Не бумажная это работа
17.07.2013
Что сдерживает полноценную информатизацию белорусского общества?
Кто знает, как сложилась бы творческая судьба советских сатириков, если бы не бюрократия, приобретшая в те времена особый размах. Она стала одной из главных тем многих известных произведений, благодаря которым мы знаем, чего стоило рядовому гражданину хождение по кабинетам чиновников. Сегодня многие административные процедуры значительно упростились. Электронные очереди, службы «одного окна», онлайн-консультации — какие только сервисы не стали реальными благодаря информа-ционным технологиям.
В Грузии, например, можно через Интернет зарегистрировать собственный бизнес и сразу же, не отходя от компьютера, открыть счет в банке. А необходимую справку распечатать не только дома, но и на принтере, установленном на одной из станций столичного метро. В этой стране даже есть специальное кафе (правда, пока только одно), где вместе с чашкой кофе вам подадут выписку из реестра и запишут все на один счет. О том, как в Грузии за несколько лет было создано электронное общество, которое считается одним из самых продвинутых, рассказали представители Национального агентства государственных регистров этой страны на круглом столе в Минске. Это мероприятие прошло в рамках совместного белорусско-шведского проекта «Поддержка развития дополнительных функций системы управления недвижимостью в Республике Беларусь» на базе На-ционального кадастрового агентства Госкомимущества.
По словам начальника IT-департамента Национального агентства государственных регистров Грузии Шота Чачхунашвили, экономический эффект от автоматизации административных процедур оценивается в целом примерно в $ 200 млн. При этом главная цель, которая изначально преследовалась, — упростить жизнь рядовых граждан. Насколько это получилось, можно судить по рейтингу «Doing business-2012» Всемирного банка, в котором Грузия заняла 1-е место по простоте регистрации собственности. Один из дополнительных эффектов — борьба с коррупцией, ведь компьютер не откажет в выдаче справки, требуя взятку. Результат — 2-е место Грузии в рейтинге ООН в категории «Предупреждение и борьба с коррупцией». Но самое ценное, безусловно, — отзывы пользователей о предлагаемых услугах и сервисах, а они в основном положительные.
Настроение белорусских участников круглого стола сводилось примерно к следующему: опыт Грузии впечатляет, но и мы в состоянии этого добиться. Что же мешает? Как рассказал заместитель директора Белорусского института системного анализа и информационного обеспечения научно-технической сферы Александр Корженевский, в Беларуси тоже в свое время была разработана аналогичная система. Она получила высокую оценку международных экспертов, однако, по сути, так и не была внедрена. Как объяснил эксперт, причина в том, что органы госуправления, которые владели базовыми ресурсами, вовсе не горели желанием интегрировать свою информацию в единую систему. Но не только в этом дело. «Когда мы говорим о закрытости государственных информационных ресурсов, это связано не только с психологическим настроем их владельцев, но и с качеством информации, которая там находится. С тем количеством проблем, которые начинаются, когда открываешь доступ», — считает генеральный директор Национального кадастрового агентства Госкомимущества Андрей Филипенко.
Кстати, по простоте регистрации собственности Беларусь занимает в рейтинге «Doing business» весьма почетное 3-е место. «Я считаю, что и Госкомимущества, и система организаций по госрегистрации в достаточной степени готовы к электронному взаимодействию с бизнесом, гражданами и другими госорганами, — подчеркнул Андрей Филипенко. — И мы демонстрируем определенные успехи». Специалист рассказал, что при создании центральной базы единого регистра недвижимого имущества был создан сервис, благодаря которому любое лицо, заключившее договор, имеет право получить сведения об объекте (кому принадлежит, есть ли ограничения в виде ипотеки или ареста и т.п.). За прошлый год в базе данных было обработано около 6 млн. электронных запросов. «Мы 10 лет работаем над целостностью регистра, и сейчас она достаточная для предоставления услуг в электронном виде, — добавил гендиректор Национального кадастрового агентства. — Мне кажется, в других госорганах должны понять, что надо делать шаги к доступности регистров. Они не могут быть идеальными, но могут быть достаточными».
Безусловно, все перемены происходят только в том случае, если для этого имеются соответствующие ресурсы. В частности, необходимо привлекать IT-специалистов, работа которых недешевая. Другой сдерживающий момент — это возможные риски, которые берет на себя руководитель, принимая решение вкладывать в информационные технологии, поскольку проект может оказаться неуспешным. «Но если ничего не делать, то тогда точно все будет деградировать», — поясняет Андрей Филипенко. Откуда брать ресурсы? Все организации по госрегистрации в Беларуси являются республиканскими унитарными предприятиями: оказывая услуги, они получают выручку, за счет которой могут работать. Правда, цены на услуги контролируются государством, а выручка должна использоваться только по целевому назначению. В целом такая система позволяет развивать различные виды электронных услуг.
У государства нет достаточных средств, чтобы финансировать работы по информатизации общества. «Выход — развивать государственно-частное партнерство. Это подтверждает и опыт грузинских коллег, которым дали возможность самофинансирования. Думаю, и у нас можно найти инвесторов», — считает председатель совета научно-технологической ассоциации «Инфопарк» Владимир Анищенко. Второй весьма важный момент — внедрение системы единой идентификации юридических и физических лиц в рамках государственной системы управления открытыми ключами, добавляет эксперт. Кстати, в Грузии эту проблему решили, обеспечив всех граждан удостоверениями личности со встроенным чипом. А в Эстонии, где уровень информатизации общества достаточно высок, идентификационным документом стала банковская карта — эту инициативу выдвинули и поддержали финансовые учреждения. Кроме того, белорусские эксперты говорят о необходимости включить в бюджет отдельную статью по информатизации госорганов, что сделано, например, в России. Этот вопрос неоднократно обсуждался, но решения по нему не принято.
Во время круглого стола грузинские коллеги посоветовали белорусам смелее внедрять элементы информационного общества, изучая наиболее успешные практики и применяя их опыт. «Мы поняли, что надо начинать с малого и опираться на показательные результаты, — заметил Шота Чачхунашвили. — А бизнес только поддержит эти начинания». Кроме того, не стоит сразу бежать к программистам: сначала — упрощение административных процедур, затем — автоматизация. И, наконец, конечная цель — это удобство для конечных пользователей.