Протодиакон Павел Бубнов — о том, как сохранить семью
30.11.2024 16:43:00
«Не сошлись характерами». Что скрывается за этой фразой и как ужиться с внутренней натурой любимого человека?
Создавая семью, каждый человек стремится увидеть в своей будущей второй половинке близкого, родного человека, единодушного и имеющего похожие взгляды на жизнь. Однако в период знакомства и ухаживаний не всегда получается хорошо узнать человека, особенно если в это время наш разум затуманен телесной чувственностью. Но разобраться в этом можно и нужно, чтобы потом не причинять боль и душевные страдания как близкому человеку, так и будущим детям. Именно поэтому духовный опыт Православной Церкви подсказывает: ради сохранения доброй рассудительности в изучении нашей потенциальной второй половинки воздерживаться от телесной близости до брака.
Как оценить человека? В первую очередь нужно посмотреть, как он общается со своими родными: родителями, братьями и сестрами. Если в этом присутствуют грубость, неуважение, безразличие, то рано или поздно эта сторона его личности проявится и в браке.
Но если период знакомства убедил в правильности выбора, сформированы прекрасные отношения, людям хорошо вместе, то они вступают в брак, рождается новая семья. Совместная жизнь позволяет мужу и жене узнать друг друга гораздо лучше, чем до брака. Мы открываем и недостатки, и неожиданные взгляды, и интересы, узнаем много нового, а порой и неприятного о своем любимом человеке. Все это мы нередко называем словом «характер».
«Не сошлись характерами» — неужели эта фраза говорит о том, что случилась непоправимая ошибка? Вовсе нет. Православные христиане прекрасно знают одну простую истину: с момента грехопадения первых людей искажение человеческой природы присутствует у всех без исключения. Семейное и общественное воспитание, внешние обстоятельства могу лишь подкорректировать либо смягчить это искажение, но преодолеть его можно только большим духовным трудом над собой с помощью Божией. В разной степени это удается святым людям.
Какими особенно притягательными качествами обладают святые? Это терпение, доброжелательность, снисходительность, сострадание, заботливость, которые проявляются по отношению к другим людям. А ведь именно эти качества мы очень хотим видеть в нашей второй половинке! А в себе? Духовный опыт Православной Церкви подсказывает, что, если мы видим недостатки в другом человеке и хотим осудить его или разгневаться, нам нужно в этот момент серьезно посмотреть на себя и поискать в себе те же самые недостатки. Этот опыт рекомендуется применять в семье.
Знакомясь получше со своей второй половинкой, мы неминуемо начинаем видеть в ней недостатки и начинаем «разочаровываться». Но не нужно переоценивать и «очаровываться» — тогда не будет и разочарований. Если недостатки не смертельные, не опасные (такие как алкоголизм, наркомания и другие зависимости), а касаются мелких бытовых вещей либо поведения, то все это повод для терпения и более пристального внимания к своей духовной сущности. В конечном итоге, если следовать духовному опыту святых отцов Православной Церкви, мы придем к заключению, что видение недостатков наших ближних дается нам как дар от Бога, чтобы мы увидели эти же недостатки в себе, покаялись в них и выросли духовно. Наши ближние — наше зеркало, которое помогает нам стать лучше и красивее в очах Божиих.
«Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов» (Гал. 6:2), — наставляет нас святой апостол Павел. Какое бремя жены может понести муж и этим угодить Богу? Потерпеть ее переживания, слезы, обиды, ее укоры в невнимании со стороны мужа. Потерпеть и, не оправдываясь, не споря, не обвиняя, отвечать ей лаской, принятием и любящим вниманием. Какое бремя мужа может понести жена? Его труд на благо семьи и семейного бюджета, нередко оборачивающийся сверхурочной работой, задержками допоздна, усталостью и неспособностью проявить внимание и заботу к своим домашним. Потерпеть и, не осуждая, не упрекая, не вспыхивая от негодования, с молитвой и доброжелательностью помочь прийти в себя и восстановиться.
Именно к такому ежедневному несению слабостей друг друга призваны две половинки в браке. Это воистину спасительный труд, который развивает личность каждого для новых свершений в земной жизни и способствует подготовке к счастливой вечной жизни.
