Как Беларусь утверждала себя на международной арене
17.05.2017 22:02:51
Продолжаем цикл публикаций, посвященных 25–летию со дня обретения Беларусью независимости и государственного суверенитета. О том, как Беларусь утверждала себя на международной арене, своими воспоминаниями поделились те, кто стоял у истоков белорусской дипломатической службы и продолжает ее сейчас.
Знаменитый французский писатель, философ и моралист XVII века Жан де Лабрюйер как–то сказал: «Кто идет медленно и не спеша, тому не длинна никакая дорога; кто терпеливо готовится в путь, тот непременно приходит к цели». Недавно Беларусь отметила знаменательный юбилей — 25 лет со дня обретения независимости и государственного суверенитета. Конечно же, по историческим меркам срок небольшой, однако по степени насыщенности важными событиями эти четверть века для белорусов можно без преувеличения назвать судьбоносными. Беларусь прошла через труднейшие испытания постсоветского периода. В сложном, противоречивом поиске идентичности страна сохранила по крупицам то ценное, что нарабатывалось десятилетиями в СССР, привнеся лучшее из мирового, в первую очередь европейского, опыта, и в результате уверенно встала на ноги как самостоятельное, самодостаточное государство.
За годы независимости Беларусь сделала впечатляющий шаг вперед в общественно–политическом и социально–экономическом развитии, добилась заметных успехов на международной арене, стала участником новых интеграционных проектов, расширила круг зарубежных партнеров и союзников, открыла, освоила и закрепила за собой новые перспективные рынки.
В труднейшем геополитическом контексте мы не допустили проникновения к нам хаоса и насилия, сберегли мир, безопасность, стабильность в обществе и государстве. Нашей стране удалось найти баланс в диалоге с различными полюсами силы. Выстроены взаимовыгодные модели сотрудничества с большинством членов мирового сообщества. Голос Беларуси твердо и уверенно звучит на крупнейших международных площадках, в первую очередь с трибуны Организации Объединенных Наций.
Небольшая по размерам страна неизменно выступала с трибуны ООН, других знаковых площадок с объемным, «панорамным» видением мировых проблем, с крупными внешнеполитическими инициативами, актуальными для многих государств и народов мира.
Здесь стоит выделить прежде всего выдвинутую на саммите ООН 2005 года инициативу Президента Беларуси о признании многообразия путей прогрессивного развития в качестве ценности человеческой цивилизации.
Другая из наиболее известных инициатив связана с проблематикой борьбы с торговлей людьми. В последние годы Беларусь также играет одну из ведущих ролей в противодействии торговле человеческими органами.
По инициативе Беларуси, Катара и Египта в феврале 2015 года в Нью–Йорке создана Группа друзей семьи, которая сегодня насчитывает уже 25 государств — членов ООН.
Также по инициативе Беларуси в Организации Объединенных Наций в 2016 году создана группа государств–единомышленников в поддержку стран со средним уровнем дохода.
Выступая на саммите ООН 2015 года, Президент Беларуси предложил воплотить идею «интеграции интеграций» в качестве ключевого принципа сотрудничества, ориентированного на совместный поиск оптимальных путей объединяющего роста и устойчивого развития, скоординированное противодействие глобальным угрозам и вызовам.
Свидетельством открытости нашего государства к взаимодействию по любым вопросам, включая правозащитную тематику, стало принятие первого Национального плана по правам человека на 2016 — 2019 годы. Таким образом Беларусь вошла в число 40 стран мира, имеющих подобные программы.
Уже устойчивым стало выражение «Беларусь является донором безопасности в Европейском регионе и мире». И это абсолютно справедливо. За истекший период наша страна присоединилась практически ко всем основным международным договорам в области безопасности: о нераспространении ядерного оружия, о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний, об обычных вооруженных силах в Европе, по открытому небу, конвенциям о запрещении химического, биологического оружия, запрете противопехотных мин, к блоку военно–политических обязательств ОБСЕ и ряду других.
