Не дамская профессия
21.08.2004
Маргарита Наимовна Касымова считалась одной из красивейших женщин Таджикистана. Почему считалась? Она и сейчас блистает красотой и талантом, но... в Беларуси. Ее переезд, а вернее, побег - результат гражданской войны, результат разгула национализма.
Маргарита Наимовна была ребенком смешанной семьи. Мама - коренная ленинградка. Отец - таджик. Всю жизнь Маргарита прожила в Сталинабаде, потом переименованном в Душанбе, за исключением нескольких лет учебы во ВГИКе. Александр Довженко, набирая себе курс (потом он стал поистине звездным - Лариса Шепитько, Отар Иоселиани, Виктор Туров, Георгий Шенгелая), увидев юную Маргариту - ей еще не исполнилось и 18, - сказал: "Если из этой красавицы не получится режиссер, то уж диктор телевидения будет" (TV только-только набирало силу).
По возвращении в республику она стала очень известным режиссером, заслуженным деятелем искусств Таджикистана, неоднократно представляла таджикское кино на международных фестивалях в США, Индии, Канаде, Италии, была лауреатом многих киносмотров. Но однажды случилось непоправимое: люди, назвавшие ее "ду рага" (двукровкой), что, очевидно, значило, по их разумению, "чужак", сделали все, что смогли... Касымова оказалась в больнице с шестнадцатью переломами. А чуть позже средь бела дня в очереди за молоком побили ее мать. Маргарита Наимовна не выдержала...
Вторая родина отца
- Советское время для меня кончилось трагически - я испытала весь ужас необузданного национализма. Хотя мне казалось, что я застрахована от подобной беды, ведь таджикский народ - народ величайшей культуры, и я любила и люблю своих земляков. Мне казалось, что я зрелый человек, научилась понимать многое в жизни, а значит, и объяснять. Но быть готовой к беспочвенной ненависти и жестокости невозможно.
Мы с матерью - отца к этому страшному часу уже не было с нами - бежали. Куда? - судорожно соображали, оставляя, не оглядываясь, все нажитое - квартиру, работу, признание... На мой призыв помочь откликнулись два хорошо знакомых мне человека, мои однокурсники Виктор Туров и Георгий Шенгелая. Ехать в Грузию? Из огня да в полымя? А Витя Туров сказал мне тогда: "У меня есть хлеб - разделим поровну!" Была еще одна причина выбрать Беларусь - мой отец прошел ее с боями. Освобождал Витебск. Нам всегда помнились его рассказы об удивительно добром, героическом белорусском народе. И я с мамой прилетела в Минск. Было это 29 августа 1992 года. В руках один чемодан. И все надо начинать с белого листа...
Как складывалась новая жизнь? Порой невыносимо трудно. 90-е были для всех несладкими - ломались прежний уклад, представления. А начинать все заново в годы перемен - почти пытка, ведь встречались на пути решения жизненно важных проблем (гражданство, жилье, квартира) самые разные люди. Мне, например, рекомендовал один высокопоставленный чиновник: "С вашей фамилией будет трудно жить в нашей стране. Возьмите фамилию мамы (Ковалева)". Но были и те, кто, казалось неразрешимое, брался и решал. Много появилось новых друзей, многие еще и еще раз утвердились в моих глазах как друзья. Представляете, деньги на кооперативную квартиру мне собрали мои москвичи. На сегодня я имею крохотную двухкомнатную квартиру в Минске, в которой живу с мамой, получила российское гражданство (это оказалось сделать легче), работу на "Беларусьфильме".
Если ты режиссер - у тебя должен быть характер
- Действительно, когда со мной знакомились люди, а потом узнавали ближе, не раз и не два признавались: "А нам говорили - у тебя невыносимый характер, а ты ничего..." Вот-вот - характер! Быть режиссером, человеком, который обязан виртуозно управлять огромным сложным производством, дирижировать без оплошностей большим коллективом творческих людей (актеры, операторы, костюмеры, осветители и т.д. и т.п.) и всю эту разноликую армаду заставить работать на твой фильм, на твой замысел... Как вы думаете, без характера можно заниматься режиссурой?
