Фото- и видеокамеры будут устанавливать на аварийных участках трасс
03.02.2020 08:35:00
Дмитрий ШАМКО
УГАИ МВД согласовало с заинтересованными госорганами введение видеофиксации таких нарушений, как проезд на запрещающий сигнал светофора, пересечение стоп-линии. Стационарные камеры будут устанавливаться на тех перекрестках, где из-за проезда на красный свет происходит наибольшее количество ДТП. Какие изменения грядут на дорогах? Об этом беседа с пресс-секретарем организации, занимающейся установкой, эксплуатацией и обслуживанием систем фиксации правонарушений, Александром Хилькевичем.
— Александр Сергеевич, по какой причине в конце прошлого года с наших дорог исчезли мобильные камеры?
— Действительно, 19 декабря 2019 года решением Госавтоинспекции была приостановлена работа мобильных систем контроля скорости. Сегодня ГАИ предлагает новый формат организации контроля, который предполагает и новые методы его реализации.
— Давайте коснемся немного истории. Чем была вызвана несколько лет назад необходимость установки приборов видеонаблюдения на трассах?
— Решение на тот момент было продиктовано высокой степенью аварийности и смертности на дорогах. Судите сами: в 2011 году, до введения системы в эксплуатацию, в результате ДТП в Беларуси погибли 1200 человек. Сегодня этот показатель уменьшился фактически в 2 раза и продолжает довольно динамично снижаться. На улучшении ситуации положительно сказываются также такие факторы, как строительство современных дорог и развязок, устройство полос разгона, организация движения пешеходов и многое другое.
Всего же камер, находящихся в эксплуатации, — 540. Из них 483 — стационарного исполнения, 57 — мобильные. Это позволяет на постоянной основе осуществлять контроль за соблюдением водителями скоростного режима, а в случае его нарушения — привлекать к ответственности в соответствии с законодательством. Такая практика позволяет формировать у водителя более высокую культуру вождения.
— Какова эффективность работы систем фиксации нарушений?
— Под эффективностью мы понимаем количество автомобилей, снизивших скорость до установленного уровня в зоне контроля, она вплотную приблизилась к 100%. Измерения в тестовом режиме показывают, что в среднем на участке дороги со скоростным режимом 90 км/ч, от 30 до 50% автомобилей двигаются с превышением допустимого значения. Это сопровождается достаточно высокой степенью риска совершения ДТП. Нарушение установленной скорости — один из важнейших факторов, на который необходимо влиять, за этим стоят жизни людей. Кстати, каждое третье ДТП совершается в том числе по причине несоблюдения скоростного режима. При этом в каждом происшествии скорость оказывает существенное влияние на тяжесть последствий. Поэтому скоростью на дорогах надо управлять, и делать это эффективно, сообразно дорожным условиям. К тому же, если водитель едет по правилам, у него есть время и возможность адекватно среагировать на внезапную ситуацию и избежать аварии.
— Что означает управление скоростью?
— Это не только так называемые письма счастья — в этом случае уже поздно, правонарушение совершено, на дороге кто-то подверг себя и людей повышенному риску. Но очень важен профилактический эффект. Как только на определенном участке дороги появляется обозначенный специальным знаком датчик контроля скорости, количество нарушений снижается до 1—2%, а на отдельных участках их и вовсе не происходит. Это говорит о том, что водители понимают, что находятся под наблюдением. В тестовом режиме уже работают пилотные зоны, где измеряется средняя скорость движения. Это позволяет более эффективно стимулировать водителей двигаться с установленной скоростью на довольно протяженных участках дорог.
— Где по решению ГАИ устанавливаются видеокамеры?
— Как правило, там, где происходили ДТП, зависимые от скорости, с тяжелыми последствиями. Это перекрестки с пешеходными переходами, населенные пункты, через которые проходит транзитный транспорт, другие участки с интенсивным движением. Опросы районных жителей показали, что они очень позитивно оценивают результаты работы наших стационарных и мобильных систем, которые дисциплинируют водителей и делают жизнь наших граждан более спокойной и комфортной.
