Ограничения количества захоронений и использования опасных отходов: что может измениться в законодательстве
18.07.2023 08:16:00
Владислав СЫЧЕВИЧ
Ограничения количества захоронений и использования отдельных видов опасных отходов: что может измениться в регулирующем данную сферу законодательстве
Перед уходом на каникулы депутаты на заседании девятой сессии Палаты представителей седьмого созыва приняли в первом чтении ряд законопроектов. В том числе и «Об изменении Закона Республики Беларусь «Об обращении с отходами». Он внесен в овальный зал Советом Министров для совершенствования законодательства в сфере обращения с отходами с учетом практики применения, а также урегулирования спорных вопросов в данной области. Узнали, что может измениться с принятием данного документа.
— Нормативные правовые акты, действующие на территории республики, то есть законодательная база, отвечают международным стандартам. Но время не стоит на месте, диктует новые реалии. Зреет необходимость и в постоянном совершенствовании законодательства, внесении изменений, дополнений. Система обращения с отходами не исключение, она также совершенствуется, — вводит в курс дела член Постоянной комиссии по вопросам экологии, природопользования и чернобыльской катастрофы Палаты представителей Павел Поконечный. — Впервые среди стран СНГ в Беларуси была принята норма запрета захоронения вторичных материальных ресурсов на полигонах ТКО. С 2012-го введен и действует принцип расширенной ответственности производителей и поставщиков товаров и упаковки. Реализуется Национальная стратегия по обращению с твердыми коммунальными отходами и вторичными материальными ресурсами.
Для понимания, сегодня на территории страны действует Закон «Об обращении с отходами» 2007 года. Логично, что за это время многое изменилось. Поэтому и были разработаны изменения и дополнения. Одна из законодательных новелл исключает необоснованное посредничество при обращении с отходами и предотвращает их попадание в окружающую среду. Также уточняется круг субъектов и объектов, которым могут отчуждаться отходы. Кроме того, уточняются нормы о форме передачи и приобретения права собственности на отходы и совершения сделок с ними.
— Очень важно, что уточнен круг субъектов хозяйствования, для которых предусмотрены исключения в части соблюдения общих требований законодательства при обращении с отходами. В частности, закрепляется норма об освобождении от обязанностей, которые указаны в Декрете Президента от 23 ноября 2017 года № 7, а также от обязанности осуществления производственных наблюдений за состоянием окружающей среды — всех индивидуальных предпринимателей и микроорганизаций, осуществляющих любую экономическую деятельность. Исключение — те, кто осуществляет заготовку, сортировку, использование, обезвреживание, захоронение и долговременное хранение отходов, — дополнил Павел Поконечный.
Одновременно проектом законодательных изменений предусматривается приостановление действия отдельных норм вышеуказанного декрета. Речь об обязанностях субъектов хозяйствования в области обращения с отходами. Также вводятся требования в части использования, обезвреживания и захоронения отходов субъектами хозяйствования. Для этого необходимо будет соблюдать соответствующие технологические регламенты.
— Вводятся ограничения использования физическими лицами отдельных видов опасных отходов, включенных в устанавливаемый Правительством перечень отходов, — рассказал депутат. — Предусмотрен и запрет на эксплуатацию объектов по использованию и обезвреживанию отходов без наличия капитальных строений или их частей, возведенных или реконструированных для хранения отходов и продукции, получаемой с их применением. Под табу подпадает и эксплуатация объектов обезвреживания, не включенных в реестр таких объектов. Важный момент — предусмотрено недопущение использования органических отходов для изоляции слоев отходов на полигонах. Кроме того, вводится запрет на превышение лимитов захоронения отходов производства.
— Напомню, что до 2025-го запланировано создание 16 региональных объектов по сортировке и использованию ТКО, включая производство пре-RDF-топлива и RDF-топлива, и полигонов для их захоронения, — продолжает Павел Поконечный. — Суммарная мощность объектов по сортировке составит примерно 1,2 миллиона тонн коммунальных отходов в год. Общий объем финансирования на создание региональных комплексов предусмотрен в размере более 1 миллиарда 320 миллионов рублей.
К слову, в настоящее время введены в эксплуатацию лишь два таких объекта: полигон захоронения отходов в Бресте и региональный комплекс по сортировке твердых коммунальных отходов в Барановичах. Находится на завершающей стадии строительство объекта по вводу в эксплуатацию регионального комплекса по сортировке ТКО в Орше.