Наша страна участвует во всех контрольных разоруженческих механизмах. На протяжении десятилетий мы отстаиваем на площадке ООН идею о запрещении разработки и производства новых видов оружия массового уничтожения (ОМУ).
С 2014 года Минск стал местом проведения заседаний трехсторонней контактной группы Украина — Россия — ОБСЕ. При этом крайне важно, что мы не дали втянуть себя в противостояние, спровоцированное украинским кризисом. Взвешенная позиция содействовала нормализации политического диалога с ЕС, США и Канадой, важным этапом которого стала отмена или приостановка большинства антибелорусских санкций.
Встреча министра иностранных дел Беларуси Владимира Макея с председателем ОБСЕ,
первым заместителем премьер-министра, министром иностранных дел Сербии Ивицей Дачичем. 2015 год.
Работа трехсторонней контактной группы по Украине в Минске еще раз подтвердила реноме Беларуси как надежного «провайдера» безопасности в Европе, играющего значимую роль в урегулировании кризиса в Украине.
Закономерным итогом стало решение впервые провести очередную сессию Парламентской ассамблеи ОБСЕ в Минске в июле 2017 года. Масштабное мероприятие будет способствовать упрочению позиций нашей страны в ОБСЕ и на международной арене.
За годы независимости Республикой Беларусь выстроен прочный фундамент отношений с ключевым стратегическим партнером — Российской Федерацией — как на двусторонней основе, так и в рамках интеграционных объединений.
Беларусь как одна из стран — основательниц Евразийского экономического союза внесла весомый вклад в этот процесс. В 2016 году главами государств одобрены концепции формирования общего рынка газа, нефти и нефтепродуктов ЕАЭС. Принятие этих документов — только первый шаг на пути создания общих рынков энергоресурсов союза в период 2019 — 2025 годов.
Тем не менее приходится констатировать, что основные цели ЕАЭС: создание условий для свободного перемещения товаров, услуг, капиталов и рабочей силы без изъятий и ограничений, а также реализация согласованной политики в ключевых секторах экономики — к настоящему времени не достигнуты. На это постоянно обращает внимание партнеров по интеграции белорусская сторона.
Особый разговор о Содружестве Независимых Государств, которому в декабре 2016 года исполнилось 25 лет. Процессы в нем носят противоречивый характер.
В свете обострения отношений между двумя ключевыми партнерами нашей страны — Россией и Украиной — очевидно, придется под новым углом взглянуть на реализацию Договора о зоне свободной торговли.
Своеобразной фабрикой свежих идей и актуальных вопросов в повестку дня СНГ стала прошедшая в 2016 году в Минске Международная научно–практическая конференция «25 лет Содружеству Независимых Государств: итоги, перспективы». По результатам ее работы были выработаны конкретные предложения по раскрытию потенциала Содружества практически по всем направлениям.
Изменение восприятия Беларуси вследствие ее сбалансированной внешнеполитической линии, в том числе по украинскому вопросу, во многом обусловило своеобразный прорыв на западном направлении. Расширена тематика взаимодействия с Евросоюзом за счет проведения в 2014 — 2015 годах шести раундов консультаций по вопросам модернизации, переговоров по проектам соглашений об упрощении визовых процедур и о реадмиссии. В октябре 2016 года между Беларусью и ЕС подписана Декларация о партнерстве ради мобильности, а в ноябре состоялся первый в истории визит в Беларусь делегации Комитета по политике и безопасности Совета ЕС, в состав которой вошли постоянные представители при ЕС всех 28 стран — членов Евросоюза.
Европа остается вторым по значимости рынком сбыта для белорусских товаров. Евросоюз можно считать и основным источником инвестиций и кредитных ресурсов в нашу экономику.
На ежегодной встрече министров иностранных дел Центрально–Европейской инициативы было принято официальное решение о председательстве Беларуси в этой организации в 2017 году.
