«Не ради диплома для мамы и папы». Зачем идти в магистратуру?
16.05.2019 11:29:42
УРЯДОВА Наталья
ЗУБКОВА Мария
Совсем скоро выпускники вузов сдадут госы, защитят дипломные проекты или работы и окажутся перед выбором, что делать дальше: отправиться на производство, чтобы применять полученные знания на практике, или еще немного поучиться – поступить на вторую ступень высшего образования. Какие преимущества в карьере дает магистратура? Можно ли ее с полным правом назвать кузницей научных кадров? И какие нововведения ждут магистрантов с нового учебного года? Эти вопросы мы обсудили в редакции вместе со специалистами.
За круглым столом собрались начальник главного управления профессионального образования Министерства образования Сергей Касперович, ректор БГУИР Вадим Богуш, начальник главного управления образовательной деятельности БГУ Елена Достанко, декан инженерно-технологического факультета БГАТУ Андрей Бренч, директор Института магистерской подготовки БГЭУ, председатель Совета молодых ученых вуза Ольга Морозевич, начальник центра развития инженерного образования и организации учебного процесса БНТУ Андрей Снарский и магистрант БГЭУ Светлана Генрихсен.
«ЗН»: Что такое магистратура? В Кодексе об образовании ее роль и место очерчены двояко: с одной стороны – углубленная подготовка специалиста, с другой – формирование знаний, умений и навыков научно-педагогической и научно-исследовательской работы…
Сергей Касперович: В Кодексе об образовании магистратура определена как основное высшее образование, в частности его вторая ступень. В документе заложены две программы магистратуры: практико-ориентированная и научно-ориентированная. При обучении в практико-ориентированной специалист получает углубленные знания, которые позволяют ему решать конкретные задачи в реальном секторе экономики, связанные с проектированием, конструированием, аналитикой. В научно-ориентированной магистратуре идет подготовка будущих ученых, предполагается, что такой выпускник продолжит обучение в аспирантуре. Однако в новой редакции Кодекса заложена единая образовательная программа магистратуры. Двоякость уйдет: на второй ступени высшего образования планируется обучать научно-ориентированных специалистов и кадры для системы образования.
«ЗН»: Давайте попробуем на примере какой-либо профессии, предположим, экономиста, разобраться, в чем отличие между специалистом и магистром. Какие дополнительные преимущества в карьерном росте, зарплате появляются у тех, кто учился дольше?
Ольга Морозевич: Научно-ориентированная магистратура дает возможность пойти в аспирантуру, стать кандидатом, в нашем случае экономических наук, и остаться в сфере образования, чтобы передавать опыт молодежи, либо пойти работать на предприятия, в организации, в том числе сферы госуправления, и вести обучение там. Достаточно много обладателей ученой степени занимают высокие должности, к примеру, в банках.
Что касается обязательных бонусов вроде повышения по должности, то законодательством они не предусмотрены. Если ты магистр экономических наук (а с будущего года просто магистр), гарантии, что тебя будут ускоренными темпами двигать по карьерной лестнице, нет. Хотя, безусловно, если руководство видит, что выпускник магистратуры умеет креативно мыслить, интегрировать новые знания, генерировать идеи, то его назначат на более высокую должность.
Вадим Богуш: Попробую объяснить разницу на примере, который мне ближе. В БГУИР ведется подготовка по специальности «информационная безопасность». Специалист после первой ступени обладает знаниями и практическими навыками, необходимыми для работы с современными системами безопасности, для их настройки, проведения анализа работоспособности – в общем, имеет дело с тем, что сейчас используется в практике. Выпускник магистратуры способен заниматься не только сопровождением, эксплуатацией и настройкой, но еще и разработкой новых систем. Проведя исследования, проанализировав работу системы, он может выявить новые каналы утечки информации и предложить механизмы повышения уровня информационной безопасности. Есть плюс и в карьере: чтобы дорасти до начальника службы безопасности, специалисту необходим большой практический опыт. У выпускника магистратуры срок «ожидания» этой должности будет короче.