Именно воля, характер, постоянная, без передышек работа (закончив один фильм, уже надо быть полным идей, помыслов о новом и засучив рукава трудиться) и сделали меня, некоренную... самым снимаемым режиссером "Беларусьфильма". А это уже драматургия! Иным кинотворцам я кажусь костью в горле: "Почему она снимает?" А я очень жестко отвечаю таким: "Кончилась совдепия, кончилась лафа. Началась жесткая конкуренция - кто современнее, кто знает, чего хочет зритель, и знает, как это делать, кто носом чует, где зарыт успех, кто умеет отрабатывать взятые у государства деньги, тот и снимает кино".
Я, например, уже года два говорю: мы, кинематографисты, в долгу перед сельской интеллигенцией, которая в сложнейших условиях, вопреки обстоятельствам продолжает свое восхождение к добру и свету. Это подвиг. Осталось только придумать свои "Белые Росы". Вот московское телевидение уже запустило сериал о деревне "Участок" с кинозвездами первой величины. И это только начало. Но для того, чтобы не плесневеть, надо идти в жизнь. Я, например, вот только-только закончила последний детский полнометражный фильм "Бальное платье" и ринулась в командировки. Мне нужно собрать материал для нового многосерийного фильма о непростых судьбах семерых мальчишек. Для этого я езжу по школам, детским колониям. Знакомлюсь с делами пацанов... Сижу на сельской завалинке с сельскими педагогами - записываю беседы... А потом найду сценариста, поищу продюсера...
Монологи в вымышленном собрании
- Считаю неправильным деление кино на женское и мужское. Не приемлю женских кинофестивалей. Судите сами: два самых мощных фильма о войне сняли женщины: Лариса Шепитько - "Восхождение" и Татьяна Лиознова - "Семнадцать мгновений весны". Кто оставил самые поразительные документальные кадры, создавшие исчерпывающий образ гитлеровской эпохи? Лени Рифеншталь. Кто снимает безупречные комедийные фильмы, ставшие классикой? Алла Сурикова. Лидерами белорусской анимации я считаю Иру Кадикову и Елену Турову. Кого сейчас пригласили из Беларуси в Россию снимать дороженные сериалы? Олю Марченко. Нет в кино разделения на женское и мужское.
Я сейчас поделюсь с вами мыслями о будущем белорусского кино. Интересно, найдет ли в моих мыслях кто-нибудь из читателей "женский мотив"?
Если бы меня пригласили в высокое собрание, где сидят люди, желающие, способные поднять планку белорусского кино, и спросили: "Что для этого надо?" - я бы сказала
: - Прежде всего, "Беларусьфильму" уже давно пора предложить своей стране такое кино, которое во весь голос заявило бы: Беларусь - это держава! А тем для такого фильма великое множество: и наши дипломатические баталии на мировой арене, можно снять фильм о всемирно известных деятелях культуры, просвещения - Евфросинии Полоцкой, Казимире Малевиче. Я точно знаю, кто может написать прекрасные сценарии.
Я бы спросила собрание: почему наше кино (чувствуете, как я срослась с Беларусью?!) такое робкое, что до сих пор так и не решилось создать ни одного международного проекта, скажем, с Турцией или Ираном? Кстати, молодые кинематографисты этих стран мощно заявляют о себе на самых престижнейших фестивалях.
Я бы спросила у собрания: почему нет смотров наших фильмов в городах-побратимах, разбросанных по всему свету? Почему так вяло представлено наше кино на многочисленных кинорынках (ну раза два в год выбираемся)? Денег нет? Да ведь скупой платит дважды. Мы готовы платить, скажем России, дилерские, но сами не едем, а можно было бы представить собственный пакет белорусских фильмов. Это ведь элементарно: не будем продавать свои фильмы - нас не будут знать в мире!
