Узнали, как Беларусь замещает выпадающие статьи экспорта
19.11.2022 08:52:41
Владислав СЫЧЕВИЧ
Беларусь, как известно, экспортно ориентированное государство. Развитое машиностроение и сельское хозяйство позволяют эффективно работать на внешних рынках. Причем не только на традиционных. Экспорт предполагалось развивать по формуле 30—30—30: треть поставок — в ЕАЭС, треть — в ЕС и треть — в страны дальней дуги. Но резко изменившаяся ситуация на внешнем контуре, нелегитимное внешнее давление со стороны коллективного Запада и введенные ограничения, которые эксперты прямо называют экономической войной, вынудили нас пересмотреть свою экспортную политику. Ведь дестабилизация экономики Беларуси — одна из стратегических задач западных политиков. Вместе с тем и Глава государства, и Правительство, и руководители производств, и трудящиеся на местах заботятся о благосостоянии каждого отдельного предприятия и страны в целом. Благодаря этому наша экономика вышла на траекторию восстановительного роста.
Проработаны схемы доставки экспортных белорусских грузов с задействованием портов Северо-Западного региона России, портов Черного и Азовского морей.
Безусловно, страна понесла некоторые потери из-за закрытия определенных рынков. По оценке министра экономики Александра Червякова, прямые потери от прекращения поставок в Европу составили около 6 миллиардов долларов в эквиваленте. Но грамотная политика руководства страны позволила эффективно нивелировать эти последствия и оперативно перенаправить экспортные потоки.
— Идет системная переориентация транспортных потоков из недружественных стран на другие направления. Прямые потери от прекращения поставок в Европу составили около 6 миллиардов долларов, но на рынках России и Китая мы уже восстановили 5 миллиардов долларов — почти 80 процентов. С уходом брендовых компаний из России появились ниши для наших производителей. Мы их можем занять.
Напомним, конкретные задачи по восполнению упущенной выгоды за счет переориентации экспорта Президент озвучил в августе во время заседания Совета Министров о функционировании экономики в условиях внешнего давления и мерах по их преодолению. В этом плане братское и союзническое плечо нашей стране подставила Россия. В условиях фактической блокады белорусского экспорта страна-соседка обеспечивает перевалку широкого спектра белорусских грузов на рынки третьих стран.
— В первую очередь надо отдать должное и признать оперативность нашего Правительства и правительства России не только в плане выработки стратегии и дорожной карты работы наших двух экономик в условиях санкционного давления, но и принятия достаточно важных решений в области логистики. Это касается решений о перевалке белорусских грузов через российские порты. Недавно было озвучено, что мы собираемся наращивать перевалку грузов в том числе через астраханские порты. Это говорит о том, что Россия максимально помогает нам с инфраструктурой. Прорабатывается участие белорусских инвесторов в формировании инфраструктуры для перевалки на морские суда грузов в Северо-Западном регионе Российской Федерации. Это говорит о том, что на текущий момент Беларусь и Россия показывают высокий уровень интеграции. В качестве еще одного примера можно вспомнить выделение Россией кредитных для проектов в области импортозамещения. Также между странами налажено взаимодействие по вопросу увеличения поставок на российский рынок 104 товарных позиций белорусского экспорта для компенсации выпадающих объемов экспорта, который ранее осуществлялся в недружественные страны.
К слову, о недружественных странах. По оценкам аналитиков, с уходом ряда иностранных компаний с российского рынка для Беларуси открылись дополнительные возможности в более 11 миллиардов долларов в интеграционном импортозамещении. Например, для нас огромный потенциал в деревообработке. С рынка России ушла компания IKEA. А это ниша в 1 миллиард долларов. Аналогичная ситуация и в легкой промышленности. Своевременно проведенная модернизация дает возможность оперативно нарастить выпуск товаров и удовлетворить ажиотажный спрос, использовав ситуацию себе в плюс, а близость к границе значительно упрощает логистику поставок.
sichevich@sb.by
Проработаны схемы доставки экспортных белорусских грузов с задействованием портов Северо-Западного региона России, портов Черного и Азовского морей.