Да, гарантированных бонусов нет. Но законодательством предусмотрено право нанимателя предоставлять выпускникам магистратуры более высокие позиции.
Кроме того, сейчас разрабатываются предложения по корректировке нормативной базы, согласно которой магистерская подготовка будет влиять на возможность занимать те или иные должности.
Например, чтобы стать ведущим инженером-программистом, магистру потребуется меньший стаж, чем выпускнику первой ступени высшего образования.
Сергей Касперович: Мы работаем с заказчиками кадров и госорганами, чтобы совместно внести предложения в Министерство труда и соцзащиты по изменениям в классификаторе и определить требования к должностям. Начинаем со сферы образования: ассистент и преподаватель вуза будут обязаны иметь степень магистра.
Светлана Генрихсен: Еще до поступления в вуз имела большой стаж работы, высшее образование получала на заочной форме. Понимаю: чтобы быть настоящим профессионалом в моей специализации «бухгалтерский учет» и оставаться конкурентоспособной, необходимо постоянно учиться. Пошла в магистратуру, потому что для успешной работы главным бухгалтером требуются более глубокие знания, нежели те, что дают на первой ступени образования.
«ЗН»: Светлана, вы планируете поступать в аспирантуру? Или для вас магистратура – это возможность получить дополнительные знания?
Светлана Генрихсен: Конечно, обучение в магистратуре выявляет наличие склонностей к научной работе. Развивает способность качественно анализировать и сопоставлять информацию из разных источников. И весь этот процесс мне очень нравится. Хотя я не исключаю возможности через какое-то время пойти в аспирантуру. Как владелец собственного бизнеса, в ближайшее время основное внимание планирую уделить его развитию. Не знаю, каковы требования при поступлении, но преодолеть проходной порог в магистратуру мне не составило труда. Знаний, полученных на первой ступени высшего образования, оказалось достаточно, чтобы сдать экзамен на девять баллов.
«ЗН»: Слышали мнение, что на некоторых специальностях, особенно технических, магистратуру используют как возможность доучить специалиста, потому что при переходе на четырехлетнее обучение некоторые темы пришлось значительно сократить. Так ли это?
Вадим Богуш: На мой взгляд, это в корне неверное суждение. При переходе на четырехлетнее обучение у нас в университете все программы существенно перерабатывались на основе имеющегося опыта. В сфере информационно-коммуникационных технологий, к примеру, даже четыре года – огромный срок, ведь ИКТ развиваются очень стремительно, что является для нас дополнительным драйвером, который подстегивает более оперативно обновлять содержание образовательных программ.
При переходе на четырехлетнее обучение были обеспечены необходимые для качественной подготовки специалистов объемы практических, лабораторных занятий, практики на производстве.
Андрей Снарский: Магистратура – это самостоятельная система, в которой обучающийся сможет дать себе ответ на вопрос: научные исследования – это мое или нет. На второй ступени высшего образования обучающийся за год проходит путь экспресс-исследователя: от выбора темы до написания магистерской диссертации. Если ты справился с поставленной задачей, то, хочешь не хочешь, становишься специалистом в том вопросе, которому посвящена диссертация. Ты начинаешь хорошо разбираться в какой-то конкретной теме, которую остальные знают, возможно, не так глубоко. А если через год обучающийся осознает, что наука – его призвание, магистерская диссертация станет основой для кандидатской.
«ЗН»: Большой ли конкурс в магистратуру? Изменились ли в этом году цифры приема?
Андрей Бренч: Понятие конкурса как на первой, так и на второй ступени высшего образования сегодня достаточно условно. Претендент знает предъявляемые требования и может заранее оценить свои силы. Выпускники с низкой успеваемостью, не имеющие склонности к научной работе, документы не подают.
