Почему белоруские гаджеты производятся в Китае
05.09.2017 07:58:18
Смартфоны, планшеты, ноутбуки, «умные часы» — почему проекты по выпуску наших гаджетов оказались неудачными
Кто из вас может представить свою жизнь без смартфона, планшета или компьютера? Сегодня это кажется практически невозможным: технологии развиваются семимильными шагами, приложения для гаджетов обнов-ляются чаще, чем коллекции в домах мод. Но смартфоны и планшеты под маркой «Сделано в Беларуси» пока находятся в тени. Корреспонденты «Р» пообщались с производителями и выяснили, почему вся начинка наших брендов импортная, нужны ли покупателям дешевые аналоги Apple и за счет чего будет расти внутренний рынок.
«Нам это неинтересно»
Разобраться в том, как чувствуют себя наши производители компьютерной техники, оказалось непросто. Многие компании отказались от любых комментариев. Например, в фирме «Астлайн», которая уже более 7 лет выпускает ноутбуки под маркой «АСТ», так прямо и заявили: «Нам это неинтересно». Руководство компании «Саммит Текнолоджиз», которая, как указано на сайте, с 1990 года выпускает сертифицированные персональные компьютеры белорусского производства Summit Systems, обещало подумать и перезвонить, но пропало с концами. А в знаменитой «БелАВМ», лозунг которой «Быть лучшими среди первых», на уровне секретаря генерального директора ответили: «Руководство очень занято и с вами общаться не будет». Поэтому позволим себе сделать вывод: белорусский ноутбук и компьютер скорее мертвы, чем живы. Производитель, которому есть что показать и что рассказать, вряд ли упустит возможность пообщаться с журналистами.
А вот в сегменте смартфонов все гораздо динамичнее, хотя наш рынок по сравнению с другими и не самый крупный. По оценке местных производителей, в стране ежегодно продается около миллиона смартфонов. Правят бал здесь в основном азиатские производители — китайские Xiaomi, Huawei, Lenovo, южнокорейский Samsung. Представлены на рынке сейчас и две белорусские компании, которые выпускают смартфоны под брендами Flycat и Venso.
Настоящий уникум
Сегодня единственным нашим производителем планшетов на рынке является компания «ИТЦ-М», которая под брендом Flycat с 2015 года выпускает устройства под маркой Unicum. Правда, о том, что это наш продукт, многие просто не слышали. Даже консультанты торговых сетей зачастую не догадываются, что продают белорусский планшет, а не, скажем, китайский. Сейчас в самой компании говорят, что распродают оставшиеся модели и прекращают производство, перебросив все технические силы в сегмент смартфонов. О том, как наш «Уникум» попытался стать белорусским Apple, «Р» рассказывает продукт-менеджер компании Игорь Сенють:
— Сначала мы хотели выпустить на рынок аналог iPAd — устройство с такими же высокими характеристиками, как у американцев. Начали проводить расчеты и поняли, что потребители такой планшет просто не потянут по стоимости. Более того, сборка на наших мощностях также была бы нерентабельна. Устройства получались бы буквально «золотыми» и были бы неконкурентоспособны по сравнению с аналогами, произведенными на китайских заводах.
Так что планшет собирается полностью в Китае. Впрочем, на вопрос «А что же в нем белорусского?» здесь отвечают развернуто. Во-первых, идея, бренд и торговый знак. А во-вторых, дизайн и конфигурация. Инженеры и разработчики компании учитывают все технологические тонкости, готовят чертежи, инструкции, разрабатывают прошивку под свои устройства, оптимизируют их работу и выявляют все технические недочеты. Получается, весь интеллектуальный труд осуществляется непосредственно внутри страны, а вот сборка устройств и контроль качества — в Китае. Точно так же поступает большинство известных мировых брендов, и понятно почему. Подход позволяет выпускать белорусский гаджет по довольно приемлемой цене: Unicum в зависимости от модели обойдется покупателям в 173—257 рублей.
