Надо ли человеку активно вмешиваться в генетику и природу?
25.04.2020 11:08:08
Роман РУДЬ
Людмила ГАБАСОВА
Александр НЕСТЕРОВ
Может быть, вы не знали, но сегодня весь мир отмечает необычный праздник — День ДНК. Дату выбрали в память о том, что именно 25 апреля 1953 года в журнале Nature группа американских ученых опубликовала результаты исследования структуры молекулы дезоксирибонуклеиновой кислоты, которая в виде аббревиатуры сейчас очень на слуху. А ровно спустя полвека, 25 апреля 2003-го, было объявлено, что проект по расшифровке генома человека близок к завершению. В этот знаменательный день традиционно проводятся специальные образовательные программы, научные лекции и выставки в разных странах. И хотя коронавирус отодвинул все это на потом, прорывного научного открытия никто не отменял. Ведь оно перевернуло медицину в частности и наше сосуществование с окружающим миром вообще, считает зачинщица сегодняшнего спора. «Только как-то слишком перевернуло!» — полон скепсиса ее оппонент, считающий, что расплата обязательно последует, если мы захотим корректировать матушку-природу. Вы тоже видите в этом опасность?
Ген милосердия
Что тут спорить, Рома? Благодаря этой научной революции раскрыт код наследственности и подобран ключик к влиянию на генетические риски. Человечество вышло из роли вечного ребенка, получив возможность самостоятельно программировать те или иные свойства, видеть глубже, реагировать на вызовы быстрее и адекватнее. Это говоря научным слогом. А для нас, простых смертных, открытие ДНК — это прежде всего генетические тесты. У нас теперь есть своего рода медицинская система дорожных знаков, предупреждающих об извилистом повороте, встрече с лосем или возможном камнепаде. О том, что действительно стоит иметь в виду. Это тебе не цыганка Аза и не карты таро.
С помощью ДНК-тестов сегодня диагностируют кучу вирусных и бактериальных инфекций. Скажем, Лайм-боррелиоз — мерзопакостное и весьма запутанное по картине заболевание. А разве не тестирование сегодня помогает всему миру бороться с коронавирусом, выявляя заразу даже тогда, когда она еще не приподняла голову? Но и на будущее знания ученых о тонкостях ДНК работают. Ведь с их помощью можно понять, насколько кто предрасположен к остеопорозу и ревматоидному артриту, венозному тромбозу и диабету… Не говоря уже о наследственном раке молочной железы. Если бы ты поинтересовался мнением Анджелины Джоли, она бы тебя гораздо лучше моего вразумила, поскольку именно анализ на мутацию гена BRCA1 помог ей оценить риски и решиться на радикальное решение проблемы. Такие тесты достаточно давно проводятся и у нас и, уверена, предупредили не одну трагедию. Кроме того, молекулярно-генетическая диагностика помогает врачам подбирать лекарства прицельно, в зависимости от особенностей и состояния того или иного пациента. А значит, увеличивает шансы на успех. Представь себе, ученые говорят уже об испытаниях генно-модифицирующих препаратов против пока неизлечимых болезней!
Не хочешь примеров из мира медицины — пойдем дальше. Благодаря ДНК-тестам можно определять таланты и склонности. Отличный компас для юных спортсменов перед началом серьезной карьеры: по мнению исследователей, успех тут на 60 процентов определяется именно генами. И мне ли тебе рассказывать, как широко ПЦР-метод используют криминалисты, благодаря чему раскрываются и дела многолетней давности? Если бы не гений Кэри Муллиса, который придумал, как найти иголку (участок генетического материала) в стоге сена и затем построить стог из этих игл, многие преступники избежали бы ответственности. А многие дети так бы никогда и не доказали, что являются отпрысками совершенно конкретных людей со всеми вытекающими отсюда правами. Определение отцовства по группе крови, сам понимаешь, было малоубедительным: «да» медики говорили лишь с 30-процентной гарантией, а сегодня — с 99,99-процентной.
