Президент обсудил с учеными проблемы и перспективы развития белорусской науки
07.04.2017 23:01:59
Прошедшая встреча Президента в Академии наук с учеными — из тех мероприятий, дух и атмосфера которых не менее важны, чем содержание. Это был обстоятельный разговор о нынешнем и будущем белорусской науки. Начиная его, Александр Лукашенко не скрывал, что в преддверии мероприятия тема изучалась тщательно и с разных сторон. Среди выводов немало критических. С другой стороны, и достижения наших ученых в последние годы очевидны. Такая полярность оценок требует вдумчивого изучения ситуации. Что и было сделано в течение шестичасового заинтересованного обмена мнениями.
Что ставилось в упрек корпусу ученых? Некоторые эксперты обращают внимание на инертность и громоздкость структуры научной сферы. Слабую ее управляемость. Указывают на недостаточную роль Академии наук в стратегическом планировании. Косвенным признаком недоработок может послужить и невысокий уровень наукоемкости валового внутреннего продукта.
Звучали вопросы о неравномерном распределении средств республиканского централизованного инновационного фонда. Поднималась тема отсутствия значимых, крупных государственных контрактов на закупку научно–технической и инновационной продукции. Складывается впечатление, что разработок мирового уровня действительно не так уж и много. Может, потому, что научно–технические и научно–исследовательские программы формируются иной раз формально? Отсюда и отставание в решении задач инновационного развития экономики. В некоторых оценках звучала и довольно давняя проблема внедрения научных разработок в практику. Дескать, все еще нет надежной и последовательной связи между идеями, их реализацией и производством. Говорили о ненужном соперничестве академической, вузовской и отраслевой науки...
Словом, при таком объемном перечне претензий в самом деле могло сложиться впечатление, что наша наука еще далеко не в полную силу работает на нужды реального сектора, социальной сферы, а значит, все еще не стала локомотивом экономического роста.
Однако есть и другая сторона. До начала разговора Александр Лукашенко больше часа знакомился с выставкой разработок белорусских ученых. Вспомнилось недавнее мероприятие, на котором Президенту были представлены работы, претендовавшие на присуждение Государственных премий. Нынешняя экспозиция очень убедительно показала, что только премиальными темами достижения нашей науки далеко не исчерпываются. Есть очень результативные разработки, которые уже нашли применение в самых разных отраслях. Впечатляет относительная оперативность выведения новой породы высокопродуктивных коров. Если раньше на такую работу требовалось не менее четверти века, то наши ученые смогли ее проделать за 15 лет. Большой шаг вперед сделала фармацевтика. Сегодня наши производители освоили выпуск крайне необходимых препаратов, например, противоопухолевых. Причем из собственных субстанций, а не закупаемых за рубежом. В итоге стоимость еще вчера неподъемно дорогих лекарств снизилась в разы.
Что ни стенд, то повод для гордости за наших людей науки. Их смелые замыслы, воплощенные в конкретные решения, успешно работают в электронике, энергетике, строительстве, транспортной сфере, оптической механике, логистике, в космических исследованиях, оборонной промышленности... Пожалуй, сегодня не найти сферы, которая бы не имела научного сопровождения. Иначе в современном мире, где конкуренция становится все жестче, удержаться на плаву просто не получится. А коль белорусские товары на внешних рынках котируются, получается, что и ученые в шапку не спят.
К слову, о связи науки и производства. К трибуне выходили министр промышленности Виталий Вовк, министр сельского хозяйства и продовольствия Леонид Заяц. Они прямо говорили, что без тесного сотрудничества с учеными успехи курируемых ими отраслей были бы гораздо скромнее. И в самом деле. Если сравнить урожайность наших полей сегодня и ту, что была 25 — 50 лет назад, — это небо и земля. Почему? И почва та же, и климат существенно не изменился. Все благодаря новым, рекомендованным наукой подходам к развитию традиционной для Беларуси отрасли экономики. Отсюда и приближение к 7 миллиардам долларов продуктового экспорта, о чем еще два десятка лет назад мы и мечтать не смели. Уже бы и превысили эту планку, если бы не лихорадка мировых рынков в последние годы.
Не сетует на отсутствие взаимопонимания с производителями и председатель президиума Академии наук Владимир Гусаков. Президентом он наделен полномочиями продвигать идеи к реализации в реальном секторе. Если руководитель НАН поручился за какую–то разработку, он за это несет ответственность, и отказать ему никто не вправе. Эта схема работает вполне успешно.