Обвал рынка
Сколько устройств компания продала за минувший год, Игорь Сенють не разглашает, сославшись на коммерческую тайну. Но говорит, что бренд вошел в десятку самых популярных планшетов на внутреннем рынке. Практически все устройства здесь уже распродали и больше заказывать новые партии не планируют:
— Сегодня многие производители не рискуют выпускать планшеты: емкость этого сегмента сократилась на треть и продолжает падать по всему миру. Телефоны люди меняют часто, а планшет покупают в основном один на семью в среднем хотя бы на два года. Китай тоже приостанавливает выпуск запчастей для планшетов, потому что многим компаниям этот продукт уже не так интересен.
Более того, само производство гаджета становится, мягко говоря, не совсем выгодным. Хотя в «ИТЦ-М» признаются, что сейчас рентабельность очень низкая, конкурировать с крупными мировыми брендами довольно непросто. Когда гиганты демпингуют, за ними должны следовать и остальные игроки. Иногда «взрывают» рынок низкими ценами россияне. В результате некоторые производители работают в ноль или даже в минус. В любом случае, белорусские «Уникумы» успели «засветиться» на рынке и полюбиться многим пользователям. И жалеть о том, что белорусские планшеты с забавным логотипом с кошачьми ушами скоро исчезнут с рынка, не стоит. Создатели Flycat уверяют: планов и идей у них еще много.
СПРАВОЧНО
В 1960 году на Минском заводе ЭВМ имени Орджоникидзе появился первый белорусский компьютер — ламповая ЭВМ «Минск-1». До презентации продукта Стива Джобса и Стива Возняка — первого компьютера Apple I — оставалось 16 лет, а до появления мобильного телефона-раскладушки Motorola — 36. Сегодня во всем мире производят около 170 миллионов ноутбуков, а продажи смартфонов уже в этом году могут превысить 1,5 млрд штук.
Вроде бы мы люди не глупые. И работящие. Вон сколько всего научились делать — и гигантские самосвалы, и тракторы, и машины, и телевизоры, и холодильники… В общем, много чего. А вот с популярными ныне гаджетами — смартфонами и планшетами — ну никак разобраться не можем. Столько раз пробовали, и все как-то не получалось… Почему же так происходит?
Собирали, как конструктор
Посудите сами: впервые идею организовать производство мобильных телефонов у нас озвучили в 2001 году. В итоге к 2007-му кое-как, на деньги московского бизнеса и вперемежку с китайскими технологиями да комплектующими, появилась первая белорусская марка мобильных телефонов — Veon. Собственно, промышленным производством назвать это было трудно.
ОДО «ЭлСиДи сервис» тогда занимало небольшое помещение в центре Минска. Там не было огромного конвейера и на первых порах работали только две монтажницы, которые обыкновенной отверткой, как конструктор, собирали из нескольких частей телефоны. За смену работницы производили несколько сотен аппаратов. Этого вполне хватало. Далее мобильники прошивали и тестировали. И все — в упаковку да в салон.
Первые телефоны стоили от 112 до 257 долларов. Одна из главных «фишек» этих аппаратов — они были рассчитаны на две симки. На тот момент основные торговые марки не могли похвастаться таким техническим «наворотом». Продажи шли, все работало. Но потом все равно производство закрыли — сложно было тягаться и конкурировать с «серым» импортом. Правда, еще какое-то время на нашем рынке присутствовали чисто китайские Veon, но потом и их стало не найти. В некоторых каталогах в интернете такие модели еще остались, но в продаже их уже нет. И все равно это, наверное, самый удачный проект из многих попыток наладить в нашей стране производство гаджетов.
Не для работы, а для витрины
С более сложной техникой все оказалось намного печальнее. Так, дважды наши предприятия собирались «взорвать» рынок своими планшетами. И оба раза проекты закончились, так и не начавшись.
Во время XIX Международного форума «ТИБО-2012» представители «Горизонта» не скупились на громкие слова, даже назвав свои разработки «убийцей iPad». Но представленные модели планшетов ничем не смогли порадовать посетителей. После того, как кто-то попытался с него выйти в интернет, устройство зависло настолько серьезно, что не помог даже хард ресет. Потом в руки их уже никому не давали, спрятав под стекло. А через год все вообще про это забыли, так и не дождавшись массового производства.
