Что на языке веры означает «полный чек-ап» и как решиться на первую исповедь
10.02.2024 09:53:00
Христина СКУРАТОВИЧ
«Праведника от грешника отличает решимость» — эту фразу во время интервью протоиерей Владимир Долгополов произнесет не единожды. Многие с ним согласятся: все-таки открыть душу незнакомому человеку и поделиться тем, о чем не знает никто, может только очень решительный человек. Или тот, кто уже прошел несколько ступенек и знает, какие полезные плоды приносит покаяние. Но что делать, если вы только в начале этого пути?
— Можно описывать по-разному: проступок, болезнь... Но, по сути, грех — это разрыв, отделение человека от Бога. Правильно ли назвать того, кто отошел от Христа и не чувствует проблем, плохим или бессовестным? Нет. Не существует человека, в которого не вложен образ и подобие Бога. Просто кто-то этому зерну не дает расти. Но рано или поздно Бог призывает всех и с каждым человеком у него будет свой разговор.
— Исповедь, раскаяние и покаяние — разные вещи?
— Наша отправная точка — крещение, оно совершается во оставление грехов. А исповедь — своего рода обновление обещаний, данных при таинстве крещения.
— Если после первого похода в фитнес-зал не появились крутые мышцы, не значит, что абонемент нужно сдавать. Точно так же и здесь: если после первой исповеди вы не стали летать и сиять в темноте — не волнуйтесь. (Улыбается.) Праведник от грешника отличается решимостью после каждого падения вставать и идти дальше. Мы в храме не читаем страшные истории о грешниках, их образе жизни. А слушаем Евангелие о святости Христовой, о том, какой прекрасной может быть жизнь святых. Глядя на эти добрые примеры, что-то меняем. Один раз прийти и сказать «простите меня за грехи прошлые и те, что еще совершу» нельзя. Покаяние — это движение в будущее вслед за Христом.
— Говорят, что печалиться о грехах после исповеди — это тоже грех.
— Да, нужно стараться оставить все позади. Новый Завет показывает нам примеры преображений после покаяния. Скажем, святая Мария Магдалина: Христос изгнал из нее семь бесов, она оставила все и пошла за ним. В награду получила возможность первой увидеть воскресшего Господа. Апостол Павел был ревностным гонителем христиан, делал очень нехорошие вещи. Но полностью изменил свою жизнь. Конечно, им было горько, что столько времени они прожили во грехе. Но важнее то, что было дальше.
— В семье бывают мелкие конфликты. Но есть ссоры, после которых понимаешь: с этим человеком за один стол больше сесть не сможешь. Что-то подобное и в Церкви. Есть так называемые смертные грехи, после которых общение человека с Богом не может быть таким близким, как раньше. Среди них — убийство, блуд, зависть, гордыня.
— Звучит так, будто мы ставим на человеке крест.
— Вовсе нет! Наши каноны предполагают, что за определенные грехи следует епитимья. То есть было преступление — получите наказание. Или иначе: есть болезнь — возьмите лекарство. Самое близкое общение с Богом происходит во время причастия. Но сейчас редко кто из священников решается отлучить прихожанина от этого таинства. Мы с людьми ведем себя очень аккуратно. Чтобы они не ушли из Церкви, не прекратили свои отношения с Богом.
— Тогда какое «духовное лекарство» могут предложить?
— Все зависит от ситуации. Например, аборт — это серьезный грех. Чтобы излечиться, я советую следующее. Найдите среди знакомых мать-одиночку или многодетную семью и предложите свою помощь. Не деньгами, а временем. Есть у вас пару свободных часов в субботу — возьмите ребенка, сходите с ним в кино. А родители пусть займутся другими делами. Воровство — еще один грех. Человек думает, что его счастье зависит от материального: чем больше — тем лучше. Мне нужно объяснять: счастье не в том, сколько вы себе заберете, а в том, сколько отдадите. Посоветую: помогите другому. Не тому, кто останется в должниках и потом вернет, а тому, кто точно не вернет. Тогда это будет действительно добродетель.
— Священник может не отпустить грехи?
— Конечно. Допустим, человек на исповеди говорит: «Да, есть блуд, но все так живут, что тут такого». Зачем, спрашивается, пришел?
— Нужно проделать работу над ошибками. Извиниться перед тем, кого обидели. А в ближайшее воскресенье пропустить причастие, почувствовать, как грех отлучает от Бога, помолиться о прощении. В общем, потрудиться внутренне. После этого прийти к священнику, чтобы он прочитал разрешительную молитву. Вы сами почувствуете: я над собой поработал, Бог это увидел и меня простил.