— Бывают ли случаи, когда аппаратура ошибается?
— Точность достаточно высока, производители — из Франции, Германии, России, Китая.
— Некоторые говорят, что если неправильно настроить датчик, то скорость будет измеряться с погрешностями.
— Наши мобильные системы устроены так, что при неправильной установке и настройке измерение скорости и фиксация не осуществляются — так производитель страхуется от ошибочных действий человека. Весь материал поступает в центр фиксации правонарушений и там тщательно проверяется сотрудниками. Ведь понятие «качество фиксации» включает в себя не только точное измерение скорости, но и определение габаритов транспортного средства: на дорогах установлены скоростные ограничения для различных типов автомобилей. Иногда бывает, что техника некорректно распознает, какой автомобиль нарушил скоростной режим — грузовой или легковой. На помощь приходит оператор, разрешая такие неточности: по фотографии несложно однозначно определить, к какой категории относится транспортное средство. Бывают также случаи, когда из-за плохих погодных условий, например, снега, регистрационный знак распознается автоматикой некачественно. Операторы в таких случаях также подключаются к работе.
— С какими нарушениями на дорогах могут помочь бороться видеокамеры?
— Актуальным сегодня является контроль выезда на перекресток на запрещающий сигнал светофора. Тестовые измерения ведутся в Минске, Гродно, Гомеле. Также в тестовом режиме успешно работает и контроль движения по полосам, выделенным для маршрутных транспортных средств. Сегодня технически возможно проведение фотофиксации автомобилей, не прошедших техосмотр или не имеющих допуска к участию в дорожном движении. Речь может идти и, например, о проехавших железнодорожный переезд на запрещающий сигнал светофора — оборудование программируется под определенный функционал. Кроме того, 136 датчиков осуществляют сегодня еще одну очень полезную и необходимую функцию — мониторинг транспортного потока. То есть каждый регистрационный знак, прошедший через такие датчики, записывается и помещается в отдельный архив. Эти данные успешно используются силовыми структурами для проведения оперативно-разыскных мероприятий. Возможностей техника предоставляет много. И ими нужно в правовых рамках умело пользоваться.
— В интернете можно найти советы о том, как обмануть технику. Отслеживаете подобные ноу-хау?
— Около года назад к нам попали специальные наклейки, которые якобы не позволяют точно распознавать номера автомобилей. Мол, прилепишь такую на одну из цифр номера, и при фотофиксации она дает засвеченный вид. Провели эксперимент: действительно, при фотографировании мобильным телефоном на картинке полностью засвеченный вид. Пошли дальше: на машине (в сопровождении экипажа ГАИ — для безопасности) отправились на трассу и с превышением скорости проехали датчик. В итоге на экране в нашем центре засветка появилась, но неполная: камера в таких случаях делает несколько снимков с разными разрешением и экспозицией, и один из них обязательно будет качественно отображать регистрационный номер.
МНЕНИЯ
В каких случаях мобильным радарам рады Александр Шевченко, старший инспектор по особым поручениям УГАИ МВД:
— У нас уже есть некоторые идеи, какие изменения могли бы появиться в КоАП. Для профилактики нарушений ПДД мы хотим предложить новую систему наказаний. За мелкие проступки не применять взыскание. Это не значит, что за каждый проступок будет грозить всего лишь беседа. Но при этом можно брать на карандаш данных лиц. Один-два раза он прослушал беседу. Если не сработало, подключаются дополнительные меры — административные взыскания. Есть предложения граждан о введении фиксации средней скорости движения. Как показывает практика, порой водители снижают скорость непосредственно в зоне действия камеры, а дальше снова ускоряются и движутся быстрее, чем положено на данном участке дороги. К примеру, проезжая по трассе через населенный пункт. Фиксация средней скорости движения поможет это предотвратить и спасти жизни. Технически это уже возможно организовать.
