрителей «деревенские страдания». Немало шума наделала комедия «Палата бизнес-класса»: в антрепризном формате в спектакле, поставленном звездой «Особенностей национальной охоты» Семеном Стругачевым, играли Татьяна Васильева, Наталья Варлей, Георгий Мартиросян и сам Семен Стругачев. Как написано в аннотации спектакля на официальном сайте: «В веселой комедии современного российского драматурга Александра Коровкина нашлось место и для сантиментов, и для детектива, и для социальной сатиры. Главной же темой, затронутой в пьесе, является наивность и доверчивость русского человека, готового без оглядки довериться первому встречному».
pepel@sb.by