О месте районных гостиниц в индустрии гостеприимства
21.02.2019 08:21:37
Александр НЕСТЕРОВ
Когда у нас в очередной раз заходит разговор о совершенствовании сферы гостеприимства, речь идет почему‑то в первую очередь о столице и областных центрах. Да, гости по безвизу прибывают к нам в основном через Национальный аэропорт «Минск». В Гродненской и Брестской областях также есть территории с безвизовым режимом. А что же небольшие гостиницы в райцентрах? Поездки по стране далеко не всегда бывают многодневными, а рассчитывать на сверхприбыли от командированных не приходится. Вот и вынуждены были в свое время многие местные отели пойти на сокращение персонала и сдачу помещений в аренду. Впрочем, уже в ближайшие пару лет ситуация может измениться в лучшую сторону. Что для этого надо?
Возрождение гостиниц в райцентрах, по идее, должно стать одним из символов активизации въездного и внутреннего туризма, результатом реализации местных инициатив в рамках Года малой родины. Отрадно, что о массовом закрытии гостиниц речи никогда не шло и не идет. Но за счет чего порой они выживают? Свежий пример — командировка в один из райцентров Гомельской области (не будем называть город, чтобы не обижать гостеприимных хозяев). Местной двухэтажной гостиницей заправляет коммерческая организация. Здесь явно умеют считать деньги: за последние несколько лет арендаторам был отдан весь нижний уровень, включая помещение местного бара, а сотрудник ныне пустующей стойки ресепшен принимает гостей на втором этаже. Заселяет по предварительному звонку (!) и рекомендует решать с персоналом все организационные вопросы до 21.00. Позже открывать входную дверь гостиницы придется самостоятельно — ключ прилагается в дополнение к ключу от номера.
Кто‑то назовет подобное отношение к постояльцам странным. Кто‑то посчитает такой сервис на доверии свежим трендом в жизни небольших отельных объектов. А кто‑то — вынужденной оптимизацией. Увы, для туристов в отличие от командированных подобный вариант ночлега приемлем разве что при очень низких ценах. Вот гостиницы и держат этот уровень всеми доступными способами. Не закрываются и даже по мере возможности обновляют интерьеры номеров.
Печально то, что массовый турист сегодня не хочет заселяться как в чрезмерно дорогие гостиницы, так и в самые дешевые — эту тенденцию напомнил недавно председатель правления Республиканского союза туристической индустрии Филипп Гулый. А заместитель директора Департамента по туризму Минспорта и туризма Виталий Грицевич добавил: отельерам выгодна загрузка номерного фонда не выше 70%, в противном случае придется выводить дополнительный персонал. Но и простаивающие неделями номера тоже не в радость. Опыт соседних стран показывает: сделать заполняемость гостиниц регулярной и прогнозируемой можно лишь тогда, когда специалисты на местах владеют объективной информацией о плотности и содержании турпотока, умеют формировать и направлять его, организуя фестивали и прочие точки притяжения публики, продвигая местные маршруты для путешественников, развивая экотуризм.
Организация событий различного масштаба (ивент‑индустрия) для Беларуси последнее время — не только яркая идея, но и достаточно интересная сфера деятельности. Важная оговорка: ее развитие невозможно без создания правильной инфраструктуры и консолидации сферы гостеприимства, выработки единой системы стандартизации и сертификации услуг, эффективного сотрудничества с зарубежными коллегами и партнерами. Первый международный ивент‑форум, который пройдет в Минске 21 — 22 февраля, должен стать важной деловой площадкой для выработки взаимовыгодной программы действий в этой сфере. Для гостиниц в глубинке это хороший шанс напомнить о себе и предложить свои услуги в сфере событийного маркетинга. И отличная возможность обзавестись новыми и, главное, постоянными клиентами.
nesterov@sb.by
Возрождение гостиниц в райцентрах, по идее, должно стать одним из символов активизации въездного и внутреннего туризма, результатом реализации местных инициатив в рамках Года малой родины. Отрадно, что о массовом закрытии гостиниц речи никогда не шло и не идет. Но за счет чего порой они выживают? Свежий пример — командировка в один из райцентров Гомельской области (не будем называть город, чтобы не обижать гостеприимных хозяев). Местной двухэтажной гостиницей заправляет коммерческая организация. Здесь явно умеют считать деньги: за последние несколько лет арендаторам был отдан весь нижний уровень, включая помещение местного бара, а сотрудник ныне пустующей стойки ресепшен принимает гостей на втором этаже. Заселяет по предварительному звонку (!) и рекомендует решать с персоналом все организационные вопросы до 21.00. Позже открывать входную дверь гостиницы придется самостоятельно — ключ прилагается в дополнение к ключу от номера.
Кто‑то назовет подобное отношение к постояльцам странным. Кто‑то посчитает такой сервис на доверии свежим трендом в жизни небольших отельных объектов. А кто‑то — вынужденной оптимизацией. Увы, для туристов в отличие от командированных подобный вариант ночлега приемлем разве что при очень низких ценах. Вот гостиницы и держат этот уровень всеми доступными способами. Не закрываются и даже по мере возможности обновляют интерьеры номеров.
Организация событий различного масштаба (ивент‑индустрия) для Беларуси последнее время — не только яркая идея, но и достаточно интересная сфера деятельности. Важная оговорка: ее развитие невозможно без создания правильной инфраструктуры и консолидации сферы гостеприимства, выработки единой системы стандартизации и сертификации услуг, эффективного сотрудничества с зарубежными коллегами и партнерами. Первый международный ивент‑форум, который пройдет в Минске 21 — 22 февраля, должен стать важной деловой площадкой для выработки взаимовыгодной программы действий в этой сфере. Для гостиниц в глубинке это хороший шанс напомнить о себе и предложить свои услуги в сфере событийного маркетинга. И отличная возможность обзавестись новыми и, главное, постоянными клиентами.
nesterov@sb.by