Коммерческие учреждения образования будут проходить госаккредитацию, а в планах — процесс лицензирования
02.08.2022 23:41:00
Годовая стоимость обучения в отдельных частных школах и садах превышает цену за учебу в университете. Такая высокая планка должна гарантировать непревзойденное качество. Но реальность иная: далеко не все могут соответствовать требованиям образовательного стандарта. Занятия проводят в квартирах или коттеджах, а в штате — педагоги без квалификации. Правда, с сентября все изменится: при создании частных учреждений общего среднего образования нужно будет проходить государственную аккредитацию. А на подходе и законопроект о лицензировании. Почему это нужно, обсуждаем с министром образования Андреем Иванцом.
Министр образования Андрей Иванец.
— В Едином госрегистре юридических лиц и индивидуальных предпринимателей числится почти полсотни таких организаций.
— В одной из частных школ мне назвали сумму за год обучения в размере 16,5 тысячи рублей. Для сравнения: в БГУ стоимость на специальность «коммуникативный дизайн», куда в 2022‑м претендовало более десяти человек на место, равна 5445. Могут ли родители быть уверены, что такие внушительные траты соответствуют результату?
— Важно, чтобы родители шли не на красивую рекламу в соцсетях, а задавали конкретные вопросы. В каком объеме выполняется учебный план, какая квалификация учителей, организовано ли питание, оказание медицинской помощи? К сожалению, есть случаи, когда частные школы или детские сады размещаются в квартирах, коттеджах и даже объектах торговли и промышленности. А кто-то умудряется учить детей онлайн, а потом на последнюю четверть пытается перевести их в госшколу для получения аттестата.
Находясь вне лицензионного регулирования, отдельные юрлица и ИП находят лазейку: при регистрации указывают основным видом экономической деятельности образование, а называют себя «ЧУП», «ООО» или «частное учебное унитарное предприятие». При этом реализуют образовательные программы.
Поэтому родителям, чтобы быть уверенными в своих вложениях, стоит убедиться в наличии аккредитации, изучить учредительные документы, посмотреть условия. Отмечу важность включения в эти вопросы местных исполнительных и распорядительных органов. Министерство образования регулирует все аспекты деятельности учреждений образования, следит за реализацией госполитики в этой сфере, но именно на местах должны контролировать выполнение требований, вовремя фиксировать и реагировать на проблемные моменты.
— Здесь у меня однозначный ответ: система образования решает слишком важные социально значимые государственные задачи. Относить эту деятельность к сфере бизнеса будет в корне неправильным. Ко всем, кто заявляет, что готов учить детей (отнюдь не важно, говорим о государственном или частном учреждении), должны предъявляться единые требования. Родители должны спать спокойно, не волнуясь за квалифицированность педагогических работников, качество образовательного процесса, его безопасности. Проект Закона «О лицензировании», который сейчас находится на рассмотрении, «отсечет» тех, кто преследует исключительно коммерческие цели в ущерб государству и личности. В процесс лицензирования будут вовлечены все частные учреждения образования — детские сады, школы, гимназии, дошкольные центры развития ребенка... Это позволит контролировать соблюдение стандартов образовательной деятельности, выполнение санитарных норм и правил, проверить готовность в части материально-технического, кадрового, учебно-методического обеспечения.
— Можно сказать, для частных учреждений это будет удар ниже пояса? Или же, наоборот, на рынке останутся самые сильные игроки?
— Лицензирование выступает гарантом законности и качества представляемых образовательных услуг.
azanovich@sb.by
Министр образования Андрей Иванец.
Деньги не равно знания
— Сегодня действует заявительный принцип регистрации частных учреждений образования — оформить удостоверение можно буквально за один день. А вот чтобы получить госаккредитацию, нужно выполнить внушительный список требований. И что мы видим? Некоторые частники делать этого не хотят и просто отправляют своих учеников для сдачи итоговой аттестации в государственные учреждения.— В Едином госрегистре юридических лиц и индивидуальных предпринимателей числится почти полсотни таких организаций.