Ольга Морозевич: В нашем университете набор в магистратуру в последние годы увеличивается. Сейчас в ней учатся около 900 человек, из них примерно 100 – иностранцы. Популярностью пользуется англоязычная магистратура, востребованная программа – международный бухучет на английском языке, большой интерес вызывает англоязычная программа по специальности «мировая экономика».
Елена Достанко: Белгосуниверситет примет 410 человек на бюджетную форму обучения: 350 на дневную и 60 на заочную. При этом у нас есть несколько факультетов, где с каждым годом конкурс и количество бюджетных мест растут. Среди них – юрфак, факультет международных отношений и факультеты, которые осуществляют подготовку по IТ-специальностям. Достаточно популярна и заочная форма обучения. Высокая конкуренция среди поступающих в магистратуру наблюдалась в 2018-м на факультете прикладной математики и информатики на специальность «алгоритмы и системы обработки больших объемов информации», на факультете философии и социальных наук – на специальность «психологическое консультирование и психокоррекция», в Институте бизнеса БГУ – на специальность «бизнес-администрирование».
Андрей Бренч: В БГАТУ контрольные цифры приема в магистратуру не меняются: поступают примерно семь процентов от всех выпускников. Мы готовим магистров для научно-практических профильных центров и работы в вузе, поэтому абитуриентов ориентируем на то, что после окончания второй ступени высшего образования они будут заниматься наукой и преподаванием. Магистратура – это не попытка доучить тех, кто окончил первую ступень, а надстройка, позволяющая проявить себя и выбрать свой путь – углубиться в практику либо научно-педагогическую деятельность.
Светлана Генрихсен: В магистратуру должны поступать люди, понимающие проблемы, которые хотели бы изучать в своих диссертациях, а для этого чаще всего требуется определенный практический опыт. К сожалению, некоторые магистранты, поступившие после окончания вуза, даже не понимают, о чем пишут. У них нет мотивации, кроме как получить диплом для папы и мамы, чтобы услышать от них: молодец!
«ЗН»: Какие шаги необходимо сделать, чтобы привести магистратуру к тому виду, в котором она существует в большинстве стран?
Сергей Касперович: С 1 сентября мы переходим на единую образовательную программу, ориентированную на решение задач науки, инновационной сферы и кадровое обеспечение. Магистратура, как уже сказали коллеги, дает большой пласт дополнительных знаний и время решить: иду я дальше в науку, чтобы заниматься фундаментальными и прикладными исследованиями, либо хочу работать в сферах, где требуются инновационные знания. Подходы, которые сформулированы в единой программе, отражены в новых учебных планах и предполагают высокоинтенсивную работу магистранта: недельная нагрузка с учетом учебных занятий существенно возрастет. При этом сохранен большой объем времени для самостоятельной работы. Проанализировав учебные планы по 150 укрупненным специальностям, поймал себя на мысли, что и сам бы хотел обучаться по многим из них.
Андрей Снарский: Действительно, с этого года произошел качественный ребрендинг магистерских программ, начиная от названия специальностей и заканчивая наполнением дисциплин. При этом следует отметить несколько важных особенностей указанного «перезапуска». К примеру, в новых учебных программах не будут дублироваться дисциплины и компетенции первой ступени. Введено понятие «профилизация» для специальностей. Модульный принцип построения типовых учебных планов и наличие дисциплин по выбору позволят магистранту максимально подготовиться к будущей деятельности.
Елена Достанко: В этом году БГУ подготовил учебные планы, полностью отличающиеся от планов первой ступени, направленные на решение передовых задач в науке и образовании. В гуманитарных специальностях мы стремились преимущественно к междисциплинарности, а по естественно-научным специальностям – к подготовке магистров по наукоемким направлениям.
«ЗН»: Можно ли поступать в магистратуру, если уже давно окончил вуз?
Сергей Касперович: Пожалуйста! Сдавайте экзамены. Кстати, новая магистерская программа по журналистике очень интересная и насыщенная по содержанию.