Исключительно демонстрацией прототипа ограничился и завод «Интеграл». Но у него была более благородная миссия — обеспечить недорогими планшетами школьников. Заявлялось, что предприятие уже готово к производству. В качестве примера показывали новейший ШПУ-100 «Веднiк». Приблизительную стоимость называли в районе 200 долларов. И все-таки дальше слов дело не пошло. Очередной проект стал жертвой забвения, как и другие. В этом контексте, например, стоит вспомнить, как в 2009 году МПОВТ выпускал якобы первый белорусский ноутбук «Коллега». На самом деле это было устройство производства Hewlett Packard с небольшими доработками.
Назад в прошлое
Не получается сделать самому — сделай у соседей. Несколько лет назад на рынке появилась еще одна марка псевдобелорусских телефонов и смартфонов — SNAMI. На сей раз даже сборки на нашей территории не было — все производилось на китайских заводах. Появление этого бренда было весьма экстравагантным. Во-первых, выходить на рынок в 2013 году с обыкновенными телефонами казалось странным, а во вторых, даже смартфоны (пусть и не особо мощные) выпускались сначала без поддержки 3G-интернета. Но зато стоили 90 долларов.
Технари в своих обзорах тогда писали о поразительном сходстве этих телефонов и смартфонов со старыми моделями других производителей. Например, явно узнавались очертания знаменитых Nokia.
Потом какое-то время о наших гаджетах ничего не было слышно. Тот же «Горизонт» еще не раз пытался взяться за какую-нибудь высокотехнологичную технику, но снова что-то мешало. Поэтому и выпуск компьютеров-моноблоков тоже так и не был запущен, хотя три года назад об этом на полном серьезе заявляло руководство предприятия. «Горизонт» продолжает выпускать телевизоры и большие «планшеты» для электронных очередей, табло и прочего.
Правда, в то же время есть у нас сборочные и не очень производства компьютеров, моноблоков, ноутбуков. Например, Брестский радиотехнический завод имеет все сертификаты, подтверждающие, что у него компьютеры именно белорусские.
Появились и новые бренды смартфонов да планшетов. Вот только они остаются, по сути, импортом, которого у нас только за последние полгода было более 1,7 миллиона штук (это и телефоны, и смартфоны, и планшеты, и прочая компьютерная техника вместе). Не идет у нас с технологиями. Ну никак не идет.
Аналітычная кампанія International Data Corporation (IDC) прагназуе: сусветны рынак смартфонаў сёлета прырасце на 3%, да 1,52 мільярда прылад. Праз год гэтая лічба прыкметна павялічыцца, а ў цэлым рынак будзе «плюсаваць» яшчэ некалькі гадоў запар. Навіна гэта добрая як для вытворцаў, так і для пакупнікоў. Апошнія атрымаюць сучасныя тэхналогіі па даступных цэнах. «Р» высветліла, ці плануюць беларускія вытворцы смартфонаў перайсці з бюджэтнага сегмента ў люксавы, а таксама даведалася, у якіх краінах могуць з’явіцца нашы гаджэты.
Фота Вiталя ПIВАВАРЧЫКА
На думку аналітыкаў, у бліжэйшы час на рынку будуць кіраваць балем прылады на платформе Android. На ёй якраз выпускаюцца і нашы Flycat і Venso. У кампаніі «Надзейныя мабільныя сістэмы» заяўляюць, што першы беларускі брэнд смартфонаў — гэта Venso. Менавіта так фірма пазіцыянуе свае прылады. Аднак мадэлі пад зарэгістраванай маркай Flycat з’явіліся крыху раней. Распрацоўшчыкі з «ІТЦ-М» прапанавалі пакупнікам бюджэтныя мадэлі Flycat Optimum. Сёння яны прадаюцца па 142—229 рублёў. Прадукт-менеджар кампаніі Ігар Сенюць расказвае, як выглядае сёння ўнутраны рынак смартфонаў:
— Апошнія некалькі гадоў увесь аб’ём трымаецца на ўзроўні мільёна прылад. Лічба фактычна не змяняецца, вагаецца толькі доля таго ці іншага вытворцы. Магу сказаць, што ў бюджэтным сегменце шматлікія буйныя карпарацыі страцілі значны кавалак пірага. Напрыклад, танныя тэлефоны Samsung, LG і Lenovo перайшлi на больш дарагi сегмент.
