Как повлияют на облик Минска небоскребы?
30.08.2024 10:37:00
Владимир ЯКОВЛЕВ
Сразу два небоскреба сооружаются в Минске. Первый, на юго-западе белорусской столицы в микрорайоне «Минск-Мир», вознесется на 42 этажа и станет доминантой Международного финансового центра. А 38‑этажный «Газпром Центр» возводится на восточном конце города на въезде со стороны Москвы. В обоих случаях компанию высоткам составят здания пониже. И хотя до открытия комплексов еще несколько лет, многие уже задаются вопросом, как небоскребы будут сочетаться с вековыми архитектурными традициями двухмиллионного города.
Оглядываясь в прошлое, можно сказать, что путь к нынешним высоткам оказался неблизким и непростым. Еще каких-то сто с небольшим лет назад Минск был типичными провинциальным городом, где шестиэтажная гостиница «Европа», оборудованная лифтом, считалась едва ли не чудом света. В 1933 году по проекту российского архитектора Лангбарда был сооружен самый высокий по тем временам в Минске 9‑этажный Дом правительства. По счастью, обе архитектурные вехи сохранились, в то время как 80 процентов Минска в годы Великой Отечественной войны было обращено в руины. Отстраивать белорусскую столицу решили с размахом, как витрину Советского Союза на западном направлении. Так на Привокзальной площади напротив «старого» железнодорожного вокзала в 50‑е годы XX века появились две симметричные 11‑этажные жилые высотки, напоминающие своих знаменитых московских «родственниц». Неподалеку начинается нынешний проспект Независимости, протянувшийся на полтора десятка километров в сторону Москвы. Его центральная часть, застроенная 5 — 6-этажными зданиями по проектам в основном российских зодчих, считается архитектурным шедевром, достойным бережного сохранения.
Знаменитые «Ворота Минска».
Но вскоре минская архитектура заболела высотным строительством. И дело не только в мировых строительных тенденциях и творческих амбициях, но и в том, что белорусская столица втиснута в прокрустово ложе 56‑километровой кольцевой автодороги. А ведь население города стремительно росло! По генеральному плану Минска к 1960 году оно должно было достичь 500 тысяч человек, а к 1980‑му — миллиона. Однако этот рубеж был взят еще в 1972‑м, а сегодня в столице проживает около двух миллионов минчан, не считая приезжих. И всех надо обеспечить жильем, школами, поликлиниками, магазинами и другими объектами социальной инфраструктуры. Сооружались и крупные промышленные предприятия, административные здания.
В итоге, чтобы уплотнить застройку, на смену пятиэтажным хрущевкам пришли девятиэтажные панельные брежневки, а затем 12-, 16-, 25‑этажные типовые жилые дома. Вслед за 90‑метровым 24‑этажным зданием института «Белбыттехпроект», более 20 лет являвшимся самым высоким в столице, уже в наше время появились жилые и административные постройки высотой 130, 133, 138,6 метра. Их проекты разработаны в том числе белорусскими архитекторами.
— Каждый город имеет свою исторически сложившуюся застройку. И наш Минск тоже, со своей высотой. Мы можем присмотреться к опыту Москвы, в которой в новом районе сгруппировали небоскребы. Я думаю, что для Минска такой подход также перспективен, но не нужно торопиться, мы к этому придем.
Небоскреб в Международном финансовом центре должен стать самым высоким зданием в Минске.
Как видим, так и получилось. Однако появятся ли в белорусской столице еще более высокие строения? Время покажет.
— Формирование комфортной среды очень важно, — отметил председатель Минского горисполкома Владимир Кухарев. — В Минске сочетается и старая, и новая застройка. Архитектурный ансамбль устоялся. Аккуратно, взвешенно подходим к каждому строящемуся зданию. Нужно сделать так, чтобы новостройки вписывались в городскую среду, ее дополняли.
Обнародованными градостроительными планами предполагается, что 95 процентов составит многоквартирная жилая застройка и 5 процентов — усадебная. При этом город и сегодня изобилует частной усадебной застройкой, которую, сообщил недавно главный архитектор столицы Виктор Гутько, в массовом порядке в ближайшие годы сносить не предполагается. Дефицит территорий под строительство намечено компенсировать другими путями. Вокруг столицы разрастаются города-спутники. Промышленные Дзержинск и Фаниполь, агропромышленные Смолевичи и Руденск, туристско-рекреационные Заславль и Логойск. А еще стратегией развития Минска предусматривается дальнейшее освоение жилых районов за пределами Минской кольцевой автодороги. Но и тут высотками злоупотреблять не предполагается, заверил Виктор Гутько, рассказывая про микрорайон Зеленый Бор, строительство которого вскоре начнется:
— Там будет разноплановая этажность застройки. В непосредственной близости населенных пунктов Минского района не планируется ставить многоэтажные дома. В то же время в серединной его части, где расположатся центральные улицы, будет многоквартирная застройка.
Возведение «Газпром Центра» растянулось уже на несколько лет. Интересно, сколько нужно подождать, чтоб он стал реальностью?