Закономерно возникает вопрос: откуда же тогда такая полярность оценок? И в ходе разговора отчетливо обозначилось, что здесь нельзя прибегать лишь к контрастным краскам. Наука — живой организм. Сама Академия наук эволюционировала, без преувеличения, в солидную научно–практическую корпорацию. Но при всех своих достижениях и сами ученые недостатков не скрывают, говорили о проблемах прямо, понимая, что их решение позволит подняться в развитии еще выше. Президент эти замечания брал на карандаш. Где есть насущная необходимость, государство, как всегда, плечо подставит. Необходимо подумать над системой материальной мотивации молодых ученых, над решением их жилищных проблем. Обращают на себя внимание и предложения по повышению эффективности вузовской науки. С конкретными инициативами на этот счет выступил ректор Белорусского государственного экономического университета Владимир Шимов.
Конструктивных предложений в ходе шестичасового разговора прозвучало много. Даже их простое перечисление заняло бы, пожалуй, не одну газетную полосу. Ни одно из них без внимания не останется. При таком объеме информации Президент решил не подводить конкретных итогов встречи сразу по ее завершении. Содержание мероприятия требует тщательного осмысления. Этим будут заниматься и люди науки, и Правительство, и Администрация Президента до сентября. Тогда, пообещал Александр Лукашенко, он выступит, скорее всего, перед еще более широкой аудиторией с обращением к белорусским ученым. Очевидно главное: государство глубоко заинтересовано в их плодотворной деятельности. Об ожиданиях и стимулировании интеллектуального труда и пойдет речь в этом программном послании. Это будет знаковым мероприятием не только для Года науки, но и для развития работы ученых на годы вперед.
Во время встречи с Президентом участники интересовались перспективами белорусско–российских отношений. Александр Лукашенко рассказал о некоторых деталях недавних переговоров с Владимиром Путиным:
— Нам удалось добиться тех результатов и прийти к той цели, которую мы изначально для себя обозначили. Это был некий компромисс, но для нас очень выгодный.
Спорные вопросы в белорусско–российских отношениях, по словам Президента, начали возникать из–за разных подходов к цене на природный газ.
— Цена природного газа не котируется на международных рынках, как нефть. Природный газ по своей цене всегда привязывался к нефти. Падает цена на нефть — падает цена на природный газ. По той формуле, по которой мы работали с россиянами, мы должны были платить до 100 долларов за тысячу кубометров газа, — пояснил Александр Лукашенко. Однако российская сторона решила увеличить стоимость до 130 долларов, аргументируя это тем, что Беларусь будет все равно платить минимальную ставку в сравнении с мировыми расценками.
— Такой цены в мире нет — это действительно правда. Но правда ведь и в том, что мы в Союзном государстве, у нас один рынок, мы должны иметь равные условия для людей, субъектов хозяйствования. Как могут наши теплицы, получая природный газ за 150 — 170 долларов, конкурировать с их теплицами, которые за 40 – 60 долларов живут, — привел пример Президент.
По его словам, Владимир Путин ответил, что не желает ухудшения экономической ситуации в Беларуси, которая для России является главным союзником. Стороны пошли на компромисс и договорились о компенсации за счет реэкспорта нефти. В течение ближайших лет денежные средства перетаможки 6 млн т нефти ежегодно будут поступать в бюджет Беларуси. В нынешнем году это будет около полумиллиарда долларов.
Стороны сняли еще один финансовый вопрос. Беларусь в соответствии с заключенными ранее договоренностями должна была поставлять на российский рынок около 1 млн т бензина, ежегодно теряя на этом 150 млн долларов. «Сейчас договорились, мы этот бензин поставлять не будем», — сказал Президент. Также было решено, что цена на газ будет формироваться в российских рублях.
Обсуждались и поставки белорусской продукции на российский рынок. Александр Лукашенко подчеркнул, что для нее вводились несправедливые запреты.
— Ладно, вы обнаружили на каком–то предприятии какую–то «заразу». Зачем вы всю Минскую область закрыли? Путин говорит: «Не может быть». Пообещал разобраться. Мы эти все схемы вычленили. Будем сейчас разбираться вместе.
Экономическая сфера была не главной темой переговоров. Основное внимание стороны сосредоточили на обороне своих рубежей. «Сейчас очень серьезная обстановка на западном театре военных действий», — пояснил Александр Лукашенко. Фактически во время переговоров в Санкт–Петербурге случился теракт, поэтому Президенты подошли к обсуждению вопросов безопасности очень серьезно, договорившись предпринимать совместные меры в этом направлении:
— В Бишкеке мы продолжим этот разговор. И на Высшем Госсовете тоже, особенно в свете предстоящих учений «Запад–2017». Я хочу подвигнуть их к тому, чтобы все–таки оказывали поддержку по перевооружению белорусской армии. Притом перевооружению или за их счет, или за малую цену.