Нагадаем, беларускія смартфоны, гэтак жа як і планшэты, збіраюцца ў Кітаі з імпартных запчастак. Самі вытворцы параўноўваюць прылады з канструктарам: кажуць, што яго можна скласці з розных дэталяў, ад гэтага будзе залежаць і канчатковая цана. Між тым у некаторых мадэлях стаяць дакладна такія ж складальнікі, якія выкарыстоўваюць, напрыклад, такія гіганты, як Sony або Samsung.
Смартфоны Venso, дарэчы, каштуюць прыкметна танней, чым у канкурэнтаў: ад 30 да 181 рубля. Дырэктар па маркетынгу кампаніі «Надзейныя мабільныя сістэмы» Сяргей Капанец кажа, што няпросты мінулы год не стаў перашкодай для старту:
— Крызіс — гэта самы выгадны час для запуску таннага прадукту. Але ж прызнаюся, што на першых апаратах мы практычна нічога не зарабілі. Задача стаяла заваяваць пэўную долю. Таму мы прапанавалі пакупнікам тэлефон, знешне падобны на iPhone, пафасны і якасны, але па нізкай цане. Так, мы пераймальнікі. Людзі хочуць хадзіць з прыладамі брэнда Apple, але не могуць сабе гэта дазволіць. Мы ім такую магчымасць даём.
Таннасць прылад тлумачыцца тым, што Venso — гэта лакальны брэнд, кампанія не нясе вялікіх фінансавых выдаткаў на яго прасоўванне ў Беларусі. Акрамя таго, вытворца папросту не перагружае свае смартфоны разнастайнымі непатрэбнымі праграмамі: начынка беларускіх смартфонаў — гэта аптымальнае спалучэнне прадукцыйнасці і энергаспажывання. Дарэчы, самыя танныя тэлефоны Venso па кошце каля 30 рублёў — гэта кнопкавыя прылады, якія ў кампаніі называюць «бабулькафоны».
Дарэчы, абодва вытворцы гавораць: пераходзіць у дарагі сегмент яны не плануюць, хаця ў бліжэйшыя месяцы на рынку з’явяцца некалькі прынцыпова новых мадэляў Flycat і Venso, якасць і кошт якіх будуць вышэй цяперашніх — каля 250—300 рублёў. А вось што тычыцца магчымага экспарту нашых гаджэтаў, то тут планы ў кампаній розныя. Ігар Сенюць не выключае таго, што смартфоны Flycat могуць у хуткім часе з’явіцца на расійскім i iншых рынках. Тым часам брэнд Venso вядзе перамовы з Казахстанам. Для таго каб прадавацца ў Расіі, патрэбны велізарныя аб’ёмы і інвестыцыі, лічаць у кампаніях. Таму асноўная барацьба за спажыўца пакуль будзе разгортвацца на беларускім полі.
І, нарэшце, пра патрыятызм. Ці можна назваць нашы смартфоны беларускімі або абедзве кампаніі ўсё ж з’яўляюцца імпарцёрамі? У кампаніі «ІТЦ-М» прыводзяць такі прыклад: ёсць два шляхі развіцця, якія выбіраюць вытворцы. Можна закупіць у Кітаі ўжо цалкам гатовыя прылады і проста перапрадаваць іх на іншыя рынкі. Ці, грунтуючыся на вытворчых магутнасцях кітайскіх заводаў, пад татальным кантролем з боку сваёй кампаніі збіраць прылады на аснове ўласных распрацовак. У гэтым выпадку якасць прадукту будзе такой, як плануе кампанія. Адпаведна, будзе вышэй і кошт. «Не мае ніякага значэння, у якой краіне ты будзеш збіраць свае прылады, важна, як кантралюецца якасць матэрыялаў, зборкі і лагістыкі», — рэзюмуе Ігар Сенюць.
— Не варта вынаходзіць веласіпед, — згаджаецца Сяргей Капанец. — Рынак можна заваяваць добрымі суадносінамі кошту і якасці. А пазіцыянаваць тавар як беларускі ці не — для нас не прынцыпова. Гэта проста бізнес.
Хаця на ўпакоўках новых тэлефонаў у нас з'явяцца нацыянальны арнамент і надпісы на беларускай мове.