— Договориться о встрече со священником в будний день. Будет мало людей, и батюшка сможет уделить вам достаточно времени. Получится остаться после службы, спокойно поговорить. Это лучший старт. Если не знаете, к кому идти, попробуйте спросить у знакомых, которые близки по духу.
— А как мне побороть страх того, что священник осудит?
— В теории можно нарваться на стоматолога, который в ужасе поставит диагноз: «Сносим полчелюсти». Понимаете, да? Но, повторюсь, праведник от грешника отличается решимостью. Хотите другую жизнь — идите. Волшебных таблеток нет. Бог не душит человеческую свободу: он может помочь увидеть проблему, постепенно откроет глаза на наши недостатки. Но не будет менять то, чего мы сами менять не хотим.
— Священник может кому-то рассказать о моих грехах?
— Нет. Даже если прихожанин говорит, что совершил убийство и его не нашли. Я могу посоветовать такому человеку пойти в милицию и написать чистосердечное признание. Но это его дело, он не обязан принимать мои рецепты. Если во грехе кается — я отпущу. В особо сложных ситуациях могу посоветоваться со своим духовником, но не называя конкретных лиц и обстоятельств.
— Считаются, это одна из составляющих процесса покаяния. Но таинство исповеди нужно проходить раз в неделю-две, не реже. А причастие — каждое воскресенье.
— Не совсем согласен. У нас есть требник, в котором содержится порядок проведения разных таинств, в том числе исповеди. В нем, например, написано: «Скажи мне, не соблудил ли с другою женою, со сколькими, кто это был конкретно…» Своего рода опросник, по которому священник может вести исповедь. Например, когда человек приходит и не знает, что говорить.
— Если это делать, все растянется на час…
— Чин предполагает, что исповедь совершается над одним человеком. И не просто для того, чтобы допустить ко причастию. Это таинство, очень личный разговор. Но если все-таки ответить на ваш вопрос: хороший батюшка не пытается манипулировать и не навязывает единственно верный ответ.
— После исповеди священники часто дают советы. Обязательно к ним прислушаться?
— С одной стороны, да. А с другой, если вы будете пожилому священнику рассказывать о своих проблемах в Tinder или TikTok, вряд ли он с ходу поймет, что это такое. И, кстати, лучше исповедоваться у одного и того же батюшки. Чтобы он стал вашим духовником. Он сам это поймет, если будете приходить на исповедь один раз, второй, десятый. Говорить «давайте с вами вступим в официальные отношения духовного родства» не нужно. Вы же стоматологу не объявляете: «Назначаю вас своим личным дантистом». (Смеется.)
— О чем обязательно нужно сказать на исповеди?
— О том, что у вас болит.
— А если болит вроде все, но ничего конкретного? Насколько правильно копировать стандартный список грехов из интернета и его зачитывать?
— Найдите храм, где вам хорошо. Подойдите к священнику и скажите: «Я чувствую на душе груз, но не могу его опознать, поспрашивайте меня». Не представляю, чтобы вам ответили: «Уходите, не занимайте мое время». Опять наша любимая аналогия. Вы пришли к врачу: «Доктор, у меня болит где-то в сердце». А он в ответ: «Что ж вы не посмотрели в интернете и мне не сказали, что у вас там тромб». Абсолютно нереальная ситуация! Так что не нужно гуглить грехи.
Меняться, глядя на доброе
— Считается, что грех — это болезнь души. Продолжим цепочку: если человек болеет, ему в той или иной степени плохо. Но ведь есть люди, которые много грешат, то есть сильно болеют, но чувствуют себя нормально. Как это объяснить?— Можно описывать по-разному: проступок, болезнь... Но, по сути, грех — это разрыв, отделение человека от Бога. Правильно ли назвать того, кто отошел от Христа и не чувствует проблем, плохим или бессовестным? Нет. Не существует человека, в которого не вложен образ и подобие Бога. Просто кто-то этому зерну не дает расти. Но рано или поздно Бог призывает всех и с каждым человеком у него будет свой разговор.
— Исповедь, раскаяние и покаяние — разные вещи?
— Наша отправная точка — крещение, оно совершается во оставление грехов. А исповедь — своего рода обновление обещаний, данных при таинстве крещения.
Что касается раскаяния: можно этим словом назвать процесс, когда человек признал грех, но не перестал поступать плохо. Яркий пример — Иуда Искариот. Он раскаялся в том, что предал Христа, даже вернул тридцать сребреников. Но что случилось дальше? Он повесился. А вот апостол Петр, который трижды отрекся от Христа, прошел другой путь — покаяния. И получил прощение.— Часто бывает: сходил на исповедь, все подробно рассказал, а через полчаса опять совершил то же. Напрашивается вывод: все было зря?