— Предусматривается реконструкция существующего объекта по сортировке твердых коммунальных отходов с увеличением проектной мощности до 600 тысяч тонн в год, получением техногрунта, производством RDF-топлива для цементных заводов, переработкой крупногабаритных отходов в Минске. Сегодня успешно эксплуатируется УП «Минскзеленстрой» созданная в промузле «Западный» линия по компостированию органических отходов, образующихся при выполнении работ по содержанию объектов благоустройства. В прошлом году переработано более 16 тысяч тонн растительных отходов, — сообщил депутат.
Кроме того, проектом изменений предусмотрено приведение актов законодательства в соответствие с Законом «О лицензировании». Для этого закрепляются полномочия госорганов на осуществление регулирования в области обращения с ломом и отходами черных и цветных металлов. Также законопроектом корректируются основные термины и их определения в области обращения с отходами. Уточняются основные принципы и направления госполитики в данной области.
— Контроль за недопущением захоронения ВМР со стороны Минприроды, совершенствование собственной системы сбора коммунальных отходов, информационно-разъяснительная работа по вопросам раздельного сбора отходов и их дальнейшей переработке, бережное отношение к окружающей среде — все это дополнительно увеличивает количество вовлекаемых в хозяйственный оборот отходов. Если законопроект будет одобрен и принят, то он в итоге обеспечит системное правовое регулирование отношений в данной области, будет способствовать единообразному применению норм законодательства об обращении с отходами, — резюмировал Павел Поконечный.
Ожидается, что второе чтение законопроекта состоится осенью. После по регламенту его должны будут утвердить Советом Республики.
sichevich@sb.by
Перед уходом на каникулы депутаты на заседании девятой сессии Палаты представителей седьмого созыва приняли в первом чтении ряд законопроектов. В том числе и «Об изменении Закона Республики Беларусь «Об обращении с отходами». Он внесен в овальный зал Советом Министров для совершенствования законодательства в сфере обращения с отходами с учетом практики применения, а также урегулирования спорных вопросов в данной области. Узнали, что может измениться с принятием данного документа.
|
|
|
Все по закону
Для начала немного статистики. В Беларуси ежегодно образуется около 4 миллионов тонн твердых коммунальных отходов. Наибольшее их количество — в Минске. Только в прошлом году цифра достигла без малого 829 тысяч тонн. Несмотря на устойчивый рост уровня их использования (по предварительным данным, в 2022-м — 34 процента), этого, по мнению экспертов, недостаточно. И уже к 2025 году планируется увеличить эту долю до 50 процентов, к 2030-му — до 70, а к 2035-му — до 90. Задача, как говорится, со звездочкой, но выполнима. Достигнуть этих показателей планируется в первую очередь за счет совершенствования существующей системы обращения и законодательства в целом.— Нормативные правовые акты, действующие на территории республики, то есть законодательная база, отвечают международным стандартам. Но время не стоит на месте, диктует новые реалии. Зреет необходимость и в постоянном совершенствовании законодательства, внесении изменений, дополнений. Система обращения с отходами не исключение, она также совершенствуется, — вводит в курс дела член Постоянной комиссии по вопросам экологии, природопользования и чернобыльской катастрофы Палаты представителей Павел Поконечный. — Впервые среди стран СНГ в Беларуси была принята норма запрета захоронения вторичных материальных ресурсов на полигонах ТКО. С 2012-го введен и действует принцип расширенной ответственности производителей и поставщиков товаров и упаковки. Реализуется Национальная стратегия по обращению с твердыми коммунальными отходами и вторичными материальными ресурсами.
Для понимания, сегодня на территории страны действует Закон «Об обращении с отходами» 2007 года. Логично, что за это время многое изменилось. Поэтому и были разработаны изменения и дополнения. Одна из законодательных новелл исключает необоснованное посредничество при обращении с отходами и предотвращает их попадание в окружающую среду. Также уточняется круг субъектов и объектов, которым могут отчуждаться отходы. Кроме того, уточняются нормы о форме передачи и приобретения права собственности на отходы и совершения сделок с ними.