Кто из вас может представить свою жизнь без смартфона, планшета или компьютера? Сегодня это кажется практически невозможным: технологии развиваются семимильными шагами, приложения для гаджетов обнов-ляются чаще, чем коллекции в домах мод. Но смартфоны и планшеты под маркой «Сделано в Беларуси» пока находятся в тени. Корреспонденты «Р» пообщались с производителями и выяснили, почему вся начинка наших брендов импортная, нужны ли покупателям дешевые аналоги Apple и за счет чего будет расти внутренний рынок.
Производители белорусских ноутбуков и компьютеров не нашли, что рассказать о своих достижениях
constructionrepair.net
constructionrepair.net
«Нам это неинтересно»
Разобраться в том, как чувствуют себя наши производители компьютерной техники, оказалось непросто. Многие компании отказались от любых комментариев. Например, в фирме «Астлайн», которая уже более 7 лет выпускает ноутбуки под маркой «АСТ», так прямо и заявили: «Нам это неинтересно». Руководство компании «Саммит Текнолоджиз», которая, как указано на сайте, с 1990 года выпускает сертифицированные персональные компьютеры белорусского производства Summit Systems, обещало подумать и перезвонить, но пропало с концами. А в знаменитой «БелАВМ», лозунг которой «Быть лучшими среди первых», на уровне секретаря генерального директора ответили: «Руководство очень занято и с вами общаться не будет». Поэтому позволим себе сделать вывод: белорусский ноутбук и компьютер скорее мертвы, чем живы. Производитель, которому есть что показать и что рассказать, вряд ли упустит возможность пообщаться с журналистами.
А вот в сегменте смартфонов все гораздо динамичнее, хотя наш рынок по сравнению с другими и не самый крупный. По оценке местных производителей, в стране ежегодно продается около миллиона смартфонов. Правят бал здесь в основном азиатские производители — китайские Xiaomi, Huawei, Lenovo, южнокорейский Samsung. Представлены на рынке сейчас и две белорусские компании, которые выпускают смартфоны под брендами Flycat и Venso.
Настоящий уникум
Сегодня единственным нашим производителем планшетов на рынке является компания «ИТЦ-М», которая под брендом Flycat с 2015 года выпускает устройства под маркой Unicum. Правда, о том, что это наш продукт, многие просто не слышали. Даже консультанты торговых сетей зачастую не догадываются, что продают белорусский планшет, а не, скажем, китайский. Сейчас в самой компании говорят, что распродают оставшиеся модели и прекращают производство, перебросив все технические силы в сегмент смартфонов. О том, как наш «Уникум» попытался стать белорусским Apple, «Р» рассказывает продукт-менеджер компании Игорь Сенють:
— Сначала мы хотели выпустить на рынок аналог iPAd — устройство с такими же высокими характеристиками, как у американцев. Начали проводить расчеты и поняли, что потребители такой планшет просто не потянут по стоимости. Более того, сборка на наших мощностях также была бы нерентабельна. Устройства получались бы буквально «золотыми» и были бы неконкурентоспособны по сравнению с аналогами, произведенными на китайских заводах.
В этом году продажи смартфонов вырастут по всему миру на 3%
Так что планшет собирается полностью в Китае. Впрочем, на вопрос «А что же в нем белорусского?» здесь отвечают развернуто. Во-первых, идея, бренд и торговый знак. А во-вторых, дизайн и конфигурация. Инженеры и разработчики компании учитывают все технологические тонкости, готовят чертежи, инструкции, разрабатывают прошивку под свои устройства, оптимизируют их работу и выявляют все технические недочеты. Получается, весь интеллектуальный труд осуществляется непосредственно внутри страны, а вот сборка устройств и контроль качества — в Китае. Точно так же поступает большинство известных мировых брендов, и понятно почему. Подход позволяет выпускать белорусский гаджет по довольно приемлемой цене: Unicum в зависимости от модели обойдется покупателям в 173—257 рублей.
Обвал рынка
Сколько устройств компания продала за минувший год, Игорь Сенють не разглашает, сославшись на коммерческую тайну. Но говорит, что бренд вошел в десятку самых популярных планшетов на внутреннем рынке. Практически все устройства здесь уже распродали и больше заказывать новые партии не планируют:
— Сегодня многие производители не рискуют выпускать планшеты: емкость этого сегмента сократилась на треть и продолжает падать по всему миру. Телефоны люди меняют часто, а планшет покупают в основном один на семью в среднем хотя бы на два года. Китай тоже приостанавливает выпуск запчастей для планшетов, потому что многим компаниям этот продукт уже не так интересен.