«ЗН»: А если один раз магистратуру журфака уже окончили, второй раз возьмут?
Сергей Касперович: На платную форму обучения – да. По сути это будет совершенно другая программа в содержательном плане.
«ЗН»: Можно ли в магистратуре получить абсолютно новую профессию?
Сергей Касперович: Да, номинально можно выбрать любую специальность, но одного желания недостаточно. Уровень знаний кандидата, планирующего осваивать магистерскую программу, определяется во время вступительного экзамена. Для поступающих на специальности, которые по содержанию достаточно далеки от специальности магистратуры, может вводиться дополнительное испытание.
«ЗН»: Приходится ли вузам сталкиваться с трудностями при распределении магистров?
Сергей Касперович: Вуз обязан эту задачу решить. Исходя из ситуации в этом году, проблем с распределением выпускников магистратуры нет: заявок хватает как бюджетникам, так и тем, кто учился за счет собственных средств и захотел получить направление на первое рабочее место.
Андрей Снарский: Что касается БНТУ, то на сегодняшний момент все 211 магистрантов 2019 года выпуска, подлежавших распределению, его получили.
ВЗГЛЯД СО СТОРОНЫ
Иван Дусенок, электрогазосварщик Гомельского завода литья и нормалей:
– После окончания 11-го класса получил профессию электрогазосварщика в колледже машиностроения и устроился на Гомельский завод литья и нормалей. Через два года меня призвали в армию. Отслужив в железнодорожных войсках, вернулся на прежнее место работы. Можно было бы поступить, потратить годы на учебу в вузе и магистратуре, но я не жалею, что этого не сделал, а сразу после колледжа отправился на производство. Плюсов немало – есть возможность раньше стать на ноги, создать семью, растить детей. А сидеть пять-шесть лет без заработка не для меня. Хотя у каждого свой путь: хотят ребята получить степень магистра – здорово, главное, чтобы потом они смогли применить свои знания и навыки.
КСТАТИ
Среди студентов бытует мнение, что можно избежать отработки по распределению, поступив на платную форму обучения в магистратуру. Это не так. Если выпускник отучился в вузе за счет бюджетных средств, получил распределение и при этом хочет обучаться в магистратуре за счет собственных средств, ему придется либо совмещать учебу и работу (учиться заочно), либо возмещать средства за обучение на первой ступени.
zubkova@sb.by
uradova@sb.by
За круглым столом собрались начальник главного управления профессионального образования Министерства образования Сергей Касперович, ректор БГУИР Вадим Богуш, начальник главного управления образовательной деятельности БГУ Елена Достанко, декан инженерно-технологического факультета БГАТУ Андрей Бренч, директор Института магистерской подготовки БГЭУ, председатель Совета молодых ученых вуза Ольга Морозевич, начальник центра развития инженерного образования и организации учебного процесса БНТУ Андрей Снарский и магистрант БГЭУ Светлана Генрихсен.
«ЗН»: Что такое магистратура? В Кодексе об образовании ее роль и место очерчены двояко: с одной стороны – углубленная подготовка специалиста, с другой – формирование знаний, умений и навыков научно-педагогической и научно-исследовательской работы…
Сергей Касперович: В Кодексе об образовании магистратура определена как основное высшее образование, в частности его вторая ступень. В документе заложены две программы магистратуры: практико-ориентированная и научно-ориентированная. При обучении в практико-ориентированной специалист получает углубленные знания, которые позволяют ему решать конкретные задачи в реальном секторе экономики, связанные с проектированием, конструированием, аналитикой. В научно-ориентированной магистратуре идет подготовка будущих ученых, предполагается, что такой выпускник продолжит обучение в аспирантуре. Однако в новой редакции Кодекса заложена единая образовательная программа магистратуры. Двоякость уйдет: на второй ступени высшего образования планируется обучать научно-ориентированных специалистов и кадры для системы образования.