Юрий Важник, руководитель Белорусской ассоциации экспертов и сюрвейеров на транспорте:
— Я полностью согласен с мнением Президента кардинально пересмотреть работу всей системы фотофиксации в принципе. Необходимо радикально изменить прямое предназначение подобных систем: они должны быть не системами фотофиксации нарушений, а средствами успокоения, или упорядочивания, движения, как принято их называть, например, в странах ЕС. В количестве зафиксированных нарушений ничего хорошего нет, главной целью всегда должно быть снижение аварийности. Проблема выросла до масштабов, когда понадобилась помощь Президента, — это говорит об уровне ее значимости. Камеры должны располагаться там, где есть высокая вероятность ДТП, и заставлять водителей снижать скорость. Но всегда ли так происходит на практике? Лучший зарубежный опыт показывает, что подобные устройства применяются, где скоростной режим реально влияет на безопасность. Свежий пример: недавно я проехал практически 4000 километров по магистралям 9 европейских стран: нигде не были замечены подобные устройства за исключением нескольких случаев, когда проводились ремонтные работы. Там были установлены мобильные радары — ехать с превышением скорости на таких участках было действительно опасно. От границы до Минска я насчитал 26 камер: неужели на трассе М-1 у нас постоянно такая аварийная обстановка? Считаю необходимость изменения приоритетности использования систем фотофиксации первостепенной задачей.
Иван Вабищевич, музыкант, шоумен:
— Те, кто иногда попадает за превышение скорости в объективы камер, конечно, недовольны — приходится платить штраф. Но ведь вопрос более глубокий. Участки, где ведется съемка, обозначены специальными знаками, и водители притормаживают, никто не хочет получить «письмо счастья». Датчики, как и знаки, устанавливаются не хаотично, а там, где велика вероятность аварий. Поэтому, притормаживая, мы снижаем вероятность опасных ситуаций. Но иногда встречаются, как я называю, «места-западло», где целесообразность таких камер очень сомнительна — там водитель абсолютно несознательно попадает в объектив фотофиксации. Главное в работе ГАИ — обеспечение безопасности движения, а не количество зафиксированных нарушений, зачастую абсолютно незначительных.
— Александр Сергеевич, по какой причине в конце прошлого года с наших дорог исчезли мобильные камеры?
— Действительно, 19 декабря 2019 года решением Госавтоинспекции была приостановлена работа мобильных систем контроля скорости. Сегодня ГАИ предлагает новый формат организации контроля, который предполагает и новые методы его реализации.
— Давайте коснемся немного истории. Чем была вызвана несколько лет назад необходимость установки приборов видеонаблюдения на трассах?
— Решение на тот момент было продиктовано высокой степенью аварийности и смертности на дорогах. Судите сами: в 2011 году, до введения системы в эксплуатацию, в результате ДТП в Беларуси погибли 1200 человек. Сегодня этот показатель уменьшился фактически в 2 раза и продолжает довольно динамично снижаться. На улучшении ситуации положительно сказываются также такие факторы, как строительство современных дорог и развязок, устройство полос разгона, организация движения пешеходов и многое другое.
Всего же камер, находящихся в эксплуатации, — 540. Из них 483 — стационарного исполнения, 57 — мобильные. Это позволяет на постоянной основе осуществлять контроль за соблюдением водителями скоростного режима, а в случае его нарушения — привлекать к ответственности в соответствии с законодательством. Такая практика позволяет формировать у водителя более высокую культуру вождения.
— Какова эффективность работы систем фиксации нарушений?
