Сказ о трех паучках и Карлсоне
28.04.2022 08:01:04
Двадцать лет назад мир вступил в эру Человека‑паука. Веселого шведского Карлсона, с которым некогда наши дети и подростки беззаботно путешествовали по чердакам и крышам, в начале третьего тысячелетия сменил заокеанский супергерой. Приключения перестали быть беспечными, мир оказался в опасности, и его надо было непременно спасать. В этом славном деле Человеку‑пауку стало тесно на страницах комиксов, и он прорвался на киноэкраны. С тех пор нам явилось уже три поколения homo sapiens с паутиной внутри, а зрителям и критикам достаточно пищи для споров: какой Питер Паркер, он же — паучок, более аутентичен или симпатичен? Обаятельный непоседа Карлсон уступил крышу более современным и технически зрелым.
«Спокойствие, только спокойствие!» — набедокурив, любил говаривать незабвенный мужчина в самом расцвете сил. Его антагонистами были нескладная домработница Фрекен Бок да парочка мелких жуликов, промышлявших развешенным для сушки бельем на чердаке. Со своей задачей по укрощению домомучительниц Карлсон справлялся с юмором, а для воришек устраивал шоу с привидением — диким, но симпатичным. Приключения проходили весело, а самой большой опасности подвергались уличные прохожие, на которых Карлсон испытывал свой «самый лучший в мире мусоропровод»... Малыш с нетерпением ждал Карлсона каждый день, а остроконечные скандинавские крыши дарили всем нам (и детям, и взрослым) сказочную атмосферу, располагающую к домашнему уюту.
Сегодня этот мир кажется совершенно далеким и архаичным. В детстве, бегая по крышам новостроек, мы по‑хорошему завидовали Малышу. Технические этажи советских многоэтажек не шли ни в какое сравнение с таинственными чердаками из любимой книжки или мультфильма.
В 1980‑е годы мы и представить себе не могли, что сказочные приключения следующих поколений будут развиваться на стометровых высотах в зданиях из стекла и литого бетона. Какая тут может быть романтика?
Для непосвященных, возможно, будет открытием, что Карлсон и Человек‑паук почти ровесники. Оба популярных героя появились в середине ХХ века. Долгие годы развлекали детей и подростков по разные стороны Атлантики, но вместе с географией получили принципиально разные характеры, судьбу и среду обитания. Представить добродушного балагура Карлсона, с его брюшком фланирующего среди небоскребов, просто невозможно, так же, как и Человека‑паука сражающимся с Зеленым гоблином среди черепичных крыш.
Тем временем Человек‑паук, несмотря на почтенный по комиксам возраст, прекрасно вписался в новую обстановку. Привычную подростковую неуверенность легко компенсировал аномальными сверхчеловеческими способностями. Он готов спасать мир, соответственно подчеркивая при этом, что город, страна, а то и планета в опасности. Теория заговора живет и здравствует. Добродушный Карлсон — продукт совершенно иных геополитических условий: подзабытого нынче сытого благополучия.
Даже со ссылкой на целевую аудиторию очевидно: сегодня чердаки, крыши, впрочем, как и подвалы или лестничные площадки, где некогда школьники любили проводить время, утратили некий ореол романтики. Жилые подъезды нередко становятся местом, куда родители не отпустят своих юных чад погулять не только с хвастуном Карлсоном, но и под защитой Человека‑паука. Домашний уют вообще не в чести. Достаточно ознакомиться с названиями успешных блокбастеров: «Вдали от дома», «Нет пути домой». Зато с экрана все больше звучит научно‑технических терминов: наночастицы, смарт‑манипуляторы... Непроницаемый костюм современного супергероя неровня клоунскому комбинезончику Карлсона. Все стало излишне серьезно, монументально. Исчезла некая легкость бытия…
Гипотетически представить Человека‑паука, ведущего борьбу с несметной вражеской нечистью и при этом даже случайно обронившего в трудную минуту: «Пустяки, дело житейское!..», просто невозможно! Любовные линии Питера Паркера — лишь дань подростковому возрасту, они не меняют общий супергеройский тренд хозяина по крышам.