«ЗН»: Давайте попробуем на примере какой-либо профессии, предположим, экономиста, разобраться, в чем отличие между специалистом и магистром. Какие дополнительные преимущества в карьерном росте, зарплате появляются у тех, кто учился дольше?
Ольга Морозевич: Научно-ориентированная магистратура дает возможность пойти в аспирантуру, стать кандидатом, в нашем случае экономических наук, и остаться в сфере образования, чтобы передавать опыт молодежи, либо пойти работать на предприятия, в организации, в том числе сферы госуправления, и вести обучение там. Достаточно много обладателей ученой степени занимают высокие должности, к примеру, в банках.
Что касается обязательных бонусов вроде повышения по должности, то законодательством они не предусмотрены. Если ты магистр экономических наук (а с будущего года просто магистр), гарантии, что тебя будут ускоренными темпами двигать по карьерной лестнице, нет. Хотя, безусловно, если руководство видит, что выпускник магистратуры умеет креативно мыслить, интегрировать новые знания, генерировать идеи, то его назначат на более высокую должность.
Вадим Богуш: Попробую объяснить разницу на примере, который мне ближе. В БГУИР ведется подготовка по специальности «информационная безопасность». Специалист после первой ступени обладает знаниями и практическими навыками, необходимыми для работы с современными системами безопасности, для их настройки, проведения анализа работоспособности – в общем, имеет дело с тем, что сейчас используется в практике. Выпускник магистратуры способен заниматься не только сопровождением, эксплуатацией и настройкой, но еще и разработкой новых систем. Проведя исследования, проанализировав работу системы, он может выявить новые каналы утечки информации и предложить механизмы повышения уровня информационной безопасности. Есть плюс и в карьере: чтобы дорасти до начальника службы безопасности, специалисту необходим большой практический опыт. У выпускника магистратуры срок «ожидания» этой должности будет короче.
Да, гарантированных бонусов нет. Но законодательством предусмотрено право нанимателя предоставлять выпускникам магистратуры более высокие позиции.
Кроме того, сейчас разрабатываются предложения по корректировке нормативной базы, согласно которой магистерская подготовка будет влиять на возможность занимать те или иные должности.
Например, чтобы стать ведущим инженером-программистом, магистру потребуется меньший стаж, чем выпускнику первой ступени высшего образования.
Сергей Касперович: Мы работаем с заказчиками кадров и госорганами, чтобы совместно внести предложения в Министерство труда и соцзащиты по изменениям в классификаторе и определить требования к должностям. Начинаем со сферы образования: ассистент и преподаватель вуза будут обязаны иметь степень магистра.
Светлана Генрихсен: Еще до поступления в вуз имела большой стаж работы, высшее образование получала на заочной форме. Понимаю: чтобы быть настоящим профессионалом в моей специализации «бухгалтерский учет» и оставаться конкурентоспособной, необходимо постоянно учиться. Пошла в магистратуру, потому что для успешной работы главным бухгалтером требуются более глубокие знания, нежели те, что дают на первой ступени образования.
«ЗН»: Светлана, вы планируете поступать в аспирантуру? Или для вас магистратура – это возможность получить дополнительные знания?
Светлана Генрихсен: Конечно, обучение в магистратуре выявляет наличие склонностей к научной работе. Развивает способность качественно анализировать и сопоставлять информацию из разных источников. И весь этот процесс мне очень нравится. Хотя я не исключаю возможности через какое-то время пойти в аспирантуру. Как владелец собственного бизнеса, в ближайшее время основное внимание планирую уделить его развитию. Не знаю, каковы требования при поступлении, но преодолеть проходной порог в магистратуру мне не составило труда. Знаний, полученных на первой ступени высшего образования, оказалось достаточно, чтобы сдать экзамен на девять баллов.
«ЗН»: Слышали мнение, что на некоторых специальностях, особенно технических, магистратуру используют как возможность доучить специалиста, потому что при переходе на четырехлетнее обучение некоторые темы пришлось значительно сократить. Так ли это?
