Как новые реалии стимулируют развитие белорусской мебельной индустрии и глубокой деревопереработки
03.11.2022 07:44:00
Владимир ВОЛЧКОВ
Страсти по IKEA поутихли, хотя процесс окончательного ухода шведского мебельного дистрибутора с российского рынка весьма подробно освещается деловой прессой. Но сегодня интересно не то, как будет жить рынок без IKEA, а как он сложится без него и других иностранных производителей, которые ушли из России и Беларуси (нас под давлением своего правительства покинул Jusk). Очевидно, что для наших деревоперерабатывающих предприятий открываются ниши — есть все шансы их заполнить. Хотя для расширения своего присутствия на том же российском рынке придется перестраивать бизнес-процессы. И совершенно по-другому расставлять акценты. Ведь, будем откровенны, немало наших производителей мечтали стать поставщиками крупной транснациональной корпорации. Тогда можно было сконцентрироваться только на производстве, а проблему конструкторских разработок, дизайна, маркетинга, сбыта переложить на мощного партнера. У процессинговой бизнес-модели имелись как плюсы, так и минусы. Но факт в другом: сегодня конкурентоспособность станет определяться способностью компаний обеспечивать полный цикл: от разработки изделия до его реализации и даже сервиса. О рисках, вызовах и возможностях белорусской деревопереработки и мебельной индустрии поговорили с членом Совета по развитию предпринимательства при Совете Министров Александром Ильницким:
— Доля крупных иностранных дистрибуторов мебели и товаров для дома на белорусском рынке была невелика. IKEA в стране официально не была представлена, Jusk пришел, но не успел значительно развиться. Поэтому замещать на отечественном рынке деревообработчикам фактически некого.
Если говорить о рынке деревопереработки в целом, то сейчас наблюдается ситуация, когда существует переизбыток пиломатериалов, фанеры, древесностружечных и других видов плит.
Сейчас наиболее востребована продукция глубокой переработки, в том числе мебель. Привлекательным для нашей продукции является российский рынок, а также другие географические направления. В России производителей много, но немало из них работало с зарубежными производителями. И сегодня они столкнулись с тем, что не обладают компетенциями для разработки и вывода на рынок собственной продукции. Белорусские предприятия способны занять эту нишу. Сегодня сложилась уникальная ситуация, когда предприятия концерна «Беллесбумпром» эффективнее, чем многие частные компании. По той причине, что наши крупные мебельные фабрики не только сотрудничали по процессингу с иностранными заказчиками (при определенных условиях это выгодно), но и развивали собственные линейки товаров.
У наших предприятий имеются все возможности наращивать производство и осваивать новые виды продукции.
Надо понимать, что проекты по деревопереработке (производство фанеры, плит) очень капиталоемкие, нужны инвестиции в сотни миллионов рублей. Но сам по себе выпуск продукции, если налажен технологический процесс, не является сложным. Мебельная индустрия не требует столько глобальных капитальных вложений, но создание цикла и вывод на рынок занимает минимум три-четыре года. Наши фабрики начали еще до «новой реальности» заниматься углубленной переработкой. И если, скажем, в середине 2010-х доля мебели в объеме производства некоторых крупных деревообрабатывающих предприятий составляла практически 0 процентов, то сейчас 25. Такая диверсификация позволяет сохранять устойчивость предприятия в сложившихся условиях.
Конечно, новые реалии влияют на отрасль. Но на самом деле в этом есть огромный положительный эффект: рестрикции касаются в основном продукции первичной деревопереработки. Надо отметить, что задача по увеличению глубины переработки давно ставилась государством. Сегодня так называемый коллективный Запад подтолкнул наших производителей к выполнению этой стратегии. Сейчас есть мощности и специалисты. У наших предприятий имеются все возможности наращивать производство и осваивать новые виды продукции. Например, есть ниша для напольных покрытий, декоративных плит, кухонных столешниц, которых большое количество завозится по импорту и в Беларусь, и в Россию.
Сегодня сложилась уникальная ситуация, когда предприятия концерна «Беллесбумпром» эффективнее, чем многие частные компании.
