Почему коттеджи растут медленно?
30.11.2018 11:26:00
Сергей МУРАВСКИЙ
Каждый год в стране вводятся в эксплуатацию миллионы квадратных метров жилья. Но решить жилищный вопрос лишь за счет высоток вряд ли получится. Да и нужно ли? Ведь многие мечтают вовсе не о “ячейке” в многоквартирном доме, а о собственном коттедже окнами в сад. Почему же индивидуального жилья в общих объемах пока что немного?
В стране для развития индивидуального жилищного строительства, кажется, созданы все условия. На аукционах и вторичном рынке регулярно появляются земельные участки на любой вкус и кошелек. Построены современные заводы по производству строительных материалов — от изделий из древесины до цемента и кирпича. Уловив общие тенденции, начали работать в этом направлении и строительные организации. Например, тот же “Мапид” наладил выпуск частных домов индустриальным способом. Подобные инициативы всячески поддерживаются на самом высоком уровне.
— Мы делаем упор на индивидуальное жилищное строительство, — констатирует вице-премьер Владимир Кухарев. — Первое, что стремимся делать, — это снижение стоимости жилья. Диапазон цен показывает, что в готовом исполнении стоимость 1 кв. м составляет около 400 долларов в эквиваленте. Речь идет о домах в индивидуальном исполнении. Когда будем переходить на серию, будем снижать эту цену, чтобы сделать дома максимально доступными для населения.
Павел Серов в 25-летнем возрасте осознанно променял туманные “очередные” перспективы в городе на попытку построить загородный дом. Честь по чести выиграл аукцион и выкупил земельный участок на территории Юзуфовского сельсовета Минского района. И сразу же столкнулся с целой чередой типичных, в общем-то, проблем. Первое — полное отсутствие коммуникаций. На поле, где были нарезаны участки, ни дорог, ни воды, ни газа. Электричество — “на столбе” в 150 метрах:
— Перед тем как идти на торги, в течение полутора лет изучал предложения и вот что скажу. Наличие хотя бы одного “блага цивилизации” существенно увеличивает стартовую стоимость лота, и сражения за него идут нешуточные, цена нередко повышается в разы. Стоит еще подумать, что обойдется дешевле — переплатить за землю со старта или вкладываться в подведение коммуникаций в дальнейшем.
Вместе с тем вопрос с коммуникациями на продаваемых землях обсуждается уже давно. Было даже принято решение выставлять на торги лишь те наделы, на которых имеется хотя бы электричество и подъездные пути. Эксперты говорят, что типичной является такая ситуация: “раздаются” участки “без всего”, и за 10 лет там возводят более-менее пригодные для жизни коробки менее половины хозяев. В идеале, конечно, должно быть так: строительство самого дома ведет застройщик, сети и квартальные сооружения выполняются с участием бюджета (электроэнергия, вода, подъездная дорога в гравийном исполнении). Пока это, увы, не стало повсеместной практикой. Перспективными кажутся планы частично решить вопрос с жизнеобеспечением частных новостроек за счет широкого использования электрической энергии, которой после запуска БелАЭС будет в избытке. Например, отпадет необходимость проводить газификацию новых домов. Уже сейчас Правительство вместе с Минэнерго разрабатывает новые, выгодные для потребителей (особенно ночью) тарифы для отопления коттеджей электричеством. Комплекс подобных мер позволит снизить затраты на сетевую инфраструктуру на 30—50 процентов.
Еще один насущный вопрос практически всех индивидуальных застройщиков — кредиты, которые продолжают оставаться довольно непривлекательными. Считается, что задумавший строительство личного особняка человек должен располагать значительным стартовым капиталом. Ведь чем дольше длится стройка, тем дороже в итоге обходится жилье. Однако в реальности возможностями возвести дом под ключ за 1—2 сезона располагают единицы. Подавляющее большинство ведет работы “от зарплаты до зарплаты”, поэтому процесс растягивается на годы, нередко вынужденно нарушаются сроки сдачи дома в эксплуатацию и возникает угроза конфискации долгостроя. Решением могла бы стать банковская ссуда.