Как сообщил Александр Лукашенко, Совет Безопасности Беларуси определил, в каком вооружении нуждается армия. Об этом был проинформирован В.Путин. Президенты договорились разрешить эти вопросы.
Что ставилось в упрек корпусу ученых? Некоторые эксперты обращают внимание на инертность и громоздкость структуры научной сферы. Слабую ее управляемость. Указывают на недостаточную роль Академии наук в стратегическом планировании. Косвенным признаком недоработок может послужить и невысокий уровень наукоемкости валового внутреннего продукта.
Звучали вопросы о неравномерном распределении средств республиканского централизованного инновационного фонда. Поднималась тема отсутствия значимых, крупных государственных контрактов на закупку научно–технической и инновационной продукции. Складывается впечатление, что разработок мирового уровня действительно не так уж и много. Может, потому, что научно–технические и научно–исследовательские программы формируются иной раз формально? Отсюда и отставание в решении задач инновационного развития экономики. В некоторых оценках звучала и довольно давняя проблема внедрения научных разработок в практику. Дескать, все еще нет надежной и последовательной связи между идеями, их реализацией и производством. Говорили о ненужном соперничестве академической, вузовской и отраслевой науки...
Словом, при таком объемном перечне претензий в самом деле могло сложиться впечатление, что наша наука еще далеко не в полную силу работает на нужды реального сектора, социальной сферы, а значит, все еще не стала локомотивом экономического роста.
Однако есть и другая сторона. До начала разговора Александр Лукашенко больше часа знакомился с выставкой разработок белорусских ученых. Вспомнилось недавнее мероприятие, на котором Президенту были представлены работы, претендовавшие на присуждение Государственных премий. Нынешняя экспозиция очень убедительно показала, что только премиальными темами достижения нашей науки далеко не исчерпываются. Есть очень результативные разработки, которые уже нашли применение в самых разных отраслях. Впечатляет относительная оперативность выведения новой породы высокопродуктивных коров. Если раньше на такую работу требовалось не менее четверти века, то наши ученые смогли ее проделать за 15 лет. Большой шаг вперед сделала фармацевтика. Сегодня наши производители освоили выпуск крайне необходимых препаратов, например, противоопухолевых. Причем из собственных субстанций, а не закупаемых за рубежом. В итоге стоимость еще вчера неподъемно дорогих лекарств снизилась в разы.
Что ни стенд, то повод для гордости за наших людей науки. Их смелые замыслы, воплощенные в конкретные решения, успешно работают в электронике, энергетике, строительстве, транспортной сфере, оптической механике, логистике, в космических исследованиях, оборонной промышленности... Пожалуй, сегодня не найти сферы, которая бы не имела научного сопровождения. Иначе в современном мире, где конкуренция становится все жестче, удержаться на плаву просто не получится. А коль белорусские товары на внешних рынках котируются, получается, что и ученые в шапку не спят.
К слову, о связи науки и производства. К трибуне выходили министр промышленности Виталий Вовк, министр сельского хозяйства и продовольствия Леонид Заяц. Они прямо говорили, что без тесного сотрудничества с учеными успехи курируемых ими отраслей были бы гораздо скромнее. И в самом деле. Если сравнить урожайность наших полей сегодня и ту, что была 25 — 50 лет назад, — это небо и земля. Почему? И почва та же, и климат существенно не изменился. Все благодаря новым, рекомендованным наукой подходам к развитию традиционной для Беларуси отрасли экономики. Отсюда и приближение к 7 миллиардам долларов продуктового экспорта, о чем еще два десятка лет назад мы и мечтать не смели. Уже бы и превысили эту планку, если бы не лихорадка мировых рынков в последние годы.
Не сетует на отсутствие взаимопонимания с производителями и председатель президиума Академии наук Владимир Гусаков. Президентом он наделен полномочиями продвигать идеи к реализации в реальном секторе. Если руководитель НАН поручился за какую–то разработку, он за это несет ответственность, и отказать ему никто не вправе. Эта схема работает вполне успешно.
Закономерно возникает вопрос: откуда же тогда такая полярность оценок? И в ходе разговора отчетливо обозначилось, что здесь нельзя прибегать лишь к контрастным краскам. Наука — живой организм. Сама Академия наук эволюционировала, без преувеличения, в солидную научно–практическую корпорацию. Но при всех своих достижениях и сами ученые недостатков не скрывают, говорили о проблемах прямо, понимая, что их решение позволит подняться в развитии еще выше. Президент эти замечания брал на карандаш. Где есть насущная необходимость, государство, как всегда, плечо подставит. Необходимо подумать над системой материальной мотивации молодых ученых, над решением их жилищных проблем. Обращают на себя внимание и предложения по повышению эффективности вузовской науки. С конкретными инициативами на этот счет выступил ректор Белорусского государственного экономического университета Владимир Шимов.
