«Формула-1». Гран-при Монако. Квалификация
26.05.2024 14:01:44
Владимир ВАСИЛЬЕВ
Любители статистики прочили лидеру чемпионата Максу Ферстаппену в Монако очередной рекорд. Если бы нидерландский чемпион выиграл на улицах Монте-Карло в очередной раз квалификацию, то он смог бы обойти в этом рейтинге бразильца Айртона Сенну и стать самым успешным в этом плане гонщиком, заработавшим поул девятый раз подряд. Но этого не случилось. Более того, в сегодняшней гонке Ферстаппен будет стартовать лишь с 6-й позиции, что очень сильно уменьшает его шансы даже подняться на подиум.
Вид из окна пресс-центра Ф1 на последний поворот трассы
Уже по ходу пятничных заездов стало ясно, что машины «Ред Булл» испытывают какие-то странные проблемы, не позволяющие гонщикам австрийской «конюшни» опережать своих соперников. Узкие улочки средиземноморского княжества лишили чемпионские болиды тех преимуществ, которые позволяли Ферстаппену и Пересу доминировать практически на всех автодромах календаря. Да, плотность результатов здесь впечатляющая. Порой в интервал одной секунды времени прохождения быстрого круга вмещаются почти все 20 гонщиков. И в таких условиях даже самая незначительная помарка в пилотировании может стоить потери десятка позиций.
К субботнему утру за счет оптимизации настроек подвески механикам «Ред Булл» удалось-таки слегка уменьшить неустойчивость своих болидов при прохождении поребриков. Но эффект «козления», когда машины даже на незначительных кочках подпрыгивали и грозили отправить пилота за пределы трассы, до конца убрать не удалось.
Анализируя эту проблему, и руководство команды, и даже сам действующий чемпион отметили, что она существовала и раньше, два года назад. Проблема была общей для всех машин, учитывая переход на новый регламент и использование «граунд-эффекта», за счет которого благодаря особенностям формы днища болиды «притягивались» к асфальту и обеспечивали большую устойчивость. Суть ее была в том, что при увеличении дорожного просвета за счет наезда на кочки или неровности асфальта эффект притяжения резко снижался, а затем вновь появлялся. Потому гонщикам и приходилось испытывать ощущения езды словно на прыгающих козлах или кенгуру. Отсюда и происхождение нового термина «козление».
Макс Ферстаппен
Но поскольку преимущество, которое имели машины «Ред Булл» за счет аэродинамики гениального Эдриана Ньюи, позволяло быстро проходить повороты, не утруждая себя необходимостью атаковать поребрики, то проблема «козления» была для Макса Ферстаппена не столь актуальной. А в этот раз в Монако соперники подобрались слишком уж близко к чемпионским болидам. И без атаки на поребрики добиваться лидерства уже стало невозможно.
Лишь в субботу утром Ферстаппен сумел условно пробиться на второй ряд стартового поля, что после откровенно слабых результатов пятничных заездов было уже сродни успеху. Однако во время самой квалификации в решающей попытке Макс не смог чисто пройти свой зачетный круг и слегка задел ограждение. Машина не пострадала, но потерянного времени было достаточно, чтобы отстать от обладателя поула почти на 0,3 секунды и получить право на старт в гонке в воскресенье лишь с 6-го места.
Если по крупицам собрать объяснения Хельмута Марко, Кристиана Хорнера и Макса Ферстаппена по поводу случившегося в Монте-Карло, которые они давали дотошливым журналистам, то можно сделать вывод, что бесспорному доминированию одной команды в чемпионате, похоже, пришел конец. И несмотря на отрыв действующего чемпиона в личном зачете на данный момент, возможно, мы еще получим интригу борьбы за чемпионство хотя бы к летнему перерыву. К тому же нельзя исключать и более банальных причин для беспокойства «Ред Булл». Не может же все время удача оставаться лишь на их стороне. Пора бы уже настать временам, чтобы могло «подфартить» и соперникам, как это было, например, в Имоле у Ландо Норриса.
Хотя нельзя исключать и то, что наши пожелания так и останутся лишь пожеланиями, а реальность вновь вернет нас к скучному доминированию Макса Ферстаппена и «Ред Булл» на всех остальных автодромах. И тогда случившееся в Монако будет восприниматься лишь как случайный сбой в системе работы хорошо отлаженного гоночного коллектива, которым зарекомендовала себя в последние годы австрийская «конюшня».