При всем уважении к природе смею заметить: она иногда ошибается. Иначе не встречалось бы врожденных уродств, необъяснимых генетических сбоев, а человек — венец творения — был бы всегда совершенен. Но, увы, бывает и слаб, и хил. Вот тут и открывается простор для науки, которая знает уже так много. Любой ее прорыв имеет благую цель и сумасшедшие перспективы. Возможно, со временем человечество действительно научится, мягко корректируя генетику, избегать пороков развития, отменять дурную наследственность, останавливать опасные мутации. И тысячи семей избавятся от необходимости биться за здоровье и жизнь долгожданного малыша годами… Поверь, Роман, они бы все отдали, чтобы повернуть болезни вспять.
А какие невиданные горизонты сулит генная инженерия сельскому хозяйству! Знаю-знаю, пресыщенный «золотой миллиард» термин «ГМО» пугает, однако беднейшим странам Азии и Африки не до жиру. Может, это хоть решит проблему голода, про которую просто неприлично уже говорить в XXI веке.
Людмила ГАБАСОВА.
gabasova@sb.by
Пора притормозить
Начнем с бедняжки Анджелины Джоли, которая поспешила отрезать себе все, что можно. Из-за якобы генетической предрасположенности к онкологии. То есть что произошло? Некие медики провели анализ ДНК актрисы, напугали ее до полусмерти, и несчастная Джоли сознательно лишила себя радости материнства, по доброй воле утратив репродуктивные функции. При этом ученые не рассказали Анджелине, что «большинство генетических прогнозов, предоставляемых биотехнологическими компаниями потребителям, настолько неточны, что следует их попросту игнорировать». Это я сейчас цитирую американского психолога Стивена Хэйне. В своей книге «ДНК — не приговор» он пишет: «Еще лучшим выходом стало бы решение сэкономить деньги и вообще не обращаться за подобными оценками риска. Отрывочная и необоснованная информация о генетических влияниях не приведет ни к чему, кроме беспокойства, даже если самого воздействия того или иного гена на вашу жизнь нет и в помине».
Но Джоли обо все этом не рассказали, конечно. Иначе бы она вряд ли выложила баснословные суммы за сомнительные тесты.
Единственное, в чем я могу с тобой согласиться, Людмила, так это безусловно полезное участие генетики в раскрытии преступлений. Ну вот человечество этого добилось — преступников начали отыскивать по генетическим следам. Отлично! Но тут пора бы и остановиться. Хватит бегать с этой ДНК как с писаной торбой. Достаточно уже вмешиваться в глубинные природные процессы, не особо в них разбираясь. Это чревато многими бедами, на мой взгляд.
Сейчас из трех этих букв сделали священную корову, которую безостановочно доят все кому не лень. Телевидение устраивает ежедневное ток-шоу, которое так и называется — «ДНК». Разного рода компании, в том числе и в Беларуси, предлагают за немалые деньги пройти ДНК-тестирование с расшифровкой ваших генов и составлением генетического паспорта. У вас, например, могут найти так называемый ген авантюризма и объявить вас склонным к рискованным приключениям. Только снова забудут упомянуть, что на самом деле степень влияния этого гена на вашу личность составляет менее 0,1 процента. И точно так же с многими другими генами. Свистопляска вокруг ДНК напоминает мне обыкновенную спекуляцию на каком-либо модном тренде. Но возникают явления и похуже.
Знаешь ли ты, что в США уже рассмотрено несколько исков от людей, которых уволили с работы после получения результатов генетического тестирования? Так, у одной американки выявили 80-процентную вероятность развития рака груди и работодатель тут же поспешил с ней распрощаться. Для таких случаев уже появился отдельный термин «генетическая дискриминация». Не слишком ли далеко мы заходим, преступая всякие этические границы в попытках разгадать замыслы природы? Она гораздо старше и мудрее нас, а человеческая цивилизация выглядит на ее фоне потешным карапузом, взявшим в игрушки очень серьезную и хрупкую вещь. Не пора ли притормозить?