Вадим Богуш: На мой взгляд, это в корне неверное суждение. При переходе на четырехлетнее обучение у нас в университете все программы существенно перерабатывались на основе имеющегося опыта. В сфере информационно-коммуникационных технологий, к примеру, даже четыре года – огромный срок, ведь ИКТ развиваются очень стремительно, что является для нас дополнительным драйвером, который подстегивает более оперативно обновлять содержание образовательных программ.
При переходе на четырехлетнее обучение были обеспечены необходимые для качественной подготовки специалистов объемы практических, лабораторных занятий, практики на производстве.
Андрей Снарский: Магистратура – это самостоятельная система, в которой обучающийся сможет дать себе ответ на вопрос: научные исследования – это мое или нет. На второй ступени высшего образования обучающийся за год проходит путь экспресс-исследователя: от выбора темы до написания магистерской диссертации. Если ты справился с поставленной задачей, то, хочешь не хочешь, становишься специалистом в том вопросе, которому посвящена диссертация. Ты начинаешь хорошо разбираться в какой-то конкретной теме, которую остальные знают, возможно, не так глубоко. А если через год обучающийся осознает, что наука – его призвание, магистерская диссертация станет основой для кандидатской.
«ЗН»: Большой ли конкурс в магистратуру? Изменились ли в этом году цифры приема?
Андрей Бренч: Понятие конкурса как на первой, так и на второй ступени высшего образования сегодня достаточно условно. Претендент знает предъявляемые требования и может заранее оценить свои силы. Выпускники с низкой успеваемостью, не имеющие склонности к научной работе, документы не подают.
Ольга Морозевич: В нашем университете набор в магистратуру в последние годы увеличивается. Сейчас в ней учатся около 900 человек, из них примерно 100 – иностранцы. Популярностью пользуется англоязычная магистратура, востребованная программа – международный бухучет на английском языке, большой интерес вызывает англоязычная программа по специальности «мировая экономика».
Елена Достанко: Белгосуниверситет примет 410 человек на бюджетную форму обучения: 350 на дневную и 60 на заочную. При этом у нас есть несколько факультетов, где с каждым годом конкурс и количество бюджетных мест растут. Среди них – юрфак, факультет международных отношений и факультеты, которые осуществляют подготовку по IТ-специальностям. Достаточно популярна и заочная форма обучения. Высокая конкуренция среди поступающих в магистратуру наблюдалась в 2018-м на факультете прикладной математики и информатики на специальность «алгоритмы и системы обработки больших объемов информации», на факультете философии и социальных наук – на специальность «психологическое консультирование и психокоррекция», в Институте бизнеса БГУ – на специальность «бизнес-администрирование».
Андрей Бренч: В БГАТУ контрольные цифры приема в магистратуру не меняются: поступают примерно семь процентов от всех выпускников. Мы готовим магистров для научно-практических профильных центров и работы в вузе, поэтому абитуриентов ориентируем на то, что после окончания второй ступени высшего образования они будут заниматься наукой и преподаванием. Магистратура – это не попытка доучить тех, кто окончил первую ступень, а надстройка, позволяющая проявить себя и выбрать свой путь – углубиться в практику либо научно-педагогическую деятельность.
Светлана Генрихсен: В магистратуру должны поступать люди, понимающие проблемы, которые хотели бы изучать в своих диссертациях, а для этого чаще всего требуется определенный практический опыт. К сожалению, некоторые магистранты, поступившие после окончания вуза, даже не понимают, о чем пишут. У них нет мотивации, кроме как получить диплом для папы и мамы, чтобы услышать от них: молодец!
«ЗН»: Какие шаги необходимо сделать, чтобы привести магистратуру к тому виду, в котором она существует в большинстве стран?
