Минлесхоз прорабатывает вопрос увеличения доли продукции лесхозов в торговых сетях страны для снижения цен
25.10.2022 07:11:24
Мария ДРУК
Вопрос удешевления стоимости древесины для строительства жилья на контроле Президента. Вполне логично, что ценник для населения в стране, богатой этим природным ресурсом, должен быть доступным. Правительство до 1 марта 2023 года должно представить решения, которые позволят снизить стоимость такого сырья для возведения сооружений, включая арендную недвижимость, в сельских районах. К процессу подключились все заинтересованные ведомства, а также Минстройархитектуры и Минлесхоз. Последний параллельно прорабатывает варианты удешевления стоимости пилопродукции для населения. Один из них — наращивание представленности в крупных торговых сетях страны, специализирующихся на продаже различных товаров для дома. Планируется, что в ближайшие месяцы ассортимент крупных строительных магазинов пополнится за счет продукции лесхозов. Но главная цель эксперимента — попробовать сообща снизить стоимость пиломатериалов и других изделий из древесины для конечного потребителя. Подробности узнавала корреспондент «Р».
Мы знаем, кто наш покупатель, каковы его потребности. При необходимости готовы на месте произвести минимальную разделку продукции под потребителя — рядом, как правило, размещаются небольшие цеха.
— Но сейчас древесина подешевела втрое, а пилопродукция — на 20—40 процентов, не больше. Например, погонажный профиль в рознице — на 10 процентов, пиломатериалы — на 30 процентов. Вопрос, почему и что мы можем сделать для удешевления. Важно, чтобы продукция не становилась элитной, а была доступной.
Поэтому Минлесхоз и организовал ранее встречу с представителями крупных торговых сетей, реализующих в том числе продукцию деревообработки.
— Мы настоятельно рекомендуем обратить на нас внимание, попробовать еще раз поработать с нашими предприятиями, чтобы сообща изменить ситуацию на рынке. Мы со своей стороны постараемся повысить дисциплину взаимодействия, назначим конкретные юрлица, которым есть что предложить, которые выпускают довольно широкий спектр необходимой сетям продукции. Мы готовы работать и по сушеной продукции, и по профильным изделиям, и по сырой продукции — правда, по запросам, так как здесь есть нюансы по реализации. Готовы обсудить цены, посмотреть, насколько сможем снизить стоимость с учетом вашей наценки, и оценить результат через некоторое время. Я практически уверен, что наши предложения будут конкурентны по цене и по качеству, — поделился мнением замминистра лесного хозяйства.
Вместе с тем в адрес лесхозов звучала и критика. Впрочем, как выяснилось непосредственно во время общения, не всегда обоснованная. Например, представителей торговых сетей интересовал порядок ценообразования, вопрос, почему по всей стране примерно одинаковые прайсы и с каким уровнем рентабельности сегодня работают лесхозы.
— В своей политике ценообразования мы открыты, готовы представить информацию о рентабельности по необходимости. Поверьте, она небольшая — все здесь регулируется законодательством. Что касается примерно одинаковой стоимости продукции в лесхозах, действительно, она отличается незначительно: затраты на вывозку древесины повсеместно практически одинаковы. Есть разница в нюансах заготовки: в Витебской области это делать затратнее, чем в Гомельской, из-за природных условий там больше труднодоступных лесосек и мест с вязкой почвой, — пояснил Владимир Креч.
— Некоторые наши лесхозы уже так работают, например в Кличеве и Глуске: каждое изделие маркируют, формируют упаковки по четыре-пять штук, — объясняет замминистра лесного хозяйства. — Мы можем изменить количество изделий в упаковке, согласно пожеланиям. Цену на товар можем сформировать с учетом отгрузки со склада предприятий и на условиях доставки — смотрите, как вам будет выгоднее и удобнее. Взаимодействие между нашими производителями и продавцами будет идти под контролем министерства. Надо наладить контакт, чтобы закрепиться в торговых сетях с нашей продукцией. Что касается цен, мы понимаем, что вопрос доступной цены на пилопродукцию на внутреннем рынке есть, и наша задача как государственного органа постараться на нее повлиять. Причем идем мы на конкурентных условиях.