Шарль Леклер
И все же среди пилотов, которые выведут свои машины на старт сегодняшней гонки в Монте-Карло, есть один, который действительно знает улочки княжества лучше других. Это монегаск Шарль Леклер. Он родился здесь и даже ездил по местным улицам на велосипеде в школу. Кому как ни ему, казалось бы, следует претендовать на лучшее знание всех особенностей трассы?! Но одно дело знать трассу, с детства дышать местным воздухом и с самых малых лет наблюдать за гонками прямо с балкона своего дома. А совсем другое – побеждать здесь так называемых гостей, приехавших погоняться на самых быстрых машинах мирового автоспорта.
Корреспондент «СБ» и Шарль Леклер в прошлом году в Монако
И с 2017 года Шарль Леклер, считаясь одним из самых быстрых пилотов современной «Формулы-1», все никак не может преодолеть своеобразное «проклятие», чтобы добиться здесь успеха. Посудите сами, в 2017-м он, великолепно проводя свой единственный сезон в «Формуле-2», не смог доехать в Монако до финиша. Начиная со следующего года, уже будучи пилотом «Формулы-1», Шарлю пришлось ждать пять лет, чтобы хотя бы финишировать здесь в гонке. Из-за ошибки команды он упустил победу и был лишь четвертым на финише.
В прошлом году Шарль сумел квалифицироваться третьим, но из-за блокировки соперника получил штраф с потерей 3-х позиций и откатился на 6-е место, на котором и финишировал по окончании той «безвкусной», малособытийной гонки.
Вчера Леклер вновь сделал сильную заявку на свою победу. Он выиграл квалификацию, оставив позади себя действующего чемпиона Макса Ферстаппена, пилота «Мерседес» Джорджа Рассела, своего напарника Карлоса Сайнса и пару пилотов «МакЛарен». Хотя тень того самого «проклятия» продолжает висеть над быстрым монегаском. Механикам «Феррари» срочно пришлось менять мотор на машине Леклера перед самой квалификацией. Едва успели.
В гонку Шарль отправится с поул-позишн, разделив первый ряд стартового поля с талантливым юным австралийцем Оскаром Пиастри. Погода обещает быть сухой, и если не будет каких-то коллизий на старте, то очень большая вероятность, что Леклер наконец-то сможет услышать свой родной гимн, стоя на подиуме по случаю победы. И, разумеется, Шарль мечтает принять по этому поводу личное поздравление от князя Монако Альберта Второго и его супруги Шарлен.
Вчера из первого квалификационного сегмента не смогли пройти в следующий вице-чемпион мира Серхио Перес на «Ред Булл» и дважды чемпион мира Фернандо Алонсо на «Астон Мартин». А ведь оба уже побеждали здесь раньше. Лишь благодаря дисквалификации обоих гонщиков «Хаас», испанец будет стартовать 14-м, а мексиканец – 16-м, что на пару мест улучшило положение на стартовой решетке бывших триумфаторов Монте-Карло.
Серхио Перес
Что касается Кевина Магнуссена и Нико Хюлькенберга, то их разочарование было выше всяких ожиданий. Американская команда просто ошиблась в расчетах, и привезенное в Монако в качестве обновления новое антикрыло оказалось не соответствующим регламенту. А ведь оба гонщика пробились во второй сегмент квалификации, и Нико там даже застолбил себе, казалось бы, весьма перспективную 12-ю позицию. Увы, результаты квалификации не всегда совпадают с положением пилотов на стартовой решетке.
Но есть еще три пилота, которые ярко проявили себя на этой сложной и очень техничной городской трассе. Юки Цунода на своем «РБ-Виза» продолжил удивлять всех своей скоростью. Еще не имея контракта на следующий сезон, этот японский гонщик все чаще стартует на местах явно выше, чем то позволяет его скромный болид. И главное, что впереди своего более опытного напарника Даниеля Риккиардо, который значится в престижном списке победителей Гран-при Монако. Австралийцу удалось осуществить эту свою мечту автогонщика в 2018 году. Сегодня на старте Цунода будет на 4-м ряду вместе с Льюисом Хэмилтоном.
Впрочем, от Цуноды можно еще было это ожидать, как-никак в последних гонках японец демонстрирует высокий темп и в квалификациях, и в гонках. А вот позади него будут стартовать пилоты, которых никто никак не ожидал увидеть в первой десятке на старте в Монако. Александр Элбон, уступив менее 0,7 секунды обладателю поула, сумел завоевать право для своего «Уильямс» стартовать на 9-й позиции, а Пьер Гасли для «Альпин» – на 10-й. Заметим, что ни тот, ни другой еще не заработали в этом сезоне ни одного очка. Тем почетнее будет для них открыть возможный счет именно на трассе в Монте-Карло.