Дружба с Карлсоном скрашивала одиночество Малыша. В дружбе Астрид Линдгрен искала и находила выход типичной юношеской проблемы взросления. Карлсон с его набором отрицательных черт тем не менее оказывался полезным другом — с ним не скучно! Авторы комиксов, а вместе с ними и многочисленных фильмов предлагают разрушить одиночество обретением силы. Они наделяют школьника нечеловеческими способностями и лишь одной фразой — «Чем больше сила, тем больше ответственность» — пытаются донести подростку житейские истины. В боевиках остается немного места для мелодрамы или философских умозаключений.
Их трое, они все разные, и у каждого своя дорога в пауки
Питер Паркер в исполнении Тоби Магуайра наиболее близок к классической трактовке комикса. Очки в пол‑лица подчеркивают образ чистого ботана, зашуганного подростка не только в школе, но и вообще везде вне дома. Такие хорошие мальчики всегда в душе мечтают обрести сверхспособности, чтобы вырваться из забитости, доказать ровесникам собственную значимость. Актер признавался, что ему близок персонаж. Будучи старшеклассником, он переезжал из города в город и ощущал себя одиноким среди сверстников.
Тоби Магуайр:
«Я чувствовал себя аутсайдером. Я думаю, что то, что случилось со мной, заставило меня развить это уличное чувство, наблюдая за людьми и выясняя, что заставляет их тикать, задаваясь вопросом, могу ли я доверять им или нет. Я ходил во многие школы вдоль побережья в Калифорнии, завел немного друзей и жил с тетями, дядями, бабушками и дедушками, пока мои родители пытались свести концы с концами. Это было тяжело. У нас не было денег».
Эндрю Гарфилд и Том Холланд росли уже под впечатлением от Человека‑паука в исполнении Магуайра. Их детские мечты очень быстро стали реальностью. В своих фильмах Гарфилд развеял стереотип «умный — значит в очках», а 21‑летний Холланд попал в образ уже тем, что был значительно ближе по возрасту к своему герою.
Корпорация Marvel всегда до последнего момента держала в тайне, на кого пал выбор. Эндрю Гарфилд, например, еще толком не успел осознать собственного счастья, как ему устроили импровизированную пресс‑конференцию. Шокированный актер едва не споткнулся о занавес сцены, когда его представили как «Нового Человека‑паука».
Эндрю Гарфилд:
«Питер Паркер — такой позитивный персонаж, он чистое исполнение желаний любого аутсайдера. Я вырос из него, когда был ребенком, от комиксов до первого фильма. Мне было 19. Я купил пиратский DVD, и с моим другом Терри Макгинесом мы пришли в мою грязную квартиру в Северном Лондоне, где посмотрели фильм дважды подряд, а затем репетировали перед зеркалом последнюю фразу!»
Том Холланд:
«В детстве у меня было 30 костюмов Человека‑паука. У меня были простыни с изображением Человека‑паука. В 20 лет я пошел на костюмированную вечеринку в костюме Человека‑паука и выглядел полным идиотом. Но когда примерно через год объявили, что готовится новый проект франшизы, я позвонил своим агентам и сказал: «Пожалуйста, пожалуйста, устройте мне прослушивание». …У меня была гимнастическая школа, поэтому я сделал сальто назад, просто чтобы показать Marvel, что я могу делать такие вещи. Я такой: «Привет, я — Том Холланд». Сальто назад. «Я из Лондона». Боковой флип: «Во мне пять футов семь дюймов». Сальто вперед: «Было бы очень здорово участвовать в таком проекте».
«Спокойствие, только спокойствие!» — набедокурив, любил говаривать незабвенный мужчина в самом расцвете сил. Его антагонистами были нескладная домработница Фрекен Бок да парочка мелких жуликов, промышлявших развешенным для сушки бельем на чердаке. Со своей задачей по укрощению домомучительниц Карлсон справлялся с юмором, а для воришек устраивал шоу с привидением — диким, но симпатичным. Приключения проходили весело, а самой большой опасности подвергались уличные прохожие, на которых Карлсон испытывал свой «самый лучший в мире мусоропровод»... Малыш с нетерпением ждал Карлсона каждый день, а остроконечные скандинавские крыши дарили всем нам (и детям, и взрослым) сказочную атмосферу, располагающую к домашнему уюту.