Взаимодействовать с сетями будет ряд лесхозов со всех регионов, которые предлагают широкий выбор продукции.
В торговых сетях выразили готовность к диалогу. Мол, это будет стимулом для привычных поставщиков пересмотреть условия своей работы.
— Поставщики хорошо себя чувствуют, потому что знают, что мы от них никуда не денемся, — заметили представители ретейлеров во время встречи.
— Российский рынок пиломатериалов, откуда в том числе завозится продукция, вырос в ценах, поэтому нашим лесхозам открыт шлагбаум розницы. Важно только проработать цены, ассортимент, — считает заместитель директора ООО «Сделай сам» Илона Горбачева.
— На самом деле, всегда интересно работать с белорусским производителем, особенно если от него поступит лучшее предложение, — настроен оптимистично руководитель отдела закупок ООО «Ома» Артем Зборовский.
— Мы не стремимся «разбросать» ваших партнеров. Сравнивайте поставщиков: если наши цены устраивают, условия оплаты подходят, заключаем контракты и начинаем работать по договорам или через биржу, как кому удобнее. Попытаемся с учетом наших наценок снизить цены в рознице. Отработаем два-три месяца, хоть и понимаем, что сейчас не сезон, а дальше будем смотреть на конкретные результаты в цифрах, — резюмировал замминистра.
druk@sb.by
Мы знаем, кто наш покупатель, каковы его потребности. При необходимости готовы на месте произвести минимальную разделку продукции под потребителя — рядом, как правило, размещаются небольшие цеха.
Вместе — к общей цели
Заместитель министра лесного хозяйства Владимир Креч не скрывает: лесхозам и сетевикам стоит наладить контакты для того, чтобы насытить внутренний рынок качественными товарами по доступной цене. По словам замминистра, проблем и дефицита в части поступления продукции деревообработки, в том числе в розничные сети, не наблюдается — ее достаточно. Вопрос в цене, которая находится на достаточно высоком уровне даже после снижения стоимости древесины. Так, в предыдущие годы наблюдался рост стоимости на деловую древесину и получаемые из нее пиломатериалы. Специалист отметил:— Но сейчас древесина подешевела втрое, а пилопродукция — на 20—40 процентов, не больше. Например, погонажный профиль в рознице — на 10 процентов, пиломатериалы — на 30 процентов. Вопрос, почему и что мы можем сделать для удешевления. Важно, чтобы продукция не становилась элитной, а была доступной.
Поэтому Минлесхоз и организовал ранее встречу с представителями крупных торговых сетей, реализующих в том числе продукцию деревообработки.
— Мы настоятельно рекомендуем обратить на нас внимание, попробовать еще раз поработать с нашими предприятиями, чтобы сообща изменить ситуацию на рынке. Мы со своей стороны постараемся повысить дисциплину взаимодействия, назначим конкретные юрлица, которым есть что предложить, которые выпускают довольно широкий спектр необходимой сетям продукции. Мы готовы работать и по сушеной продукции, и по профильным изделиям, и по сырой продукции — правда, по запросам, так как здесь есть нюансы по реализации. Готовы обсудить цены, посмотреть, насколько сможем снизить стоимость с учетом вашей наценки, и оценить результат через некоторое время. Я практически уверен, что наши предложения будут конкурентны по цене и по качеству, — поделился мнением замминистра лесного хозяйства.
Вместе с тем в адрес лесхозов звучала и критика. Впрочем, как выяснилось непосредственно во время общения, не всегда обоснованная. Например, представителей торговых сетей интересовал порядок ценообразования, вопрос, почему по всей стране примерно одинаковые прайсы и с каким уровнем рентабельности сегодня работают лесхозы.