Я бы сказала: господа, мы с вами в долгу перед блистательным, сделавшим честь белорусскому кино кинорежиссером Игорем Добролюбовым, которому недавно исполнилось 70 лет, почему бы нам не подарить белорусскому зрителю ретроспективу его фильмов? Чего ждем? Украсила бы наш экран ретроспектива фильмов и Вячеслава Никифорова. Список могу продолжить.
Теперь ответьте: по-женски или по-мужски я рассуждаю?
Ладно, я все-таки признаюсь кое в чем. Да, ради кино мне пришлось переступить через свою личную судьбу. Может, именно здесь и проявился женский характер. Очевидно, поэтому я и не замужем. А ведь предложений было великое множество. Среди претендентов были и знаменитые мужчины, и очень богатые. Были кавалеры, которые ухаживали так красиво, хоть фильм снимай. Но все как-то разом для меня кончалось, когда впереди начинал маячить новый фильм. Я, как наркоман, не могла больше ни о чем другом думать. Исступление какое-то, да и только. Но есть женщины в кинорежиссуре, кому повезло, - их супруги тоже кинематографисты. Например, Светочка Дружинина встретила своего мужа и своего оператора Анатолия Мукасея. Они всю жизнь не разлей вода. Счастливейший брак был у кинематографической пары Ларисы Шепитько и Элема Климова. Мне не посчастливилось, я не встретила такого человека. Поэтому кино - это моя жизнь, моя профессия, мое горе и мое счастье.
Вот недавно захожу на студию. Только-только закончила свой фильм, а там Юра Мороз в павильоне снимает свой. Слышу: "Мотор!" И я почувствовала, будто наливаюсь новой энергией. И зависть страшная!
А дома я восточная женщина - тихая, мягкая, послушная, обидчивая.
Моя маленькая семья, состоящая из мамы и нашего падишаха-перса кота по имени Кузьма, живет по восточным законам. Старший по возрасту обладает неоспоримым авторитетом - это, конечно, Анна Дмитриевна. Мама у меня имеет право быть судьей и советчиком. Но, как полагается на Востоке, она не злоупотребляет правами - она безукоризненно точно знает, когда можно употребить свои полномочия, - поэтому мы живем очень дружно и тепло. Моя привязанность к маме не знает границ. Больше всего мне предъявляет претензии и недоволен моими командировками наш кот. Он сердится на меня, когда я куда-то собираюсь, будто уговаривает не ехать, при этом демонстрируя то плохие стороны своего характера, а то вдруг - чудеса нежности. Бестия, одно слово!
Люблю ли наряжаться? Как всякая женщина, обожаю обновки. Предпочитаю классику - самый благодарный стиль: всегда востребован и легче всего его придерживаться - не надо ломать голову, какие детали добавить к наряду, чтобы элегантно, стильно соединить, скажем, шифоновую юбку с тяжелыми армейскими сапогами. Кому это удается - уважаю! Признаюсь, в последнее время обновки редки. Знаете, сколько у нас получает режиссер? Именно поэтому мои московские подруги к знаменательным датам как бы между прочим дарят что-нибудь модненькое - слава Богу, фигура у меня не меняется уже много десятилетий.
Что планирую делать завтра? Сесть в электричку и съездить в сельскую больничку. Мне нужны впечатления. Детали для нового фильма. И еще. По госзаказу вместе с молодым режиссером Иваном Павловым начали делать фильм по классике белорусской литературы - "Лесной легенде" Ивана Шамякина.
А знаете, о чем мечтаю, - хочу побывать в Душанбе...
P.S. Последний фильм Маргариты Касымовой "Бальное платье" продан в 15 регионов России. Он стал обладателем Гран-при кинофестиваля "Лiстападзiк-2003", получил приз зрительских симпатий на "Кинотаврике". Лента приглашена для показов в Москве на Международном фестивале детского фильма в Центре им. Ролана Быкова, стала лауреатом Международного детского фестиваля в Артеке.