Все наши гаджеты собирают на заводах в Китае. В компаниях уверяют: так дешевле
Более того, само производство гаджета становится, мягко говоря, не совсем выгодным. Хотя в «ИТЦ-М» признаются, что сейчас рентабельность очень низкая, конкурировать с крупными мировыми брендами довольно непросто. Когда гиганты демпингуют, за ними должны следовать и остальные игроки. Иногда «взрывают» рынок низкими ценами россияне. В результате некоторые производители работают в ноль или даже в минус. В любом случае, белорусские «Уникумы» успели «засветиться» на рынке и полюбиться многим пользователям. И жалеть о том, что белорусские планшеты с забавным логотипом с кошачьми ушами скоро исчезнут с рынка, не стоит. Создатели Flycat уверяют: планов и идей у них еще много.
СПРАВОЧНО
В 1960 году на Минском заводе ЭВМ имени Орджоникидзе появился первый белорусский компьютер — ламповая ЭВМ «Минск-1». До презентации продукта Стива Джобса и Стива Возняка — первого компьютера Apple I — оставалось 16 лет, а до появления мобильного телефона-раскладушки Motorola — 36. Сегодня во всем мире производят около 170 миллионов ноутбуков, а продажи смартфонов уже в этом году могут превысить 1,5 млрд штук.
Полина КОНОГА
konoga@sb.by
Вроде бы мы люди не глупые. И работящие. Вон сколько всего научились делать — и гигантские самосвалы, и тракторы, и машины, и телевизоры, и холодильники… В общем, много чего. А вот с популярными ныне гаджетами — смартфонами и планшетами — ну никак разобраться не можем. Столько раз пробовали, и все как-то не получалось… Почему же так происходит?
Собирали, как конструктор
Посудите сами: впервые идею организовать производство мобильных телефонов у нас озвучили в 2001 году. В итоге к 2007-му кое-как, на деньги московского бизнеса и вперемежку с китайскими технологиями да комплектующими, появилась первая белорусская марка мобильных телефонов — Veon. Собственно, промышленным производством назвать это было трудно.
Это те самые планшеты «Горизонт», которые так и не пришли к массовому потребителю
ОДО «ЭлСиДи сервис» тогда занимало небольшое помещение в центре Минска. Там не было огромного конвейера и на первых порах работали только две монтажницы, которые обыкновенной отверткой, как конструктор, собирали из нескольких частей телефоны. За смену работницы производили несколько сотен аппаратов. Этого вполне хватало. Далее мобильники прошивали и тестировали. И все — в упаковку да в салон.
Первые телефоны стоили от 112 до 257 долларов. Одна из главных «фишек» этих аппаратов — они были рассчитаны на две симки. На тот момент основные торговые марки не могли похвастаться таким техническим «наворотом». Продажи шли, все работало. Но потом все равно производство закрыли — сложно было тягаться и конкурировать с «серым» импортом. Правда, еще какое-то время на нашем рынке присутствовали чисто китайские Veon, но потом и их стало не найти. В некоторых каталогах в интернете такие модели еще остались, но в продаже их уже нет. И все равно это, наверное, самый удачный проект из многих попыток наладить в нашей стране производство гаджетов.
Не для работы, а для витрины
С более сложной техникой все оказалось намного печальнее. Так, дважды наши предприятия собирались «взорвать» рынок своими планшетами. И оба раза проекты закончились, так и не начавшись.
Во время XIX Международного форума «ТИБО-2012» представители «Горизонта» не скупились на громкие слова, даже назвав свои разработки «убийцей iPad». Но представленные модели планшетов ничем не смогли порадовать посетителей. После того, как кто-то попытался с него выйти в интернет, устройство зависло настолько серьезно, что не помог даже хард ресет. Потом в руки их уже никому не давали, спрятав под стекло. А через год все вообще про это забыли, так и не дождавшись массового производства.