— По нашим меркам я зарабатываю довольно неплохо, — описывает свою ситуацию Павел Серов, — да и жена не сидит без дела, родители тоже немного помогают. Недавно активно интересовался кредитными линиями разных банков. Речь об обычном потребительском кредите сроком на 3—5 лет. 10—15 тысяч рублей — вот все, на что могу рассчитывать. В масштабах строительства и обустройства участка это капля в море, и в то же время идет большая переплата по процентам. Одно неловкое движение, и можно остаться у разбитого корыта: в долгах, без свободных средств, с непригодным для жизни недостроем. Льготные же кредиты сегодня предусмотрены лишь для многодетных семей и еще нескольких категорий граждан.
По этому поводу Владимир Кухарев сказал, что сегодня прорабатывается вопрос по снижению ставок для того, чтобы общие кредиты стали доступными “вне зависимости от того, в какой степени нуждаемости человек находится”.
И еще одна проблема, которая, по мнению Павла Серова, значительно тормозит развитие индивидуального жилищного строительства, — дефицит на самом деле квалифицированных строительных кадров. Количество ИП все увеличивается, а вот качество их услуг оставляет желать лучшего:
— В силу разумной экономии средств я большинство работ стараюсь выполнять своими руками, но есть этапы, где без помощи профессионалов не обойтись (заливка фундамента, возведение стропильной системы и монтаж кровельного покрытия, разводка электрики и системы отопления и так далее). И вот что заметил: чтобы исключить брак, приходится сперва самостоятельно досконально изучать технологии, а потом при бригаде наемников быть настоящим “пастухом” — постоянно контролировать каждый ее шаг. Чуть зазевался — уже нарушение технологии. Почему так? Не понимаю.
Впрочем, частный дом при любых раскладах — удовольствие пока что довольно затратное даже с учетом строительства хозспособом, уверен председатель Постоянной комиссии по жилищной политике и строительству Палаты представителей Национального собрания Юрий Дорогокупец. Поэтому далеко не все, кто мечтает о домике, имеют реальную возможность эту мечту воплотить в жизнь. Перспективы индивидуального жилищного строительства просматриваются в первую очередь в комплексном подходе к застройке:
— Речь о предприятиях, которые смогут наладить выпуск качественных, привлекательных, но в то же время бюджетных коттеджей индустриальным способом. Именно таким организациям перспективнее всего выделять земли под застройку с обязательством, что дома будут продаваться в комплексе со всеми коммуникациями и с благоустроенной придомовой территорией. Сейчас некоторые строительные предприятия уже предлагают подобные коттеджи по цене 600 долларов в эквиваленте за квадратный метр. А в скором будущем цена должна снизиться еще больше.
Сегодня индивидуальное жилищное строительство в общих объемах занимает незначительную долю, хотя по планам в ближайшие годы она должна достигнуть 40 процентов. Это логично, ведь жизнь за городом — общемировой тренд, и наши граждане здесь не исключение. Однако есть проблемы, которые не дают мечте осуществиться. И они требуют решения.
Министерство энергетики выступает за снятие норматива потребления электроэнергии населением уже с 2019 года. Такому решению способствуют несколько факторов, отметила заместитель министра энергетики Ольга Прудникова. Во-первых, после ввода в строй БелАЭС появятся излишки электроэнергии. Во-вторых, уход от дифференциации тарифов в зависимости от объемов потребления логичен с учетом того, что население приблизилось к полному возмещению затрат на ее производство. Наконец, в-третьих, более 80 процентов домохозяйств и так укладываются в дифтариф, субсидированный государством. Кроме того, в перспективе стоимость электроэнергии для населения может даже снизиться.
— Приход на рынок новых источников генерации, если они будут развиваться в равных конкурентных условиях, даст основания для того, чтобы тарифы не росли, а становились ниже. Мы прилагаем все усилия в этом направлении, — подчеркнула Ольга Прудникова в интервью Myfin.by.
В сентябре был подписан Указ № 357 “О пустующих и ветхих домах”, по которому частные “заброшки” должны быть выявлены и в течение года обращены в доход государства и реализованы через аукционы или пущены под бульдозер. Разумеется, речь не идет о недвижимости, владелец которой изъявит желание привести жилье и прилегающую территорию в порядок. А недавно Миноблисполком определил перечень населенных пунктов, в которых ветхие и пустующие дома будут пускаться с молотка. В частности, это все поселки Минского, Дзержинского, Логойского и Смолевичского районов. Также через аукционы будут продаваться изъятые дома в районных центрах и некоторых крупных поселках, таких как Ивенец, Городея, Правдинский и так далее.