Маргарита Наимовна была ребенком смешанной семьи. Мама - коренная ленинградка. Отец - таджик. Всю жизнь Маргарита прожила в Сталинабаде, потом переименованном в Душанбе, за исключением нескольких лет учебы во ВГИКе. Александр Довженко, набирая себе курс (потом он стал поистине звездным - Лариса Шепитько, Отар Иоселиани, Виктор Туров, Георгий Шенгелая), увидев юную Маргариту - ей еще не исполнилось и 18, - сказал: "Если из этой красавицы не получится режиссер, то уж диктор телевидения будет" (TV только-только набирало силу).
По возвращении в республику она стала очень известным режиссером, заслуженным деятелем искусств Таджикистана, неоднократно представляла таджикское кино на международных фестивалях в США, Индии, Канаде, Италии, была лауреатом многих киносмотров. Но однажды случилось непоправимое: люди, назвавшие ее "ду рага" (двукровкой), что, очевидно, значило, по их разумению, "чужак", сделали все, что смогли... Касымова оказалась в больнице с шестнадцатью переломами. А чуть позже средь бела дня в очереди за молоком побили ее мать. Маргарита Наимовна не выдержала...
Вторая родина отца
- Советское время для меня кончилось трагически - я испытала весь ужас необузданного национализма. Хотя мне казалось, что я застрахована от подобной беды, ведь таджикский народ - народ величайшей культуры, и я любила и люблю своих земляков. Мне казалось, что я зрелый человек, научилась понимать многое в жизни, а значит, и объяснять. Но быть готовой к беспочвенной ненависти и жестокости невозможно.
Мы с матерью - отца к этому страшному часу уже не было с нами - бежали. Куда? - судорожно соображали, оставляя, не оглядываясь, все нажитое - квартиру, работу, признание... На мой призыв помочь откликнулись два хорошо знакомых мне человека, мои однокурсники Виктор Туров и Георгий Шенгелая. Ехать в Грузию? Из огня да в полымя? А Витя Туров сказал мне тогда: "У меня есть хлеб - разделим поровну!" Была еще одна причина выбрать Беларусь - мой отец прошел ее с боями. Освобождал Витебск. Нам всегда помнились его рассказы об удивительно добром, героическом белорусском народе. И я с мамой прилетела в Минск. Было это 29 августа 1992 года. В руках один чемодан. И все надо начинать с белого листа...
Как складывалась новая жизнь? Порой невыносимо трудно. 90-е были для всех несладкими - ломались прежний уклад, представления. А начинать все заново в годы перемен - почти пытка, ведь встречались на пути решения жизненно важных проблем (гражданство, жилье, квартира) самые разные люди. Мне, например, рекомендовал один высокопоставленный чиновник: "С вашей фамилией будет трудно жить в нашей стране. Возьмите фамилию мамы (Ковалева)". Но были и те, кто, казалось неразрешимое, брался и решал. Много появилось новых друзей, многие еще и еще раз утвердились в моих глазах как друзья. Представляете, деньги на кооперативную квартиру мне собрали мои москвичи. На сегодня я имею крохотную двухкомнатную квартиру в Минске, в которой живу с мамой, получила российское гражданство (это оказалось сделать легче), работу на "Беларусьфильме".
Если ты режиссер - у тебя должен быть характер
- Действительно, когда со мной знакомились люди, а потом узнавали ближе, не раз и не два признавались: "А нам говорили - у тебя невыносимый характер, а ты ничего..." Вот-вот - характер! Быть режиссером, человеком, который обязан виртуозно управлять огромным сложным производством, дирижировать без оплошностей большим коллективом творческих людей (актеры, операторы, костюмеры, осветители и т.д. и т.п.) и всю эту разноликую армаду заставить работать на твой фильм, на твой замысел... Как вы думаете, без характера можно заниматься режиссурой?