— Если после первого похода в фитнес-зал не появились крутые мышцы, не значит, что абонемент нужно сдавать. Точно так же и здесь: если после первой исповеди вы не стали летать и сиять в темноте — не волнуйтесь. (Улыбается.) Праведник от грешника отличается решимостью после каждого падения вставать и идти дальше. Мы в храме не читаем страшные истории о грешниках, их образе жизни. А слушаем Евангелие о святости Христовой, о том, какой прекрасной может быть жизнь святых. Глядя на эти добрые примеры, что-то меняем. Один раз прийти и сказать «простите меня за грехи прошлые и те, что еще совершу» нельзя. Покаяние — это движение в будущее вслед за Христом.
— Говорят, что печалиться о грехах после исповеди — это тоже грех.
— Да, нужно стараться оставить все позади. Новый Завет показывает нам примеры преображений после покаяния. Скажем, святая Мария Магдалина: Христос изгнал из нее семь бесов, она оставила все и пошла за ним. В награду получила возможность первой увидеть воскресшего Господа. Апостол Павел был ревностным гонителем христиан, делал очень нехорошие вещи. Но полностью изменил свою жизнь. Конечно, им было горько, что столько времени они прожили во грехе. Но важнее то, что было дальше.
Есть болезнь — возьмите лекарство
— Существуют грехи, которые считаются особо тяжкими?— В семье бывают мелкие конфликты. Но есть ссоры, после которых понимаешь: с этим человеком за один стол больше сесть не сможешь. Что-то подобное и в Церкви. Есть так называемые смертные грехи, после которых общение человека с Богом не может быть таким близким, как раньше. Среди них — убийство, блуд, зависть, гордыня.
— Звучит так, будто мы ставим на человеке крест.
— Вовсе нет! Наши каноны предполагают, что за определенные грехи следует епитимья. То есть было преступление — получите наказание. Или иначе: есть болезнь — возьмите лекарство. Самое близкое общение с Богом происходит во время причастия. Но сейчас редко кто из священников решается отлучить прихожанина от этого таинства. Мы с людьми ведем себя очень аккуратно. Чтобы они не ушли из Церкви, не прекратили свои отношения с Богом.
— Тогда какое «духовное лекарство» могут предложить?
— Все зависит от ситуации. Например, аборт — это серьезный грех. Чтобы излечиться, я советую следующее. Найдите среди знакомых мать-одиночку или многодетную семью и предложите свою помощь. Не деньгами, а временем. Есть у вас пару свободных часов в субботу — возьмите ребенка, сходите с ним в кино. А родители пусть займутся другими делами. Воровство — еще один грех. Человек думает, что его счастье зависит от материального: чем больше — тем лучше. Мне нужно объяснять: счастье не в том, сколько вы себе заберете, а в том, сколько отдадите. Посоветую: помогите другому. Не тому, кто останется в должниках и потом вернет, а тому, кто точно не вернет. Тогда это будет действительно добродетель.
— Священник может не отпустить грехи?
— Конечно. Допустим, человек на исповеди говорит: «Да, есть блуд, но все так живут, что тут такого». Зачем, спрашивается, пришел?
Перед исповедью я называю распространенные грехи, в которых стоит покаяться. Но некоторые признаются: «Сам я это грехом не считаю, каюсь, раз у вас так принято». В таком случае не читаю разрешительную молитву и не рекомендую идти ко причастию. Советую подумать.— Как внутренне почувствовать, что Бог простил грехи?
— Нужно проделать работу над ошибками. Извиниться перед тем, кого обидели. А в ближайшее воскресенье пропустить причастие, почувствовать, как грех отлучает от Бога, помолиться о прощении. В общем, потрудиться внутренне. После этого прийти к священнику, чтобы он прочитал разрешительную молитву. Вы сами почувствуете: я над собой поработал, Бог это увидел и меня простил.
Тайна останется тайной
— Допустим, я впервые решилась прийти на исповедь. С чего начать?— Договориться о встрече со священником в будний день. Будет мало людей, и батюшка сможет уделить вам достаточно времени. Получится остаться после службы, спокойно поговорить. Это лучший старт. Если не знаете, к кому идти, попробуйте спросить у знакомых, которые близки по духу.
— А как мне побороть страх того, что священник осудит?
— Вы же раз в год ходите на диспансеризацию к незнакомым врачам? Или, например, к стоматологу идете и «перед чужим мужчиной» открываете рот, показываете свой кариес. Вряд ли он вам скажет: «Какой миленький кариес, живите с ним дальше, чего пришли». Нет, спокойно объяснит, что вы плохо чистите зубы. Решение проблем начинается с признания, что они есть. Скорее всего, батюшка скажет: «Да, это плохо, давайте делать хорошо».— То есть фраз вроде «какая ты страшная грешница» можно не бояться?