Но если в гонках «Формулы-1» сюрпризы Монако явление весьма редкое, то вот гонки поддержки преподносят их с удивительной регулярностью. Молодежный чемпионат «Формула-2» стал сегодня утром ярким тому примером. Победу в главной гонке уикенда одержал британский пилот Зак О’Салливан, стартовавший на 15-м месте. Выезжая из боксов, один из пилотов врезался в машину соперника, и объявленный режим виртуальной машины безопасности позволил британцу провести пит-стоп удачнее остальных конкурентов.
Вице-чемпион «Формулы-2» россиянин Артем Маркелов (2018 год)
В связи с этим мне вспоминается еще один гонщик, на счету у которого была не единственная, а даже две победы на Гран-при Монако. Это россиянин Артем Маркелов, с которым мне довелось, будучи лично знакомым, частенько встречаться в формульных паддоках на различных трассах. В составе команды «Russian Time» Артем поднимался на верхнюю ступеньку подиума в Монте-Карло и в 2016-м, и в 2018-м. Кстати, в той очень хорошо запомнившейся мне гонке «Формулы-2» в 2018-м, где россиянин оказался второй раз в своей биографии победителем Гран-при Монако, принимали участие и известные ныне пилоты «Формулы-1». Это Джордж Рассел, Ландо Норрис, Александр Элбон. Лучшим из них тогда оказался нынешний пилот «МакЛарен». Норрис финишировал 6-м с отставанием более 20 секунд от победителя. Джордж и Алекс и вовсе сошли тогда с дистанции, так и не увидев клетчатого флага.
Остается надеяться, что сегодняшний Гран-при Монако, который начнется в 16:00 по минскому времени, сможет нас чем-нибудь приятно удивить.
В дни Гран-при бухта в Монако никогда не пустует
Владимир Васильев, Владимир Кремлин.
Вид из окна пресс-центра Ф1 на последний поворот трассы
Уже по ходу пятничных заездов стало ясно, что машины «Ред Булл» испытывают какие-то странные проблемы, не позволяющие гонщикам австрийской «конюшни» опережать своих соперников. Узкие улочки средиземноморского княжества лишили чемпионские болиды тех преимуществ, которые позволяли Ферстаппену и Пересу доминировать практически на всех автодромах календаря. Да, плотность результатов здесь впечатляющая. Порой в интервал одной секунды времени прохождения быстрого круга вмещаются почти все 20 гонщиков. И в таких условиях даже самая незначительная помарка в пилотировании может стоить потери десятка позиций.
К субботнему утру за счет оптимизации настроек подвески механикам «Ред Булл» удалось-таки слегка уменьшить неустойчивость своих болидов при прохождении поребриков. Но эффект «козления», когда машины даже на незначительных кочках подпрыгивали и грозили отправить пилота за пределы трассы, до конца убрать не удалось.
Анализируя эту проблему, и руководство команды, и даже сам действующий чемпион отметили, что она существовала и раньше, два года назад. Проблема была общей для всех машин, учитывая переход на новый регламент и использование «граунд-эффекта», за счет которого благодаря особенностям формы днища болиды «притягивались» к асфальту и обеспечивали большую устойчивость. Суть ее была в том, что при увеличении дорожного просвета за счет наезда на кочки или неровности асфальта эффект притяжения резко снижался, а затем вновь появлялся. Потому гонщикам и приходилось испытывать ощущения езды словно на прыгающих козлах или кенгуру. Отсюда и происхождение нового термина «козление».
Макс Ферстаппен
Но поскольку преимущество, которое имели машины «Ред Булл» за счет аэродинамики гениального Эдриана Ньюи, позволяло быстро проходить повороты, не утруждая себя необходимостью атаковать поребрики, то проблема «козления» была для Макса Ферстаппена не столь актуальной. А в этот раз в Монако соперники подобрались слишком уж близко к чемпионским болидам. И без атаки на поребрики добиваться лидерства уже стало невозможно.
Лишь в субботу утром Ферстаппен сумел условно пробиться на второй ряд стартового поля, что после откровенно слабых результатов пятничных заездов было уже сродни успеху. Однако во время самой квалификации в решающей попытке Макс не смог чисто пройти свой зачетный круг и слегка задел ограждение. Машина не пострадала, но потерянного времени было достаточно, чтобы отстать от обладателя поула почти на 0,3 секунды и получить право на старт в гонке в воскресенье лишь с 6-го места.
