"Осенний салон с Белгазпромбанком": молодые художники стремятся не эпатировать, а продавать
07.10.2017 07:19:16
«Осенний салон с Белгазпромбанком» — центральное событие художественной осени. Его открытия ждут весь год, пожалуй, сразу же, как только завершится очередная выставка. Три года назад масштабный арт–проект уверенно вошел в жизнь Минска, и сегодня площадка, на которой могут показать себя публике молодые художники, окончательно сформировалась. 141 автор в возрасте от 18 до 40 лет плюс 14 художественных галерей из Минска, Бреста, Витебска и Гомеля, представляющих своих подопечных, в общей сложности свыше 400 разножанровых произведений. Найдется все — живопись, графика, фото, скульптура, инсталляции, декоративно–прикладное искусство. Есть даже возможность покупать картины в рассрочку.
Наблюдать за трансформациями «Осеннего салона» любопытно. Каждый год приносит новые впечатления: кураторы все больше совершенствуются в мастерстве подачи работ, добиваясь максимального эффекта, — Дворец искусства, некогда превратившийся в вотчину пчеловодов, тихо торгующих медом и прополисом, благодаря проекту «Арт–Беларусь» стал современной художественной галереей европейского типа. Художники также меняют свой подход. Если первые два года многие сосредоточивались на том, чтобы максимально эпатировать публику, то на этот раз четко прослеживается нацеленность на продажи. Что, собственно, соответствует формату выставки и идее, изначально заложенной организаторами.
— Мы не отбираем работы в мастерской, художники сами решают, что оформить в своих заявках! — решительно отметает подозрения куратор корпоративной коллекции Белгазпромбанка Александр Зименко.
С точки зрения возможного покупателя решают правильно: по–настоящему серьезные покупки делаются без шума и пыли. Тем более что эффективность «Осеннего салона» в качестве площадки для продаж творческое сообщество уже успело оценить: по итогам прошлогодней выставки было приобретено более 50 работ. Учитывая немаленькие цены, выставляемые авторами, это очень неплохой результат. Салон уже оброс собственной мифологией: несколько раз мне шепнули на ухо по секрету, что лучших из лучших Белгазпромбанк поддерживает, выкупая самые эффектные творения. Увы и ах, но Александр Зименко развеивает это заблуждение:
— Белгазпромбанк в корпоративную коллекцию покупает исключительно работы старых мастеров. А «Осенний салон» призван сделать так, чтобы нам не приходилось возвращать из–за рубежа белорусские шедевры, чтобы они оставались у нас в стране благодаря покупкам коллекционеров.
Что касается цен, профессионалы советуют не слишком зацикливаться на круглых суммах, пропечатанных на ярлычках. Директор художественной галереи «Мастацтва» Белорусского союза художников Елена Лаговская:
— Когда доходит до реального торга, в галереях допустимы 10 — 15–процентные скидки. Думаю, тот же принцип сработает и здесь. Полагаю, что продажи будут. Работы очень интересные, современные, у нас сильная творческая молодежь. А на хорошие вещи покупатель всегда найдется.
И в самом деле, медленно переходя от картины к картине, от скульптуры к фотографиям, посетитель, даже не имеющий отношения к коллекционированию и инвестициям в искусство, мысленно расставляет галочки: а что бы он хотел видеть в своем доме? Кому–то по душе Александр Бельский, иным — «детский» стиль Анны Силивончик или Анны Конопелько, оригинальная керамика витебского художника Кирилла Демчева или могилевчанина Антона Тихоновца... Лично мой фаворит в этом году — Василий Пешкун и его «Бабулино окно»: реалистичный натюрморт охватывает не банальная рамка, а оконная рама старого деревенского дома, с наличниками и потрескавшейся краской. Здорово? Ну конечно, здорово.
Стилистический и жанровый разброс огромен, и это хорошо, уверен председатель Белорусского союза дизайнеров Дмитрий Сурский:
— Люди пробуют конъюнктуру и потому показывают здесь все — от пэчворка до серьезных монументальных работ. Это правильно, я считаю. Во всем должен быть некий консенсус или, если хотите, широта взглядов и представлений о том, каким должно быть современное искусство.