Исключительно демонстрацией прототипа ограничился и завод «Интеграл». Но у него была более благородная миссия — обеспечить недорогими планшетами школьников. Заявлялось, что предприятие уже готово к производству. В качестве примера показывали новейший ШПУ-100 «Веднiк». Приблизительную стоимость называли в районе 200 долларов. И все-таки дальше слов дело не пошло. Очередной проект стал жертвой забвения, как и другие. В этом контексте, например, стоит вспомнить, как в 2009 году МПОВТ выпускал якобы первый белорусский ноутбук «Коллега». На самом деле это было устройство производства Hewlett Packard с небольшими доработками.
Назад в прошлое
Не получается сделать самому — сделай у соседей. Несколько лет назад на рынке появилась еще одна марка псевдобелорусских телефонов и смартфонов — SNAMI. На сей раз даже сборки на нашей территории не было — все производилось на китайских заводах. Появление этого бренда было весьма экстравагантным. Во-первых, выходить на рынок в 2013 году с обыкновенными телефонами казалось странным, а во вторых, даже смартфоны (пусть и не особо мощные) выпускались сначала без поддержки 3G-интернета. Но зато стоили 90 долларов.
Технари в своих обзорах тогда писали о поразительном сходстве этих телефонов и смартфонов со старыми моделями других производителей. Например, явно узнавались очертания знаменитых Nokia.
Потом какое-то время о наших гаджетах ничего не было слышно. Тот же «Горизонт» еще не раз пытался взяться за какую-нибудь высокотехнологичную технику, но снова что-то мешало. Поэтому и выпуск компьютеров-моноблоков тоже так и не был запущен, хотя три года назад об этом на полном серьезе заявляло руководство предприятия. «Горизонт» продолжает выпускать телевизоры и большие «планшеты» для электронных очередей, табло и прочего.
Правда, в то же время есть у нас сборочные и не очень производства компьютеров, моноблоков, ноутбуков. Например, Брестский радиотехнический завод имеет все сертификаты, подтверждающие, что у него компьютеры именно белорусские.
Появились и новые бренды смартфонов да планшетов. Вот только они остаются, по сути, импортом, которого у нас только за последние полгода было более 1,7 миллиона штук (это и телефоны, и смартфоны, и планшеты, и прочая компьютерная техника вместе). Не идет у нас с технологиями. Ну никак не идет.
Владислав КУЛЕЦКИЙ
kuletski@sb.by
Аналітычная кампанія International Data Corporation (IDC) прагназуе: сусветны рынак смартфонаў сёлета прырасце на 3%, да 1,52 мільярда прылад. Праз год гэтая лічба прыкметна павялічыцца, а ў цэлым рынак будзе «плюсаваць» яшчэ некалькі гадоў запар. Навіна гэта добрая як для вытворцаў, так і для пакупнікоў. Апошнія атрымаюць сучасныя тэхналогіі па даступных цэнах. «Р» высветліла, ці плануюць беларускія вытворцы смартфонаў перайсці з бюджэтнага сегмента ў люксавы, а таксама даведалася, у якіх краінах могуць з’явіцца нашы гаджэты.
Фота Вiталя ПIВАВАРЧЫКА
На думку аналітыкаў, у бліжэйшы час на рынку будуць кіраваць балем прылады на платформе Android. На ёй якраз выпускаюцца і нашы Flycat і Venso. У кампаніі «Надзейныя мабільныя сістэмы» заяўляюць, што першы беларускі брэнд смартфонаў — гэта Venso. Менавіта так фірма пазіцыянуе свае прылады. Аднак мадэлі пад зарэгістраванай маркай Flycat з’явіліся крыху раней. Распрацоўшчыкі з «ІТЦ-М» прапанавалі пакупнікам бюджэтныя мадэлі Flycat Optimum. Сёння яны прадаюцца па 142—229 рублёў. Прадукт-менеджар кампаніі Ігар Сенюць расказвае, як выглядае сёння ўнутраны рынак смартфонаў:
— Апошнія некалькі гадоў увесь аб’ём трымаецца на ўзроўні мільёна прылад. Лічба фактычна не змяняецца, вагаецца толькі доля таго ці іншага вытворцы. Магу сказаць, што ў бюджэтным сегменце шматлікія буйныя карпарацыі страцілі значны кавалак пірага. Напрыклад, танныя тэлефоны Samsung, LG і Lenovo перайшлi на больш дарагi сегмент.