Если по крупицам собрать объяснения Хельмута Марко, Кристиана Хорнера и Макса Ферстаппена по поводу случившегося в Монте-Карло, которые они давали дотошливым журналистам, то можно сделать вывод, что бесспорному доминированию одной команды в чемпионате, похоже, пришел конец. И несмотря на отрыв действующего чемпиона в личном зачете на данный момент, возможно, мы еще получим интригу борьбы за чемпионство хотя бы к летнему перерыву. К тому же нельзя исключать и более банальных причин для беспокойства «Ред Булл». Не может же все время удача оставаться лишь на их стороне. Пора бы уже настать временам, чтобы могло «подфартить» и соперникам, как это было, например, в Имоле у Ландо Норриса.
Хотя нельзя исключать и то, что наши пожелания так и останутся лишь пожеланиями, а реальность вновь вернет нас к скучному доминированию Макса Ферстаппена и «Ред Булл» на всех остальных автодромах. И тогда случившееся в Монако будет восприниматься лишь как случайный сбой в системе работы хорошо отлаженного гоночного коллектива, которым зарекомендовала себя в последние годы австрийская «конюшня».
Шарль Леклер пытается снять с себя проклятие
В нынешнем пелотоне большинство пилотов могут считать гонку в Монте-Карло домашней. Не секрет, что налоговые льготы сильно привлекают гоночных знаменитостей переезжать сюда на постоянное место жительства, хотя большинство баз команд находится в Великобритании. Гонщики предпочитают летать на работу на самолетах как в командировки, а жить все же в этом уютном, пусть и очень дорогом по ценам, местечке затерянного европейского рая.Шарль Леклер
И все же среди пилотов, которые выведут свои машины на старт сегодняшней гонки в Монте-Карло, есть один, который действительно знает улочки княжества лучше других. Это монегаск Шарль Леклер. Он родился здесь и даже ездил по местным улицам на велосипеде в школу. Кому как ни ему, казалось бы, следует претендовать на лучшее знание всех особенностей трассы?! Но одно дело знать трассу, с детства дышать местным воздухом и с самых малых лет наблюдать за гонками прямо с балкона своего дома. А совсем другое – побеждать здесь так называемых гостей, приехавших погоняться на самых быстрых машинах мирового автоспорта.
Корреспондент «СБ» и Шарль Леклер в прошлом году в Монако
И с 2017 года Шарль Леклер, считаясь одним из самых быстрых пилотов современной «Формулы-1», все никак не может преодолеть своеобразное «проклятие», чтобы добиться здесь успеха. Посудите сами, в 2017-м он, великолепно проводя свой единственный сезон в «Формуле-2», не смог доехать в Монако до финиша. Начиная со следующего года, уже будучи пилотом «Формулы-1», Шарлю пришлось ждать пять лет, чтобы хотя бы финишировать здесь в гонке. Из-за ошибки команды он упустил победу и был лишь четвертым на финише.
В прошлом году Шарль сумел квалифицироваться третьим, но из-за блокировки соперника получил штраф с потерей 3-х позиций и откатился на 6-е место, на котором и финишировал по окончании той «безвкусной», малособытийной гонки.
Вчера Леклер вновь сделал сильную заявку на свою победу. Он выиграл квалификацию, оставив позади себя действующего чемпиона Макса Ферстаппена, пилота «Мерседес» Джорджа Рассела, своего напарника Карлоса Сайнса и пару пилотов «МакЛарен». Хотя тень того самого «проклятия» продолжает висеть над быстрым монегаском. Механикам «Феррари» срочно пришлось менять мотор на машине Леклера перед самой квалификацией. Едва успели.
В гонку Шарль отправится с поул-позишн, разделив первый ряд стартового поля с талантливым юным австралийцем Оскаром Пиастри. Погода обещает быть сухой, и если не будет каких-то коллизий на старте, то очень большая вероятность, что Леклер наконец-то сможет услышать свой родной гимн, стоя на подиуме по случаю победы. И, разумеется, Шарль мечтает принять по этому поводу личное поздравление от князя Монако Альберта Второго и его супруги Шарлен.
