В Беларуси звание народный врач присваивалось лишь дважды
13.06.2014 22:35:03
Хотя для хорошего врача, наверное, нет лучшей награды, чем признание «вы доктор от бога!», почетных званий для него предусмотрено немало. «Врач года», «Заслуженный работник здравоохранения», «Заслуженный врач» — самых достойных регулярно чествуют под вспышки фотокамер в большом кругу коллег. Но ведь было в истории медицины звание, которое присваивалось всего 13 лет, — «Народный врач СССР». 20 декабря 1991 года главный врач Ошской областной больницы в Кыргызстане Виталий Сергеев стал последним кавалером этого посеребренного знака в виде щита с эмблемой медицины и позолоченной лавровой ветвью. Было и звание «Народный врач Беларуси» (кстати, не исключено, что в ближайшее время его возродят). И если в подробном списке Республиканского музея истории медицины перечисление заслуженных врачей занимает сотни страниц, то народных врачей всего двое. О них и рассказ в канун Дня медицинских работников.
Академик Игнатий Антонов: всегда номер 1
3 июля 1944–го — особая дата в его военной биографии. «Накануне был убит командир одного из танков, и мне было приказано временно исполнять его обязанности. Через день мы уже были в районе Зеленого Луга. В город ворвались стремительно. Первым в Минске в составе 25–й бригады был танк нашего взводного Николая Колычева, третьим — мой...» Его операция «Багратион» закончилась ранением и контузией в районе улицы Островского. Потом были еще бои за Кенигсберг, в Польше...
На войне Игнатий Петрович собственноручно спас 128 человек, а в мирной жизни — и не сосчитаешь. Он таки стал доктором, окончив институт с отличием, почти полстолетия проработал в НИИ неврологии, нейрохирургии и физиотерапии (ныне — РНПЦ неврологии и нейрохирургии), причем 36 лет директорствовал. 15 лет возглавлял Всесоюзную проблемную комиссию по заболеваниям периферической нервной системы, одним из самых актуальных для современного мира. Подготовил 24 доктора наук и 45 кандидатов — абсолютный, кстати, рекорд для белорусских ученых–медиков. Лечил Петра Машерова, Петруся Бровку, Людмилу Зыкину. А удостоверение «Народный врач Беларуси» у академика НАН Антонова — под номером 1.
Справка «СБ»
Почетное звание «Заслуженный работник здравоохранения БССР» учреждено 29 октября 1971 года и по 1993–й было присвоено 225 медикам. Пришедшее ему на смену звание «Заслуженный работник здравоохранения Республики Беларусь» получили 17 человек.
Белорусский профсоюз работников здравоохранения тоже утвердил два своих нагрудных знака. Так, с 2010 года 259 человек были отмечены «За заслугi ў развiццi галiновага прафсаюза». С 2011 года вручается нагрудный знак «Ветэран». Его получили уже 158 медиков.
Александр Скачко: личный вклад в большое дело
Он без труда поступил в Минский мединститут, потом получил распределение в Сновскую участковую больницу, где проработал пять лет главным врачом. Первые годы были очень трудными. Молодой доктор в буквальном смысле валился с ног: не хватало койко–мест, не было медикаментов, свирепствовали инфекции... Но ежедневная напряженная работа давала плоды. Сельская больничка была не только реконструирована и расширена до 50 коек, но и оснащена необходимым оборудованием. А грамотно организованная профилактическая работа покончила с туберкулезом и дифтерией, снизила более чем в два раза детскую смертность...
В феврале 1963 года Александр Викентьевич становится главврачом Несвижской районной больницы. И тоже оказывается на высоте. Это при нем коечный фонд вырос до 175 единиц (по тем временам очень много!), ушли в прошлое дифтерия и полиомиелит, резко снизилась заболеваемость коклюшем, туляремией, брюшным тифом... В новой пятилетке молодого и перспективного главного врача выдвигают на должность заместителя заведующего Минским областным отделом здравоохранения. Затем он возглавлял Минскую областную клинику, в разные годы — и взрослую, и детскую. А с декабря 1976 года — новое назначение: главврач только что открывшейся 9–й минской клинической больницы. По сути, он начал руководить ею еще во время строительства как человек принципиальный и привыкший все доводить до совершенства, каждый день обходя корпуса. А территория была немалая — более 10 га. В кабинете у него было два шкафа. В одном, как и положено доктору, — белый халат и шапочка, а во втором — телогрейка, резиновые сапоги, шапка–ушанка. Рабочий день главврача неизменно начинался с планерок у строителей. Однажды охранник на стройплощадке даже не признал Александра Викентьевича в рабочей одежде, вызвал подкрепление, чтобы «задержать неизвестного».
Одним из первых доктор Скачко поставил вопрос об острой потребности в кадрах, умеющих работать со сложной диагностической аппаратурой, о создании в клинике собственного вычислительно–информационного центра. «Девятке» Александр Викентьевич отдал 20 лет, и в то, что сегодня она флагман нашей медицины, став в том числе базой для Республиканского центра трансплантации органов и тканей, есть и его большая заслуга.
Не единожды предлагали Александру Викентьевичу занять министерское кресло. Но он только отшучивался: «Эта должность хороша лишь для некролога...» Куда важнее для него было быть просто доктором, способным сопереживать и помогать людям. Он таким и был — врачом с большой буквы.
Советская Белоруссия №111 (24494). Суббота, 14 июня 2014 года.