Романов о составляющих белорусской национальной идеи: это наш проект развития страны
17.12.2022 07:37:00
Юлия ДЕМЕШКО
К 75‑летию Республиканского государственно-общественного объединения «Белорусское общество «Знание» был приурочен лекционный марафон, который прошел в Академии управления при Президенте. С докладом о национальной идее Беларуси перед студентами выступил председатель РОО «Белая Русь», член Совета Республики Национального собрания, доктор философских наук, профессор Олег Романов. Тема не только актуальная, но и многомерная и прикладная, ведь именно национальная идея закладывает проект развития нашей страны. «СБ. Беларусь сегодня» собрала основные тезисы выступления ученого.
Для чего нужна национальная идея?
Поколение, к которому мы принадлежим, является свидетелем и участником драмы всемирного масштаба — изменения типа цивилизационного развития и способа человеческого жизнеустройства. Техногенно-потребительская цивилизация, победно шествовавшая по миру в течение последних четырех столетий, сегодня обнаружила свою историческую несостоятельность, породив ряд глобальных кризисов и обнажив пределы роста. Экологическая, демографическая, термоядерная и другие проблемы сегодня не только стали реалиями повседневной жизни, но и угрожают самому факту существования человеческого рода. Можно сказать, что вторая половина ХХ века прошла под знаком возрастающей угрозы уничтожения человечества в катастрофе глобальных потрясений.В этих условиях резко актуализировались духовные искания, направленные на поиск пути движения в будущее, который бы обеспечивал устойчивое развитие общества. Другими словами, сегодня любой народ нуждается в проекте своего развития. Он должен отвечать за изменения как самого народа, так и системы отношений с окружающим миром. Одним из способов построения такого проекта является национальная идея, которая в тех или иных формах присутствует в культуре большинства народов.
Для белорусов, равно как и для других народов на постсоветском пространстве, эта проблематика имеет особое значение.
Обретение независимости, необходимость строить государственность, культуру, развивать системообразующие социальные институты: образование, армию, церковь, семью — требуют надежных духовных оснований, четкого понимания своего места в мире.
В приграничье двух цивилизаций
Исторический путь белорусской нации, формирование системы ценностей и идеалов наших людей обусловлены тем обстоятельством, что она возникла на востоке Европы как европейская страна. А ее вхождение в мировую историю произошло в разгар противостояния церквей (католической западной и православной восточной. — Прим. ред.). Это обусловило отличие восточнославянской и европейской цивилизаций. В дальнейшем наше культурное и пространственное развитие шло по двум направлениям. Одно из них — в сторону Востока, что резко усиливало нашу особость в сравнении с Западом.В ходе своей эволюции восточнославянское социокультурное пространство, располагаясь между западной и восточной цивилизациями, формировалось под непосредственным воздействием каждой из них, находилось с ними в состоянии диалога. Отсюда восточные и западные черты в отечественной культуре, менталитете, духовности.Еще одно направление движения нашей цивилизации — это Запад. Наши земли неоднократно вовлекались в орбиту влияния Запада как идейно, так и посредством прямого включения в состав его государственных образований (Речи Посполитой, католических орденов. — Прим. ред.). В этой связи сохранение своей идентичности, своей веры и национального самосознания было вопросом сохранения себя в истории, сбережения себя как субъекта исторического творчества и культуры. Белорусский философ, уроженец Витебщины Николай Лосский, выделяя специфику белорусов в составе восточнославянской цивилизации, писал, что вся история народа была их борьбой за свою русскость.
Кроме того, формирование национальной идеи происходит не абстрактно, не в отрыве от мировых процессов и проблем, но в теснейшей связи с ними. Она является возможным ответом на внешние угрозы. Принципиальное условие выдвижения зрелого идейного проекта заключается в том, что Беларусь находится в составе восточнославянской цивилизации как ее неотъемлемая часть, а в ряде позиций — лидер современного цивилизационного строительства.