— Под эффективностью мы понимаем количество автомобилей, снизивших скорость до установленного уровня в зоне контроля, она вплотную приблизилась к 100%. Измерения в тестовом режиме показывают, что в среднем на участке дороги со скоростным режимом 90 км/ч, от 30 до 50% автомобилей двигаются с превышением допустимого значения. Это сопровождается достаточно высокой степенью риска совершения ДТП. Нарушение установленной скорости — один из важнейших факторов, на который необходимо влиять, за этим стоят жизни людей. Кстати, каждое третье ДТП совершается в том числе по причине несоблюдения скоростного режима. При этом в каждом происшествии скорость оказывает существенное влияние на тяжесть последствий. Поэтому скоростью на дорогах надо управлять, и делать это эффективно, сообразно дорожным условиям. К тому же, если водитель едет по правилам, у него есть время и возможность адекватно среагировать на внезапную ситуацию и избежать аварии.
— Что означает управление скоростью?
— Это не только так называемые письма счастья — в этом случае уже поздно, правонарушение совершено, на дороге кто-то подверг себя и людей повышенному риску. Но очень важен профилактический эффект. Как только на определенном участке дороги появляется обозначенный специальным знаком датчик контроля скорости, количество нарушений снижается до 1—2%, а на отдельных участках их и вовсе не происходит. Это говорит о том, что водители понимают, что находятся под наблюдением. В тестовом режиме уже работают пилотные зоны, где измеряется средняя скорость движения. Это позволяет более эффективно стимулировать водителей двигаться с установленной скоростью на довольно протяженных участках дорог.
— Где по решению ГАИ устанавливаются видеокамеры?
— Как правило, там, где происходили ДТП, зависимые от скорости, с тяжелыми последствиями. Это перекрестки с пешеходными переходами, населенные пункты, через которые проходит транзитный транспорт, другие участки с интенсивным движением. Опросы районных жителей показали, что они очень позитивно оценивают результаты работы наших стационарных и мобильных систем, которые дисциплинируют водителей и делают жизнь наших граждан более спокойной и комфортной.
— Бывают ли случаи, когда аппаратура ошибается?
— Точность достаточно высока, производители — из Франции, Германии, России, Китая.
— Некоторые говорят, что если неправильно настроить датчик, то скорость будет измеряться с погрешностями.
— Наши мобильные системы устроены так, что при неправильной установке и настройке измерение скорости и фиксация не осуществляются — так производитель страхуется от ошибочных действий человека. Весь материал поступает в центр фиксации правонарушений и там тщательно проверяется сотрудниками. Ведь понятие «качество фиксации» включает в себя не только точное измерение скорости, но и определение габаритов транспортного средства: на дорогах установлены скоростные ограничения для различных типов автомобилей. Иногда бывает, что техника некорректно распознает, какой автомобиль нарушил скоростной режим — грузовой или легковой. На помощь приходит оператор, разрешая такие неточности: по фотографии несложно однозначно определить, к какой категории относится транспортное средство. Бывают также случаи, когда из-за плохих погодных условий, например, снега, регистрационный знак распознается автоматикой некачественно. Операторы в таких случаях также подключаются к работе.
— С какими нарушениями на дорогах могут помочь бороться видеокамеры?
— Актуальным сегодня является контроль выезда на перекресток на запрещающий сигнал светофора. Тестовые измерения ведутся в Минске, Гродно, Гомеле. Также в тестовом режиме успешно работает и контроль движения по полосам, выделенным для маршрутных транспортных средств. Сегодня технически возможно проведение фотофиксации автомобилей, не прошедших техосмотр или не имеющих допуска к участию в дорожном движении. Речь может идти и, например, о проехавших железнодорожный переезд на запрещающий сигнал светофора — оборудование программируется под определенный функционал. Кроме того, 136 датчиков осуществляют сегодня еще одну очень полезную и необходимую функцию — мониторинг транспортного потока. То есть каждый регистрационный знак, прошедший через такие датчики, записывается и помещается в отдельный архив. Эти данные успешно используются силовыми структурами для проведения оперативно-разыскных мероприятий. Возможностей техника предоставляет много. И ими нужно в правовых рамках умело пользоваться.