Российский специалист в области эпидемиологии доктор медицинских наук Игорь Гундаров искренне считает, что нынешний коронавирус — ответ природы на неуклюжее вмешательство человека в мироустройство. Он говорит: «Ученые и медики изгнали грипп прививками. Как говорится, «мы не можем ждать милостей от природы, взять их у нее — наша задача». Но природа-то сложнее, чем мы предполагаем. Все эти Эбола, «свиной грипп», атипичная пневмония — своего рода месть природы за недостаточную прозорливость ученых. Теперь мы собираемся уничтожать коронавирусы. А мы уверены, что на их место не придет еще что-то, более страшное?»
Я полагаю, Людмила, что нам пора бы перестать экспериментировать на таких сложных уровнях, как толкование генов или вирусология. Мы еще не доросли до столь тонких материй. Иначе выйдет, как с бездумной мелиорацией или фантастическим поворотом сибирских рек. Много планов и разговоров, а в итоге — потраченные деньги и сплошной вред.
Роман РУДЬ.
rud@sb.by
Брейк!
Здорово высказался как-то Виктор Гюго: «Прогресс, без устали вертя колес сцепленье, то движет что-нибудь, то давит под собой». Любопытную тему выбрали наши сегодняшние спорщики — они решили углубиться в сферу, неспециалистами изученную мало. Прямо как все мы нынче мучимся с коронавирусом: слово это у всех на слуху, вроде бы понимаем, что оно обозначает. А вот дальше начинаются разночтения, переходящие в ожесточенные споры с интернет-мордобоем, которые даже светочи в медицинских халатах пока не в силах погасить. Ибо сами пока только разбираются в проблеме. То же самое и с ДНК: пока одни исследовали носителя генетической информации, искали сферы применения этим знаниям, другие сделали из результатов многолетних достижений шоу. Прогресс не стоит на месте, и нам еще предстоит дожить до того времени, когда ДНК-тесты станут делом обыденным, а надлежащая интерпретация их результатов будет приносить безусловную пользу всем без исключения. И пусть наука продолжает работать в этом направлении — здесь я согласен с Людмилой. Но и позицию Романа прекрасно понимаю: чем больше вторгаешься в природу, тем больше шансов нарваться на глобальные неприятности (черт возьми, и почему здесь опять распроклятый коронавирус вспомнился?!..). Словом, явного преимущества в аргументах спорящих сторон я нынче не обнаружил. Боевая ничья.
Александр НЕСТЕРОВ.
nesterov@sb.by
Что тут спорить, Рома? Благодаря этой научной революции раскрыт код наследственности и подобран ключик к влиянию на генетические риски. Человечество вышло из роли вечного ребенка, получив возможность самостоятельно программировать те или иные свойства, видеть глубже, реагировать на вызовы быстрее и адекватнее. Это говоря научным слогом. А для нас, простых смертных, открытие ДНК — это прежде всего генетические тесты. У нас теперь есть своего рода медицинская система дорожных знаков, предупреждающих об извилистом повороте, встрече с лосем или возможном камнепаде. О том, что действительно стоит иметь в виду. Это тебе не цыганка Аза и не карты таро.
«Когда наука достигает какой-либо вершины, с нее открывается обширная перспектива дальнейшего пути к новым вершинам, открываются новые дороги, по которым наука пойдет дальше»
(Сергей Вавилов, выдающийся советский физик).
(Сергей Вавилов, выдающийся советский физик).
С помощью ДНК-тестов сегодня диагностируют кучу вирусных и бактериальных инфекций. Скажем, Лайм-боррелиоз — мерзопакостное и весьма запутанное по картине заболевание. А разве не тестирование сегодня помогает всему миру бороться с коронавирусом, выявляя заразу даже тогда, когда она еще не приподняла голову? Но и на будущее знания ученых о тонкостях ДНК работают. Ведь с их помощью можно понять, насколько кто предрасположен к остеопорозу и ревматоидному артриту, венозному тромбозу и диабету… Не говоря уже о наследственном раке молочной железы. Если бы ты поинтересовался мнением Анджелины Джоли, она бы тебя гораздо лучше моего вразумила, поскольку именно анализ на мутацию гена BRCA1 помог ей оценить риски и решиться на радикальное решение проблемы. Такие тесты достаточно давно проводятся и у нас и, уверена, предупредили не одну трагедию. Кроме того, молекулярно-генетическая диагностика помогает врачам подбирать лекарства прицельно, в зависимости от особенностей и состояния того или иного пациента. А значит, увеличивает шансы на успех. Представь себе, ученые говорят уже об испытаниях генно-модифицирующих препаратов против пока неизлечимых болезней!