— Очень важно, что уточнен круг субъектов хозяйствования, для которых предусмотрены исключения в части соблюдения общих требований законодательства при обращении с отходами. В частности, закрепляется норма об освобождении от обязанностей, которые указаны в Декрете Президента от 23 ноября 2017 года № 7, а также от обязанности осуществления производственных наблюдений за состоянием окружающей среды — всех индивидуальных предпринимателей и микроорганизаций, осуществляющих любую экономическую деятельность. Исключение — те, кто осуществляет заготовку, сортировку, использование, обезвреживание, захоронение и долговременное хранение отходов, — дополнил Павел Поконечный.
Одновременно проектом законодательных изменений предусматривается приостановление действия отдельных норм вышеуказанного декрета. Речь об обязанностях субъектов хозяйствования в области обращения с отходами. Также вводятся требования в части использования, обезвреживания и захоронения отходов субъектами хозяйствования. Для этого необходимо будет соблюдать соответствующие технологические регламенты.
— Вводятся ограничения использования физическими лицами отдельных видов опасных отходов, включенных в устанавливаемый Правительством перечень отходов, — рассказал депутат. — Предусмотрен и запрет на эксплуатацию объектов по использованию и обезвреживанию отходов без наличия капитальных строений или их частей, возведенных или реконструированных для хранения отходов и продукции, получаемой с их применением. Под табу подпадает и эксплуатация объектов обезвреживания, не включенных в реестр таких объектов. Важный момент — предусмотрено недопущение использования органических отходов для изоляции слоев отходов на полигонах. Кроме того, вводится запрет на превышение лимитов захоронения отходов производства.
Расширить возможности
Для максимального использования отходов и снижения объемов их захоронения корректируется норма о предотвращении захоронения вторичных материальных ресурсов. Отметим, сегодня около 80 процентов — это отходы потребления. Захоронению подлежит 66 процентов от общего количества образующихся отходов. По состоянию на 1 января 2023 года в республике насчитывалось семь мусоросортировочных заводов и 85 пунктов их сортировки общей мощностью около миллиона тонн. Все это позволяет сортировать не более трети от объема сбора отходов в смешанном виде.— Напомню, что до 2025-го запланировано создание 16 региональных объектов по сортировке и использованию ТКО, включая производство пре-RDF-топлива и RDF-топлива, и полигонов для их захоронения, — продолжает Павел Поконечный. — Суммарная мощность объектов по сортировке составит примерно 1,2 миллиона тонн коммунальных отходов в год. Общий объем финансирования на создание региональных комплексов предусмотрен в размере более 1 миллиарда 320 миллионов рублей.
К слову, в настоящее время введены в эксплуатацию лишь два таких объекта: полигон захоронения отходов в Бресте и региональный комплекс по сортировке твердых коммунальных отходов в Барановичах. Находится на завершающей стадии строительство объекта по вводу в эксплуатацию регионального комплекса по сортировке ТКО в Орше.
— Предусматривается реконструкция существующего объекта по сортировке твердых коммунальных отходов с увеличением проектной мощности до 600 тысяч тонн в год, получением техногрунта, производством RDF-топлива для цементных заводов, переработкой крупногабаритных отходов в Минске. Сегодня успешно эксплуатируется УП «Минскзеленстрой» созданная в промузле «Западный» линия по компостированию органических отходов, образующихся при выполнении работ по содержанию объектов благоустройства. В прошлом году переработано более 16 тысяч тонн растительных отходов, — сообщил депутат.
Кроме того, проектом изменений предусмотрено приведение актов законодательства в соответствие с Законом «О лицензировании». Для этого закрепляются полномочия госорганов на осуществление регулирования в области обращения с ломом и отходами черных и цветных металлов. Также законопроектом корректируются основные термины и их определения в области обращения с отходами. Уточняются основные принципы и направления госполитики в данной области.
— Контроль за недопущением захоронения ВМР со стороны Минприроды, совершенствование собственной системы сбора коммунальных отходов, информационно-разъяснительная работа по вопросам раздельного сбора отходов и их дальнейшей переработке, бережное отношение к окружающей среде — все это дополнительно увеличивает количество вовлекаемых в хозяйственный оборот отходов. Если законопроект будет одобрен и принят, то он в итоге обеспечит системное правовое регулирование отношений в данной области, будет способствовать единообразному применению норм законодательства об обращении с отходами, — резюмировал Павел Поконечный.
Ожидается, что второе чтение законопроекта состоится осенью. После по регламенту его должны будут утвердить Советом Республики.
sichevich@sb.by
Фото из архива «СБ»