— В теории можно нарваться на стоматолога, который в ужасе поставит диагноз: «Сносим полчелюсти». Понимаете, да? Но, повторюсь, праведник от грешника отличается решимостью. Хотите другую жизнь — идите. Волшебных таблеток нет. Бог не душит человеческую свободу: он может помочь увидеть проблему, постепенно откроет глаза на наши недостатки. Но не будет менять то, чего мы сами менять не хотим.
— Священник может кому-то рассказать о моих грехах?
— Нет. Даже если прихожанин говорит, что совершил убийство и его не нашли. Я могу посоветовать такому человеку пойти в милицию и написать чистосердечное признание. Но это его дело, он не обязан принимать мои рецепты. Если во грехе кается — я отпущу. В особо сложных ситуациях могу посоветоваться со своим духовником, но не называя конкретных лиц и обстоятельств.
Возможно, человек не сразу понесет наказание, но я убежден: всему свое время. Один старец в юности был пастухом и украл овцу. Прошло много лет — его ложно обвинили и посадили в тюрьму по совершенно другой ситуации. Монах сидел и думал: как так, где же Бог, которому он столько служит. А потом вспомнил свой проступок. Даже спустя много лет наказание его настигло.— Почему «извинения в душе» не считаются?
— Считаются, это одна из составляющих процесса покаяния. Но таинство исповеди нужно проходить раз в неделю-две, не реже. А причастие — каждое воскресенье.
Анкета состояния души
— Как понять, что вас исповедуют неправильно? Например, известный священник Павел Островский говорит, что батюшка не должен расспрашивать подробности блудных грехов, осуждения и сквернословия.— Не совсем согласен. У нас есть требник, в котором содержится порядок проведения разных таинств, в том числе исповеди. В нем, например, написано: «Скажи мне, не соблудил ли с другою женою, со сколькими, кто это был конкретно…» Своего рода опросник, по которому священник может вести исповедь. Например, когда человек приходит и не знает, что говорить.
Это как сходить к врачу на полный чек-ап: доктор ведет подробное анкетирование, чтобы понять, каково твое нынешнее состояние. И так по каждому греху.Но, конечно, если священник каждый раз подробно расспрашивает малейшие стыдные детали разных грехов — это будет неверно и может вызвать определенное смущение. Я не знаю батюшек, которые бы так себя вели.
— Если это делать, все растянется на час…
— Чин предполагает, что исповедь совершается над одним человеком. И не просто для того, чтобы допустить ко причастию. Это таинство, очень личный разговор. Но если все-таки ответить на ваш вопрос: хороший батюшка не пытается манипулировать и не навязывает единственно верный ответ.
— После исповеди священники часто дают советы. Обязательно к ним прислушаться?
— Батюшка дает рекомендации из пастырской практики, в силу своего образования — те, которые должны помочь. Он на это надеется. Но проверять не будет. Как и врач не придет к вам домой, чтобы узнать, купили ли вы лекарство и как часто полощете горло. На следующей исповеди он может спросить, получилось ли что-то сделать, но в моменте за вами никто не следит.— Правильно я уловила: лучше тот, кто постарше, потому что он опытнее?
— С одной стороны, да. А с другой, если вы будете пожилому священнику рассказывать о своих проблемах в Tinder или TikTok, вряд ли он с ходу поймет, что это такое. И, кстати, лучше исповедоваться у одного и того же батюшки. Чтобы он стал вашим духовником. Он сам это поймет, если будете приходить на исповедь один раз, второй, десятый. Говорить «давайте с вами вступим в официальные отношения духовного родства» не нужно. Вы же стоматологу не объявляете: «Назначаю вас своим личным дантистом». (Смеется.)
— О чем обязательно нужно сказать на исповеди?
— О том, что у вас болит.
— А если болит вроде все, но ничего конкретного? Насколько правильно копировать стандартный список грехов из интернета и его зачитывать?
— Найдите храм, где вам хорошо. Подойдите к священнику и скажите: «Я чувствую на душе груз, но не могу его опознать, поспрашивайте меня». Не представляю, чтобы вам ответили: «Уходите, не занимайте мое время». Опять наша любимая аналогия. Вы пришли к врачу: «Доктор, у меня болит где-то в сердце». А он в ответ: «Что ж вы не посмотрели в интернете и мне не сказали, что у вас там тромб». Абсолютно нереальная ситуация! Так что не нужно гуглить грехи.
Если специально скроете что-то, священник вряд ли будет в это погружаться, но вы не получите помощи. А если просто забыли, он на всякий случай уточнит — вспомните. А дальше — причастие. Если послушать молитвы, то это таинство «во оставление грехов». То есть не в награду за то, что вы всех победили, а чтобы помочь бороться дальше.