Когда к бывшим ррывалюцыянэрам приходит деменция, у них не закрывается рот. И есть что послушать
05.12.2024 08:30:00
Андрей МУКОВОЗЧИК
Как же занимательно слушать и читать наших старых ррывалюцыянэраў, у которых пришедшая деменция далеко опережает разум с осторожностью!
Один из таких пишет: «Да той рэвалюцыi 1991 года мы былi добра падрыхтаваныя. БНФ меў прадстаўнiцтва практычна ва ўсiх страйкамах (у большасьцi выпадкаў ён сам iх i стварыў) на ўсiх буйных прадпрыемствах...»
Погодите-ка минутку. Декларация, в которой признавалось верховенство Конституции БССР и ее законов без создания собственной денежной системы и вооруженных сил, была принята летом 1990 года. При этом предполагалось, что Белорусская ССР примет участие в создании Союзного договора и продолжит оставаться в составе обновленного СССР. Что, кстати, и подтвердил всесоюзный референдум 17 марта 1991 года.
То есть еще Союз в Беловежской пуще даже не думали разваливать, а Белорусский народный фронт уже был готов воевать в тылу? Что же получается, БНФ — это ни разу не кружок по изучению и пропаганде белорусского языка? Не суполка, оказывается, сьвядомых переписчиков «жэртваў рыпрэссий» в списочек-мартиролог? А сеть подрывных ячеек, загодя созданных на всех (на всех, как вам нравится?) крупных предприятиях страны, так, что ли?
На чьи, интересно, деньги велась такая работа, кто ставил цели и задачи, хотелось бы еще знать... Особенно когда тебе совершенно искренне докладывают: «За год зь лета 1990‑га да жнiўня 1991‑га Апазыцыя БНФ падрыхтавала пакет заканадаўчых актаў пад абвяшчэньне Незалежнасьцi плюс эканамiчную праграму, якая прайшла мiжнародную экспэртызу».
Экспертизу — у Сороса? В МВФ? В ЦРУ? Или сразу в конгрессе США?
И не говорите, что все эти представительства, ячейки, вся эта сеточка, заменявшая тогда сеть подрывных НКО и дворовых чатов со своими телеграм-каналами, — что все это результат политических усилий. Следствие того, что БНФ так сильно нравился народу, нет. Читайте дальше: после провала ГКЧП в Москве в 1991 году БНФ здесь, в Беларуси, в 1992‑м делает попытку провести внеочередные парламентские выборы. Рассчитывая «под кач» увеличить свое представительство и даже, если свезет, пробиться к власти.
Так вот ту попытку пресек даже раздираемый противоречиями тогдашний парламент. Правая рука Зянона Пазняка коллаборант Сергей Наумчик пишет: «Але на Плошчу пасьля забароны выбараў удалося вывесьцi толькi 5 тысяч чалавек — зрабiлася зразумелым, што палiтычны iмпэт людзей сышоў, яны былi заклапочаныя iншымi праблемамi». Хотя сделаться понятным должно было вот что: 5 тысяч озабоченных — это и есть весь электорат бчбанутых. Настоящий электорат.
Остальной народ, в подавляющем своем большинстве, — да, был озабочен и занимался другими, своими проблемами. Например, где найти того, кто отведет его, народ, от пропасти.
Тем не менее поддерживаемая и, очевидно, принимавшая финансовую помощь с Запада горстка бчбанутых успела натворить-таки дел. «Iнтэнсыўна працавалi Камiсiя па адукацыi i культуры ВС на чале з Нiлам Гiлевiчам, актывiсты ТБМ (Таварыства беларускай мовы — Алег Трусаў, Алена Анiсiм, Генадзь Бураўкiн) i ТБШ (Таварыства беларускай школы — Лявон Баршчэўскi, Валянцiн Вячорка). I 1 верасьня 1993‑га 80 % школьнiкаў пайшлi ў беларускамоўныя клясы».
А еще тогда же были спешно написаны и пропихнуты на все уровни образования Беларуси учебники, методички и художественно-исторические книги, в которых, например, история бчб-флага велась от портянки великого князя, пропитанной кровищей от натоптышей. До сих пор такое ощущение, избавляемся.
Так что вреда нанесли те бчбанутые много. Что и говорить — враги народа. За которыми идет всего 5 тысяч человек, а они загоняют 80 процентов населения страны в свое видение будущего. Да еще и называют это истинной демократией!
