Репортаж с мусорного полигона "Прудище": экологи заворачивают машины для дополнительной сортировки
21.04.2018 07:57:02
Надежда ДЕКОЛА
Уже несколько недель в стране кипит работа по наведению порядка на земле и благоустройству после зимы населенных пунктов. По большому счету, она от сезона не зависит. Только за I квартал по линии Минприроды проведены свыше 10 тысяч контрольных мероприятий, организациям и предприятиям направлены более 5.000 рекомендаций, замечаний и информационных писем, оштрафованы за нарушения экологических требований почти 1.300 нарушителей. И чаще всего речь, увы, о сфере обращения с отходами. Скажем, в Минске провели уже 19 специальных рейдов — и 35 раз пришлось просто завернуть машины с полигонов, отправив на дополнительную сортировку мусора, которому там не место. В последний рейд на полигон «Прудище» УП «Экорес» вместе с сотрудниками Минского городского комитета природных ресурсов и охраны окружающей среды отправились и журналисты «СБ».
...9.50. КПП полигона. Сюда подъезжают едва ли не каждую минуту–две тракторы с прицепами, самосвалы, мусоровозы. Только что благополучно отъехал трактор с пожухлой листвой — отходами уборки территории предприятия: никаких вопросов. А контролер КПП Егор Мороз уже обращается к следующему водителю:
— Приоткройте брезент на кузове, пожалуйста.
Едва туда заглянули сотрудники комитета, стало понятно: у нас первый нарушитель.
Вместе с отходами мебельного производства, которые разрешены к захоронению на полигоне и прописаны в сопроводительном паспорте, в прицепе трактора бумага и пэт–тара. Водителя отправляют обратно на предприятие: отсортируете — возвращайтесь.
— Каждое предприятие имеет инструкцию по обращению с отходами, в которой четко прописан путь вторичных материальных ресурсов (ВМР). Все они должны быть отсортированы и вовлечены в хозяйственный оборот. В данном случае налицо нарушение, — комментирует начальник отдела оперативного контроля по Московскому, Ленинскому, Центральному районам Минска Сергей Серапин. — Мы составим акт обследования и вызовем должностное лицо в комитет для дальнейшего разбирательства. К слову, за неразделение отходов по видам предусмотрена административная ответственность — предупреждение либо штраф в размере от 5 до 50 базовых величин.
Следующим на КПП подъезжает автомобиль с мусором, оставшимся после уборки кладбища. Сверка–проверка занимают лишь несколько минут. На сей раз все в порядке. В кузове очередного самосвала — грунт. Его тоже принимают на полигоне — используют, чтобы облагородить гору с мусором. А вот в следом идущем грузовике наряду с древесными отходами строительства контролеры замечают железную арматуру.
— Но это же тоже мусор, мы за его утилизацию деньги платим! — пытается вступить в спор водитель. — Кто вам досконально тут все перебирать будет...
Но на КПП непреклонны:
— Разворачивайтесь, возвращайтесь, сортируйте отходы!
Подобного рода рейды сотрудники Минского городского комитета природных ресурсов и охраны окружающей среды проводят еженедельно. А вообще, эта работа ведется с 2014 года. И если поначалу практически в каждом автомобиле фиксировали наличие ВМР, отмечает Сергей Серапин, то сейчас нарушений значительно меньше. Хотя представители четырех–пяти предприятий засвечиваются регулярно.
— Люди никак не поймут, что вовлечение вторичных ресурсов в хозяйственный оборот — это большая экономия средств для государства. Наша страна до сих пор закупает ВМР за валюту, а некоторые субъекты хозяйствования позволяют себе вывозить их на полигон для захоронения — такого быть не должно!
Сергей Серапин
Вместе с тем контролеры УП «Экорес» и сами не дремлют. Вот и до нашего приезда Егор Мороз, говорит, развернул уже 3 — 4 машины: в сопроводительных паспортах был указан один вид отходов, а по факту — совершенно другой. Это тоже нарушение. Ведь захоронение отходов стоит денег. И чем выше класс их опасности, тем дороже утилизация. Например, наряду с отходами от уборки территорий предприятий часто пытаются утилизировать промасленную ветошь. Но она должна быть прописана в сопроводительном паспорте отдельно. Иначе предприятие не заплатит за нее экологический налог. К слову, еще несколько лет назад акты обследования автомобилей нужно было заверять подписью водителей. Сейчас этого не требуется, достаточно сфотографировать сопроводительный паспорт, номер транспортного средства и отходы в кузове.