Сегодня этот мир кажется совершенно далеким и архаичным. В детстве, бегая по крышам новостроек, мы по‑хорошему завидовали Малышу. Технические этажи советских многоэтажек не шли ни в какое сравнение с таинственными чердаками из любимой книжки или мультфильма.
В 1980‑е годы мы и представить себе не могли, что сказочные приключения следующих поколений будут развиваться на стометровых высотах в зданиях из стекла и литого бетона. Какая тут может быть романтика?
Для непосвященных, возможно, будет открытием, что Карлсон и Человек‑паук почти ровесники. Оба популярных героя появились в середине ХХ века. Долгие годы развлекали детей и подростков по разные стороны Атлантики, но вместе с географией получили принципиально разные характеры, судьбу и среду обитания. Представить добродушного балагура Карлсона, с его брюшком фланирующего среди небоскребов, просто невозможно, так же, как и Человека‑паука сражающимся с Зеленым гоблином среди черепичных крыш.
Шоу‑бизнес XXI века уверенно поставил на преображение Питера Паркера неспроста. Поколение, выросшее среди гаджетов, не будет равняться на странного человечка с примитивным моторчиком.С таким нехитрым реквизитом и страстью к домашнему варенью, плюшкам да тефтелькам Карлсон не имеет шансов перепрыгнуть уровень детского сада и младшей школы. А его знаменитые самоуверенные цитаты и посылы, которые вызывают улыбку у взрослых интеллектуалов, к сожалению, не в тренде у мобильных современников, предпочитающих схематические слова и простые действия.
Тем временем Человек‑паук, несмотря на почтенный по комиксам возраст, прекрасно вписался в новую обстановку. Привычную подростковую неуверенность легко компенсировал аномальными сверхчеловеческими способностями. Он готов спасать мир, соответственно подчеркивая при этом, что город, страна, а то и планета в опасности. Теория заговора живет и здравствует. Добродушный Карлсон — продукт совершенно иных геополитических условий: подзабытого нынче сытого благополучия.
Даже со ссылкой на целевую аудиторию очевидно: сегодня чердаки, крыши, впрочем, как и подвалы или лестничные площадки, где некогда школьники любили проводить время, утратили некий ореол романтики. Жилые подъезды нередко становятся местом, куда родители не отпустят своих юных чад погулять не только с хвастуном Карлсоном, но и под защитой Человека‑паука. Домашний уют вообще не в чести. Достаточно ознакомиться с названиями успешных блокбастеров: «Вдали от дома», «Нет пути домой». Зато с экрана все больше звучит научно‑технических терминов: наночастицы, смарт‑манипуляторы... Непроницаемый костюм современного супергероя неровня клоунскому комбинезончику Карлсона. Все стало излишне серьезно, монументально. Исчезла некая легкость бытия…
Гипотетически представить Человека‑паука, ведущего борьбу с несметной вражеской нечистью и при этом даже случайно обронившего в трудную минуту: «Пустяки, дело житейское!..», просто невозможно! Любовные линии Питера Паркера — лишь дань подростковому возрасту, они не меняют общий супергеройский тренд хозяина по крышам.
Дружба с Карлсоном скрашивала одиночество Малыша. В дружбе Астрид Линдгрен искала и находила выход типичной юношеской проблемы взросления. Карлсон с его набором отрицательных черт тем не менее оказывался полезным другом — с ним не скучно! Авторы комиксов, а вместе с ними и многочисленных фильмов предлагают разрушить одиночество обретением силы. Они наделяют школьника нечеловеческими способностями и лишь одной фразой — «Чем больше сила, тем больше ответственность» — пытаются донести подростку житейские истины. В боевиках остается немного места для мелодрамы или философских умозаключений.
Справятся ли новые поколения с культом силы в себе — вопрос открытый, однако то, что сегодня всем нам недостает здоровой беззаботности Карлсона — факт.Всем взрослым немного хочется вернуться в детство, чтобы главной житейской проблемой оставались ореховая скорлупа, попавшая в ботинки, или вишневые косточки, запутавшиеся в волосах.
