Фотоинструкция: как подготовить велосипед к новому сезону
21.03.2024 14:22:00
Виктория КРУПЕНЬКОВА
Пришло время уходить в сторону с велодорожек. И хотя официально сезон еще не открыт, с каждый днем на улицах становится все больше горников и шоссейников. Как подготовить транспорт к новому сезону? Вместе с Владимиром Мацко – директором веломастерской в центре Молодечно – мы составили для вас подробную фотоинструкцию.
1 В идеале первое весеннее ТО должно начинаться еще осенью – с грамотной подготовки велосипеда к хранению. Держать транспорт лучше в теплом месте, поэтому между балконом и подвалом выбираем второе. Колеса нужно спустить, сбросив давление до одной атмосферы. Если шины накачаны слишком сильно, за зиму резина может лопнуть или потрескаться. После этого подвешиваем велосипед (при условии, что это простая модель, без гидравлики) за переднее колесо: если он будет стоять на спущенных шинах, на покрышках могут образоваться складки и заломы. А вот хранить «коня» вверх ногами с опорой на руль смысла не вижу – только переключатели поцарапаете.
2 Смахните пыль сухой тряпкой – хлопчатобумажной или замшевой. Или влажной, если велосипед очень грязный. А вот обдавать его из шланга или «керхера» не стоит – так вы смоете всю смазку, что может обернуться серьезными поломками в будущем. Если обнаружили «жучка», зашлифуйте его наждачкой и подкрасьте, чтобы ржавчина не распространялась дальше. Конечно, оптимально делать все по правилам: зачистка, грунтовка, покраска… Но в реальности мало кто готов скрупулезно соблюдать все этапы, поэтому хотя бы просто замаскируйте пятно краской из баллончика.
3 Накачайте шины. Для подростковых велосипедов достаточно 2.5 атмосферы, для взрослых – 3–3.5. У гибридных моделей с электроприводом цифры другие, они обычно указаны на самих покрышках. Что же касается насоса, то не так важно, ручной он или электрический. Главное, чтобы у него был встроенный манометр – прибор, который измеряет давление. Качать шины «на ощупь» – плохая практика. Именно поэтому не советую делать это на заправках: не видя цифр, легко переборщить – и покрышка взорвется.
4 Смажьте цепь, стараясь залить по капле в каждое звено. Затем пару раз прокрутите ее вручную, чтобы смазка распределилась равномерно, и просушите тряпкой, убирая излишки. Я за то, чтобы использовать специальные составы, предназначенные для велосипедов. Тем более что это не так дорого – 7–10 рублей за баночку, которой хватит на весь сезон. Если использовать смазку для авто или любимый многими солидол, цепь будет собирать на себя всю грязь мира. И, следовательно, быстрее заржавеет и порвется.
5 Проверьте гайки и эксцентрики – специальные зажимы, которые часто ставят на велосипеды. Если они разболтались, затяните их поплотнее, чтобы в один прекрасный день во время прогулки не потерять колесо. Ключ на 15 мм вам в помощь.
6 Отрегулируйте тормоза. Обратите внимание, чтобы ручка тормоза при нажатии не касалась ручки велосипеда – так быть не должно. Чтобы подтянуть тросы, подкрутите специальные регуляторы.
7 А дальше, словно врач, прощупайте пальцами все «тело» велосипеда. Проверьте шатку педалей и колес. Крепко упритесь сначала в седло, затем – в руль и по очереди попытайтесь пошатать колеса. У «здорового» транспорта ходить из стороны в сторону они не должны. Единственное, что имеет право немного болтаться, – это передняя «вилка»: для бюджетных велосипедов это норма. Прощупайте пальцами, хорошо ли натянуты спицы. Если они ослаблены, колесо может прийти в негодность. Что делать в случае, если ваш горник или шоссейник не прошел тест на шаткость? Отвезти его в специализированную мастерскую: это не те поломки, которые можно устранить самостоятельно.
БУДЬ В КУРСЕ!
Что должно быть в сумке велосипедиста?
♦ Мультитул для велосипеда (набор шестигранников и отверток в общем корпусе);
♦ портативный насос (обязательно с манометром!);
♦ ремкомплект для шин;
♦ шиномонтажная лопатка (помогает снять покрышку с колеса).
В ТЕМУ
Как часто нужно делать ТО?
