Какой должна быть наша эстрада и на что ей делать ставку
21.10.2016 12:41:40
Какой должна быть наша эстрада и на что ей делать ставку — тема не новая, долгоиграющая и, честно говоря, как и лихорадочные, но пока бесплодные страсти вокруг “Евровидения”, порядком поднадоевшая. Одно ясно: все хотят видеть на сцене ярких артистов и слышать запоминающиеся песни. В багаже у нас богатые песенные национальные традиции и фольклор, который в свое время позволил “Песнярам” взлететь на вершины популярности. С другой стороны, наши артисты не могут не видеть, как и в какую сторону развивается мировой музыкальный рынок, какие аранжировки в моде. Может быть, нам стоит взять все самое лучшее из глобального шоу-бизнеса, переосмыслить и выдать свой отформатированный продукт? При каких условиях должен случиться этот творческий прорыв? Эти вопросы мы задали нашим экспертам.
Беречь свой голос
Олег Молчан, композитор, музыкальный продюсер
По своему многолетнему опыту работы с уверенностью могу сказать: чтобы добиваться больших результатов в любом деле, в первую очередь нужно много трудиться и безгранично верить в достижение цели. Сегодня многие артисты, наверное, в глубине души пытаются повторить успех “Песняров”: это и эстрадные артисты, рок-коллективы, фолк-коллективы... Идут многочисленные обсуждения, задаются вопросы: “Что делать?” Проводятся параллели. Однако я не ставил бы сегодняшние фолк-коллективы в один ряд с “Песнярами”. Это все-таки разные вещи.
Феномен “Песняров” заключался в том, что их полюбили не только за фольклор, а за классное исполнение. “Песняры” — профессионалы высочайшего класса. И я думаю, что национальные музыкальные традиции еще далеко не исчерпаны.
На Западе между мастерством поп-артиста и классическим музыкантом нет такого зазора, потому что оба для начала получили хорошее музыкальное образование и владеют нотной грамотой и теорией. У нас, увы, на эстраде много по-настоящему самодеятельных коллективов в прямом смысле этого слова.
Надо понимать, что современный шоу-бизнес — бизнес непростой. И в США, и в Европе есть целый ряд компаний, которые продвигают артистов — Universal Musiс, Sony Music и другие. Это целая индустрия. И за любым серьезным артистом, кого ни возьми, всегда стоит серьезный лейбл. Принц, Селин Дион, Джордж Майкл, Мэрайя Кэрри — все известные артисты когда-либо работали или работают с музыкальными компаниями. И именно лейблы делают звезд.
Наша сильная сторона — наш славянский мелос. Это надо сохранять. Априори мы никогда не обыграем афроамериканцев в чувстве ритма, никогда наши артисты не смогут исполнить хип-хоп или рэп так, как американцы. Но и они никогда не обыграют нас в мелодии и душевности. Мелодия и гармония — наш музыкальный фундамент. От этого не надо отказываться ни в коем случае. И пласт народной музыки надо доносить миру, делать конкурентоспособным. Но соотнося себя с реальной культурной ситуацией в мире. Великие художники Возрождения неспроста появлялись именно в Италии, потому что Италия в то время была страной, которая задавала художественную моду. Так же и Шопен, и Лист переехали во Францию из Венгрии и Польши, потому что именно во Франции бурлила жизнь. Моцарт появился в Австрии, где сам воздух был напитан музыкой... Многие великие белорусы стали знаменитыми, уехав из страны, об этом тоже не стоит забывать. Кто-то уехал в Москву, Петербург или, как Франциск Скорина, в Чехию. Значит, нужно поднимать общий культурный рейтинг Беларуси в мире.
Увы, многие артисты о музыкальной составляющей думают в последнюю очередь. Все стараются как могут, но музыка при этом почему-то уходит на второй план. Идут в телеведущие, участвуют в различных шоу. С одной стороны, это, конечно, популяризация себя как личности, но какое отношение это имеет к профессиональной музыке? Мне трудно представить, чтобы кто-нибудь из западных артистов — Джордж Майкл и Элтон Джон — регулярно работали на телевидении в качестве телеведущего.
Порой мы сегодня горячо спорим о тенденциях и моде. Честно говоря, чем старше становлюсь, тем меньше понимаю в тенденциях. И нужно меньше обращать на них внимания. И “Грэмми” — это все-таки прежде всего тоже конкурс, а за любым конкурсом стоят обычные люди, свои симпатии и антипатии, и не надо из-за них сходить с ума. Через 100—150 лет “вскрытие покажет”, кто чего был достоин на самом деле.
Нельзя требовать сегодня от белорусской эстрады прежнего размаха и прежних успехов. Все они были вполне объяснимы. БССР была частью многонациональной страны, в которую входило 15 республик. Национальную музыку в республиках поддерживали на самом высоком уровне. В стране долгие годы был один главный телевизионный канал. И когда после съезда КПСС показывали две-три песни “Песняров”, естественно, они разлетались по всему Союзу, моментально запоминались и становились популярными. Справедливости ради нужно сказать, что и песни были гениальные.