Из победителей в аутсайдеры
Гонки в Монако – явление весьма специфическое и разнообразное. От зрелищных аварий и немыслимого развития сюжета до унылых «покатушек», когда порядок пилотов сохраняется от старта до самого финиша без изменений. Поэтому роль квалификации здесь очень сложно переоценить. Завоевать поул – это еще не значит гарантировать себе победу в гонке. Но вот победить, стартуя не в первых рядах, здесь очень и очень сложно. И порой вчерашние победители и фавориты Гран-при Монако вдруг оказываются в самом конце стартовой решетки, откуда даже самые немыслимые фантазии не способны их привести на подиум.Вчера из первого квалификационного сегмента не смогли пройти в следующий вице-чемпион мира Серхио Перес на «Ред Булл» и дважды чемпион мира Фернандо Алонсо на «Астон Мартин». А ведь оба уже побеждали здесь раньше. Лишь благодаря дисквалификации обоих гонщиков «Хаас», испанец будет стартовать 14-м, а мексиканец – 16-м, что на пару мест улучшило положение на стартовой решетке бывших триумфаторов Монте-Карло.
Серхио Перес
Что касается Кевина Магнуссена и Нико Хюлькенберга, то их разочарование было выше всяких ожиданий. Американская команда просто ошиблась в расчетах, и привезенное в Монако в качестве обновления новое антикрыло оказалось не соответствующим регламенту. А ведь оба гонщика пробились во второй сегмент квалификации, и Нико там даже застолбил себе, казалось бы, весьма перспективную 12-ю позицию. Увы, результаты квалификации не всегда совпадают с положением пилотов на стартовой решетке.
Но есть еще три пилота, которые ярко проявили себя на этой сложной и очень техничной городской трассе. Юки Цунода на своем «РБ-Виза» продолжил удивлять всех своей скоростью. Еще не имея контракта на следующий сезон, этот японский гонщик все чаще стартует на местах явно выше, чем то позволяет его скромный болид. И главное, что впереди своего более опытного напарника Даниеля Риккиардо, который значится в престижном списке победителей Гран-при Монако. Австралийцу удалось осуществить эту свою мечту автогонщика в 2018 году. Сегодня на старте Цунода будет на 4-м ряду вместе с Льюисом Хэмилтоном.
Впрочем, от Цуноды можно еще было это ожидать, как-никак в последних гонках японец демонстрирует высокий темп и в квалификациях, и в гонках. А вот позади него будут стартовать пилоты, которых никто никак не ожидал увидеть в первой десятке на старте в Монако. Александр Элбон, уступив менее 0,7 секунды обладателю поула, сумел завоевать право для своего «Уильямс» стартовать на 9-й позиции, а Пьер Гасли для «Альпин» – на 10-й. Заметим, что ни тот, ни другой еще не заработали в этом сезоне ни одного очка. Тем почетнее будет для них открыть возможный счет именно на трассе в Монте-Карло.
Но если в гонках «Формулы-1» сюрпризы Монако явление весьма редкое, то вот гонки поддержки преподносят их с удивительной регулярностью. Молодежный чемпионат «Формула-2» стал сегодня утром ярким тому примером. Победу в главной гонке уикенда одержал британский пилот Зак О’Салливан, стартовавший на 15-м месте. Выезжая из боксов, один из пилотов врезался в машину соперника, и объявленный режим виртуальной машины безопасности позволил британцу провести пит-стоп удачнее остальных конкурентов.
В связи с этим мне вспоминается еще один гонщик, на счету у которого была не единственная, а даже две победы на Гран-при Монако. Это россиянин Артем Маркелов, с которым мне довелось, будучи лично знакомым, частенько встречаться в формульных паддоках на различных трассах. В составе команды «Russian Time» Артем поднимался на верхнюю ступеньку подиума в Монте-Карло и в 2016-м, и в 2018-м. Кстати, в той очень хорошо запомнившейся мне гонке «Формулы-2» в 2018-м, где россиянин оказался второй раз в своей биографии победителем Гран-при Монако, принимали участие и известные ныне пилоты «Формулы-1». Это Джордж Рассел, Ландо Норрис, Александр Элбон. Лучшим из них тогда оказался нынешний пилот «МакЛарен». Норрис финишировал 6-м с отставанием более 20 секунд от победителя. Джордж и Алекс и вовсе сошли тогда с дистанции, так и не увидев клетчатого флага.
Остается надеяться, что сегодняшний Гран-при Монако, который начнется в 16:00 по минскому времени, сможет нас чем-нибудь приятно удивить.
В дни Гран-при бухта в Монако никогда не пустует
Владимир Васильев, Владимир Кремлин.