Отмена большинства санкций в отношении Беларуси открыла окно возможностей для развития полноформатного диалога с Западом во всех сферах взаимодействия — в первую очередь в важных для нас торгово–экономической и инвестиционной, включая доступ Беларуси к ресурсам международных и европейских финансовых институтов. Так, в сентябре 2016 года Еврокомиссия внесла Беларусь в список стран, имеющих право получать финансирование Европейского инвестиционного банка под гарантии ЕС.
В настоящее время в отношениях с США наметилась положительная динамика. Вашингтон отказался от действовавшей ранее негативной рекомендации своим бизнесменам и инвесторам в отношении работы с нашей страной, поддерживает вступление Беларуси в ВТО, не препятствует развитию связей между регионами.
В разрезе формирования полноценной третьей опоры внешней политики Беларусь продолжает укрепление дальней дуги союзников и партнеров. В последние годы обеспечена стабильная динамика политического и экономического диалога с традиционными и новыми партнерами в Азии. Наиболее активно развивалось сотрудничество с Китаем, Вьетнамом, Индией, Ираном, Пакистаном, Афганистаном, Бангладеш, Индонезией. Открылись посольства Беларуси в Монголии, Пакистане, Австралии.
Вовлечение Беларуси в новый глобальный проект — «Экономический пояс Шелкового пути» (ЭПШП) — должно оказать заметное влияние на повышение инвестиционной привлекательности белорусской экономики, расширение товаропотоков, формирование новых производств, транспортно–логистических схем, создание рабочих мест. Китайско–Белорусский индустриальный парк «Великий камень» фактически становится точкой опоры ЭПШП в Евразии.
Формируемые на дальней дуге новые точки опоры, дополнительные «подушки безопасности» способствуют росту узнаваемости Беларуси в регионах Азии, Африки, Ближнего Востока, Латинской Америки, что, в свою очередь, работает на дальнейшую диверсификацию экспорта и в целом на повышение уровня политического взаимодействия Минска с дальними партнерами.
...Выйдя на качественно новый виток своего развития, Беларусь может и должна играть более значимую роль не только в региональной, но и в мировой политике.
Знаменитый французский писатель, философ и моралист XVII века Жан де Лабрюйер как–то сказал: «Кто идет медленно и не спеша, тому не длинна никакая дорога; кто терпеливо готовится в путь, тот непременно приходит к цели». Недавно Беларусь отметила знаменательный юбилей — 25 лет со дня обретения независимости и государственного суверенитета. Конечно же, по историческим меркам срок небольшой, однако по степени насыщенности важными событиями эти четверть века для белорусов можно без преувеличения назвать судьбоносными. Беларусь прошла через труднейшие испытания постсоветского периода. В сложном, противоречивом поиске идентичности страна сохранила по крупицам то ценное, что нарабатывалось десятилетиями в СССР, привнеся лучшее из мирового, в первую очередь европейского, опыта, и в результате уверенно встала на ноги как самостоятельное, самодостаточное государство.
За годы независимости Беларусь сделала впечатляющий шаг вперед в общественно–политическом и социально–экономическом развитии, добилась заметных успехов на международной арене, стала участником новых интеграционных проектов, расширила круг зарубежных партнеров и союзников, открыла, освоила и закрепила за собой новые перспективные рынки.
В труднейшем геополитическом контексте мы не допустили проникновения к нам хаоса и насилия, сберегли мир, безопасность, стабильность в обществе и государстве. Нашей стране удалось найти баланс в диалоге с различными полюсами силы. Выстроены взаимовыгодные модели сотрудничества с большинством членов мирового сообщества. Голос Беларуси твердо и уверенно звучит на крупнейших международных площадках, в первую очередь с трибуны Организации Объединенных Наций.
Инициативы, принятые к действию
Небольшая по размерам страна неизменно выступала с трибуны ООН, других знаковых площадок с объемным, «панорамным» видением мировых проблем, с крупными внешнеполитическими инициативами, актуальными для многих государств и народов мира.