В стране для развития индивидуального жилищного строительства, кажется, созданы все условия. На аукционах и вторичном рынке регулярно появляются земельные участки на любой вкус и кошелек. Построены современные заводы по производству строительных материалов — от изделий из древесины до цемента и кирпича. Уловив общие тенденции, начали работать в этом направлении и строительные организации. Например, тот же “Мапид” наладил выпуск частных домов индустриальным способом. Подобные инициативы всячески поддерживаются на самом высоком уровне.
— Мы делаем упор на индивидуальное жилищное строительство, — констатирует вице-премьер Владимир Кухарев. — Первое, что стремимся делать, — это снижение стоимости жилья. Диапазон цен показывает, что в готовом исполнении стоимость 1 кв. м составляет около 400 долларов в эквиваленте. Речь идет о домах в индивидуальном исполнении. Когда будем переходить на серию, будем снижать эту цену, чтобы сделать дома максимально доступными для населения.
Павел Серов в 25-летнем возрасте осознанно променял туманные “очередные” перспективы в городе на попытку построить загородный дом. Честь по чести выиграл аукцион и выкупил земельный участок на территории Юзуфовского сельсовета Минского района. И сразу же столкнулся с целой чередой типичных, в общем-то, проблем. Первое — полное отсутствие коммуникаций. На поле, где были нарезаны участки, ни дорог, ни воды, ни газа. Электричество — “на столбе” в 150 метрах:
— Перед тем как идти на торги, в течение полутора лет изучал предложения и вот что скажу. Наличие хотя бы одного “блага цивилизации” существенно увеличивает стартовую стоимость лота, и сражения за него идут нешуточные, цена нередко повышается в разы. Стоит еще подумать, что обойдется дешевле — переплатить за землю со старта или вкладываться в подведение коммуникаций в дальнейшем.
Вместе с тем вопрос с коммуникациями на продаваемых землях обсуждается уже давно. Было даже принято решение выставлять на торги лишь те наделы, на которых имеется хотя бы электричество и подъездные пути. Эксперты говорят, что типичной является такая ситуация: “раздаются” участки “без всего”, и за 10 лет там возводят более-менее пригодные для жизни коробки менее половины хозяев. В идеале, конечно, должно быть так: строительство самого дома ведет застройщик, сети и квартальные сооружения выполняются с участием бюджета (электроэнергия, вода, подъездная дорога в гравийном исполнении). Пока это, увы, не стало повсеместной практикой. Перспективными кажутся планы частично решить вопрос с жизнеобеспечением частных новостроек за счет широкого использования электрической энергии, которой после запуска БелАЭС будет в избытке. Например, отпадет необходимость проводить газификацию новых домов. Уже сейчас Правительство вместе с Минэнерго разрабатывает новые, выгодные для потребителей (особенно ночью) тарифы для отопления коттеджей электричеством. Комплекс подобных мер позволит снизить затраты на сетевую инфраструктуру на 30—50 процентов.
Еще один насущный вопрос практически всех индивидуальных застройщиков — кредиты, которые продолжают оставаться довольно непривлекательными. Считается, что задумавший строительство личного особняка человек должен располагать значительным стартовым капиталом. Ведь чем дольше длится стройка, тем дороже в итоге обходится жилье. Однако в реальности возможностями возвести дом под ключ за 1—2 сезона располагают единицы. Подавляющее большинство ведет работы “от зарплаты до зарплаты”, поэтому процесс растягивается на годы, нередко вынужденно нарушаются сроки сдачи дома в эксплуатацию и возникает угроза конфискации долгостроя. Решением могла бы стать банковская ссуда.
— По нашим меркам я зарабатываю довольно неплохо, — описывает свою ситуацию Павел Серов, — да и жена не сидит без дела, родители тоже немного помогают. Недавно активно интересовался кредитными линиями разных банков. Речь об обычном потребительском кредите сроком на 3—5 лет. 10—15 тысяч рублей — вот все, на что могу рассчитывать. В масштабах строительства и обустройства участка это капля в море, и в то же время идет большая переплата по процентам. Одно неловкое движение, и можно остаться у разбитого корыта: в долгах, без свободных средств, с непригодным для жизни недостроем. Льготные же кредиты сегодня предусмотрены лишь для многодетных семей и еще нескольких категорий граждан.