Не исключено, что назрела необходимость и актуальность в белорусской деревообрабатывающей отрасли создать крупную дистрибуторскую компанию наподобие IKEA. Объективно наши производители могут заполнить многие товарные позиции. Но однозначно этим должны заниматься не производители (производство и дистрибуция — разные виды бизнеса) и не концерн «Беллесбумпром», который является регулятором. Другой вопрос, что необходимо создать условия, чтобы такая торговая компания появилась с привлечением частных инвестиций. Для создания крупной торговой сети регионального масштаба нужны и соответствующие компетенции, и серьезные инвестиции.
Очевидно одно: придется выходить из зоны комфорта, пересматривать бизнес-процессы, более глубоко заниматься маркетингом, дизайном, развивать конструкторские компетенции. Поначалу будет непросто, потребуется проделать значительный объем работы, но в целом те возможности, которые есть, позволяют выйти на новый качественный уровень отечественной деревопереработки.
volchkov@sb.by
— Доля крупных иностранных дистрибуторов мебели и товаров для дома на белорусском рынке была невелика. IKEA в стране официально не была представлена, Jusk пришел, но не успел значительно развиться. Поэтому замещать на отечественном рынке деревообработчикам фактически некого.
Если говорить о рынке деревопереработки в целом, то сейчас наблюдается ситуация, когда существует переизбыток пиломатериалов, фанеры, древесностружечных и других видов плит.
Сейчас наиболее востребована продукция глубокой переработки, в том числе мебель. Привлекательным для нашей продукции является российский рынок, а также другие географические направления. В России производителей много, но немало из них работало с зарубежными производителями. И сегодня они столкнулись с тем, что не обладают компетенциями для разработки и вывода на рынок собственной продукции. Белорусские предприятия способны занять эту нишу. Сегодня сложилась уникальная ситуация, когда предприятия концерна «Беллесбумпром» эффективнее, чем многие частные компании. По той причине, что наши крупные мебельные фабрики не только сотрудничали по процессингу с иностранными заказчиками (при определенных условиях это выгодно), но и развивали собственные линейки товаров.
Надо понимать, что проекты по деревопереработке (производство фанеры, плит) очень капиталоемкие, нужны инвестиции в сотни миллионов рублей. Но сам по себе выпуск продукции, если налажен технологический процесс, не является сложным. Мебельная индустрия не требует столько глобальных капитальных вложений, но создание цикла и вывод на рынок занимает минимум три-четыре года. Наши фабрики начали еще до «новой реальности» заниматься углубленной переработкой. И если, скажем, в середине 2010-х доля мебели в объеме производства некоторых крупных деревообрабатывающих предприятий составляла практически 0 процентов, то сейчас 25. Такая диверсификация позволяет сохранять устойчивость предприятия в сложившихся условиях.
Конечно, новые реалии влияют на отрасль. Но на самом деле в этом есть огромный положительный эффект: рестрикции касаются в основном продукции первичной деревопереработки. Надо отметить, что задача по увеличению глубины переработки давно ставилась государством. Сегодня так называемый коллективный Запад подтолкнул наших производителей к выполнению этой стратегии. Сейчас есть мощности и специалисты. У наших предприятий имеются все возможности наращивать производство и осваивать новые виды продукции. Например, есть ниша для напольных покрытий, декоративных плит, кухонных столешниц, которых большое количество завозится по импорту и в Беларусь, и в Россию.
Не исключено, что назрела необходимость и актуальность в белорусской деревообрабатывающей отрасли создать крупную дистрибуторскую компанию наподобие IKEA. Объективно наши производители могут заполнить многие товарные позиции. Но однозначно этим должны заниматься не производители (производство и дистрибуция — разные виды бизнеса) и не концерн «Беллесбумпром», который является регулятором. Другой вопрос, что необходимо создать условия, чтобы такая торговая компания появилась с привлечением частных инвестиций. Для создания крупной торговой сети регионального масштаба нужны и соответствующие компетенции, и серьезные инвестиции.
Очевидно одно: придется выходить из зоны комфорта, пересматривать бизнес-процессы, более глубоко заниматься маркетингом, дизайном, развивать конструкторские компетенции. Поначалу будет непросто, потребуется проделать значительный объем работы, но в целом те возможности, которые есть, позволяют выйти на новый качественный уровень отечественной деревопереработки.
volchkov@sb.by