Именно воля, характер, постоянная, без передышек работа (закончив один фильм, уже надо быть полным идей, помыслов о новом и засучив рукава трудиться) и сделали меня, некоренную... самым снимаемым режиссером "Беларусьфильма". А это уже драматургия! Иным кинотворцам я кажусь костью в горле: "Почему она снимает?" А я очень жестко отвечаю таким: "Кончилась совдепия, кончилась лафа. Началась жесткая конкуренция - кто современнее, кто знает, чего хочет зритель, и знает, как это делать, кто носом чует, где зарыт успех, кто умеет отрабатывать взятые у государства деньги, тот и снимает кино".
Я, например, уже года два говорю: мы, кинематографисты, в долгу перед сельской интеллигенцией, которая в сложнейших условиях, вопреки обстоятельствам продолжает свое восхождение к добру и свету. Это подвиг. Осталось только придумать свои "Белые Росы". Вот московское телевидение уже запустило сериал о деревне "Участок" с кинозвездами первой величины. И это только начало. Но для того, чтобы не плесневеть, надо идти в жизнь. Я, например, вот только-только закончила последний детский полнометражный фильм "Бальное платье" и ринулась в командировки. Мне нужно собрать материал для нового многосерийного фильма о непростых судьбах семерых мальчишек. Для этого я езжу по школам, детским колониям. Знакомлюсь с делами пацанов... Сижу на сельской завалинке с сельскими педагогами - записываю беседы... А потом найду сценариста, поищу продюсера...
Монологи в вымышленном собрании
- Считаю неправильным деление кино на женское и мужское. Не приемлю женских кинофестивалей. Судите сами: два самых мощных фильма о войне сняли женщины: Лариса Шепитько - "Восхождение" и Татьяна Лиознова - "Семнадцать мгновений весны". Кто оставил самые поразительные документальные кадры, создавшие исчерпывающий образ гитлеровской эпохи? Лени Рифеншталь. Кто снимает безупречные комедийные фильмы, ставшие классикой? Алла Сурикова. Лидерами белорусской анимации я считаю Иру Кадикову и Елену Турову. Кого сейчас пригласили из Беларуси в Россию снимать дороженные сериалы? Олю Марченко. Нет в кино разделения на женское и мужское.
Я сейчас поделюсь с вами мыслями о будущем белорусского кино. Интересно, найдет ли в моих мыслях кто-нибудь из читателей "женский мотив"?
Если бы меня пригласили в высокое собрание, где сидят люди, желающие, способные поднять планку белорусского кино, и спросили: "Что для этого надо?" - я бы сказала
: - Прежде всего, "Беларусьфильму" уже давно пора предложить своей стране такое кино, которое во весь голос заявило бы: Беларусь - это держава! А тем для такого фильма великое множество: и наши дипломатические баталии на мировой арене, можно снять фильм о всемирно известных деятелях культуры, просвещения - Евфросинии Полоцкой, Казимире Малевиче. Я точно знаю, кто может написать прекрасные сценарии.
Я бы спросила собрание: почему наше кино (чувствуете, как я срослась с Беларусью?!) такое робкое, что до сих пор так и не решилось создать ни одного международного проекта, скажем, с Турцией или Ираном? Кстати, молодые кинематографисты этих стран мощно заявляют о себе на самых престижнейших фестивалях.
Я бы спросила у собрания: почему нет смотров наших фильмов в городах-побратимах, разбросанных по всему свету? Почему так вяло представлено наше кино на многочисленных кинорынках (ну раза два в год выбираемся)? Денег нет? Да ведь скупой платит дважды. Мы готовы платить, скажем России, дилерские, но сами не едем, а можно было бы представить собственный пакет белорусских фильмов. Это ведь элементарно: не будем продавать свои фильмы - нас не будут знать в мире!