По этому поводу Владимир Кухарев сказал, что сегодня прорабатывается вопрос по снижению ставок для того, чтобы общие кредиты стали доступными “вне зависимости от того, в какой степени нуждаемости человек находится”.
И еще одна проблема, которая, по мнению Павла Серова, значительно тормозит развитие индивидуального жилищного строительства, — дефицит на самом деле квалифицированных строительных кадров. Количество ИП все увеличивается, а вот качество их услуг оставляет желать лучшего:
— В силу разумной экономии средств я большинство работ стараюсь выполнять своими руками, но есть этапы, где без помощи профессионалов не обойтись (заливка фундамента, возведение стропильной системы и монтаж кровельного покрытия, разводка электрики и системы отопления и так далее). И вот что заметил: чтобы исключить брак, приходится сперва самостоятельно досконально изучать технологии, а потом при бригаде наемников быть настоящим “пастухом” — постоянно контролировать каждый ее шаг. Чуть зазевался — уже нарушение технологии. Почему так? Не понимаю.
Впрочем, частный дом при любых раскладах — удовольствие пока что довольно затратное даже с учетом строительства хозспособом, уверен председатель Постоянной комиссии по жилищной политике и строительству Палаты представителей Национального собрания Юрий Дорогокупец. Поэтому далеко не все, кто мечтает о домике, имеют реальную возможность эту мечту воплотить в жизнь. Перспективы индивидуального жилищного строительства просматриваются в первую очередь в комплексном подходе к застройке:
— Речь о предприятиях, которые смогут наладить выпуск качественных, привлекательных, но в то же время бюджетных коттеджей индустриальным способом. Именно таким организациям перспективнее всего выделять земли под застройку с обязательством, что дома будут продаваться в комплексе со всеми коммуникациями и с благоустроенной придомовой территорией. Сейчас некоторые строительные предприятия уже предлагают подобные коттеджи по цене 600 долларов в эквиваленте за квадратный метр. А в скором будущем цена должна снизиться еще больше.
Сегодня индивидуальное жилищное строительство в общих объемах занимает незначительную долю, хотя по планам в ближайшие годы она должна достигнуть 40 процентов. Это логично, ведь жизнь за городом — общемировой тренд, и наши граждане здесь не исключение. Однако есть проблемы, которые не дают мечте осуществиться. И они требуют решения.
Тарифный разряд
Министерство энергетики выступает за снятие норматива потребления электроэнергии населением уже с 2019 года. Такому решению способствуют несколько факторов, отметила заместитель министра энергетики Ольга Прудникова. Во-первых, после ввода в строй БелАЭС появятся излишки электроэнергии. Во-вторых, уход от дифференциации тарифов в зависимости от объемов потребления логичен с учетом того, что население приблизилось к полному возмещению затрат на ее производство. Наконец, в-третьих, более 80 процентов домохозяйств и так укладываются в дифтариф, субсидированный государством. Кроме того, в перспективе стоимость электроэнергии для населения может даже снизиться.
— Приход на рынок новых источников генерации, если они будут развиваться в равных конкурентных условиях, даст основания для того, чтобы тарифы не росли, а становились ниже. Мы прилагаем все усилия в этом направлении, — подчеркнула Ольга Прудникова в интервью Myfin.by.
Уходят с молотка
В сентябре был подписан Указ № 357 “О пустующих и ветхих домах”, по которому частные “заброшки” должны быть выявлены и в течение года обращены в доход государства и реализованы через аукционы или пущены под бульдозер. Разумеется, речь не идет о недвижимости, владелец которой изъявит желание привести жилье и прилегающую территорию в порядок. А недавно Миноблисполком определил перечень населенных пунктов, в которых ветхие и пустующие дома будут пускаться с молотка. В частности, это все поселки Минского, Дзержинского, Логойского и Смолевичского районов. Также через аукционы будут продаваться изъятые дома в районных центрах и некоторых крупных поселках, таких как Ивенец, Городея, Правдинский и так далее.