Ну, разве не похоже на 20-й год? Если посчитать — один в один.
А видение будущего было таким: «Яшчэ 5 — 7 гадоў парлямэнцкай дэмакратыi (так, недасканалай, але дэмакратыi) — i выбарчага ўзросту дасягнула б новае пакаленьне, выхаванае ўжо ў незалежнай Беларусi, якое перад «чаркай — шкваркай» i «назад у СССР» аддало б перавагу дэмакратыi i свабодзе». То есть расчет был на манкуртов.
И — быть может, да, еще десяток лет, и все стало бы у нас, как в Украине времен «помаранчевой» и первого Майдана. Или Литвы, откуда враз уехала треть населения. Да не просто треть, а всё (представляете — всё!) население, способное к труду и — главное! — к деторождению. Оставив территорию (уже и не страну даже) тихо доходить. Молча помирать.
Затем пришло бы НАТО — и пошло бы месилово с войсками другой стороны, которым НАТО нафиг тут не надо. Здесь, на нашей земле бы сражались, не сильно и глядя на нас. Впрочем, кто умеет смотреть и думать — тот видит и понимает. А невероятных переубедить не сможет даже пример Грузии. Куда многие по иронии судьбы сбежали.
Спас нас, и страну, и народ тогда, в 1994 году, правильный выбор. Судьбоносный, мистический, неожиданный, предопределенный — вряд ли кто-то может точно сказать. Одно очевидно — единственно правильный.
Старый беглый ррывалюцыянэр ностальгически перебирает пожелтевшие кусочки прошлого: «Галерэя «Ў», Арт-сядзiба, праца рэдакцыяў незалежных СМI, бюро «Свабоды» i Белсату ў Менску, практычна штодзённыя нацыянальныя iмпрэзы, выданьнi твораў беларускiх лiтаратараў i кнiг пра сапраўдную беларускую гiсторыю, iх прэзэнтацыi ў перапоўненых залях, шматтысячныя канцэрты пад Сьцягам — i ўсё гэта пад Лукашэнкам...» Можно добавить сюда и переполненный пратэстам интернет, и коллаборантов на должностях, и образовательно-культурные программы с еще тех времен...
А также регулярные (каждый уик-энд) поездки «лидараў гражданского обчества» в Вильню: попить кофе, отчитаться, получить инструкции, снять наличку. Фактически получить зарплату за разложение. Западную зарплату. Так ездили, если посмотреть на околополитический бомонд, — все.
Не надо уставать напоминать молодым (да и старым), что Беларусь до 20‑го была, пожалуй, самой демократичной страной во всей Европе, если вообще не в мире. Да и сейчас во многом остается.
А потом отдельным зажравшимся сказали, что нет, вы — невероятные. Вы достойны всего, чего захотите, пошли на улицу. И заберите у бчбанутых флаг — это будет теперь наш опознавательный знак.
Они пошли за пераменами — и они хлебают их теперь полной ложкой. Наумчик за всех бчбанутых до сих пор обижается на то, что их не взяли с собой на мятеж: «Лiдэраў 2020‑га (усiх без выключэньня) нельга было падпускаць да палiтыкi на гарматны стрэл — па-мойму, сёньня гэта вiдавочна ўсiм (проста ня ўсе могуць пра гэта сказаць). Калi лiдэры няздольныя арганiзаваць паўстаньне — дык, магчыма, ня трэба i пачынаць?»
Захватить власть, любым путем, начать восстание, столкнуть народ в вооруженной борьбе, распродать все и сбежать, прогадить страну или отдать ее Западу (что, в общем, одно и то же), но попановать хоть три месяца... — они как мечтали об этом в 1990‑х, так и будут мечтать до гробовой доски. Горбатого, говорят, могила исправит, но с невероятным даже так не получается. И поэтому искать «разумных» и разговаривать с «конструктивными» там бесполезно, пока идеологи — таковы.
Однако вчитайтесь: «Калi лiдэры няздольныя арганiзаваць паўстаньне — дык, магчыма, ня трэба i пачынаць?» Пусть, наверное, они вымрут естественным путем. Мы даже можем, полагаю, на это время подарить им ту экстремистскую тряпку, чтобы они написали на ней свой лозунг.
На верхней белой полосе — «не можешь ...?», на нижней — «не мучай ...!». Остальное пусть додумают сами.