Не хочешь примеров из мира медицины — пойдем дальше. Благодаря ДНК-тестам можно определять таланты и склонности. Отличный компас для юных спортсменов перед началом серьезной карьеры: по мнению исследователей, успех тут на 60 процентов определяется именно генами. И мне ли тебе рассказывать, как широко ПЦР-метод используют криминалисты, благодаря чему раскрываются и дела многолетней давности? Если бы не гений Кэри Муллиса, который придумал, как найти иголку (участок генетического материала) в стоге сена и затем построить стог из этих игл, многие преступники избежали бы ответственности. А многие дети так бы никогда и не доказали, что являются отпрысками совершенно конкретных людей со всеми вытекающими отсюда правами. Определение отцовства по группе крови, сам понимаешь, было малоубедительным: «да» медики говорили лишь с 30-процентной гарантией, а сегодня — с 99,99-процентной.
При всем уважении к природе смею заметить: она иногда ошибается. Иначе не встречалось бы врожденных уродств, необъяснимых генетических сбоев, а человек — венец творения — был бы всегда совершенен. Но, увы, бывает и слаб, и хил. Вот тут и открывается простор для науки, которая знает уже так много. Любой ее прорыв имеет благую цель и сумасшедшие перспективы. Возможно, со временем человечество действительно научится, мягко корректируя генетику, избегать пороков развития, отменять дурную наследственность, останавливать опасные мутации. И тысячи семей избавятся от необходимости биться за здоровье и жизнь долгожданного малыша годами… Поверь, Роман, они бы все отдали, чтобы повернуть болезни вспять.
А какие невиданные горизонты сулит генная инженерия сельскому хозяйству! Знаю-знаю, пресыщенный «золотой миллиард» термин «ГМО» пугает, однако беднейшим странам Азии и Африки не до жиру. Может, это хоть решит проблему голода, про которую просто неприлично уже говорить в XXI веке.
Людмила ГАБАСОВА.
gabasova@sb.by
Пора притормозить
Начнем с бедняжки Анджелины Джоли, которая поспешила отрезать себе все, что можно. Из-за якобы генетической предрасположенности к онкологии. То есть что произошло? Некие медики провели анализ ДНК актрисы, напугали ее до полусмерти, и несчастная Джоли сознательно лишила себя радости материнства, по доброй воле утратив репродуктивные функции. При этом ученые не рассказали Анджелине, что «большинство генетических прогнозов, предоставляемых биотехнологическими компаниями потребителям, настолько неточны, что следует их попросту игнорировать». Это я сейчас цитирую американского психолога Стивена Хэйне. В своей книге «ДНК — не приговор» он пишет: «Еще лучшим выходом стало бы решение сэкономить деньги и вообще не обращаться за подобными оценками риска. Отрывочная и необоснованная информация о генетических влияниях не приведет ни к чему, кроме беспокойства, даже если самого воздействия того или иного гена на вашу жизнь нет и в помине».
«Человек совершил огромную ошибку, когда возомнил, что может отделить себя от природы и не считаться с ее законами»
(Владимир Вернадский, ученый и мыслитель).
(Владимир Вернадский, ученый и мыслитель).
Но Джоли обо все этом не рассказали, конечно. Иначе бы она вряд ли выложила баснословные суммы за сомнительные тесты.
Единственное, в чем я могу с тобой согласиться, Людмила, так это безусловно полезное участие генетики в раскрытии преступлений. Ну вот человечество этого добилось — преступников начали отыскивать по генетическим следам. Отлично! Но тут пора бы и остановиться. Хватит бегать с этой ДНК как с писаной торбой. Достаточно уже вмешиваться в глубинные природные процессы, не особо в них разбираясь. Это чревато многими бедами, на мой взгляд.