Здесь стоит выделить прежде всего выдвинутую на саммите ООН 2005 года инициативу Президента Беларуси о признании многообразия путей прогрессивного развития в качестве ценности человеческой цивилизации.
Другая из наиболее известных инициатив связана с проблематикой борьбы с торговлей людьми. В последние годы Беларусь также играет одну из ведущих ролей в противодействии торговле человеческими органами.
По инициативе Беларуси, Катара и Египта в феврале 2015 года в Нью–Йорке создана Группа друзей семьи, которая сегодня насчитывает уже 25 государств — членов ООН.
Также по инициативе Беларуси в Организации Объединенных Наций в 2016 году создана группа государств–единомышленников в поддержку стран со средним уровнем дохода.
Выступая на саммите ООН 2015 года, Президент Беларуси предложил воплотить идею «интеграции интеграций» в качестве ключевого принципа сотрудничества, ориентированного на совместный поиск оптимальных путей объединяющего роста и устойчивого развития, скоординированное противодействие глобальным угрозам и вызовам.
Свидетельством открытости нашего государства к взаимодействию по любым вопросам, включая правозащитную тематику, стало принятие первого Национального плана по правам человека на 2016 — 2019 годы. Таким образом Беларусь вошла в число 40 стран мира, имеющих подобные программы.
Миролюбивая многовекторная внешняя политика — это осознанный выбор
Уже устойчивым стало выражение «Беларусь является донором безопасности в Европейском регионе и мире». И это абсолютно справедливо. За истекший период наша страна присоединилась практически ко всем основным международным договорам в области безопасности: о нераспространении ядерного оружия, о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний, об обычных вооруженных силах в Европе, по открытому небу, конвенциям о запрещении химического, биологического оружия, запрете противопехотных мин, к блоку военно–политических обязательств ОБСЕ и ряду других.
Наша страна участвует во всех контрольных разоруженческих механизмах. На протяжении десятилетий мы отстаиваем на площадке ООН идею о запрещении разработки и производства новых видов оружия массового уничтожения (ОМУ).
С 2014 года Минск стал местом проведения заседаний трехсторонней контактной группы Украина — Россия — ОБСЕ. При этом крайне важно, что мы не дали втянуть себя в противостояние, спровоцированное украинским кризисом. Взвешенная позиция содействовала нормализации политического диалога с ЕС, США и Канадой, важным этапом которого стала отмена или приостановка большинства антибелорусских санкций.
Встреча министра иностранных дел Беларуси Владимира Макея с председателем ОБСЕ,
первым заместителем премьер-министра, министром иностранных дел Сербии Ивицей Дачичем. 2015 год.
Работа трехсторонней контактной группы по Украине в Минске еще раз подтвердила реноме Беларуси как надежного «провайдера» безопасности в Европе, играющего значимую роль в урегулировании кризиса в Украине.
Закономерным итогом стало решение впервые провести очередную сессию Парламентской ассамблеи ОБСЕ в Минске в июле 2017 года. Масштабное мероприятие будет способствовать упрочению позиций нашей страны в ОБСЕ и на международной арене.
Евразийская интеграция и не только
За годы независимости Республикой Беларусь выстроен прочный фундамент отношений с ключевым стратегическим партнером — Российской Федерацией — как на двусторонней основе, так и в рамках интеграционных объединений.
Беларусь как одна из стран — основательниц Евразийского экономического союза внесла весомый вклад в этот процесс. В 2016 году главами государств одобрены концепции формирования общего рынка газа, нефти и нефтепродуктов ЕАЭС. Принятие этих документов — только первый шаг на пути создания общих рынков энергоресурсов союза в период 2019 — 2025 годов.
Тем не менее приходится констатировать, что основные цели ЕАЭС: создание условий для свободного перемещения товаров, услуг, капиталов и рабочей силы без изъятий и ограничений, а также реализация согласованной политики в ключевых секторах экономики — к настоящему времени не достигнуты. На это постоянно обращает внимание партнеров по интеграции белорусская сторона.