Сергей Касперович: С 1 сентября мы переходим на единую образовательную программу, ориентированную на решение задач науки, инновационной сферы и кадровое обеспечение. Магистратура, как уже сказали коллеги, дает большой пласт дополнительных знаний и время решить: иду я дальше в науку, чтобы заниматься фундаментальными и прикладными исследованиями, либо хочу работать в сферах, где требуются инновационные знания. Подходы, которые сформулированы в единой программе, отражены в новых учебных планах и предполагают высокоинтенсивную работу магистранта: недельная нагрузка с учетом учебных занятий существенно возрастет. При этом сохранен большой объем времени для самостоятельной работы. Проанализировав учебные планы по 150 укрупненным специальностям, поймал себя на мысли, что и сам бы хотел обучаться по многим из них.
Андрей Снарский: Действительно, с этого года произошел качественный ребрендинг магистерских программ, начиная от названия специальностей и заканчивая наполнением дисциплин. При этом следует отметить несколько важных особенностей указанного «перезапуска». К примеру, в новых учебных программах не будут дублироваться дисциплины и компетенции первой ступени. Введено понятие «профилизация» для специальностей. Модульный принцип построения типовых учебных планов и наличие дисциплин по выбору позволят магистранту максимально подготовиться к будущей деятельности.
Елена Достанко: В этом году БГУ подготовил учебные планы, полностью отличающиеся от планов первой ступени, направленные на решение передовых задач в науке и образовании. В гуманитарных специальностях мы стремились преимущественно к междисциплинарности, а по естественно-научным специальностям – к подготовке магистров по наукоемким направлениям.
Сергей Касперович: Пожалуйста! Сдавайте экзамены. Кстати, новая магистерская программа по журналистике очень интересная и насыщенная по содержанию.
«ЗН»: А если один раз магистратуру журфака уже окончили, второй раз возьмут?
Сергей Касперович: На платную форму обучения – да. По сути это будет совершенно другая программа в содержательном плане.
«ЗН»: Можно ли в магистратуре получить абсолютно новую профессию?
Сергей Касперович: Да, номинально можно выбрать любую специальность, но одного желания недостаточно. Уровень знаний кандидата, планирующего осваивать магистерскую программу, определяется во время вступительного экзамена. Для поступающих на специальности, которые по содержанию достаточно далеки от специальности магистратуры, может вводиться дополнительное испытание.
«ЗН»: Приходится ли вузам сталкиваться с трудностями при распределении магистров?
Сергей Касперович: Вуз обязан эту задачу решить. Исходя из ситуации в этом году, проблем с распределением выпускников магистратуры нет: заявок хватает как бюджетникам, так и тем, кто учился за счет собственных средств и захотел получить направление на первое рабочее место.
Андрей Снарский: Что касается БНТУ, то на сегодняшний момент все 211 магистрантов 2019 года выпуска, подлежавших распределению, его получили.
ВЗГЛЯД СО СТОРОНЫ
Иван Дусенок, электрогазосварщик Гомельского завода литья и нормалей:
– После окончания 11-го класса получил профессию электрогазосварщика в колледже машиностроения и устроился на Гомельский завод литья и нормалей. Через два года меня призвали в армию. Отслужив в железнодорожных войсках, вернулся на прежнее место работы. Можно было бы поступить, потратить годы на учебу в вузе и магистратуре, но я не жалею, что этого не сделал, а сразу после колледжа отправился на производство. Плюсов немало – есть возможность раньше стать на ноги, создать семью, растить детей. А сидеть пять-шесть лет без заработка не для меня. Хотя у каждого свой путь: хотят ребята получить степень магистра – здорово, главное, чтобы потом они смогли применить свои знания и навыки.
КСТАТИ
Среди студентов бытует мнение, что можно избежать отработки по распределению, поступив на платную форму обучения в магистратуру. Это не так. Если выпускник отучился в вузе за счет бюджетных средств, получил распределение и при этом хочет обучаться в магистратуре за счет собственных средств, ему придется либо совмещать учебу и работу (учиться заочно), либо возмещать средства за обучение на первой ступени.
zubkova@sb.by
uradova@sb.by