— В своей политике ценообразования мы открыты, готовы представить информацию о рентабельности по необходимости. Поверьте, она небольшая — все здесь регулируется законодательством. Что касается примерно одинаковой стоимости продукции в лесхозах, действительно, она отличается незначительно: затраты на вывозку древесины повсеместно практически одинаковы. Есть разница в нюансах заготовки: в Витебской области это делать затратнее, чем в Гомельской, из-за природных условий там больше труднодоступных лесосек и мест с вязкой почвой, — пояснил Владимир Креч.
Есть контакт
Что еще настораживает сетевиков? Например, смогут ли лесхозы промаркировать каждую единицу продукции индивидуальной биркой или штрих-кодом, организовать наличие постоянного ассортимента на своих складах и оперативную доставку — раз-два в неделю под прогнозы и запросы магазинов, а не раз в два месяца. Причем привозить просят не большими партиями, а всего по чуть-чуть, потому что далеко не все имеют склады. Смогут ли предоставить рассрочку на время реализации товаров или предоставить длинную, под оборачиваемость продукции, которая находится в районе 50—60 дней?— Некоторые наши лесхозы уже так работают, например в Кличеве и Глуске: каждое изделие маркируют, формируют упаковки по четыре-пять штук, — объясняет замминистра лесного хозяйства. — Мы можем изменить количество изделий в упаковке, согласно пожеланиям. Цену на товар можем сформировать с учетом отгрузки со склада предприятий и на условиях доставки — смотрите, как вам будет выгоднее и удобнее. Взаимодействие между нашими производителями и продавцами будет идти под контролем министерства. Надо наладить контакт, чтобы закрепиться в торговых сетях с нашей продукцией. Что касается цен, мы понимаем, что вопрос доступной цены на пилопродукцию на внутреннем рынке есть, и наша задача как государственного органа постараться на нее повлиять. Причем идем мы на конкурентных условиях.
Взаимодействовать с сетями будет ряд лесхозов со всех регионов, которые предлагают широкий выбор продукции.
В торговых сетях выразили готовность к диалогу. Мол, это будет стимулом для привычных поставщиков пересмотреть условия своей работы.
— Поставщики хорошо себя чувствуют, потому что знают, что мы от них никуда не денемся, — заметили представители ретейлеров во время встречи.
— Российский рынок пиломатериалов, откуда в том числе завозится продукция, вырос в ценах, поэтому нашим лесхозам открыт шлагбаум розницы. Важно только проработать цены, ассортимент, — считает заместитель директора ООО «Сделай сам» Илона Горбачева.
— На самом деле, всегда интересно работать с белорусским производителем, особенно если от него поступит лучшее предложение, — настроен оптимистично руководитель отдела закупок ООО «Ома» Артем Зборовский.
Испытательный срок для всех
Во время встречи сетевики обозначили интересующий их ассортимент. В нем, в частности, доска пола, плинтус, террасная доска, вагонка, наличники, имитация бруса, бруски, штапики, рейки… В основном то, что покупают граждане для ремонта дома и дачи. Взаимодействовать с сетями будет ряд лесхозов. В их числе, например, Островецкий, Клецкий, Старобинский, Барановичский, Копыльский опытный, Бегомльский, Новогрудский, Хойникский, Глусский, Кличевский, Новокрупский.— Мы не стремимся «разбросать» ваших партнеров. Сравнивайте поставщиков: если наши цены устраивают, условия оплаты подходят, заключаем контракты и начинаем работать по договорам или через биржу, как кому удобнее. Попытаемся с учетом наших наценок снизить цены в рознице. Отработаем два-три месяца, хоть и понимаем, что сейчас не сезон, а дальше будем смотреть на конкретные результаты в цифрах, — резюмировал замминистра.
druk@sb.by