Минимум один раз в год. Или два, если в сезон вы используете велосипед каждый день. Средняя стоимость техобслуживания – 85–100 рублей, для гибридных велосипедов с электроприводом – 120–190 рублей.
1 В идеале первое весеннее ТО должно начинаться еще осенью – с грамотной подготовки велосипеда к хранению. Держать транспорт лучше в теплом месте, поэтому между балконом и подвалом выбираем второе. Колеса нужно спустить, сбросив давление до одной атмосферы. Если шины накачаны слишком сильно, за зиму резина может лопнуть или потрескаться. После этого подвешиваем велосипед (при условии, что это простая модель, без гидравлики) за переднее колесо: если он будет стоять на спущенных шинах, на покрышках могут образоваться складки и заломы. А вот хранить «коня» вверх ногами с опорой на руль смысла не вижу – только переключатели поцарапаете.
2 Смахните пыль сухой тряпкой – хлопчатобумажной или замшевой. Или влажной, если велосипед очень грязный. А вот обдавать его из шланга или «керхера» не стоит – так вы смоете всю смазку, что может обернуться серьезными поломками в будущем. Если обнаружили «жучка», зашлифуйте его наждачкой и подкрасьте, чтобы ржавчина не распространялась дальше. Конечно, оптимально делать все по правилам: зачистка, грунтовка, покраска… Но в реальности мало кто готов скрупулезно соблюдать все этапы, поэтому хотя бы просто замаскируйте пятно краской из баллончика.
3 Накачайте шины. Для подростковых велосипедов достаточно 2.5 атмосферы, для взрослых – 3–3.5. У гибридных моделей с электроприводом цифры другие, они обычно указаны на самих покрышках. Что же касается насоса, то не так важно, ручной он или электрический. Главное, чтобы у него был встроенный манометр – прибор, который измеряет давление. Качать шины «на ощупь» – плохая практика. Именно поэтому не советую делать это на заправках: не видя цифр, легко переборщить – и покрышка взорвется.
4 Смажьте цепь, стараясь залить по капле в каждое звено. Затем пару раз прокрутите ее вручную, чтобы смазка распределилась равномерно, и просушите тряпкой, убирая излишки. Я за то, чтобы использовать специальные составы, предназначенные для велосипедов. Тем более что это не так дорого – 7–10 рублей за баночку, которой хватит на весь сезон. Если использовать смазку для авто или любимый многими солидол, цепь будет собирать на себя всю грязь мира. И, следовательно, быстрее заржавеет и порвется.
5 Проверьте гайки и эксцентрики – специальные зажимы, которые часто ставят на велосипеды. Если они разболтались, затяните их поплотнее, чтобы в один прекрасный день во время прогулки не потерять колесо. Ключ на 15 мм вам в помощь.
6 Отрегулируйте тормоза. Обратите внимание, чтобы ручка тормоза при нажатии не касалась ручки велосипеда – так быть не должно. Чтобы подтянуть тросы, подкрутите специальные регуляторы.
7 А дальше, словно врач, прощупайте пальцами все «тело» велосипеда. Проверьте шатку педалей и колес. Крепко упритесь сначала в седло, затем – в руль и по очереди попытайтесь пошатать колеса. У «здорового» транспорта ходить из стороны в сторону они не должны. Единственное, что имеет право немного болтаться, – это передняя «вилка»: для бюджетных велосипедов это норма. Прощупайте пальцами, хорошо ли натянуты спицы. Если они ослаблены, колесо может прийти в негодность. Что делать в случае, если ваш горник или шоссейник не прошел тест на шаткость? Отвезти его в специализированную мастерскую: это не те поломки, которые можно устранить самостоятельно.
БУДЬ В КУРСЕ!
Что должно быть в сумке велосипедиста?
♦ Мультитул для велосипеда (набор шестигранников и отверток в общем корпусе);
♦ портативный насос (обязательно с манометром!);
♦ ремкомплект для шин;
♦ шиномонтажная лопатка (помогает снять покрышку с колеса).
В ТЕМУ
Как часто нужно делать ТО?
Минимум один раз в год. Или два, если в сезон вы используете велосипед каждый день. Средняя стоимость техобслуживания – 85–100 рублей, для гибридных велосипедов с электроприводом – 120–190 рублей.