Нагадаем, беларускія смартфоны, гэтак жа як і планшэты, збіраюцца ў Кітаі з імпартных запчастак. Самі вытворцы параўноўваюць прылады з канструктарам: кажуць, што яго можна скласці з розных дэталяў, ад гэтага будзе залежаць і канчатковая цана. Між тым у некаторых мадэлях стаяць дакладна такія ж складальнікі, якія выкарыстоўваюць, напрыклад, такія гіганты, як Sony або Samsung.
Смартфоны Venso, дарэчы, каштуюць прыкметна танней, чым у канкурэнтаў: ад 30 да 181 рубля. Дырэктар па маркетынгу кампаніі «Надзейныя мабільныя сістэмы» Сяргей Капанец кажа, што няпросты мінулы год не стаў перашкодай для старту:
— Крызіс — гэта самы выгадны час для запуску таннага прадукту. Але ж прызнаюся, што на першых апаратах мы практычна нічога не зарабілі. Задача стаяла заваяваць пэўную долю. Таму мы прапанавалі пакупнікам тэлефон, знешне падобны на iPhone, пафасны і якасны, але па нізкай цане. Так, мы пераймальнікі. Людзі хочуць хадзіць з прыладамі брэнда Apple, але не могуць сабе гэта дазволіць. Мы ім такую магчымасць даём.
Таннасць прылад тлумачыцца тым, што Venso — гэта лакальны брэнд, кампанія не нясе вялікіх фінансавых выдаткаў на яго прасоўванне ў Беларусі. Акрамя таго, вытворца папросту не перагружае свае смартфоны разнастайнымі непатрэбнымі праграмамі: начынка беларускіх смартфонаў — гэта аптымальнае спалучэнне прадукцыйнасці і энергаспажывання. Дарэчы, самыя танныя тэлефоны Venso па кошце каля 30 рублёў — гэта кнопкавыя прылады, якія ў кампаніі называюць «бабулькафоны».
Дарэчы, абодва вытворцы гавораць: пераходзіць у дарагі сегмент яны не плануюць, хаця ў бліжэйшыя месяцы на рынку з’явяцца некалькі прынцыпова новых мадэляў Flycat і Venso, якасць і кошт якіх будуць вышэй цяперашніх — каля 250—300 рублёў. А вось што тычыцца магчымага экспарту нашых гаджэтаў, то тут планы ў кампаній розныя. Ігар Сенюць не выключае таго, што смартфоны Flycat могуць у хуткім часе з’явіцца на расійскім i iншых рынках. Тым часам брэнд Venso вядзе перамовы з Казахстанам. Для таго каб прадавацца ў Расіі, патрэбны велізарныя аб’ёмы і інвестыцыі, лічаць у кампаніях. Таму асноўная барацьба за спажыўца пакуль будзе разгортвацца на беларускім полі.
І, нарэшце, пра патрыятызм. Ці можна назваць нашы смартфоны беларускімі або абедзве кампаніі ўсё ж з’яўляюцца імпарцёрамі? У кампаніі «ІТЦ-М» прыводзяць такі прыклад: ёсць два шляхі развіцця, якія выбіраюць вытворцы. Можна закупіць у Кітаі ўжо цалкам гатовыя прылады і проста перапрадаваць іх на іншыя рынкі. Ці, грунтуючыся на вытворчых магутнасцях кітайскіх заводаў, пад татальным кантролем з боку сваёй кампаніі збіраць прылады на аснове ўласных распрацовак. У гэтым выпадку якасць прадукту будзе такой, як плануе кампанія. Адпаведна, будзе вышэй і кошт. «Не мае ніякага значэння, у якой краіне ты будзеш збіраць свае прылады, важна, як кантралюецца якасць матэрыялаў, зборкі і лагістыкі», — рэзюмуе Ігар Сенюць.
— Не варта вынаходзіць веласіпед, — згаджаецца Сяргей Капанец. — Рынак можна заваяваць добрымі суадносінамі кошту і якасці. А пазіцыянаваць тавар як беларускі ці не — для нас не прынцыпова. Гэта проста бізнес.
Хаця на ўпакоўках новых тэлефонаў у нас з'явяцца нацыянальны арнамент і надпісы на беларускай мове.
Ульяна БУШУЙ