На сцене Большого театра Беларуси уже смонтировали декорации к премьерному спектаклю «Саломея»
24.08.2018 16:39:33
Юлия АНДРЕЕВА
«Корабль Ирода» прибыл! Снимаемся с якоря 9 сентября!» — сообщает в Твиттере команда Большого театра Беларуси.
— «Корабль грехов» — это корабль Ирода. Черный силуэт судна напоминает яхту какого-нибудь олигарха, которые часто покупают бывшие корабли береговой охраны и праздно проводят там свои дни, — поясняет главный режиссер театра Михаил Панджавидзе, постановщик этого загадочного и необычного спектакля. — Глазами Иоанна мы увидим довольно странных людей. Они как раз и будут символизировать современную цивилизацию — роскошное, но порочное общество. Именно здесь стремительно развернется действо: арест Иоанна Иродом, разговор Иоанна с Саломеей (когда она признается ему в любви, а тот приходит в ужас, потому что в этот момент он произносил слова духовной проповеди), сладострастный «Танец семи покрывал» и требование Саломеи казнить Крестителя. И финал более чем закономерен: порочное общество переступило черту, которую переходить было нельзя. Поэтому «корабль пороков» исчезает в песках.
9 и 10 сентября «Саломея» Рихарда Штрауса откроет 86-й сезон Большого театра Беларуси. Никогда раньше это творение австрийского гения, столь популярное во всем мире, не ставилось на белорусской сцене. Что тому виной? Изначальная скандальность драмы Оскара Уайльда? Библейский сюжет? «Танец семи покрывал»? Или огромные требования, которые предъявляет эта опера к постановочной части, к режиссеру, к оркестру, к певцам?
Но решение принято, и спектакль скоро встретится с белорусским зрителем.
— Причем это будет не просто «Саломея», — раскрывает секреты театра его генеральный директор Владимир Гридюшко, — а «Саломея» + «Иоанн» — два произведения Рихарда Штрауса, опера-балет. Это будет колоссальнейшая работа.
Не все было столь уж идиллично. Как всякому новому и дерзкому замыслу, «Саломее» пришлось преодолевать сопротивление.
— Я благодарен руководству театра, которое, невзирая на огромные препоны со стороны ряда членов художественного совета, приняло к работе этот проект, — признается в разговоре со мной Михаил Панджавидзе. — Это гениальная музыка! И это мне интересно! В качестве пролога мы даем хореографическую композицию на музыку «Так говорил Заратустра», которая затем плавно перетекает в «Саломею».
Для режиссера этот проект — золотая мечта, он выношен и выстрадан. И счастье, что в театре подобрался коллектив единомышленников, которые с огромным энтузиазмом взялись за сценическое воплощение «Саломеи».
Это и главный дирижер театра Виктор Плоскина, который взял на себя музыкальную сторону постановки. Он энтузиаст всего нового, свежего, живого, не обросшего штампами.
— «Саломея» — это в любом случае хорошо! — говорил он мне еще год назад. — Потому что это новое. Ни у кого штампов нету!
Хореографической частью постановки занимались балетмейстеры Константин Кузнецов и Юлия Дятко.
В ближайшие дни все труды различных постановочных групп будут сведены воедино, артисты обживут инопланетные декорации, созданные российским художником-постановщиком Гарри Гуммелем. Помимо сценографии он сам разработал и костюмы, и концепцию видеоконтента.
Михаил Панджавидзе обещает, что в спектакле не будет дешевых эффектов.
— Некоторый флер скандальности сопровождал это произведение, начиная еще с литературного первоисточника — одноименной драмы Оскара Уайльда, — говорит он. — Я глубоко убежден, что это произведение незаслуженно пользуется дурной славой. Речь здесь идет о силе духа, благодаря которой человек, исповедуя христианские догмы морали, может остаться человеком. Эта история актуальна и злободневна как никогда. Мы не можем не замечать того, что происходит в мире, и должны реагировать, высказывая свою точку зрения. А то, что делается вокруг, все больше и больше напоминает историю грехопадения. Так называемые борьба за права человека, толерантность и искаженное религиозное сознание, особенно в Европе, лично меня пугают и настораживают. Как мне кажется, западная цивилизация в том виде, в котором она существует, стремительно движется к собственной гибели. Надеюсь, история Саломеи заставит задуматься о том, к чему мы идем.
