Раввин Григорий Абрамович: почему не хлебом единым жив человек
01.09.2024 21:12:00
На прошлой неделе в синагогах читали недельную главу Торы, в которой много мудрых мыслей и содержится, пожалуй, одна из самых известных фраз: «Не хлебом единым жив человек». Впрочем, это лишь часть предложения. Немногие слышали его целиком. А звучит оно так: «Изнурял тебя голодом, а затем (Бог) дал тебе в пищу манну, которую не знал ни ты, ни отцы твои, чтоб дать тебе понять, что не хлебом единым жив человек, а всем, что говорит Всевышний, жив человек» (Глава Экев, Второзаконие 8:3).
Итак, речь здесь идет не столько о хлебе, сколько о манне небесной, которой Всевышний кормил народ Израиля, чтобы не оставить его в пустыне голодным. Жив человек всем, что исходит из уст Всевышнего. Раввин Гюнтер Плаут комментирует это следующим образом. Народ Израиля, выйдя из рабства, долгие годы жил в Египте, где среди прочих богов был Пта, во власти которого было поддержание человека пищей. В устах Пта была судьба и долгота дней. В Торе же делается акцент на единстве Всевышнего и его поддержке человека как физически, так и духовно.
Тора не единожды относится с вниманием к тому, что мы едим, и на этой неделе в главе Ръэ мы читаем о диетарных законах и правилах. Правда, раввин XV века Ицхак Абарбанель комментирует, что данные законы обращены не столько к здоровому питанию, сколько к нашей душе, в противном случае Тора бы перечислила ядовитые травы, которые нам нельзя вкушать.
Однако вернемся к знаменитой фразе. Если переводить ее с иврита дословно, то звучит она так: «На хлебе едином». На это обращает внимание в начале XIX века раввин Хатам Софер. Он дополняет, что наша жизнь не должна быть принципом «есть, чтобы работать, и работать, чтобы есть». Есть аспекты духовности, стремление к выполнению заповедей, получение знаний и передача опыта следующим поколениям.
В начале августа мне выпала честь принять участие в еврейском фестивале ББМ под Иркутском. Его участники были разных возрастов из Сибири и с Дальнего Востока. Они изучали аспекты и основы иудаизма, размышляли о традициях и новшествах современной жизни. На фестивале, как это в целом заведено в иудаизме, в пятницу вечером, когда наступает Шаббат, устроили более обильную трапезу. Весьма необычной в этом приеме пищи стала рыба омуль, которую ловят и готовят вблизи Байкала. Конечно, вкус блюд был особенным. Но в какой-то момент, после того как попробовали рыбу и другие яства, сидевшие за столом начали петь, а чуть позже вышли и танцевать. Замечу, это не было трапезой свадьбы или особого веселья, а только лишь субботняя трапеза на фестивале. В человеке есть потребность как физического, так и духовного: даже не певшие и не танцевавшие в этот вечер радовались вместе с остальными. Благодарили Всевышнего за то, что нам дается как ежедневно, так и в особые минуты радости.
Не хлебом единым жив человек — известная фраза может приобрести новый смысл, если мы задумаемся о том, что для нас в жизни действительно важно и что мы просим у Всевышнего.
Раввин Григорий АБРАМОВИЧ
Итак, речь здесь идет не столько о хлебе, сколько о манне небесной, которой Всевышний кормил народ Израиля, чтобы не оставить его в пустыне голодным. Жив человек всем, что исходит из уст Всевышнего. Раввин Гюнтер Плаут комментирует это следующим образом. Народ Израиля, выйдя из рабства, долгие годы жил в Египте, где среди прочих богов был Пта, во власти которого было поддержание человека пищей. В устах Пта была судьба и долгота дней. В Торе же делается акцент на единстве Всевышнего и его поддержке человека как физически, так и духовно.
Тора не единожды относится с вниманием к тому, что мы едим, и на этой неделе в главе Ръэ мы читаем о диетарных законах и правилах. Правда, раввин XV века Ицхак Абарбанель комментирует, что данные законы обращены не столько к здоровому питанию, сколько к нашей душе, в противном случае Тора бы перечислила ядовитые травы, которые нам нельзя вкушать.
Однако вернемся к знаменитой фразе. Если переводить ее с иврита дословно, то звучит она так: «На хлебе едином». На это обращает внимание в начале XIX века раввин Хатам Софер. Он дополняет, что наша жизнь не должна быть принципом «есть, чтобы работать, и работать, чтобы есть». Есть аспекты духовности, стремление к выполнению заповедей, получение знаний и передача опыта следующим поколениям.
В начале августа мне выпала честь принять участие в еврейском фестивале ББМ под Иркутском. Его участники были разных возрастов из Сибири и с Дальнего Востока. Они изучали аспекты и основы иудаизма, размышляли о традициях и новшествах современной жизни. На фестивале, как это в целом заведено в иудаизме, в пятницу вечером, когда наступает Шаббат, устроили более обильную трапезу. Весьма необычной в этом приеме пищи стала рыба омуль, которую ловят и готовят вблизи Байкала. Конечно, вкус блюд был особенным. Но в какой-то момент, после того как попробовали рыбу и другие яства, сидевшие за столом начали петь, а чуть позже вышли и танцевать. Замечу, это не было трапезой свадьбы или особого веселья, а только лишь субботняя трапеза на фестивале. В человеке есть потребность как физического, так и духовного: даже не певшие и не танцевавшие в этот вечер радовались вместе с остальными. Благодарили Всевышнего за то, что нам дается как ежедневно, так и в особые минуты радости.
Не хлебом единым жив человек — известная фраза может приобрести новый смысл, если мы задумаемся о том, что для нас в жизни действительно важно и что мы просим у Всевышнего.
Раввин Григорий АБРАМОВИЧ