Вид деятельности у 35 — общее среднее образование, у 14 — дошкольное. А госаккредитацию, которая дает право выдавать выпускникам документы об образовании (свидетельства, аттестаты), успешно прошли лишь 13.К ним у нас нет никаких вопросов. Педагогический состав, организация, учебно-программная документация — все параметры соответствуют требованиям. Люди настроены на серьезную работу. Однако нас настораживают те учреждения, которые обучают, но не имеют государственной аккредитации. Напрашивается вопрос: почему они не хотят проходить данную процедуру и выпускают учеников в виде «полуфабрикатов»? Мы должны наладить аттестацию этих учащихся на предмет соответствия усвоенной образовательной программы и госстандарту. Будем эту работу усиливать, но не для того, чтобы кого-то в чем-то уличить, а чтобы понимать уровень знаний. С сентября 2022‑го все учреждения образования, включая частные, будут обязаны проходить государственную аккредитацию на первом году создания (или изменения вида), не дожидаясь первого выпуска.
— В одной из частных школ мне назвали сумму за год обучения в размере 16,5 тысячи рублей. Для сравнения: в БГУ стоимость на специальность «коммуникативный дизайн», куда в 2022‑м претендовало более десяти человек на место, равна 5445. Могут ли родители быть уверены, что такие внушительные траты соответствуют результату?
— Важно, чтобы родители шли не на красивую рекламу в соцсетях, а задавали конкретные вопросы. В каком объеме выполняется учебный план, какая квалификация учителей, организовано ли питание, оказание медицинской помощи? К сожалению, есть случаи, когда частные школы или детские сады размещаются в квартирах, коттеджах и даже объектах торговли и промышленности. А кто-то умудряется учить детей онлайн, а потом на последнюю четверть пытается перевести их в госшколу для получения аттестата.
Находясь вне лицензионного регулирования, отдельные юрлица и ИП находят лазейку: при регистрации указывают основным видом экономической деятельности образование, а называют себя «ЧУП», «ООО» или «частное учебное унитарное предприятие». При этом реализуют образовательные программы.
Поэтому родителям, чтобы быть уверенными в своих вложениях, стоит убедиться в наличии аккредитации, изучить учредительные документы, посмотреть условия. Отмечу важность включения в эти вопросы местных исполнительных и распорядительных органов. Министерство образования регулирует все аспекты деятельности учреждений образования, следит за реализацией госполитики в этой сфере, но именно на местах должны контролировать выполнение требований, вовремя фиксировать и реагировать на проблемные моменты.
Принципы воспитания
— Интересная получается ситуация: частники сегодня находятся вне лицензионного регулирования, проходят аккредитацию по желанию, но при этом обвиняют государство в излишнем контроле и сетуют, что эта сфера бизнеса развита крайне слабо.— Здесь у меня однозначный ответ: система образования решает слишком важные социально значимые государственные задачи. Относить эту деятельность к сфере бизнеса будет в корне неправильным. Ко всем, кто заявляет, что готов учить детей (отнюдь не важно, говорим о государственном или частном учреждении), должны предъявляться единые требования. Родители должны спать спокойно, не волнуясь за квалифицированность педагогических работников, качество образовательного процесса, его безопасности. Проект Закона «О лицензировании», который сейчас находится на рассмотрении, «отсечет» тех, кто преследует исключительно коммерческие цели в ущерб государству и личности. В процесс лицензирования будут вовлечены все частные учреждения образования — детские сады, школы, гимназии, дошкольные центры развития ребенка... Это позволит контролировать соблюдение стандартов образовательной деятельности, выполнение санитарных норм и правил, проверить готовность в части материально-технического, кадрового, учебно-методического обеспечения.
Предполагается приостановление или даже прекращение лицензии, если учреждение не пройдет государственную аккредитацию. Таким образом, будут взаимосвязаны две основополагающие процедуры: лицензирование (дает право на осуществление деятельности) и госаккредитация (разрешает выдачу выпускникам документов об образовании).Проект планируют рассмотреть во втором чтении на осенней сессии, после вступления закона в силу уже не получится по заявительному принципу осуществлять образовательную деятельность.
— Можно сказать, для частных учреждений это будет удар ниже пояса? Или же, наоборот, на рынке останутся самые сильные игроки?
— Лицензирование выступает гарантом законности и качества представляемых образовательных услуг.
Уверен, это станет эффективным дисциплинирующим фактором, который будет мотивировать руководство создавать достойные условия для своих учащихся, воспитывать молодежь на принципах государственной идеологии.Не исключаю, что те частные учреждения, которые преследуют финансовые цели и не смогут соответствовать требованиям законодательства, уйдут. Жалеть об этом не стоит. Нельзя допускать к образовательной деятельности тех, кто не готов к этому и не осознает ответственности.
azanovich@sb.by