Фото: Твиттер Большого театра
— «Корабль грехов» — это корабль Ирода. Черный силуэт судна напоминает яхту какого-нибудь олигарха, которые часто покупают бывшие корабли береговой охраны и праздно проводят там свои дни, — поясняет главный режиссер театра Михаил Панджавидзе, постановщик этого загадочного и необычного спектакля. — Глазами Иоанна мы увидим довольно странных людей. Они как раз и будут символизировать современную цивилизацию — роскошное, но порочное общество. Именно здесь стремительно развернется действо: арест Иоанна Иродом, разговор Иоанна с Саломеей (когда она признается ему в любви, а тот приходит в ужас, потому что в этот момент он произносил слова духовной проповеди), сладострастный «Танец семи покрывал» и требование Саломеи казнить Крестителя. И финал более чем закономерен: порочное общество переступило черту, которую переходить было нельзя. Поэтому «корабль пороков» исчезает в песках.
9 и 10 сентября «Саломея» Рихарда Штрауса откроет 86-й сезон Большого театра Беларуси. Никогда раньше это творение австрийского гения, столь популярное во всем мире, не ставилось на белорусской сцене. Что тому виной? Изначальная скандальность драмы Оскара Уайльда? Библейский сюжет? «Танец семи покрывал»? Или огромные требования, которые предъявляет эта опера к постановочной части, к режиссеру, к оркестру, к певцам?
Но решение принято, и спектакль скоро встретится с белорусским зрителем.
— Причем это будет не просто «Саломея», — раскрывает секреты театра его генеральный директор Владимир Гридюшко, — а «Саломея» + «Иоанн» — два произведения Рихарда Штрауса, опера-балет. Это будет колоссальнейшая работа.
Не все было столь уж идиллично. Как всякому новому и дерзкому замыслу, «Саломее» пришлось преодолевать сопротивление.
— Я благодарен руководству театра, которое, невзирая на огромные препоны со стороны ряда членов художественного совета, приняло к работе этот проект, — признается в разговоре со мной Михаил Панджавидзе. — Это гениальная музыка! И это мне интересно! В качестве пролога мы даем хореографическую композицию на музыку «Так говорил Заратустра», которая затем плавно перетекает в «Саломею».
Для режиссера этот проект — золотая мечта, он выношен и выстрадан. И счастье, что в театре подобрался коллектив единомышленников, которые с огромным энтузиазмом взялись за сценическое воплощение «Саломеи».
Это и главный дирижер театра Виктор Плоскина, который взял на себя музыкальную сторону постановки. Он энтузиаст всего нового, свежего, живого, не обросшего штампами.
— «Саломея» — это в любом случае хорошо! — говорил он мне еще год назад. — Потому что это новое. Ни у кого штампов нету!
Хореографической частью постановки занимались балетмейстеры Константин Кузнецов и Юлия Дятко.
В ближайшие дни все труды различных постановочных групп будут сведены воедино, артисты обживут инопланетные декорации, созданные российским художником-постановщиком Гарри Гуммелем. Помимо сценографии он сам разработал и костюмы, и концепцию видеоконтента.
Михаил Панджавидзе обещает, что в спектакле не будет дешевых эффектов.
— Некоторый флер скандальности сопровождал это произведение, начиная еще с литературного первоисточника — одноименной драмы Оскара Уайльда, — говорит он. — Я глубоко убежден, что это произведение незаслуженно пользуется дурной славой. Речь здесь идет о силе духа, благодаря которой человек, исповедуя христианские догмы морали, может остаться человеком. Эта история актуальна и злободневна как никогда. Мы не можем не замечать того, что происходит в мире, и должны реагировать, высказывая свою точку зрения. А то, что делается вокруг, все больше и больше напоминает историю грехопадения. Так называемые борьба за права человека, толерантность и искаженное религиозное сознание, особенно в Европе, лично меня пугают и настораживают. Как мне кажется, западная цивилизация в том виде, в котором она существует, стремительно движется к собственной гибели. Надеюсь, история Саломеи заставит задуматься о том, к чему мы идем.
Фото: Твиттер Большого театра