На «Лістападзе-2024» состоялся мастер-класс Олега Сафаралиева
04.11.2024 17:34:00
Валентин ПЕПЕЛЯЕВ
В Белорусской государственной академии искусств в рамках юбилейного XXX Минского международного кинофестиваля «Лістапад-2024» состоялся мастер-класс известного советского, российского и азербайджанского кинорежиссера, сценариста и продюсера Олега Сафаралиева «Лабиринты режиссуры». Мастер напомнил студентам о важности постоянно расширять свой литературный и кинематографический кругозор, отслеживать новейшие тенденции в киноиндустрии, систематически смотреть и пересматривать лучшие картины немого кино, итальянского неореализма, французские, английские и советские киноработы. Олег Сафаралиев посоветовал студентам читать труды Аристотеля, в частности его «Поэтику», работы психолога Карла Густава Юнга, исследователя мифологии Джозефа Кэмпбелла «Тысячеликий герой» и «Сила мифа», книги Сида Филда и Кристофера Воглера.
— Я пять лет читаю курс лекций, который называется «Драматургия режиссуры», для меня эти два понятия неразделимы, как сиамские близнецы. Погружать в тему кинематографа нужно, рассматривая эти вопросы в тесной связи и не отделяя друг от друга, — отметил Сафаралиев. — В сегодняшней лекции «Лабиринты режиссуры» без драматургии мы тоже никуда не денемся. Мир кино — это жестокий мир конкуренции и без необходимого объема знаний, который неподготовленного человека может привести в замешательство, там делать нечего.
Сафаралиев призвал будущих кинематографистов как можно раньше начать оценивать трезво свои творческие возможности:
— Когда мы приходим в кино, мы преисполнены иллюзий, что мы откроем миру новые истины. Сразу хочу вас разочаровать: нет ничего нового под луной. В мире кино всё уже давно известно. Нам приходится очень долго искать свою маленькую нишу в разнообразном мире искусства. Но мы всегда интересны этому миру своей индивидуальностью, своей личностью и человеческой неповторимостью. Именно ее вы должны всячески пестовать и уважать в себе.
По мнению Олега Сафаралиева, именно поэтому международным кинофестивалям всегда интересны национальные истории:
— В свое время моя картина «Прощай, южный город» два года ездила по фестивалям, побывала в Берлине, Стамбуле, Рио-де-Жанейро и других городах. Не потому, что я был таким талантливым, а потому, что лента рассказывала об интернациональной жизни в Баку конца 80-х и это было интересно на всех континентах.
Также Олег Сафаралиев вспомнил особую требовательность своего мастера, кинорежиссера и сценариста Сергея Соловьева, чью мастерскую режиссерского факультета ВГИКа он окончил в 1988 году:
— Сергей Александрович требовал от нас фундаментальных знаний живописи, фотографии, литературы, музыки. Если вы не знали творчество французского фотографа Анри Картье-Брессона или Энни Лейбовиц, то делать вам на курсе было нечего. Высокая изобразительная культура видна по его фильмам. Кроме того, Сергей Соловьев существовал в парадигме великой русской классической литературы и это тоже имело яркое отражение в его работах.
— Я пять лет читаю курс лекций, который называется «Драматургия режиссуры», для меня эти два понятия неразделимы, как сиамские близнецы. Погружать в тему кинематографа нужно, рассматривая эти вопросы в тесной связи и не отделяя друг от друга, — отметил Сафаралиев. — В сегодняшней лекции «Лабиринты режиссуры» без драматургии мы тоже никуда не денемся. Мир кино — это жестокий мир конкуренции и без необходимого объема знаний, который неподготовленного человека может привести в замешательство, там делать нечего.
Сафаралиев призвал будущих кинематографистов как можно раньше начать оценивать трезво свои творческие возможности:
— Когда мы приходим в кино, мы преисполнены иллюзий, что мы откроем миру новые истины. Сразу хочу вас разочаровать: нет ничего нового под луной. В мире кино всё уже давно известно. Нам приходится очень долго искать свою маленькую нишу в разнообразном мире искусства. Но мы всегда интересны этому миру своей индивидуальностью, своей личностью и человеческой неповторимостью. Именно ее вы должны всячески пестовать и уважать в себе.
По мнению Олега Сафаралиева, именно поэтому международным кинофестивалям всегда интересны национальные истории:
— В свое время моя картина «Прощай, южный город» два года ездила по фестивалям, побывала в Берлине, Стамбуле, Рио-де-Жанейро и других городах. Не потому, что я был таким талантливым, а потому, что лента рассказывала об интернациональной жизни в Баку конца 80-х и это было интересно на всех континентах.
Также Олег Сафаралиев вспомнил особую требовательность своего мастера, кинорежиссера и сценариста Сергея Соловьева, чью мастерскую режиссерского факультета ВГИКа он окончил в 1988 году:
— Сергей Александрович требовал от нас фундаментальных знаний живописи, фотографии, литературы, музыки. Если вы не знали творчество французского фотографа Анри Картье-Брессона или Энни Лейбовиц, то делать вам на курсе было нечего. Высокая изобразительная культура видна по его фильмам. Кроме того, Сергей Соловьев существовал в парадигме великой русской классической литературы и это тоже имело яркое отражение в его работах.