Я бы сказала: господа, мы с вами в долгу перед блистательным, сделавшим честь белорусскому кино кинорежиссером Игорем Добролюбовым, которому недавно исполнилось 70 лет, почему бы нам не подарить белорусскому зрителю ретроспективу его фильмов? Чего ждем? Украсила бы наш экран ретроспектива фильмов и Вячеслава Никифорова. Список могу продолжить.
Теперь ответьте: по-женски или по-мужски я рассуждаю?
Ладно, я все-таки признаюсь кое в чем. Да, ради кино мне пришлось переступить через свою личную судьбу. Может, именно здесь и проявился женский характер. Очевидно, поэтому я и не замужем. А ведь предложений было великое множество. Среди претендентов были и знаменитые мужчины, и очень богатые. Были кавалеры, которые ухаживали так красиво, хоть фильм снимай. Но все как-то разом для меня кончалось, когда впереди начинал маячить новый фильм. Я, как наркоман, не могла больше ни о чем другом думать. Исступление какое-то, да и только. Но есть женщины в кинорежиссуре, кому повезло, - их супруги тоже кинематографисты. Например, Светочка Дружинина встретила своего мужа и своего оператора Анатолия Мукасея. Они всю жизнь не разлей вода. Счастливейший брак был у кинематографической пары Ларисы Шепитько и Элема Климова. Мне не посчастливилось, я не встретила такого человека. Поэтому кино - это моя жизнь, моя профессия, мое горе и мое счастье.
Вот недавно захожу на студию. Только-только закончила свой фильм, а там Юра Мороз в павильоне снимает свой. Слышу: "Мотор!" И я почувствовала, будто наливаюсь новой энергией. И зависть страшная!
А дома я восточная женщина - тихая, мягкая, послушная, обидчивая.
Моя маленькая семья, состоящая из мамы и нашего падишаха-перса кота по имени Кузьма, живет по восточным законам. Старший по возрасту обладает неоспоримым авторитетом - это, конечно, Анна Дмитриевна. Мама у меня имеет право быть судьей и советчиком. Но, как полагается на Востоке, она не злоупотребляет правами - она безукоризненно точно знает, когда можно употребить свои полномочия, - поэтому мы живем очень дружно и тепло. Моя привязанность к маме не знает границ. Больше всего мне предъявляет претензии и недоволен моими командировками наш кот. Он сердится на меня, когда я куда-то собираюсь, будто уговаривает не ехать, при этом демонстрируя то плохие стороны своего характера, а то вдруг - чудеса нежности. Бестия, одно слово!
Люблю ли наряжаться? Как всякая женщина, обожаю обновки. Предпочитаю классику - самый благодарный стиль: всегда востребован и легче всего его придерживаться - не надо ломать голову, какие детали добавить к наряду, чтобы элегантно, стильно соединить, скажем, шифоновую юбку с тяжелыми армейскими сапогами. Кому это удается - уважаю! Признаюсь, в последнее время обновки редки. Знаете, сколько у нас получает режиссер? Именно поэтому мои московские подруги к знаменательным датам как бы между прочим дарят что-нибудь модненькое - слава Богу, фигура у меня не меняется уже много десятилетий.
Что планирую делать завтра? Сесть в электричку и съездить в сельскую больничку. Мне нужны впечатления. Детали для нового фильма. И еще. По госзаказу вместе с молодым режиссером Иваном Павловым начали делать фильм по классике белорусской литературы - "Лесной легенде" Ивана Шамякина.
А знаете, о чем мечтаю, - хочу побывать в Душанбе...
P.S. Последний фильм Маргариты Касымовой "Бальное платье" продан в 15 регионов России. Он стал обладателем Гран-при кинофестиваля "Лiстападзiк-2003", получил приз зрительских симпатий на "Кинотаврике". Лента приглашена для показов в Москве на Международном фестивале детского фильма в Центре им. Ролана Быкова, стала лауреатом Международного детского фестиваля в Артеке.