В Большом театре репетируют самую романтическую премьеру этой весны – балет «Спящая красавица»
17.03.2022 14:18:00
Спектакль возобновили после совсем коротенького перерыва – в предыдущей редакции его последний показ состоялся менее шести месяцев назад.
Новая, пятая постановка «Спящей красавицы» на белорусской сцене – выбор ожидаемый и, самое главное, абсолютно беспроигрышный. Во-первых, потому что этот шедевр классического наследия распробовали уже несколько поколений зрителей, представить афишу без него уже невозможно. Во-вторых, практически для каждого нашего артиста «Спящая красавица» – балет почти священный, танцевать в нем ученики хореографической гимназии-колледжа (это единственное в нашей стране учебное заведение, где готовят будущих фей, принцев и принцесс) начинают достаточно рано. Ну и в-третьих, красивая сказка Шарля Перро никогда не выйдет из моды. А значит, гарантированно соберет театру хорошую кассу при любой погоде.
За новую редакцию балета взялся художественный руководитель Большого театра Валентин Елизарьев. В его же редакции вышла предыдущая версия, которая прожила на сцене 22 (!) сезона.
– А ведь «Спящая красавица» всегда должна быть в форме, – объясняет народный артист СССР свое желание усовершенствовать и освежить хрестоматийную сказку.
За последние два года, напомним, прославленный балетмейстер представил зрителям свое прочтение «Лебединого озера» и «Щелкунчика», тем самым завершив работу над «балетным триптихом» Чайковского.
– Новая постановка «Спящей красавицы» будет по-настоящему изящной и изысканной. И конечно, другой, все-таки за эти годы я сильно изменился. Надеюсь, зрители увидят взгляд хореографа XXI столетия, – рассказывает Валентин Николаевич, который, как видим, настроен весьма решительно.
Отвечать за наряды, как и ранее, он позвал старого друга, российского художника-постановщика Вячеслава Окунева, который работал над двумя предыдущими постановками балета в Большом. На этот раз сценография и костюмы вернут артистов и зрителей сразу в две прекрасные эпохи: с одной стороны, к роскошному барокко, с другой – строгому и выверенному классицизму. Народный художник России придирчиво контролировал (правда, дистанционно) весь процесс подготовки спектакля, однако надеемся увидеть его в зале в первые дни премьер.
Впрочем, смотреть новинку стоит, конечно, не только ради роскошных костюмов и сценографии. Хотя новое оформление спектакля артистов не может не радовать, предыдущие наряды уже прилично износились.
– Приятно, что такой красивый спектакль мы будем танцевать в новой красивой картинке, – подводит итог одна из исполнительниц роли принцессы Авроры Людмила Хитрова. – И я с большим удовольствием вернулась к этой роли, очень люблю ее. В ней нет лишних движений, это идеальная классическая партия. При этом важно исполнить все без ошибок, очень тонко – именно над этим мы сейчас работаем. Все чистим, выверяем, каждая мышца должна быть натянута. После роли Авроры никакая другая партия для балерины уже не страшна.
Тщательно, изящно и аккуратно подошла к роли злой феи Карабос и коллега Людмилы по сцене Татьяна Уласень. Вернуться вновь к этой партии артистка несказанно рада: каждый раз, признается, открывает для себя в истории Шарля Перро новые детали и смыслы. И говорит:
– Мне кажется, этот балет никогда не устареет хотя бы потому, что борьба добра со злом на земле будет вечной. Для меня эта история об обиде и прощении, неконтролируемых эмоциях и их последствиях. Обида и гордыня, как видим, свойственна даже могущественным феям. Под влиянием эмоций Карабос наделила Аврору страшным даром, хотя потом пожалела о своей импульсивности... Хочется, чтобы зрители вынесли из этой, пусть и сказочной, истории урок: научились прощать, а не взращивать в себе обиду. Для себя я тоже многое поняла. Этому же – милосердию, всепрощению – я учу и свою дочь.
Две Авроры: Татьяна Ерошова, танцевавшая эту партию в 1990-х, и прима Ирина Еромкина
Что интересно, для Татьяны и ее 12-летней дочери Анны «Спящая красавица» – балет еще и семейный. Аня учится в хореографической гимназии-колледже и уже выходит с мамой на сцену. Танцевала с ней в том числе и в предыдущей версии «Спящей красавицы».
Красивый премьерный балет о любви и определенной доле неизбежности представят в Большом 26 и 27 марта – это будет своеобразный подарок зрителям к Международному дню театра. Кто из артистов выйдет на сцену в день икс, узнаем традиционно только премьерным вечером.
КСТАТИ
Помимо Людмилы Хитровой в роли Авроры также увидим Ирину Еромкину и Александру Чижик. Партию принца Дезире станцуют Эвен Капитен, Олег Еромкин и Константин Героник, а роль феи Карабос кроме Татьяны Уласень репетирует Валерия Грудина.
Помимо Людмилы Хитровой в роли Авроры также увидим Ирину Еромкину и Александру Чижик. Партию принца Дезире станцуют Эвен Капитен, Олег Еромкин и Константин Героник, а роль феи Карабос кроме Татьяны Уласень репетирует Валерия Грудина.
leonovich@sb.by,