Раввин Григорий Абрамович — чем знаменита Воложинская иешива
02.11.2024 22:52:00
Двести лет назад, в 1824 году, по неизвестным причинам была закрыта знаменитая Воложинская иешива. Возглавлял ее тогда раввин Ицхак, сын раввина Хаима Воложинера, основавшего эту иешиву в самом начале XIX века. За два десятка лет удалось выработать свою систему преподавания еврейских дисциплин, были подобраны лучшие учителя, заведение считалось престижным, а студентов даже поощряли еженедельной стипендией… Тем не менее иешива была закрыта. Понадобилось немало сил, чтобы распахнуть ее двери вновь.
Впрочем, в дальнейшем одна из самых знаменитых иешив на территории Беларуси закрывалась еще не раз. Но слава этого места не угасала: учебное заведение подарило миру много талантливых выпускников — от раввинов и писателей до высококвалифицированных специалистов и представителей бизнеса, которые позже разъезжались по всему миру. В период расцвета в Воложинской иешиве учились более четырех сотен учеников со всей Российской империи.
Впрочем, это было не совсем обычное учебное заведение, дававшее очень широкий спектр знаний. Занятия начинались в восемь утра и порой заканчивались к полуночи, а то и позже. При этом в расписании не всегда находилось место для базовых предметов вроде русского языка или арифметики, что и послужило поводом для очередного закрытия иешивы в 1892 году. Руководство учебного заведения и местные власти пытались найти компромиссы, но, к сожалению, так и не смогли договориться. Воложинская иешива, давшая путь другим еврейским институтам, в частности знаменитым иешивам в Мире и Радуни, была официально закрыта. Хотя формально обучение здесь продолжалось вплоть до начала Великой Отечественной войны, когда в город пришли немецко-фашистские оккупанты и уничтожили еврейское население.
Вклад Воложинской иешивы в развитие еврейского образования огромен. Ее до сих пор называют матерью иешив. Поэтому весьма ценно, что на этой неделе ее здание открывает свои двери после масштабной реставрации, осуществленной за счет государства. Воложинская иешива в наши дни станет своеобразным напоминанием о важности сохранения славных страниц истории. Кроме того, это замечательный объект архитектурного наследия, который будет привлекать туристов, в том числе зарубежных.
В период проведения работ мне повезло пообщаться с председателем Минского областного исполнительного комитета Александром Турчиным и научным руководителем реконструкции Игорем Духаном. Я обратил внимание на искреннее желание сохранить историю. Это здание — яркое наследие как нашей страны, так и мировой культуры. Сохраняя традиционный облик, его постарались сделать современным, а это очень непросто. На входе стоят скульптуры раввина и поэта. Находишься между ними и осознаешь: среди раввинов были поэты и среди поэтов — мудрецы Торы. Это не противоположности, а лишь части единого комплекса.
Старания и труд тех, благодаря кому в этом здании смогут побывать многие люди, обязательно будут оценены нашими современниками и потомками. Ведь историческое наследие — это назидание и гордость. Важно, что открытие Воложинской иешивы как музея состоялось при внесении Свитка Торы в место его хранения Арон а-кодеш. Присутствующие при этом испытали ощущение возращения святости и уважения к знаниям, которые царили здесь долгие годы. Да, мы не те, кто жил в XIX веке, и часто свободное время посвящаем не учебе, а гаджетам. Однако мы их потомки, и от нас зависит сохранение истории такой, какой она была на самом деле. Пусть Всевышний даст нам благословение и силы совершить это.
Раввин Григорий АБРАМОВИЧ
Впрочем, в дальнейшем одна из самых знаменитых иешив на территории Беларуси закрывалась еще не раз. Но слава этого места не угасала: учебное заведение подарило миру много талантливых выпускников — от раввинов и писателей до высококвалифицированных специалистов и представителей бизнеса, которые позже разъезжались по всему миру. В период расцвета в Воложинской иешиве учились более четырех сотен учеников со всей Российской империи.
Впрочем, это было не совсем обычное учебное заведение, дававшее очень широкий спектр знаний. Занятия начинались в восемь утра и порой заканчивались к полуночи, а то и позже. При этом в расписании не всегда находилось место для базовых предметов вроде русского языка или арифметики, что и послужило поводом для очередного закрытия иешивы в 1892 году. Руководство учебного заведения и местные власти пытались найти компромиссы, но, к сожалению, так и не смогли договориться. Воложинская иешива, давшая путь другим еврейским институтам, в частности знаменитым иешивам в Мире и Радуни, была официально закрыта. Хотя формально обучение здесь продолжалось вплоть до начала Великой Отечественной войны, когда в город пришли немецко-фашистские оккупанты и уничтожили еврейское население.
Вклад Воложинской иешивы в развитие еврейского образования огромен. Ее до сих пор называют матерью иешив. Поэтому весьма ценно, что на этой неделе ее здание открывает свои двери после масштабной реставрации, осуществленной за счет государства. Воложинская иешива в наши дни станет своеобразным напоминанием о важности сохранения славных страниц истории. Кроме того, это замечательный объект архитектурного наследия, который будет привлекать туристов, в том числе зарубежных.
В период проведения работ мне повезло пообщаться с председателем Минского областного исполнительного комитета Александром Турчиным и научным руководителем реконструкции Игорем Духаном. Я обратил внимание на искреннее желание сохранить историю. Это здание — яркое наследие как нашей страны, так и мировой культуры. Сохраняя традиционный облик, его постарались сделать современным, а это очень непросто. На входе стоят скульптуры раввина и поэта. Находишься между ними и осознаешь: среди раввинов были поэты и среди поэтов — мудрецы Торы. Это не противоположности, а лишь части единого комплекса.
Старания и труд тех, благодаря кому в этом здании смогут побывать многие люди, обязательно будут оценены нашими современниками и потомками. Ведь историческое наследие — это назидание и гордость. Важно, что открытие Воложинской иешивы как музея состоялось при внесении Свитка Торы в место его хранения Арон а-кодеш. Присутствующие при этом испытали ощущение возращения святости и уважения к знаниям, которые царили здесь долгие годы. Да, мы не те, кто жил в XIX веке, и часто свободное время посвящаем не учебе, а гаджетам. Однако мы их потомки, и от нас зависит сохранение истории такой, какой она была на самом деле. Пусть Всевышний даст нам благословение и силы совершить это.
Раввин Григорий АБРАМОВИЧ