Цифровые платформы несут в себе риски монополизации целых сегментов рынка
16.11.2023 07:40:00
Владимир ВОЛЧКОВ
Как и любой технологический прогресс, цифровизация несет не только благо, но таит и немало рифов. Острых и опасных, о которые могут разбиться экономические корабли некоторых сегментов рынка. Не совсем позитивные процессы мы уже наблюдаем. Скажем, те же агрегаторы по транспортным услугам, о которых на днях говорил на совещании Президент. С одной стороны, такие цифровые платформы делают комфортным коммуникацию между заказчиком и исполнителем. С другой стороны, создают среду для обхода общепринятых правил — как налоговых, так и связанных с безопасностью и качеством услуг. Причем многие цифровые платформы — иностранные, оказывают услуги нашим клиентам из-за рубежа.
Президент Беларуси Александр Лукашенко:
— Очевидно, что всем, кто хочет работать в Беларуси, необходимо разместить свои информационные системы на нашей территории. Никаких польских, немецких, голландских фирм. Это непреложные требования государства как гаранта обеспечения безопасности, защиты персональных данных, пресечения противоправных действий.
На совещании по вопросам пассажирских перевозок, 14 ноября 2023 г.
— Очевидно, что всем, кто хочет работать в Беларуси, необходимо разместить свои информационные системы на нашей территории. Никаких польских, немецких, голландских фирм. Это непреложные требования государства как гаранта обеспечения безопасности, защиты персональных данных, пресечения противоправных действий.
На совещании по вопросам пассажирских перевозок, 14 ноября 2023 г.
Нельзя не регулировать
Туда, за границу, уходят данные о заказчиках, исполнителях, проводятся расчеты. В результате невозможно полноценно осуществлять контроль за целой отраслью в нашей стране. Президент констатировал: появилось много нелегальных перевозчиков, которые не обеспечивают даже минимального качества услуг, но зарабатывают огромные деньги, уходя от налогов. Однако клиентов находят благодаря зарубежным цифровым решениям. И душат добросовестных перевозчиков. Складывается недопустимая ситуация. Глава государства потребовал навести порядок. Во-первых, чтобы все информационные системы размещались на нашей территории. А во-вторых, обелить рынок перевозок, чтобы все работали по единым правилам.Если посмотреть на проблему шире, то есть еще одна серьезная угроза: фактически цифровые платформы способны монополизировать определенные сегменты рынка. И этот процесс уже происходит в сфере перевозок, доставки… А цифровизация делает только первые шаги. Но есть же еще бизнес по сбору и анализу различных данных: персональных, коммерческих и многих-многих других. Их владельцы однозначно получают преимущество. И теоретически (а есть случаи и практически) могут диктовать свою волю на рынке. Такие риски, как видится, легче предотвратить, чем потом героически исправлять последствия.
Цифровые технологии вознесли на цивилизационный сакральный пьедестал. Даже сомневаться в их прогрессивности, благонадежности, добропорядочности считается святотатством.А любые поползновения ввести некие регулятивные нормы в отношении IT-направлений встречают неистовое возмущение инновационной общественности. Не побоюсь прослыть ретроградом и выскажу гнусную для нынешней информационной эпохи мысль: а не пора ли задуматься о рамках и целесообразности развития если не всей IT-индустрии, то по крайней мере цифровых платформ и направлений, так или иначе связанных со сбором и хранением data-данных?! Чтобы потом не было мучительно больно, когда эти сферы оккупируют частные компании. Причем велика вероятность, что это будут далеко не резиденты Беларуси.
Если в будущем миром станут править цифровые инструменты, то их функционирование напрямую или косвенно влияет и на национальную безопасность, и на общественное состояние.
Кто заигрался в либерализацию
Скажем прямо, у жесткой регуляторики цифровых платформ очень много противников. И один из ключевых аргументов: мол, установка каких-то рамок и правил мешает развитию IT-индустрии, убивает креатив и инновации. И пугают отставанием от лидеров. В качестве положительного примера козыряют англосаксонским опытом. Мол, в США делай все что хочешь. Если это не запрещено. И они со своей Силиконовой долиной оказались впереди планеты всей.В целом справедливое утверждение. Если не брать во внимание, что американцы выстраивают свою коммерческую и инновационную политику таким образом, чтобы цифровые решения своих компаний продвигать по всему миру. И получать прибыль со всего глобального пространства. В том числе и через рост котировок акций собственных технологических компаний.
Правда, за Атлантикой уже начинает приходить осознание, что слишком заигрались в либерализацию, так как определенные предприниматели, контролирующие компании из списка NASDAQ, могут бросать вызов даже государству.И пытаются проводить свою политику. Без оглядки на Белый дом. Впрочем, кроме США, есть и другие примеры. Та же Европа. Там под новые технологии стараются сформировать директивы, по которым они будут развиваться. Процесс получается более рутинный и скучный. Но мне он больше по душе. Конечно, директивы устанавливают некоторые рамки для полета мысли и фантазии. Но, с другой стороны, задают новаторам векторы и целеуказания.
В конце концов, прогресс нужен не ради прогресса, а для повышения качества жизни людей. А в свободном полете цифровые платформы могут принести больше проблем, чем пользы.Поэтому тот же Uber, претендовавший на роль глобального агрегатора транспортных услуг, «выдавили» вовсе (как во Франции) или значительно ограничили в его притязаниях (как в других государствах Евросоюза).
Работать по своим правилам
Какой подход использовать Беларуси? Мне видится, необходимо формировать свой взгляд и отношение к IT-решениям. Прежде всего определиться: цифровые платформы — это просто бизнес или являются критической инфраструктурой? Как мне кажется, весьма законный и нетривиальный вопрос. Лично я склоняюсь в сторону инфраструктурной интерпретации.Принципы цифрового бизнеса уже определились: для них принципиально важно масштабирование. В мелких формах IT-решения фактически не могут рассчитывать на жизнеспособные финансово-экономические результаты и инвестиционную окупаемость. А это неудержимое стремление к монополизации.В части поисковых систем, видеохостингов, социальных сетей консолидация уже произошла. Причем на глобальном уровне. И уже владельцы таких ресурсов диктуют свои условия. А воздействовать на них через нормативно-правовую базу весьма проблематично. На этих приложениях уже завязались определенные бизнес-процессы. И какие-то трансформации влекут достаточно широкие экономические последствия. Подобные риски цифровизации только нарастают. Игнорировать их просто недопустимо, как мне кажется.
Я не против прогресса, инноваций, технологий и их стремительного развития. Но те же цифровые платформы постепенно приобретают черты критической инфраструктуры. В сфере услуг, торговли, HR… И у меня как у пользователя возникает логичный вопрос: а можно ли игнорировать такие проекты, которые трансформируются в инфраструктурные? Ведь ни у кого не возникает сомнения, что на государственном уровне должна регулироваться и направляться транспортная инфраструктура, например.
Ни в одной стране мира нельзя строить трассы или железнодорожные пути как хочется и предоставлять услуги с свободном режиме. И ни у кого этот факт не вызывает сомнения.Как и энергетическая инфраструктура, коммунальная и достаточно широкий ряд других направлений. Почему цифровая инфраструктура должна развиваться вне всяких правил?