Сейчас из трех этих букв сделали священную корову, которую безостановочно доят все кому не лень. Телевидение устраивает ежедневное ток-шоу, которое так и называется — «ДНК». Разного рода компании, в том числе и в Беларуси, предлагают за немалые деньги пройти ДНК-тестирование с расшифровкой ваших генов и составлением генетического паспорта. У вас, например, могут найти так называемый ген авантюризма и объявить вас склонным к рискованным приключениям. Только снова забудут упомянуть, что на самом деле степень влияния этого гена на вашу личность составляет менее 0,1 процента. И точно так же с многими другими генами. Свистопляска вокруг ДНК напоминает мне обыкновенную спекуляцию на каком-либо модном тренде. Но возникают явления и похуже.
Знаешь ли ты, что в США уже рассмотрено несколько исков от людей, которых уволили с работы после получения результатов генетического тестирования? Так, у одной американки выявили 80-процентную вероятность развития рака груди и работодатель тут же поспешил с ней распрощаться. Для таких случаев уже появился отдельный термин «генетическая дискриминация». Не слишком ли далеко мы заходим, преступая всякие этические границы в попытках разгадать замыслы природы? Она гораздо старше и мудрее нас, а человеческая цивилизация выглядит на ее фоне потешным карапузом, взявшим в игрушки очень серьезную и хрупкую вещь. Не пора ли притормозить?
Российский специалист в области эпидемиологии доктор медицинских наук Игорь Гундаров искренне считает, что нынешний коронавирус — ответ природы на неуклюжее вмешательство человека в мироустройство. Он говорит: «Ученые и медики изгнали грипп прививками. Как говорится, «мы не можем ждать милостей от природы, взять их у нее — наша задача». Но природа-то сложнее, чем мы предполагаем. Все эти Эбола, «свиной грипп», атипичная пневмония — своего рода месть природы за недостаточную прозорливость ученых. Теперь мы собираемся уничтожать коронавирусы. А мы уверены, что на их место не придет еще что-то, более страшное?»
Я полагаю, Людмила, что нам пора бы перестать экспериментировать на таких сложных уровнях, как толкование генов или вирусология. Мы еще не доросли до столь тонких материй. Иначе выйдет, как с бездумной мелиорацией или фантастическим поворотом сибирских рек. Много планов и разговоров, а в итоге — потраченные деньги и сплошной вред.
Роман РУДЬ.
rud@sb.by
Брейк!
Здорово высказался как-то Виктор Гюго: «Прогресс, без устали вертя колес сцепленье, то движет что-нибудь, то давит под собой». Любопытную тему выбрали наши сегодняшние спорщики — они решили углубиться в сферу, неспециалистами изученную мало. Прямо как все мы нынче мучимся с коронавирусом: слово это у всех на слуху, вроде бы понимаем, что оно обозначает. А вот дальше начинаются разночтения, переходящие в ожесточенные споры с интернет-мордобоем, которые даже светочи в медицинских халатах пока не в силах погасить. Ибо сами пока только разбираются в проблеме. То же самое и с ДНК: пока одни исследовали носителя генетической информации, искали сферы применения этим знаниям, другие сделали из результатов многолетних достижений шоу. Прогресс не стоит на месте, и нам еще предстоит дожить до того времени, когда ДНК-тесты станут делом обыденным, а надлежащая интерпретация их результатов будет приносить безусловную пользу всем без исключения. И пусть наука продолжает работать в этом направлении — здесь я согласен с Людмилой. Но и позицию Романа прекрасно понимаю: чем больше вторгаешься в природу, тем больше шансов нарваться на глобальные неприятности (черт возьми, и почему здесь опять распроклятый коронавирус вспомнился?!..). Словом, явного преимущества в аргументах спорящих сторон я нынче не обнаружил. Боевая ничья.
Александр НЕСТЕРОВ.
nesterov@sb.by