«Многовато гламура!» — не соглашается руководитель Витебского центра современных искусств Андрей Духовников:
— Современное искусство — актуальное, а здесь все бесконфликтно и прекрасно. С одной стороны, это как–то смущает искусствоведов, а с другой, наверное, четко соблюдается формат. Но мне нравится, как все подано: очень хорошо, респектабельно.
Пожалуй, эта наконец–то достигнутая респектабельность — один из главных и важных результатов трехлетней работы проекта. То, что идея салона не канет в Лету, не растворится в пространстве, как это случается с художественными инициативами, было ясно с самого начала. Но именно сейчас можно с уверенностью констатировать: «Осенний салон» действительно состоялся.
ovsepyan@sb.by
Фото Виталия ПИВОВАРЧИКА.
Наблюдать за трансформациями «Осеннего салона» любопытно. Каждый год приносит новые впечатления: кураторы все больше совершенствуются в мастерстве подачи работ, добиваясь максимального эффекта, — Дворец искусства, некогда превратившийся в вотчину пчеловодов, тихо торгующих медом и прополисом, благодаря проекту «Арт–Беларусь» стал современной художественной галереей европейского типа. Художники также меняют свой подход. Если первые два года многие сосредоточивались на том, чтобы максимально эпатировать публику, то на этот раз четко прослеживается нацеленность на продажи. Что, собственно, соответствует формату выставки и идее, изначально заложенной организаторами.
— Мы не отбираем работы в мастерской, художники сами решают, что оформить в своих заявках! — решительно отметает подозрения куратор корпоративной коллекции Белгазпромбанка Александр Зименко.
На интересные работы покупатели найдутся, уверяют галеристы.
С точки зрения возможного покупателя решают правильно: по–настоящему серьезные покупки делаются без шума и пыли. Тем более что эффективность «Осеннего салона» в качестве площадки для продаж творческое сообщество уже успело оценить: по итогам прошлогодней выставки было приобретено более 50 работ. Учитывая немаленькие цены, выставляемые авторами, это очень неплохой результат. Салон уже оброс собственной мифологией: несколько раз мне шепнули на ухо по секрету, что лучших из лучших Белгазпромбанк поддерживает, выкупая самые эффектные творения. Увы и ах, но Александр Зименко развеивает это заблуждение:
— Белгазпромбанк в корпоративную коллекцию покупает исключительно работы старых мастеров. А «Осенний салон» призван сделать так, чтобы нам не приходилось возвращать из–за рубежа белорусские шедевры, чтобы они оставались у нас в стране благодаря покупкам коллекционеров.
Художники больше нацелены на продажи, чем на эпатаж.
Что касается цен, профессионалы советуют не слишком зацикливаться на круглых суммах, пропечатанных на ярлычках. Директор художественной галереи «Мастацтва» Белорусского союза художников Елена Лаговская:
— Когда доходит до реального торга, в галереях допустимы 10 — 15–процентные скидки. Думаю, тот же принцип сработает и здесь. Полагаю, что продажи будут. Работы очень интересные, современные, у нас сильная творческая молодежь. А на хорошие вещи покупатель всегда найдется.
Стилистический и жанровый разброс огромен, и это хорошо, уверен председатель Белорусского союза дизайнеров Дмитрий Сурский:
«Многовато гламура!» — не соглашается руководитель Витебского центра современных искусств Андрей Духовников:
— Современное искусство — актуальное, а здесь все бесконфликтно и прекрасно. С одной стороны, это как–то смущает искусствоведов, а с другой, наверное, четко соблюдается формат. Но мне нравится, как все подано: очень хорошо, респектабельно.
Пожалуй, эта наконец–то достигнутая респектабельность — один из главных и важных результатов трехлетней работы проекта. То, что идея салона не канет в Лету, не растворится в пространстве, как это случается с художественными инициативами, было ясно с самого начала. Но именно сейчас можно с уверенностью констатировать: «Осенний салон» действительно состоялся.
ovsepyan@sb.by
Фото Виталия ПИВОВАРЧИКА.