Не уходят в запас «Рядовые»
14.01.2009
Многие помнят давнюю постановку «Рядовых» в режиссуре Валерия Раевского. Я назвала бы ее тем редким случаем, когда все сошлось в системе театральных координат: и небанальная драматургия, и философичная режиссура, и актерские работы (Г.Гарбук, В.Филатов, А.Денисов, Ф.Воронецкий, Г.Давыдько, Л.Давидович, Т.Пузиновская, В.Манаев) в антураже талантливой сценографии Бориса Герлована. Я не забуду никогда, как на заднике сцены развернулся и высветился занавес с сотнями фотографий погибших фронтовиков. Ошеломляющая правда жизни! В общем, и мороз по коже, и комок в горле, и слезы от мощного публицистичного накала в финале спектакля, который пафосно прозвучал как реквием по погибшим, были. И еще не забуду, как тогда подумала: слава Богу, мой отец, тоже рядовой, уцелел.
А предыстория написания «Рядовых» такова. Приближалось 40–летие Победы, и Министерство культуры сделало Дудареву, который тогда еще ходил в «молодых драматургах», так называемый соцзаказ: переосмыслить Великую Отечественную, то есть написать пьесу о войне так, чтобы в ней не было ни плена, ни захватчиков, ни лозунгов. Что 33–летний Алексей и сделал: сотворил пьесу о таких, как его отец — гвардии старшина Ануфрий Иосифович Дударев, охотно рассказавший сыну о военных событиях и людях, с которыми шел до победы.
Мнение критиков было за редким исключением единодушным: в характеры персонажей Дудареву проникнуть удалось, и пьеса получилась. «Рядовые» успешно пошли по советской стране. Помню, как Алексей красными флажками отмечал на карте города, которые завоевывала его пьеса. Играли ее в те времена в ста театрах. А в Купаловском спектакль шел 78 раз (!). Правда, успеху пьесы предшествовали неприятности, которые, как говорит Алексей, стоили ему первых седин. Упрекали Дударева — в Москве — за то, что такие люди, как его жертвенные герои, дескать, войну выиграть не могли. Алексей спорить не стал, а прямиком пошел к кандидату в члены Политбюро, министру культуры СССР Петру Демичеву. Тот, выслушав его, позвонил подчиненным и спокойно отдал распоряжение: исправить ситуацию с пьесой. Через полгода Дударев и спектакль купаловцев получили Госпремию.
— По своей наивности в 80–е я думал, что пройдет лет 20 — 30 — и «Рядовые» устареют и театры перестанут к ней обращаться, — говорит Алексей Ануфриевич, — но, видно, эта пьеса без возраста. Наверняка память о войне и страх перед ней будут долго передаваться от поколения к поколению через наши гены...
Особо хочется отметить театральную музыку Владимира Кондрусевича. Светло, как–то по–ангельски звучит она, напоминая о возвышенных чувствах, на которые человек способен даже в аду войны. Композитор, как всегда, на высоте: точно попадает в жанр спектакля. «С Дударевым легко работать, он меня слышит, — сообщает довольный результатом Владимир, — часто Алексей Ануфриевич и сам предлагает музыкальную тему, как было, например, с колыбельной в «Рядовых».
Новый спектакль театра армии патриотичен. И у него уже есть свой зритель. Да, это временами нервный, беспощадный и даже бескомпромиссный разговор о том, как рядовые смогли выстоять накануне победы, об их великой жертвенности. (Может быть, даже следует приостановить действие для антракта, так как час сорок без передышки в атмосфере страданий героев — это уж слишком.) Да, спектакль о наших с вами отцах, дедах и прадедах. И еще — об огромной человеческой растерянности перед той жизнью, которая ожидала их после победы. Вот он, глобальный внутренний конфликт, затрагивающий буквально всех персонажей. И ставка постановщиками сделана на то, чтобы главный нерв спектакля вибрировал на протяжении всего действия, даже в тех паузах, когда герои молчат. Самоотверженно работает на общую идею спектакля мужской актерский ансамбль (И.Фильченков — Дугин, В.Молчан — Дервоед, С.Астрамович — Буштец, А.Милюхин — Соляник, С.Белякович — Одуванчик). Женский состав тоже добился определенных успехов, каждая из актрис (П.Сыркина, А.Южакова, Е.Жукович, Н.Чурило) играет с тем свежим упоением, которое свойственно молодым актерам, недавним выпускникам театрального вуза.
Есть ли в спектакле эстетические просчеты? Не без этого, как говорится. Где–то необходимо ужать, где–то покрепче «сшить» мизансцены. Этот процесс в театре всегда ассоциируется у меня со словом «совершенствоваться». А, как известно, в хорошем театре он и не прекращается до тех пор, пока живет спектакль.
Фото Александра Дмитриева.