УСПЕХ НА МИЛЛИАРДКЛЕВЫЙ КОСТЮМ. ГДЕ КУПИЛ?
У экранизации комиксов о Человеке‑пауке долгая история. Однако сегодня многочисленные мультфильмы и телепостановки забыты после феерического успеха кинотрилогии режиссера Сэма Рейми. Двадцать лет назад «Человек‑паук» стал первым фильмом в истории, который преодолел кассовую отметку в 100 миллионов долларов за первые выходные. Цифры сборов вышли далеко за пределы того, что на тот момент считалось возможным. Фильм переписал историю блокбастера, а вместе с ней даровал актерам колоссальную мировую известность. Сегодня «Человек‑паук» — это не просто кинофраншиза, это уже настоящая финансовая империя.
Фильмы с участием Тоби Магуайра и Эндрю Гарфилда собирали приблизительно равные итоговые суммы около 700—800 миллионов долларов, а вот два последних проекта с участием Тома Холланда перевалили за миллиард! Мало того, «Человек‑паук: нет пути домой» едва не дотянул до 2 миллиардов и стал абсолютным победителем 2021 года! Оказывается, такие фантастические суммы можно собирать в эпоху пандемии.
Их трое, они все разные, и у каждого своя дорога в пауки
Питер Паркер в исполнении Тоби Магуайра наиболее близок к классической трактовке комикса. Очки в пол‑лица подчеркивают образ чистого ботана, зашуганного подростка не только в школе, но и вообще везде вне дома. Такие хорошие мальчики всегда в душе мечтают обрести сверхспособности, чтобы вырваться из забитости, доказать ровесникам собственную значимость. Актер признавался, что ему близок персонаж. Будучи старшеклассником, он переезжал из города в город и ощущал себя одиноким среди сверстников.
Тоби Магуайр:
«Я чувствовал себя аутсайдером. Я думаю, что то, что случилось со мной, заставило меня развить это уличное чувство, наблюдая за людьми и выясняя, что заставляет их тикать, задаваясь вопросом, могу ли я доверять им или нет. Я ходил во многие школы вдоль побережья в Калифорнии, завел немного друзей и жил с тетями, дядями, бабушками и дедушками, пока мои родители пытались свести концы с концами. Это было тяжело. У нас не было денег».
Эндрю Гарфилд и Том Холланд росли уже под впечатлением от Человека‑паука в исполнении Магуайра. Их детские мечты очень быстро стали реальностью. В своих фильмах Гарфилд развеял стереотип «умный — значит в очках», а 21‑летний Холланд попал в образ уже тем, что был значительно ближе по возрасту к своему герою.
Корпорация Marvel всегда до последнего момента держала в тайне, на кого пал выбор. Эндрю Гарфилд, например, еще толком не успел осознать собственного счастья, как ему устроили импровизированную пресс‑конференцию. Шокированный актер едва не споткнулся о занавес сцены, когда его представили как «Нового Человека‑паука».
Эндрю Гарфилд:
«Питер Паркер — такой позитивный персонаж, он чистое исполнение желаний любого аутсайдера. Я вырос из него, когда был ребенком, от комиксов до первого фильма. Мне было 19. Я купил пиратский DVD, и с моим другом Терри Макгинесом мы пришли в мою грязную квартиру в Северном Лондоне, где посмотрели фильм дважды подряд, а затем репетировали перед зеркалом последнюю фразу!»
Том Холланд:
«В детстве у меня было 30 костюмов Человека‑паука. У меня были простыни с изображением Человека‑паука. В 20 лет я пошел на костюмированную вечеринку в костюме Человека‑паука и выглядел полным идиотом. Но когда примерно через год объявили, что готовится новый проект франшизы, я позвонил своим агентам и сказал: «Пожалуйста, пожалуйста, устройте мне прослушивание». …У меня была гимнастическая школа, поэтому я сделал сальто назад, просто чтобы показать Marvel, что я могу делать такие вещи. Я такой: «Привет, я — Том Холланд». Сальто назад. «Я из Лондона». Боковой флип: «Во мне пять футов семь дюймов». Сальто вперед: «Было бы очень здорово участвовать в таком проекте».