Сейчас масса каналов, и у каждого свой сегмент. И само общество распадается на вкусовые сегменты, расслаивается. Я думаю, время подскажет нам, куда двигаться дальше. Вижу, что время суперзвезд уходит. Молодежь у нас неглупая, все информационные источники для нее открыты, но она идет по вершкам. Ей не хватает сосредоточенности. Подражать Западу стоит в профессионализме, мастерстве, техническом обеспечении. Но у нас подражают только внешним вещам. Кто-то из молодых музыкантов сознательно выбирает карьеру альтернативных музыкантов. Я понимаю этот выбор, однако считаю, что обязательно нужно выводить свою музыку на коммерческий уровень. В то же время необходимо во всем этом многообразии сохранять свое “я”.
Формулы успеха давно найдены
Инна Радаева, продюсер
Лет десять назад, помню, я с жаром отговаривала одного молодого артиста серьезно связывать свою жизнь со сценой. Сегодня я отговариваю с двойной силой. Прежде чем идти на этот жесткий рынок, надо тысячу раз подумать, готов ли ты вкладываться финансово, морально и интеллектуально в то, что, может быть, принесет результат только через 10—15 лет. Сцена — это прежде всего тяжелая работа, очень сложный труд. А результата может и не быть. Труд, талант и современные технологии должны работать в единой связке.
По объективным причинам мир шоу-бизнеса усложняется. И за этим надо следить. Не пытаться искать вчерашний день. Шоу-бизнес — часть всего остального мира и происходящие в нем процессы не могут на нем не отражаться. Глобализация, финансовые потрясения и всяческие экономические перепады оптимизма не добавляют. Мы всегда считали, что людям нужны хлеб и зрелища. Хлеб и зрелища сегодня на одних весах. И очевиден выбор в пользу хлеба.
Все формулы успеха уже давным-давно найдены, и не надо изобретать велосипед. Прагматик Иосиф Пригожин взял в создании имиджа для Валерии за образец Мадонну. Но после понял, что на нашей почве, у нашей целевой аудитории Мадонна как образ не приживется. И придумал некий симбиоз — “русскую Мадонну”. Может быть, не стоит во всем слепо копировать западные образцы, но иметь их в виду нужно обязательно. Именно за ними будущее, а не за бабушкиными напевами. Нужно учиться тому, как делать, а не что.
Это сейчас “Песняры” для нас уже классика. Но ведь когда они появились, это тоже был прорыв, совершенно новое слово на эстраде. Они одними из первых пошли своей дорогой и не прогадали, хотя были поставлены в строгие рамки. У многих их коллег из ВИА был более попсовый и, честно говоря, довольно конъюнктурный репертуар. Я помню Владимира Мулявина с детства, мои родители с ним дружили. Даже в быту, в каких-то мелочах, по обрывкам каких-то разговоров я видела, что это был совершенно несоветский человек. Он мыслил широко и свободно.
Когда мой артист Дядя Ваня (Иван Вабищевич) получил специальный приз от Аллы Пугачевой на фестивале “Новая волна — 2008” и пятьдесят тысяч долларов призовых, я понимала, что он воспринимается на конкурсе не столько как белорусский артист, а как типаж. Синтез рокера и парня из соседнего двора. Таким этот образ и был задуман. И формулировка, с которой Пугачева присуждала ему приз, была всем понятна: “Этот артист, может быть, не извлекает выдающихся нот, но у него есть своя харизма и своя позиция”. При том, что Ваня любит белорусскую культуру, но в его образе мы вышли на универсальное сценическое восприятие. Хотя и пел он песню “Моя Белараша”...
Сегодня кому-то может не нравиться артист Николай Басков, но, судя по всему, его новое шоу “Игра” поставлено совершенно с голливудским размахом. И публика на него ломится, чтобы посмотреть, какой продукт предлагает этот человек. А мы можем сидеть на диване и смеяться над ним сколько угодно. Недавнее шоу Земфиры “Маленький человек”, которое она сделала с западными музыкантами, совершенно безупречно с чисто технической точки зрения зрелище, но вот мне чего-то не хватило. Какая-то эмоция из Земфиры уже ушла, в чем-то она перегорела. Не знаю, верит ли она в то, о чем поет. Но при этом она собирает “Олимпийский”.
Я за применение западных технологий, но категорически не приемлю, когда молодые белорусские артисты начинают петь на английском языке. Они не понимают, что тем самым ставят себя в ряд с тысячами англоязычных исполнителей. И шансы добиться успеха в этой англоязычной нише чрезвычайно низки. Увы, у многих из них почему-то нет желания учиться. У кого-то, может быть, не хватает средств, это не дешевое удовольствие. Они не ищут собственное лицо, часто выглядят, как копии других артистов. Это смешно.