— В интернете можно найти советы о том, как обмануть технику. Отслеживаете подобные ноу-хау?
— Около года назад к нам попали специальные наклейки, которые якобы не позволяют точно распознавать номера автомобилей. Мол, прилепишь такую на одну из цифр номера, и при фотофиксации она дает засвеченный вид. Провели эксперимент: действительно, при фотографировании мобильным телефоном на картинке полностью засвеченный вид. Пошли дальше: на машине (в сопровождении экипажа ГАИ — для безопасности) отправились на трассу и с превышением скорости проехали датчик. В итоге на экране в нашем центре засветка появилась, но неполная: камера в таких случаях делает несколько снимков с разными разрешением и экспозицией, и один из них обязательно будет качественно отображать регистрационный номер.
МНЕНИЯ
В каких случаях мобильным радарам рады Александр Шевченко, старший инспектор по особым поручениям УГАИ МВД:
— У нас уже есть некоторые идеи, какие изменения могли бы появиться в КоАП. Для профилактики нарушений ПДД мы хотим предложить новую систему наказаний. За мелкие проступки не применять взыскание. Это не значит, что за каждый проступок будет грозить всего лишь беседа. Но при этом можно брать на карандаш данных лиц. Один-два раза он прослушал беседу. Если не сработало, подключаются дополнительные меры — административные взыскания. Есть предложения граждан о введении фиксации средней скорости движения. Как показывает практика, порой водители снижают скорость непосредственно в зоне действия камеры, а дальше снова ускоряются и движутся быстрее, чем положено на данном участке дороги. К примеру, проезжая по трассе через населенный пункт. Фиксация средней скорости движения поможет это предотвратить и спасти жизни. Технически это уже возможно организовать.
Юрий Важник, руководитель Белорусской ассоциации экспертов и сюрвейеров на транспорте:
— Я полностью согласен с мнением Президента кардинально пересмотреть работу всей системы фотофиксации в принципе. Необходимо радикально изменить прямое предназначение подобных систем: они должны быть не системами фотофиксации нарушений, а средствами успокоения, или упорядочивания, движения, как принято их называть, например, в странах ЕС. В количестве зафиксированных нарушений ничего хорошего нет, главной целью всегда должно быть снижение аварийности. Проблема выросла до масштабов, когда понадобилась помощь Президента, — это говорит об уровне ее значимости. Камеры должны располагаться там, где есть высокая вероятность ДТП, и заставлять водителей снижать скорость. Но всегда ли так происходит на практике? Лучший зарубежный опыт показывает, что подобные устройства применяются, где скоростной режим реально влияет на безопасность. Свежий пример: недавно я проехал практически 4000 километров по магистралям 9 европейских стран: нигде не были замечены подобные устройства за исключением нескольких случаев, когда проводились ремонтные работы. Там были установлены мобильные радары — ехать с превышением скорости на таких участках было действительно опасно. От границы до Минска я насчитал 26 камер: неужели на трассе М-1 у нас постоянно такая аварийная обстановка? Считаю необходимость изменения приоритетности использования систем фотофиксации первостепенной задачей.
Иван Вабищевич, музыкант, шоумен:
— Те, кто иногда попадает за превышение скорости в объективы камер, конечно, недовольны — приходится платить штраф. Но ведь вопрос более глубокий. Участки, где ведется съемка, обозначены специальными знаками, и водители притормаживают, никто не хочет получить «письмо счастья». Датчики, как и знаки, устанавливаются не хаотично, а там, где велика вероятность аварий. Поэтому, притормаживая, мы снижаем вероятность опасных ситуаций. Но иногда встречаются, как я называю, «места-западло», где целесообразность таких камер очень сомнительна — там водитель абсолютно несознательно попадает в объектив фотофиксации. Главное в работе ГАИ — обеспечение безопасности движения, а не количество зафиксированных нарушений, зачастую абсолютно незначительных.