— Неужели два–три пэт–пакета, которые мы видели сверху в кузовах автомобилей, это так важно?
— Конечно. Вы же видите, какой поток машин, — отвечает Сергей Георгиевич. — К концу рабочего дня эти два–три пакета превращаются в огромные горы отходов, которых не должно быть...
В целом же за те полтора часа, что мы провели на КПП полигона, контролер развернул 9 автомобилей. Только закрытые мусоровозы проезжали пункт пропуска без досмотра. Их содержимое будет видно уже только во время выгрузки...
dekola@mail.ru
...9.50. КПП полигона. Сюда подъезжают едва ли не каждую минуту–две тракторы с прицепами, самосвалы, мусоровозы. Только что благополучно отъехал трактор с пожухлой листвой — отходами уборки территории предприятия: никаких вопросов. А контролер КПП Егор Мороз уже обращается к следующему водителю:
— Приоткройте брезент на кузове, пожалуйста.
Едва туда заглянули сотрудники комитета, стало понятно: у нас первый нарушитель.
Вместе с отходами мебельного производства, которые разрешены к захоронению на полигоне и прописаны в сопроводительном паспорте, в прицепе трактора бумага и пэт–тара. Водителя отправляют обратно на предприятие: отсортируете — возвращайтесь.
— Каждое предприятие имеет инструкцию по обращению с отходами, в которой четко прописан путь вторичных материальных ресурсов (ВМР). Все они должны быть отсортированы и вовлечены в хозяйственный оборот. В данном случае налицо нарушение, — комментирует начальник отдела оперативного контроля по Московскому, Ленинскому, Центральному районам Минска Сергей Серапин. — Мы составим акт обследования и вызовем должностное лицо в комитет для дальнейшего разбирательства. К слову, за неразделение отходов по видам предусмотрена административная ответственность — предупреждение либо штраф в размере от 5 до 50 базовых величин.
Следующим на КПП подъезжает автомобиль с мусором, оставшимся после уборки кладбища. Сверка–проверка занимают лишь несколько минут. На сей раз все в порядке. В кузове очередного самосвала — грунт. Его тоже принимают на полигоне — используют, чтобы облагородить гору с мусором. А вот в следом идущем грузовике наряду с древесными отходами строительства контролеры замечают железную арматуру.
— Но это же тоже мусор, мы за его утилизацию деньги платим! — пытается вступить в спор водитель. — Кто вам досконально тут все перебирать будет...
— Разворачивайтесь, возвращайтесь, сортируйте отходы!
Подобного рода рейды сотрудники Минского городского комитета природных ресурсов и охраны окружающей среды проводят еженедельно. А вообще, эта работа ведется с 2014 года. И если поначалу практически в каждом автомобиле фиксировали наличие ВМР, отмечает Сергей Серапин, то сейчас нарушений значительно меньше. Хотя представители четырех–пяти предприятий засвечиваются регулярно.
— Люди никак не поймут, что вовлечение вторичных ресурсов в хозяйственный оборот — это большая экономия средств для государства. Наша страна до сих пор закупает ВМР за валюту, а некоторые субъекты хозяйствования позволяют себе вывозить их на полигон для захоронения — такого быть не должно!
Сергей Серапин
— Неужели два–три пэт–пакета, которые мы видели сверху в кузовах автомобилей, это так важно?
— Конечно. Вы же видите, какой поток машин, — отвечает Сергей Георгиевич. — К концу рабочего дня эти два–три пакета превращаются в огромные горы отходов, которых не должно быть...
В целом же за те полтора часа, что мы провели на КПП полигона, контролер развернул 9 автомобилей. Только закрытые мусоровозы проезжали пункт пропуска без досмотра. Их содержимое будет видно уже только во время выгрузки...
dekola@mail.ru