Белорусский ответ на внешние вызовы
Одной из наиболее значимых тем, в полной мере находящихся в проблемном поле белорусской идеи, является вопрос о выборе исторического пути восточных славян. Этот вопрос может быть конкретизирован следующим образом: приемлем ли для нас капиталистический путь развития? Ответ на него должен быть недвусмысленным и резко отрицательным. Отечественные мыслители отстаивали идею о недопустимости как политической, так и экономической эксплуатации, превращающей и отдельного человека, и целые социальные классы в вещь и средство для удовлетворения потребностей небольшой горстки владельцев капитала. Русские и белорусские философы видели огромную опасность буржуазной идеологии и практики устроения общества. Белорусский поэт и мыслитель Янка Купала в 30‑х годах прошлого века сказал: «Писал же я 25 лет о Белоруссии не помещицкой, не кулацкой, а о трудовой, батрацкой, призывая к борьбе за лучшее будущее, за освобождение из-под ига капитализма и царизма».Параметром национальной идеи Беларуси как ответа на глобальные вызовы должна стать ценность сильного государства. Восточные славяне в отличие от своих западных и южных собратьев смогли создать мощную государственность, способную выживать в крайне жесткой геополитической среде, постоянно осаждаемой со всех сторон Евразийского континента.Это плод выстраданного горького опыта: как только государство ослабевает, в тот же момент пробуждаются силы внутренней анархии и внешней агрессии, начинают бушевать амбиции местных князьков, готовых бесконечно делить и резать по живому единое евразийское пространство. Те, кто призывает к минимизации государства в наших условиях, не ведают, что творят (если, конечно, исключить возможность сознательного злого умысла).
Еще одно измерение национальной идеи Беларуси может быть связано с формулировкой ответов на вызовы в сфере стратегических ориентиров развития. Наш принципиальный тезис состоит в том, что идеология, основанная на безграничном росте материальных потребностей, привела в конце концов все человечество на грань глобальной катастрофы. Она абсолютно исчерпала себя к концу ХХ столетия. Иррационально высокие стандарты жизни стран «золотого миллиарда» поддерживаются сегодня за счет низкого уровня жизни остального мира. Эгоистическое потребительство техногенной цивилизации пришло в неразрешимое противоречие с возобновляемыми и невозобновляемыми ресурсами биосферы, а механизмы природного самовосстановления не справляются с потоками отходов человеческой жизнедеятельности.
Что в основе нашего идейного проекта?
Необходимо реабилитировать те культурные ценности и практики, которые были реализованы незападными культурами. Конечно, полный отказ от достижений современности невозможен. Требуется равноправный диалог принципов и идеалов разных культурных традиций, их продуктивный синтез. И в этом диалоге роль восточнославянской культуры может оказаться решающей.Наши народы, издавна находясь на границе Запада и Востока, сформировали удивительную способность синтезировать инокультурный опыт, создавать жизнеспособные формы общественного бытия и сознания, избегая крайностей.Отдельного внимания заслуживает особенность восточнославянской культуры, ее умение согласовывать и гармонизировать разнородные начала — этнические, культурные, социальные. Исторический опыт и Беларуси, и России являет миру чудо сохранения множества этносов, которые не были подавлены, вытеснены этносом-гегемоном. Парадокс Запада же состоит в том, что сформированный им принцип плюрализма применяется исключительно для домашнего пользования, практически не распространяясь на отношения с другими культурами и цивилизациями. В России и Беларуси принцип плюрализма является основой межэтнического и межкультурного взаимодействия. В эпоху глобальных трансформаций диалоговый архетип восточнославянской культуры — ее вселенская отзывчивость, презумпция ценности другого, способность к кооперации с носителями иных типов приобретает судьбоносное значение.
Но для того чтобы выступить в качестве ведущего субъекта глобальных трансформаций, восточнославянской цивилизации необходимо провести большую внутреннюю работу по решению комплекса собственных проблем, многие из которых ставят под вопрос перспективы ее дальнейшего развития.
Восточнославянская цивилизация сможет выполнить стоящую перед ней всемирно-историческую задачу лишь при условии сохранения своей идентичности. Ее модернизация и достижение краткосрочных и перспективных целей требует воплощения в жизнь ряда ценностей и их синтеза, объединения в четко осознаваемую и ясно выражаемую идеологию. К числу этих ценностей относятся социальная справедливость, всеобщая ответственность как доминанта общественной жизни, патриотизм, права личности в той мере, в которой они не подрывают и не ущемляют общих прав.Разумеется, для практической реализации указанных принципов необходимо создавать вполне конкретные формы политической и экономической интеграции восточнославянских народов. Это будет обеспечивать не только возможности духовного творчества, но и достойные условия жизни в глубоко противоречивом глобальном мире.