Протодиакон Павел БУБНОВ, преподаватель Минских духовных академии и семинарии, кандидат богословия, главный редактор журнала «Ступени»
Создавая семью, каждый человек стремится увидеть в своей будущей второй половинке близкого, родного человека, единодушного и имеющего похожие взгляды на жизнь. Однако в период знакомства и ухаживаний не всегда получается хорошо узнать человека, особенно если в это время наш разум затуманен телесной чувственностью. Но разобраться в этом можно и нужно, чтобы потом не причинять боль и душевные страдания как близкому человеку, так и будущим детям. Именно поэтому духовный опыт Православной Церкви подсказывает: ради сохранения доброй рассудительности в изучении нашей потенциальной второй половинки воздерживаться от телесной близости до брака.
Как оценить человека? В первую очередь нужно посмотреть, как он общается со своими родными: родителями, братьями и сестрами. Если в этом присутствуют грубость, неуважение, безразличие, то рано или поздно эта сторона его личности проявится и в браке.
Но если период знакомства убедил в правильности выбора, сформированы прекрасные отношения, людям хорошо вместе, то они вступают в брак, рождается новая семья. Совместная жизнь позволяет мужу и жене узнать друг друга гораздо лучше, чем до брака. Мы открываем и недостатки, и неожиданные взгляды, и интересы, узнаем много нового, а порой и неприятного о своем любимом человеке. Все это мы нередко называем словом «характер».
«Не сошлись характерами» — неужели эта фраза говорит о том, что случилась непоправимая ошибка? Вовсе нет. Православные христиане прекрасно знают одну простую истину: с момента грехопадения первых людей искажение человеческой природы присутствует у всех без исключения. Семейное и общественное воспитание, внешние обстоятельства могу лишь подкорректировать либо смягчить это искажение, но преодолеть его можно только большим духовным трудом над собой с помощью Божией. В разной степени это удается святым людям.
Какими особенно притягательными качествами обладают святые? Это терпение, доброжелательность, снисходительность, сострадание, заботливость, которые проявляются по отношению к другим людям. А ведь именно эти качества мы очень хотим видеть в нашей второй половинке! А в себе? Духовный опыт Православной Церкви подсказывает, что, если мы видим недостатки в другом человеке и хотим осудить его или разгневаться, нам нужно в этот момент серьезно посмотреть на себя и поискать в себе те же самые недостатки. Этот опыт рекомендуется применять в семье.
Знакомясь получше со своей второй половинкой, мы неминуемо начинаем видеть в ней недостатки и начинаем «разочаровываться». Но не нужно переоценивать и «очаровываться» — тогда не будет и разочарований. Если недостатки не смертельные, не опасные (такие как алкоголизм, наркомания и другие зависимости), а касаются мелких бытовых вещей либо поведения, то все это повод для терпения и более пристального внимания к своей духовной сущности. В конечном итоге, если следовать духовному опыту святых отцов Православной Церкви, мы придем к заключению, что видение недостатков наших ближних дается нам как дар от Бога, чтобы мы увидели эти же недостатки в себе, покаялись в них и выросли духовно. Наши ближние — наше зеркало, которое помогает нам стать лучше и красивее в очах Божиих.
«Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов» (Гал. 6:2), — наставляет нас святой апостол Павел. Какое бремя жены может понести муж и этим угодить Богу? Потерпеть ее переживания, слезы, обиды, ее укоры в невнимании со стороны мужа. Потерпеть и, не оправдываясь, не споря, не обвиняя, отвечать ей лаской, принятием и любящим вниманием. Какое бремя мужа может понести жена? Его труд на благо семьи и семейного бюджета, нередко оборачивающийся сверхурочной работой, задержками допоздна, усталостью и неспособностью проявить внимание и заботу к своим домашним. Потерпеть и, не осуждая, не упрекая, не вспыхивая от негодования, с молитвой и доброжелательностью помочь прийти в себя и восстановиться.
Именно к такому ежедневному несению слабостей друг друга призваны две половинки в браке. Это воистину спасительный труд, который развивает личность каждого для новых свершений в земной жизни и способствует подготовке к счастливой вечной жизни.
Протодиакон Павел БУБНОВ, преподаватель Минских духовных академии и семинарии, кандидат богословия, главный редактор журнала «Ступени»