ДОСЬЕ «СОЮЗА»
Если 30 лет назад на одного жителя приходилось 16 квадратных метров жилой площади, то сейчас — больше 24 «квадратов». Цель — достичь вполне комфортного 31 квадратного метра на среднестатистического минчанина.
sob@sb.by
Оглядываясь в прошлое, можно сказать, что путь к нынешним высоткам оказался неблизким и непростым. Еще каких-то сто с небольшим лет назад Минск был типичными провинциальным городом, где шестиэтажная гостиница «Европа», оборудованная лифтом, считалась едва ли не чудом света. В 1933 году по проекту российского архитектора Лангбарда был сооружен самый высокий по тем временам в Минске 9‑этажный Дом правительства. По счастью, обе архитектурные вехи сохранились, в то время как 80 процентов Минска в годы Великой Отечественной войны было обращено в руины. Отстраивать белорусскую столицу решили с размахом, как витрину Советского Союза на западном направлении. Так на Привокзальной площади напротив «старого» железнодорожного вокзала в 50‑е годы XX века появились две симметричные 11‑этажные жилые высотки, напоминающие своих знаменитых московских «родственниц». Неподалеку начинается нынешний проспект Независимости, протянувшийся на полтора десятка километров в сторону Москвы. Его центральная часть, застроенная 5 — 6-этажными зданиями по проектам в основном российских зодчих, считается архитектурным шедевром, достойным бережного сохранения.
Знаменитые «Ворота Минска».
Но вскоре минская архитектура заболела высотным строительством. И дело не только в мировых строительных тенденциях и творческих амбициях, но и в том, что белорусская столица втиснута в прокрустово ложе 56‑километровой кольцевой автодороги. А ведь население города стремительно росло! По генеральному плану Минска к 1960 году оно должно было достичь 500 тысяч человек, а к 1980‑му — миллиона. Однако этот рубеж был взят еще в 1972‑м, а сегодня в столице проживает около двух миллионов минчан, не считая приезжих. И всех надо обеспечить жильем, школами, поликлиниками, магазинами и другими объектами социальной инфраструктуры. Сооружались и крупные промышленные предприятия, административные здания.
В итоге, чтобы уплотнить застройку, на смену пятиэтажным хрущевкам пришли девятиэтажные панельные брежневки, а затем 12-, 16-, 25‑этажные типовые жилые дома. Вслед за 90‑метровым 24‑этажным зданием института «Белбыттехпроект», более 20 лет являвшимся самым высоким в столице, уже в наше время появились жилые и административные постройки высотой 130, 133, 138,6 метра. Их проекты разработаны в том числе белорусскими архитекторами.
В непосредственной близости от населенных пунктов Минского района не планируется ставить многоэтажные домаОднако по международным критериям небоскребом считаются постройки высотой более 150 метров. Некоторые специалисты указывали на возможные отрицательные последствия такого строительства для минской застройки, в том числе исторического центра. Взвешенно прозвучало мнение декана архитектурного факультета Белорусского национального технического университета профессора Армена Сардарова:
— Каждый город имеет свою исторически сложившуюся застройку. И наш Минск тоже, со своей высотой. Мы можем присмотреться к опыту Москвы, в которой в новом районе сгруппировали небоскребы. Я думаю, что для Минска такой подход также перспективен, но не нужно торопиться, мы к этому придем.
Небоскреб в Международном финансовом центре должен стать самым высоким зданием в Минске.
Как видим, так и получилось. Однако появятся ли в белорусской столице еще более высокие строения? Время покажет.
— Формирование комфортной среды очень важно, — отметил председатель Минского горисполкома Владимир Кухарев. — В Минске сочетается и старая, и новая застройка. Архитектурный ансамбль устоялся. Аккуратно, взвешенно подходим к каждому строящемуся зданию. Нужно сделать так, чтобы новостройки вписывались в городскую среду, ее дополняли.
Обнародованными градостроительными планами предполагается, что 95 процентов составит многоквартирная жилая застройка и 5 процентов — усадебная. При этом город и сегодня изобилует частной усадебной застройкой, которую, сообщил недавно главный архитектор столицы Виктор Гутько, в массовом порядке в ближайшие годы сносить не предполагается. Дефицит территорий под строительство намечено компенсировать другими путями. Вокруг столицы разрастаются города-спутники. Промышленные Дзержинск и Фаниполь, агропромышленные Смолевичи и Руденск, туристско-рекреационные Заславль и Логойск. А еще стратегией развития Минска предусматривается дальнейшее освоение жилых районов за пределами Минской кольцевой автодороги. Но и тут высотками злоупотреблять не предполагается, заверил Виктор Гутько, рассказывая про микрорайон Зеленый Бор, строительство которого вскоре начнется:
— Там будет разноплановая этажность застройки. В непосредственной близости населенных пунктов Минского района не планируется ставить многоэтажные дома. В то же время в серединной его части, где расположатся центральные улицы, будет многоквартирная застройка.
Возведение «Газпром Центра» растянулось уже на несколько лет. Интересно, сколько нужно подождать, чтоб он стал реальностью?
ДОСЬЕ «СОЮЗА»
Если 30 лет назад на одного жителя приходилось 16 квадратных метров жилой площади, то сейчас — больше 24 «квадратов». Цель — достичь вполне комфортного 31 квадратного метра на среднестатистического минчанина.
sob@sb.by