Особый разговор о Содружестве Независимых Государств, которому в декабре 2016 года исполнилось 25 лет. Процессы в нем носят противоречивый характер.
В свете обострения отношений между двумя ключевыми партнерами нашей страны — Россией и Украиной — очевидно, придется под новым углом взглянуть на реализацию Договора о зоне свободной торговли.
Своеобразной фабрикой свежих идей и актуальных вопросов в повестку дня СНГ стала прошедшая в 2016 году в Минске Международная научно–практическая конференция «25 лет Содружеству Независимых Государств: итоги, перспективы». По результатам ее работы были выработаны конкретные предложения по раскрытию потенциала Содружества практически по всем направлениям.
В западном контексте
Изменение восприятия Беларуси вследствие ее сбалансированной внешнеполитической линии, в том числе по украинскому вопросу, во многом обусловило своеобразный прорыв на западном направлении. Расширена тематика взаимодействия с Евросоюзом за счет проведения в 2014 — 2015 годах шести раундов консультаций по вопросам модернизации, переговоров по проектам соглашений об упрощении визовых процедур и о реадмиссии. В октябре 2016 года между Беларусью и ЕС подписана Декларация о партнерстве ради мобильности, а в ноябре состоялся первый в истории визит в Беларусь делегации Комитета по политике и безопасности Совета ЕС, в состав которой вошли постоянные представители при ЕС всех 28 стран — членов Евросоюза.
Европа остается вторым по значимости рынком сбыта для белорусских товаров. Евросоюз можно считать и основным источником инвестиций и кредитных ресурсов в нашу экономику.
На ежегодной встрече министров иностранных дел Центрально–Европейской инициативы было принято официальное решение о председательстве Беларуси в этой организации в 2017 году.
Отмена большинства санкций в отношении Беларуси открыла окно возможностей для развития полноформатного диалога с Западом во всех сферах взаимодействия — в первую очередь в важных для нас торгово–экономической и инвестиционной, включая доступ Беларуси к ресурсам международных и европейских финансовых институтов. Так, в сентябре 2016 года Еврокомиссия внесла Беларусь в список стран, имеющих право получать финансирование Европейского инвестиционного банка под гарантии ЕС.
В настоящее время в отношениях с США наметилась положительная динамика. Вашингтон отказался от действовавшей ранее негативной рекомендации своим бизнесменам и инвесторам в отношении работы с нашей страной, поддерживает вступление Беларуси в ВТО, не препятствует развитию связей между регионами.
Укрепление дальней дуги
В разрезе формирования полноценной третьей опоры внешней политики Беларусь продолжает укрепление дальней дуги союзников и партнеров. В последние годы обеспечена стабильная динамика политического и экономического диалога с традиционными и новыми партнерами в Азии. Наиболее активно развивалось сотрудничество с Китаем, Вьетнамом, Индией, Ираном, Пакистаном, Афганистаном, Бангладеш, Индонезией. Открылись посольства Беларуси в Монголии, Пакистане, Австралии.
Вовлечение Беларуси в новый глобальный проект — «Экономический пояс Шелкового пути» (ЭПШП) — должно оказать заметное влияние на повышение инвестиционной привлекательности белорусской экономики, расширение товаропотоков, формирование новых производств, транспортно–логистических схем, создание рабочих мест. Китайско–Белорусский индустриальный парк «Великий камень» фактически становится точкой опоры ЭПШП в Евразии.
Формируемые на дальней дуге новые точки опоры, дополнительные «подушки безопасности» способствуют росту узнаваемости Беларуси в регионах Азии, Африки, Ближнего Востока, Латинской Америки, что, в свою очередь, работает на дальнейшую диверсификацию экспорта и в целом на повышение уровня политического взаимодействия Минска с дальними партнерами.
...Выйдя на качественно новый виток своего развития, Беларусь может и должна играть более значимую роль не только в региональной, но и в мировой политике.
Владимир МАКЕЙ, министр иностранных дел Республики Беларусь.
(Продолжение цикла публикаций последует.)