Конструктивных предложений в ходе шестичасового разговора прозвучало много. Даже их простое перечисление заняло бы, пожалуй, не одну газетную полосу. Ни одно из них без внимания не останется. При таком объеме информации Президент решил не подводить конкретных итогов встречи сразу по ее завершении. Содержание мероприятия требует тщательного осмысления. Этим будут заниматься и люди науки, и Правительство, и Администрация Президента до сентября. Тогда, пообещал Александр Лукашенко, он выступит, скорее всего, перед еще более широкой аудиторией с обращением к белорусским ученым. Очевидно главное: государство глубоко заинтересовано в их плодотворной деятельности. Об ожиданиях и стимулировании интеллектуального труда и пойдет речь в этом программном послании. Это будет знаковым мероприятием не только для Года науки, но и для развития работы ученых на годы вперед.
По поводу
Во время встречи с Президентом участники интересовались перспективами белорусско–российских отношений. Александр Лукашенко рассказал о некоторых деталях недавних переговоров с Владимиром Путиным:
— Нам удалось добиться тех результатов и прийти к той цели, которую мы изначально для себя обозначили. Это был некий компромисс, но для нас очень выгодный.
Спорные вопросы в белорусско–российских отношениях, по словам Президента, начали возникать из–за разных подходов к цене на природный газ.
— Цена природного газа не котируется на международных рынках, как нефть. Природный газ по своей цене всегда привязывался к нефти. Падает цена на нефть — падает цена на природный газ. По той формуле, по которой мы работали с россиянами, мы должны были платить до 100 долларов за тысячу кубометров газа, — пояснил Александр Лукашенко. Однако российская сторона решила увеличить стоимость до 130 долларов, аргументируя это тем, что Беларусь будет все равно платить минимальную ставку в сравнении с мировыми расценками.
— Такой цены в мире нет — это действительно правда. Но правда ведь и в том, что мы в Союзном государстве, у нас один рынок, мы должны иметь равные условия для людей, субъектов хозяйствования. Как могут наши теплицы, получая природный газ за 150 — 170 долларов, конкурировать с их теплицами, которые за 40 – 60 долларов живут, — привел пример Президент.
По его словам, Владимир Путин ответил, что не желает ухудшения экономической ситуации в Беларуси, которая для России является главным союзником. Стороны пошли на компромисс и договорились о компенсации за счет реэкспорта нефти. В течение ближайших лет денежные средства перетаможки 6 млн т нефти ежегодно будут поступать в бюджет Беларуси. В нынешнем году это будет около полумиллиарда долларов.
Стороны сняли еще один финансовый вопрос. Беларусь в соответствии с заключенными ранее договоренностями должна была поставлять на российский рынок около 1 млн т бензина, ежегодно теряя на этом 150 млн долларов. «Сейчас договорились, мы этот бензин поставлять не будем», — сказал Президент. Также было решено, что цена на газ будет формироваться в российских рублях.
Обсуждались и поставки белорусской продукции на российский рынок. Александр Лукашенко подчеркнул, что для нее вводились несправедливые запреты.
— Ладно, вы обнаружили на каком–то предприятии какую–то «заразу». Зачем вы всю Минскую область закрыли? Путин говорит: «Не может быть». Пообещал разобраться. Мы эти все схемы вычленили. Будем сейчас разбираться вместе.
Экономическая сфера была не главной темой переговоров. Основное внимание стороны сосредоточили на обороне своих рубежей. «Сейчас очень серьезная обстановка на западном театре военных действий», — пояснил Александр Лукашенко. Фактически во время переговоров в Санкт–Петербурге случился теракт, поэтому Президенты подошли к обсуждению вопросов безопасности очень серьезно, договорившись предпринимать совместные меры в этом направлении:
— В Бишкеке мы продолжим этот разговор. И на Высшем Госсовете тоже, особенно в свете предстоящих учений «Запад–2017». Я хочу подвигнуть их к тому, чтобы все–таки оказывали поддержку по перевооружению белорусской армии. Притом перевооружению или за их счет, или за малую цену.
Как сообщил Александр Лукашенко, Совет Безопасности Беларуси определил, в каком вооружении нуждается армия. Об этом был проинформирован В.Путин. Президенты договорились разрешить эти вопросы.
Фото БЕЛТА