Безусловно, страна понесла некоторые потери из-за закрытия определенных рынков. По оценке министра экономики Александра Червякова, прямые потери от прекращения поставок в Европу составили около 6 миллиардов долларов в эквиваленте. Но грамотная политика руководства страны позволила эффективно нивелировать эти последствия и оперативно перенаправить экспортные потоки.
— Идет системная переориентация транспортных потоков из недружественных стран на другие направления. Прямые потери от прекращения поставок в Европу составили около 6 миллиардов долларов, но на рынках России и Китая мы уже восстановили 5 миллиардов долларов — почти 80 процентов. С уходом брендовых компаний из России появились ниши для наших производителей. Мы их можем занять.
Напомним, конкретные задачи по восполнению упущенной выгоды за счет переориентации экспорта Президент озвучил в августе во время заседания Совета Министров о функционировании экономики в условиях внешнего давления и мерах по их преодолению. В этом плане братское и союзническое плечо нашей стране подставила Россия. В условиях фактической блокады белорусского экспорта страна-соседка обеспечивает перевалку широкого спектра белорусских грузов на рынки третьих стран.
Только за девять месяцев транзит белорусских грузов через российские порты увеличился в 2,2 раза. В настоящее время для обработки белорусского экспортного груза задействовано 14 портов Российской Федерации.Проработаны схемы доставки экспортных белорусских грузов с задействованием портов Северо-Западного региона России, портов Черного и Азовского морей, по сухопутным маршрутам в направлении Китая. К слову, в сентябре этого года подписано межправсоглашение с Россией о сотрудничестве в области развития перевозок отдельных видов грузов через транспортные коридоры, проходящие по территории Беларуси и России. Эксперты отмечают, что реализация соглашения позволит обеспечить альтернативные пути поставки белорусских грузов на экспорт по сухопутному маршруту, а также перевалку грузов в морских портах Российской Федерации. Кроме того, это гарантирует объемы перевозок продукции экспортеров контейнерными поездами транзитом по территории России назначением в Китай на период до 2024 года. Ученый-экономист Михаил Ковалев отмечает: нелегитимные ограничения со стороны Запада послужили своеобразным триггером для большей интеграции Беларуси и России.
— В первую очередь надо отдать должное и признать оперативность нашего Правительства и правительства России не только в плане выработки стратегии и дорожной карты работы наших двух экономик в условиях санкционного давления, но и принятия достаточно важных решений в области логистики. Это касается решений о перевалке белорусских грузов через российские порты. Недавно было озвучено, что мы собираемся наращивать перевалку грузов в том числе через астраханские порты. Это говорит о том, что Россия максимально помогает нам с инфраструктурой. Прорабатывается участие белорусских инвесторов в формировании инфраструктуры для перевалки на морские суда грузов в Северо-Западном регионе Российской Федерации. Это говорит о том, что на текущий момент Беларусь и Россия показывают высокий уровень интеграции. В качестве еще одного примера можно вспомнить выделение Россией кредитных для проектов в области импортозамещения. Также между странами налажено взаимодействие по вопросу увеличения поставок на российский рынок 104 товарных позиций белорусского экспорта для компенсации выпадающих объемов экспорта, который ранее осуществлялся в недружественные страны.
К слову, о недружественных странах. По оценкам аналитиков, с уходом ряда иностранных компаний с российского рынка для Беларуси открылись дополнительные возможности в более 11 миллиардов долларов в интеграционном импортозамещении. Например, для нас огромный потенциал в деревообработке. С рынка России ушла компания IKEA. А это ниша в 1 миллиард долларов. Аналогичная ситуация и в легкой промышленности. Своевременно проведенная модернизация дает возможность оперативно нарастить выпуск товаров и удовлетворить ажиотажный спрос, использовав ситуацию себе в плюс, а близость к границе значительно упрощает логистику поставок.
sichevich@sb.by